Коммуникативная модель педагога.

Лопарева  Анна Самуиловна

Памятка для педагогов. Раскрыты структура, принципы, содержание коммуникативной подготовки педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pam_kommunik_podg_ped_po_prof.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Здоровьесберегающие

принципы коммуникативной подготовки:

Модель коммуникативной подготовки педагога строится на системе методических принципов: профессиональной активности (добровольное и заинтересованное вовлечение педагога в процесс профессиональной коммуникативной подготовки); объективации поведения (определение педагогом в процессе его коммуникативной подготовки собственных возможностей в переводе своего импульсивного поведения на объективированный уровень; поддержка его в ходе всего взаимодействия и общения с подростком); исследовательской позиции (создание педагогом ситуаций творческого совместного поиска с подростком способов решений личностных и собственных профессиональных проблем); партнерского, диалогического общения (признание педагогом ценности личности подростка в коммуникативном процессе поиска совместных решений, с учетом обоюдных интересов); осознания результатов совместной деятельности с подростком (осознание педагогом того, как он воспринимается подростком в партнерском взаимодействии и общении).

Ведущим условием становления у подростка представлений о здоровом образе жизни в образовательно-воспитательном процессе, является коммуникативная деятельность педагога, которая строится в соответствии со структурой его коммуникативной модели, включающей в себя систему внутриличностных убеждений, ценностей, определяющих возможности профессионально-успешной  идентификации в межличностном взаимодействии и общении

Принцип профессиональной активности заключается в добровольном и заинтересованном вовлечении педагога в процесс коммуникативной подготовки и является основанием для всей системы принципов.

  Принцип объективации поведения заключается в определении педагогом в процессе подготовки собственных возможностей в переводе своего импульсивного поведения на объективированный уровень в коммуникативном взаимодействии и общении.

        принципа исследовательской позиции, который заключается в создании педагогом ситуаций творческого, совместного с подростком, поиска способов решения личностных проблем подростка и профессиональных проблем педагога.

       

          принцип   партнерского диалогического общения, который заключается в признании педагогом самоценности Другого (подростка) в коммуникативном процессе поиска совместных решений с учетом взаимовыгодных интересов.

       принцип осознания результатов совместной деятельности, который заключается в осознанном понимании педагогом того, как он воспринимается подростком в партнерском взаимодействии и общении («Я знаю “образ” себя, который возник у Другого»). 

 

Структура коммуникативной модели педагога строится в соответствии с его возможностями восприятия целостности «образа» сенсорно-физического себя, целостности «образа» поведенчески-продуктивного себя, целостности «образа» коммуникативно-успешного себя, ценностно-целостного «образа» профессионально-успешного себя.

Содержание коммуникативной модели педагога ориентировано на систему функций зож подростка в профилактике его аддиктивного поведения.

Все это обеспечивает адекватное становление у подростка системы ценностно-смысловых представлений в виде целостного «образа» здорового себя в совместной деятельности педагога с подростком в пространстве диалогического взаимодействия.

Коммуникативная модель педагога задает выделение трех групп целевых установок его коммуникативной подготовки: 1) формирование эмоционально-чувственной целостности сенсорно-физического себя, системы знаний о себе как целостном физическом организме; 2) становление и закрепление автоматизмов и привычек здоровьесберегающего поведения, развитие системы знаний и умений в организации здорового профессионального поведения; 3) стимулирование и инициирование процессов внутренней интеграции, в аспекте завершения целостности восприятия «образа» коммуникативно-успешного себя, задающего основу для построения системы профессиональных установок, убеждений, ценностей в дальнейшей самостоятельной деятельности, совершенствующей «образ» профессионально-успешного себя.

Система принципов коммуникативной подготовки педагога задается ведущим  принципом партнерского диалогического общения и  определяется и направляет действия и значения других принципов в соответствии с системой функций профилактики аддиктивного поведения, обеспечивающей выбор подростком здорового образа жизни

Ведущей целью педагогов в их работе по профилактике аддиктивного поведения подростков должна стать установка на становление зож, которая включает в себя: понимание педагогом содержания и значения ЗОЖ, как педагогической цели в профработе с подростком; функций и составляющих зож в профилактике аддиктивного поведения; стадий (уровней) становления ценностных смысловых представлений подростков о ЗОЖ.

коммуникативная подготовка педагога к работе по профилактике аддиктивного поведения подростка становится эффективной и действенной если:

в качестве важнейшей цели профилактики аддиктивного поведения педагог рассматривает выбор подростком здорового образа жизни как сформированного целостно-ценностного «образа» здорового себя, а также построение подростком своего жизненного пространства в совместной с педагогом деятельности, обеспечивающей обоюдный выбор здорового образа жизни;

ведущим средством профилактики аддиктивного поведения подростков в УВП ОУ рассматривается коммуникативная деятельность педагога, которая строится в соответствии с системой ценностных предпочтений и педагога, и подростка. При этом ценность здоровья является определяющей в создании поля здорового образа жизни, в установлении позитивных и действенных коммуникаций педагога с подростком, с учетом собственного потенциала здоровьесберегающего поведения;



коммуникативная подготовка педагога к работе по профилактике аддиктивного поведения подростка строится в соответствии с системой процессуальных принципов профессиональной активности, объективации поведения, исследовательской позиции, партнерского диалогического общения во взаимодействии с подростком, осознания возможностей и результативности совместной деятельности.


КОММУНИКАТИВНАЯ МОДЕЛЬ

ПЕДАГОГА

(по материалам  МОН РФ «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди учащихся общеобразовательных учреждений»- м., 2005.)

подготовил:  лопарева а.с., педагог – психолог мбдоу № 39

 г. Кызыла рт

памятка для  педагогов