Профориентационное занятие Тема: Выбрать профессию и не ошибиться
Методическая разработка для внеклассного мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_vybrot_professiyu_i_ne_oshibitsya.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Профориентационное занятие
Тема: Выбрать профессию и не ошибиться
Цели: Самопознание.
Выявление ведущих мотивов выбора профессии
Подведение учащихся к взвешенному решению при выборе будущей профессии
Задачи
1. Расширить знание о мире профессий.
2. Познакомить обучающихся с престижными, редкими и новыми профессиями, охарактеризовать предмет труда каждой профессии.
3.Развивать навыки группового взаимодействия (умение выслушать и понять другого).
4. Познакомить обучающихся с житейским способом выбора профессии.
Ход занятия
Игра «Леди и джентльмены».
Группа в полном составе стоит в круге. Руководитель объявляет:
«Сейчас, по моей специальной команде, мы все закроем глаза и поменяемся местами с кем-то, кто сидит напротив нас. Присмотритесь к тем, кто сидит напротив вас. Выберите мысленно одного из них, не давая ему сигналов, что вы выбрали именно его. Запомните, где он сидит. Итак, закройте глаза, пошли».
Упражнение «Если бы я был...»
Ведущий произносит фразу «Если бы я был...», обращаясь к одному из участников. Участник должен закончить предложение любой фразой, пришедшей ему в голову.
Упражнение направлено на развитие ассоциативного мышления, снятие напряжения.
Упражнение «Познай людей и самого себя»
Из предложенных ниже геометрических фигур: квадрата, треугольника, прямоугольника, круга и зигзага, — выберите ту, о которой условно можно было бы сказать: «Это я!». Пронумеруйте оставшиеся фигуры в порядке убывания предпочтения.
Ребята делятся на пять групп, выбирая фигуру, садятся за определённый стол.
Педагог-психолог даёт характеристику группам учеников в зависимости от выбранной фигуры.
Выбранная Вами фигура или фигуры соответствуют геометрическому типу Вашей личности и определяет ее основные характерологические черты. Выраженность тех или иных черт характера уменьшается в порядке убывания выбранных вами фигур. Последняя фигура Вашего выбора может обозначать персоны, контакты с которой будут наиболее затруднительными для Вас.
Те, кто выбрали:
Квадрат
Выбор квадрата в качестве основной фигуры может свидетельствовать о склонности к аналитическому мышлению, рациональности и практичности. Женщины, выбравшие квадрат, организованны, пунктуальны, придирчивы, внимательны к деталям. Они терпеливы, трудолюбивы, настойчивы в достижении цели, тверды в решениях и склонны к строгому соблюдению правил и инструкций.
Их речь отличается ясностью, точностью, логичностью и обстоятельностью. Она бывает, как правило, несколько монотонной и замедленной. Для них характерен высокий тембр голоса и употребление речевых штампов.
Предпочитают одежду строгого, классического стиля в сдержанных, неярких тонах. Опрятны, сухощавы, скупы в движениях и жестах, бесстрастны и академичны.
Прямоугольник
Выбор прямоугольника в качестве основной фигуры может свидетельствовать о непоследовательности, склонности к принятию импульсивных решений, непунктуальности и нервозности. Женщины, выбравшие прямоугольник, болезненно любознательны, внушаемы и доверчивы. Для них характерен заниженный уровень самооценки, поспешность, торопливость и быстрые колебания настроения.
Их речь отличается неуверенностью, невнятностью и сбивчивостью. Она бывает, как правило, эмоциональной и аритмичной. Для них характерны колебания громкости голоса и высоты тона, употребление междометий и «слов-паразитов».
Особых предпочтений в одежде нет, не отличаются особой аккуратностью и характеризуются полнейшим отсутствием стиля. Неуклюжи, резки, с неуверенной жестикуляцией и бегающими глазами.
Треугольник
Выбор треугольника в качестве основной фигуры может свидетельствовать о развитом честолюбии, стремлении к лидерству и власти любой ценой. Женщины, выбравшие треу- гольник, сконцентрированы на достижении цели, уверены в себе, решительны и импульсивны. Для них характерны высокий уровень самооценки, склонность к риску, бьющая через край энергия, высокая работоспособность и тяга к развлечениям.
Их речь отличается логичностью, доходчивостью и афористичностью. Она бывает, как правило, эмоциональной быстрой и четкой. Для них характерны громкий голос и низкий тембр, употребление жаргонных слов и выражений.
Предпочитают модную, элегантную одежду, выдержанную в классическом стиле. Отличаются ухоженностью, умением следить за собой и любовью к дорогим вещам. Походка — уверенная и раскованная, с плавными движениями.
Круг
Выбор крута в качестве основной фигуры может свидетельствовать о доверчивости, общительности, ориентации на мнение окружающих и нерешительности. Женщины, выбравшие круг, доброжелательны, щедры, чувствительны. Для них характерны склонность к сопереживанию и стремление к заботе о других. Они отличаются меланхоличностью, сентиментальностью и устремленностью в прошлое.
Их речь характеризуется непоследовательностью, нелогичностью и частыми отступлениями от главной темы. Она бывает, как правило, эмоциональной, плавной и несколько замедленной. Для них характерны сочный, густой голос низкого тембра, употребление восторженных оценок и комплиментов.
Предпочитают неофициальный стиль одежды. Склонны к полноте, женственны и обаятельны. Походка легкая, плавная, с расслабленными телодвижениями.
Зигзаг
Выбор зигзага в качестве основной фигуры может свидетельствовать об импульсивности мышления, непостоянстве взглядов, изменчивости настроения и отношений с окружающими. Женщины, выбравшие зигзаг, мечтательны, восторженны, непрактичны и непосредственны. Для них характерны позитивная установка на все новое, устремленность в будущее, бунтарская жажда переустройства. Они отличаются отсутствием самодисциплины, безалаберностью в финансовых вопросах и самодостаточностью.
Их речь образна, ярка, непоследовательна и ассоциативна. Она бывает, как правило, эмоциональной, торопливой и зажигательной. Голос имеет много оттенков, его тембр варьируется от очень высокого до низкого. Лексика богата и разнообразна, характеризуется употреблением оценочных слов и выражений.
Отдают предпочтение модным экстравагантным нарядам. Склонны к смешению стилей и небрежности в одежде. Стремительны, манерны, с оживленной мимикой и жестикуляцией.
Упражнение «Жил-был у бабушки серенький козлик...»
Цель: научить участников находить свою долю ответственности за принятые решения.
Инструкция участникам
Жил-был у бабушки серенький козлик... Всем известно, что потом с ним приключилось. Кто в ответе за то, что остались от козлика рожки да ножки? Виноват ли сам козлик, что отлучился в дремучий лес? А может, виноват злой Серый Волк, задравший с голодухи несчастное животное?
Некоторые уверены, что за ситуацию полностью отвечает та самая бабушка, которая отставила козлика без присмотра... Вы согласны?
А теперь давайте нарисуем для себя диаграмму ответственности за принятие решения, связанного с выбором профессии.
Как вы думаете, кто отвечает за решение и, в каком объеме:
(родители, учителя, психолог, друзья, ты сам).
Кто принимает решение, тот и несет ответственность.
В жизни каждого из нас наступает ответственный момент профессионального выбора – выбора карьеры. Мы задаемся вопросом: "Кем быть?" Важно среди тысячи профессий правильно выбрать ту, с которой начнется трудовой жизненный путь. От выбора карьеры зависит весь будущий уклад нашей жизни, так как она влияет на уровень жизни и финансовое благополучие, круг друзей и статус в обществе, а также на самооценку и даже ощущение счастья.
Есть семь шагов для взвешенного решения при выборе будущей профессии, так давайте на сегодняшнем занятии попробуем пройти их вместе.
СЕМЬ ШАГОВ К ВЗВЕШЕННОМУ РЕШЕНИЮ
1. Составить список подходящих профессий
Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.
2. Составить перечень требований выбираемой профессии
Составьте список своих требований:
- выбираемая профессия и будущий род занятий;
- выбираемая профессия и жизненные ценности;
- выбираемая профессия и жизненные цели;
- выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;
- выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
- желательный уровень профессиональной подготовки;
- выбираемая профессия и мои склонности и способности;
- желательные содержание, характер и условия работы.
3. Определить значимость каждого требования
Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий
Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
5. Подсчитать и проанализировать результаты
Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.
6. Проверить результаты
Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
7. Определить основные практические шаги к успеху
Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
Упражнение «Фильм о моей жизни»
Представьте, что вы режиссер. Какой фильм о своей будущей жизни вы могли бы снять? В каком жанре (боевик, комедия, мелодрама)? Каких актеров пригласили бы на главные роли? Напишите сценарий этого фильма и прочитайте его группе.
Упражнение «Пиктограмма эмоций»
Участникам предлагается нарисовать пиктограмму той эмоции, которая более всего отображает их настроение на данный момент.
Литература
Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. –М.:Издательский центр»Академия», 2001.
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками /Под ред. М.Р. Битяновой. – СПб-М.,: Питер, 2002.
Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. –М.: Генезис, 2003.
Энциклопедия для детей. Выбор профессии /Глав.ред.Е.Ананьва;, –М., Аванта+, 2003.