Методология
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пояснительная записка Понятие « метод» с древнейших времен использовалось как синоним выражений «путь исследования, способ познания». Современная философия трактует его как форму практического и теоретического освоения действительности, систему способов, приемов, принципов и подходов, которые может использовать конкретная наука для познания своего предмета . Наука может развиваться лишь в том случае, если она пополняется новыми знаниями, приобретаемыми в процессе исследований. Педагогическое исследование – это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, поиска путей совершенствования тех или иных сторон педагогического процесса. Педагогические исследования могут иметь теоритический и опытно – экспериментальный характер.
В современной учебной литературе дается такое определение: метод научно-педагогического исследования - это способ исследования психолого-педагогических процессов формирования личности, установленной объективной закономерности воспитания и обучения.
П о направленности: Фундаментальные исследования Своим результатом имеют обобщающие концепции, предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе. Прикладные исследования Направлены на углублённое изучение отдельных сторон педпроцесса, раскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики.
Методы научно – педагогического исследования. Теоретические Эмпирические
Теоретические методы исследования Позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить надёжность полученных результатов, перейти от абстрактного к конкретному знанию, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные.
Теоретические методы исследования 1. Анализ 2. Синтез 3. Сравнение 4. Абстрагирование 5. Конкретизация 6. Обобщение 7. Моделирование 8. Индукция и дедукция
Теоретические методы исследования Анализ – разложение целого на части, позволяет вскрыть внутреннюю структуру объекта . Синтез – соединение частей или свойств (сторон) изучаемого объекта в единое целое . Сравнение как сопоставление познаваемых с целью выявления сходства и различия между ними. С помощью сравнения устанавливаются связи между предметами и явлениями и происходит их классификация . Абстрагирование – процесс мысленного отвлечения какого-либо свойства или признака предмета от самого предмета, от других его свойств. Конкретизация предполагает включение абстрактного понятия в многообразие действительных свойств, связей и отношений .
Теоретические методы исследования Конкретизация мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций . Обобщение – выделение в явлениях общих черт, подытоживание исследования. Обобщение тем убедительнее, чем большее количество существенных признаков явлений подвергалось сравнению . Моделирование – это исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей. Индукция и дедукция – логические методы обобщения полученных эмпирическим путём данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный – от общего суждения к частному выводу.
К эмпирическим методам исследования относят все те методы, приемы, способы познавательной деятельности, а также формулирования и закрепления знаний, которые являются содержанием практики или непосредственным результатом её. Их можно разделить на две подгруппы: методы вычленения и исследования эмпирического объекта; методы обработки и систематизации полученного эмпирического знания, а также на соответствующие им формы этого знания.
Эмпирические методы исследования 1. Наблюдение 2. Беседа 3. Интервью 4. Анкетирование 5. Тестирование 6. Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся 7.Педагогический эксперимент 8.Изучение и обобщение педагогического опыта 8. Шкалирование 9.Рейтинг
Эмпирические методы исследования Наблюдение – целенаправленное, систематическое изучение определённого педагогического явления. Этот метод исследования рассчитан на непосредственное получение нужной информации через органы чувств. Беседа – проводиться по заранее намеченному плану, в свободной форме, без записывания ответов собеседника. Интервью – используется в целях выяснения мнения и отношения воспитанника, воспитателя к тем или иным фактам или событиям для составления более глубокого представления о сущности и причинах педагогических явлений. Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов. Тестирование – метод педагогического исследования с использованием тестов – стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.
Эмпирические методы исследования Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся – предполагает изучение журналов учёта успеваемости и посещаемости, личных дел и медицинских карт, протоколов собраний, результатов учебно – познавательной и творческой деятельности. Педагогический эксперимент – специально организованная педагогическая деятельность учителя и учащихся с заранее заданными исследовательскими целями; преднамеренное внесение изменений в процессе воспитания и обучения, глубокий качественный анализ и количественное измерение полученных результатов. Изучение и обобщение педагогического опыта – направлен на анализ состояния практики. Шкалирование – превращение качественных факторов в количественные ряды. Рейтинг – метод исследования, предполагающий выявления значимости того или иного качества для испытуемой личности.
Вывод Педагогическая наука постоянно развивается, пополняя свои знания результатами исследований. Самое важное в завершенном педагогическом исследовании — это внедрение его результатов в практику. Под внедрением результатов понимается целый комплекс мероприятий, реализуемых в определенной последовательности, включающих информирование педагогической общественности о полученных выводах или выявленных закономерностях, дающих основание для внесения каких-либо изменений в практику (через педагогическую печать, в устных выступлениях и т. д.); создание новых учебных и методических пособий, базирующихся на полученных данных экспериментального исследования (например, при перестройке обучения в начальной школе); разработка методических инструкций и рекомендаций и т. д.
Вывод Залогом успешного внедрения и распространения результатов педагогических исследований и изученного и научно обоснованного передового опыта является творческое содружество учителей и работников педагогической науки, интерес учителей к чтению научно-педагогической и методической литературы, стремление лично, непосредственно участвовать в опытной и экспериментальной работе, особенно на том этапе, когда организуется массовая проверка новых учебно-методических материалов, в которых заложены новые идеи и отражены результаты научно-педагогических исследований. Знание основных методов ведения педагогических исследований необходимо каждому творчески работающему человеку, который должен знать и уметь применять эти методы как для изучения опыта других людей, так и для организации проверки на научной основе своих собственных педагогических находок и открытий, применяемых в иных условиях.