Конспект межгруппового занятия по правилам дорожного движения с умственно отсталыми детьми (средний школьный возраст)
Данный конспект имеет своей целью формирование основ безопасного поведения на улице у детей с умственной отсталостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchie_pravila_perehoda_ulic_i_dorog.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое учреждение
Детский дом-интернат
«Южное Бутово»
Конспект межгруппового занятия
по правилам дорожного движения
с умственно отсталыми детьми
(средний школьный возраст)
Разработала сценарий воспитатель
Водяницкая Светлана Давыдовна
Москва 2013
Тема: Основные правила поведения детей на улице и дороге.
Переход улиц при регулировании дорожного движения светофором.
Цель: формирование основ безопасного поведения на улице.
Задачи:
Образовательные
- Продолжать формировать у детей знания о правилах безопасного поведения на улице;
- Через игру продолжать учить различать дорожные знаки;
- Закрепить с детьми знания правил дорожного движения, знать назначение и сигналы светофора;
Коррекционно-развивающие
- Доставить детям радость через эмоционально-окрашенное проведение занятия: развлечение;
- Развивать навыки связной речи в процессе выполнения игровых заданий, развивать внимание, память, сообразительность;
- Умение выслушивать собеседника, последовательно, четко высказывать свои мысли, давать полные ответы на вопросы;
Воспитательные
- Воспитывать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения;
- Воспитывать умение действовать в коллективе;
- Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, желание придти на помощь героям, попавшим в беду;
- Воспитывать культуру общения
Наглядно-дидактический материал
- Презентация с видеосюжетами (оживлённая городская улица, ДТП по вине детей, регулировщик на перекрёстке);
- Ноутбук
Оборудование
- Макет автобуса,
- Дорожные знаки на стойках,
- Модель действующего светофора;
- Фон (макеты домов, деревьев, знак «Въезд запрещён»);
- Пешеходный переход-зебра изображен в центре сцены на полу;
- Костюмы (регулировщик, Петрушка, Буратино, Ёж, Кот, Петух, Заяц, Лиса, Пёс, Светофорчик)
Ведущий: Здравствуйте. Дети, мы живем в большом, красивом городе с зелеными широкими улицами и проспектами. По ним движутся много легковых и грузовых машин, едут троллейбусы и автобусы и никто никому не мешает. Это потому, что есть четкие строгие правила для водителей и пешеходов. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, мы должны строго соблюдать установленные правила безопасного дорожного движения. ( Показывает книгу). Сегодня мы с вами вспомним и закрепим правила поведения на улицах и дорогах.
Отгадайте загадки и вы догадаетесь, о чем мы будем с вами говорить.
То моргнет он красным глазом,
то зеленым он моргнет,
станет всем понятно сразу,
тем, кто едет и идет,
что за чудо, что за он
с разными глазами?
Это чудо (светофор), догадались сами?
Очень нужен он в пути,
Где дорогу перейти?
Он расскажет «что» и «как»,
Звать его - (дорожный знак).
Молодцы, всё отгадали! Будем говорить о том, что светофор и дорожные знаки помогут нам переходить улицу.
Звучит музыка
Ведущий:Ой, как здорово, к нам пришёл Светофорчик!
Действующие лица: Светофорчик, Ёж, Заяц, Петух, Лиса, Буратино, Петрушка, Пёс, кот Мурзик.
Ход спектакля.
Светофорчик: Здравствуйте, дети! Меня зовут Светофорчик. Сегодня я буду учить Ёжика, Лису, Зайца, Петуха и Буратино правилам дорожного движения. Ребята, они ещё не приходили?
Дети: Нет!
Светофорчик: Вот и Ёжик появился. Здравствуй, Ёжик!
Ёж: Здравствуй, Светофорчик!
Бежит Лиса
Лиса: Я не опоздала? Здравствуйте.
Все: Здравствуй, Лисонька!
Появляются Петух и Заяц
Петух и Заяц (хором): Здравствуйте!
Все: Здравствуйте!
Светофорчик: Все собрались?
Ёж: Братцы, а где же Буратино?
Все персонажи повторяют этот вопрос, обращаясь друг к другу.
Ёж уходит, затем возвращается на автобусе.
Ёж: Садитесь скорей, мы поедем и обязательно его найдём!
Все, кроме Светофорчика, садятся в автобус. Зажигается зелёный свет.
Светофорчик: Ехать можно, путь открыт!
Все (едут и поют):
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Ёж: Мы едем, Буратино.
Лиса: И мы его найдём.
Все (хором): И правила движения все вместе разберём!
Заяц: Я кого-то вижу!
Лиса: Это, кажется, кот Мурзик переходит улицу.
Ёж: Стой! Не смей переходить – красный свет впереди!
Лиса: Беги, беги скорей, успеешь, мы ещё далеко!
Петух: Ку-ка-ре-ку, скорей!
Заяц: Постой, не беги!
Автобус с шумом тормозит. Кот Мурзик, мяукая, убегает.
Светофорчик: Ребята! Можно было перебегать улицу или нет? Почему нельзя?
Дети: Горел красный свет!
Ёж: Правильно, ребята.
Зажигается зелёный свет, автобус продолжает движение.
Все (поют):
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Петух: Ку-ка-ре-ку!
Появляется Шарик. Он мчится за мячом, подбрасывает мяч.
Шарик:
Мне машина нипочём!
Буду здесь играть с мячом!
Пинает мяч, тот попадает под машину, с шумом лопается.
Шарик: Ой, бедный мой мячик, что с ним стало?
Ёж: Скажи спасибо, что с тобой ничего похожего не произошло.
Светофорчик: Ребята, помните: играть на проезжей части улицы нельзя. Это очень опасно!
Загорается зелёный свет, автобус уезжает под песню «Весёлые путешественники». (муз. М. Старокадомского, сл. С. Михалкова), появляется Буратино.
Буратино: Странно, где же все?
Едет автомобиль
Буратино: Пойду я следом за машиной по дороге и найду их.
Выезжает автобус и чуть не сбивает его. Светофор мигает всеми глазами по очереди.
Светофорчик: Как тебе не стыдно, Буратино, ты разве не знаешь, что по проезжей части дороги ходить нельзя?
Заяц: Буратино, тебе не больно?
Петух: Нехорошо, нехорошо!
Ёж: Вечно с тобой что-то случается.
Лиса: Нельзя быть таким глупым.
Светофорчик: Я думаю, Буратино всё понял.
Буратино: Я, конечно, виноват и обязательно выучу правила дорожного движения.
Ведущий: А я тебе помогу! Слушайте внимательно. У светофора три глаза. Верхний – красный, под ним – жёлтый и внизу – зелёный. Стоит он на улицах и перекрёстках, открывает и закрывает поочерёдно глаза. И дорогой управляет. Красный свет – перехода нет. Жёлтый – подожди, посмотри, какой зажжётся сигнал, а зелёный – смело переходи улицу. Запомнили?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Ведущий: А сейчас мы поиграем в игру.
Игра «Красный, жёлтый, зелёный»
Ведущий: Послушайте правила игры: на зелёный свет вы встаёте и шагаете на месте, на жёлтый – хлопаете в ладоши, на красный – стоите смирно. (проигрывается 3-4 раза).
Все: Мы всё поняли.
Нужно слушаться без спора
Указаний светофора.
Нужно правила движения
Выполнять без возражения!
Светофорчик: Я рад, что вы всё поняли, до свидания!
Выбегает запыхавшийся Петрушка.
Петрушка: Здесь собрались ребята из детского дома «Южное Бутово»?
Дети: Здесь.
Петрушка: Я, ребята, к вам сегодня
Так спешил и так бежал!
Попрошу я извиненья,
Что немного опоздал.
Мне, Петрушке, очень надо
Вам загадки загадать,
Потому, что вы, ребята,
Должны правила все знать.
Петрушка: Будьте внимательны, я буду задавать вам вопросы, а вы должны хором отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья!»
А если вы не согласны, то все молчите.
- Кто из вас идет вперёд только там, где переход?
- Кто летит вперёд так скоро, что не видит светофора?
- Знает кто, что свет зелёный означает: путь открыт?
- Кто из вас, идя домой, держит путь по мостовой?
- Знает кто, что красный свет – это значит – хода нет?
Петрушка: А загадки отгадывать умеете?
Там, где есть машин поток,
Дорожных знаков много,
Постовой свистит в свисток,
Значит там ……(дорога).
Напомни ротозею строго:
«Стоп! Здесь проезжая дорога!»
Кто так на улице резвится,
Тот окажется в ……..(больнице)
Посмотри – силач какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Многотонный грузовик……..(полицейский-регулировщик, постовой)
Петрушка: Правильно, ребята! Смотрите, к вам в гости идёт полицейский-регулировщик. Ну а мне пора бежать! До свидания! (уходит)
РЕФЛЕКСИЯ
Полицейский-регулировщик: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я – полицейский-регулировщик или постовой. Моя задача – строго следить, чтобы пешеходы выполняли указания дорожных знаков и правила перехода улиц.
А вы знаете эти правила? Сейчас я строго проверю! Ответьте на мои вопросы:
- Где можно переходить улицу?
- Где нельзя играть?
- На какой свет можно переходить улицу?
- Что следует сделать, прежде чем начать переходить улицу?
Полицейский-регулировщик: Молодцы! А дорожные знаки вы знаете? Вот сейчас я проверю! (показывает знак и читает загадку)
1. По полоскам черно-белым
Пешеход шагает смело
Кто из вас, ребята, знает
Знак о чем предупреждает?
Дай машине тихий ход –
Дети: Пешеходный переход
2. Под дорогою нора
Кто быстрее всех смекнет
Почему под ней с утра
Ходят люди взад-вперед?
Дети: Подземный переход
3. Ездят здесь одни машины
Грозно их мелькают шины
У тебя велосипед?
Значит стоп! Дроги нет!
Дети: Движение на велосипедах запрещено
4. В белом треугольнике
С окоемкой красной
Человечкам-школьникам
Очень безопасно
Этот знак дорожный
Знают все на свете
Будьте осторожны,
На дороге –
Дети: Дети
Полицейский-регулировщик: А где обычно ставят такие знаки? (Около школ, детских садов, стадионов)
Машины мчат во весь опор,
И вдруг на встречу знак:
Изображён на нём забор…
И что это за знак? (железнодорожный переезд)
Полицейский-регулировщик: На все мои вопросы вы ответили правильно. Помните, ребята, что игры на улице в любой момент могут обернуться бедой. Всегда выполняйте правила дорожного движения!
Дети едут на автобусе и поют (песня «Весёлые путешественники» муз. М. Старокадомского, сл. С. Михалкова):
Мы ехали, мы пели,
И с песенкой смешной
Все вместе, как сумели,
Приехали домой!
Нам солнышко светило,
Нам ветер напевал,
В пути не скучно было,
И каждый напевал:
Тра-та-та, тра-та-та,
Мы везём с собой кота,
Чижика, собаку, петьку – забияку,
Обезьяну, попугая-
Вот компания какая!
Вот компания какая!
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Ведущий: Все наши путешественники приехали домой, потому что они знают и выполняют правила движения.
Водитель автобуса:
На улице будьте внимательны, дети!
Твёрдо запомните правила эти.
Правила эти помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
Список литературы
- Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2010.
- Правила дорожного движения Российской Федерации. Официальный текст с комментариями и иллюстрациями. 2013 г. (раздел 4. Обязанности пешеходов, раздел 6. Сигналы светофора и регулировщика)
- Семенюк В. И., Владимиров Н. В. Изучение Правил дорожного движения: Книга для учителя. – 2-ое изд., перераб. и доп. – Мн.: Народная асвета, 1986. – 88 с.
- Степаненкова Э. Я., Филенко М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. – М.: Просвещение, 2008.
- Три сигнала светофора: Дидакт. игры, сценарии вечеров досуга: Кн. Для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / В. А. Добрякова, Н. В. Борисова, Т. А. Панина, С. А. Уклонская; Сост. Т. Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 2009.
ОО
О то