Методические аспекты проблемы развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка

Лопарева  Анна Самуиловна

В презентации раскрыты особенности подготовки педагога с одаренными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye.pptx1.33 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА ПОДГОТОВИЛ: А.С. ЛОПАРЕВА, педагог – психолог мбдоу № 39 «сказка» г. Кызыла РТ

Слайд 2

Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в “своем” педагоге. Неподготовленные педагоги часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам . Нередко неподготовленные педагоги негативно настроены по отношению к одаренным детям, они часто используют для них тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение

Слайд 3

Личность педагога является ведущим фактором любого образовательного процесса. Не является исключением и ситуация с педагогом для одаренных детей. Наиболее существенным фактором успешности работы педагога является глобальная личностная характеристика - система взглядов и убеждений, в которой большое значение имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы в русле личностно – ориентированном, гуманном, деятельностном подходе. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном гуманном личностно – центристском общении

Слайд 4

По мнению некоторых исследователей, поведение педагога для одаренных детей в группе / классе , в процессе обучения и построении своей деятельности, должно отвечать следующим характеристикам: - он разрабатывает гибкие, индивидуализированные разноуровневые программы; - создает теплую, эмоционально безопасную, психологически комфортную атмосферу в группе / классе ; - предоставляет детям обратную связь; - использует различные стратегии обучения, активизирующие познавательную активность обучающихся; - уважает личность; - способствует формированию положительной самооценки детей; - уважает его ценности ; - поощряет творчество и работу воображения; - стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; - проявляет уважение к индивидуальности каждого ребенка

Слайд 5

Работа с одарёнными детьми предъявляет дополнительные требования к профессионализму и личности педагога. М . Карне выделяет следующие качества, необходимые педагогу для работы с одарёнными детьми : · теоретические знания по вопросу одарённости; · наличие практического опыта; · позитивная «Я – концепция»; · целеустремлённость и настойчивость; · зрелость (чёткое знание своих целей и задач); · эмоциональная стабильность; · чуткость; · креативность

Слайд 6

Чтобы помочь педагогам развить указанные личностные и профессиональные качества, необходимо создать комплексную систему информационно – методической поддержки по проблеме мультипрофильного сопровождения одаренных детей в условиях ОУ: 1 уровень: индивидуальная работа – самообразование, консультации, собеседования, консультационные пункты, памятки, буклеты. 2 уровень: групповая работа - постоянно действующие семинары, семинары - практикумы; тренинги развития межличностных коммуникативных навыков; методические оперативки с предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности детей; организационно – обучающие и деловые, ролевые игры и проективные технологии с целью тренировки умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы и разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты.

Слайд 7

Ученые – исследователи отмечают, что техника преподавания у прошедших специальную подготовку педагогов для одаренных и обычных педагогов примерно одинакова: заметная разница заключается в распределении времени на виды активности . Практика показывает, что в традиционном обучении на 90% преобладает монолог педагога, рассчитанный на передачу детям знаний в готовом виде. Даже на тех занятиях / уроках , где присутствует диалог, функции педагога ограничиваются чаще всего репродуктивным воспроизведением изученного материала. При этом педагоги не обращают внимания на содержание задач, характер и форму вопроса, их место в системе занятия / урока . В большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие на однозначные ответы, не активизирующие мыслительную деятельность ребенка. Педагоги , работающие с одаренными детьми, меньше говорят, меньше дают информации, реже решают задачи за них. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это детям. Они больше спрашивают и меньше объясняют

Слайд 8

Заметны различия и в технике постановки вопросов. Педагоги одаренных гораздо больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям. Они провоцируют детей выходить за пределы первоначальных ответов. Они гораздо чаще пытаются понять, как они пришли к выводу, решению, оценке. Большинство педагогов старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ детей, а педагоги одаренных ведут себя больше как психотерапевты: они избегают реагировать на каждое высказывание. Они внимательно и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит к тому , что дети больше взаимодействуют друг с другом и меньше зависят от педагога. В данном случае педагог выступает в роли посредника.

Слайд 9

На протяжении многих веков одаренность рассматривалась несколько автономно от социально-педагогической практики. Происходило это в первую очередь потому, что изыскания были не востребованы системой образования. Основное внимание ученых - исследователей было обращено не на сам феномен одаренности как личностное образование или социально-психологическое явление, а на проблему его происхождения (божий дар или земное?). Основными видами одаренности было принято считать интеллектуальную и творческую одаренности . В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

Слайд 10

ОДАРЕННОСТЬ СЕЙЧАС ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК СПОСОБНОСТЬ К ВЫДАЮЩИМСЯ ДОСТИЖЕНИЯМ В ЛЮБОЙ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОЙ СФЕРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, А НЕ ТОЛЬКО В АКАДЕМИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ. ОДАРЕННОСТЬ СЛЕДУЕТ РАССМАТРИВАТЬ КАК ДОСТИЖЕНИЯ И КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ДОСТИЖЕНИЯ. СМЫСЛ ДАННОГО УТВЕРЖДЕНИЯ В ТОМ, ЧТО НУЖНО ПРИНИМАТЬ ВО ВНИМАНИЕ И ТЕ СПОСОБНОСТИ, КОТОРЫЕ УЖЕ ПРОЯВИЛИСЬ, И ТЕ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРОЯВИТЬСЯ

Слайд 11

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин . Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми

Слайд 12

Работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных детей. Он требует постоянного профессионального роста, мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Работа с одаренными детьми в условиях образовательного учреждения выступает сегодня одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность

Слайд 13

Презентация мира (один из многих приемов работы с одаренными детьми) Предметное восприятие окружающего мира, свойственное детям (вот кошка, луна, скамейка, человек, палка и т. д.), с развитием ребенка преобразуется в социально-ценностное восприятие, когда подрастающий человек обнаруживает за предметами отношение, видит ценностные связи и взаимоотношения. Такое преобразование протекает незаметно, оно не обозначается каким-то резким переходом, когда бы вдруг простая “скамейка” превратилась бы в “место для отдыха старика, свидания для влюбленных” и т. д. Оно совершается в силу социализации личности, ее духовного развития, интеллектуального и эмоционального обогащения . “Презентация мира” направлена на перевод предметного восприятия мира в его ценностное восприятие. Предъявляется какой-либо предмет группе детей и предлагается описать роль этого предмета в жизни человека, зачем он для человечества, какую роль он играет в стремлении человека к счастью, какие отношения несет в самом себе, когда включен в повседневный быт. Таким образом, выявляется для детей духовная ценность материального предмета, смещает границы духовного и материального, развивает способность к одухотворению и в конечном итоге помогает ребенку обрести свою личность, подняться над ситуацией, освободиться от вещно-предметной зависимости.

Слайд 14

Для проведения «Презентации мира» избирается любой предмет, окружающий детей (нет смысла брать что-то незнакомое детям, как тостер или пуанты), задается вопрос о его роли в жизни человека, материальном и духовном предназначении, а так же вопрос о личном отношении ребенка к данному предмету. Необходимо создать надлежащую атмосферу, так чтобы все его достоинства и особенности были подчеркнуты, как ценность общечеловеческой культуры. Дети поочередно высказывают свои соображения. При этом они подходят к предмету, берут его в руки, демонстрируя всей группе, раскрывая то содержание, которое обнаружено им. [ Шуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. М., 1995 г .]

Слайд 15

Что значит для нас простой цветок розы? Какая от него может быть польза? Что бы было, если бы роз не было на земле? Выскажите ваше личное отношение к этому цветку?

Слайд 17

ВИДЫ ОТКРЫТОК

Слайд 19

Первые розы были выращены в Азии около 5000 лет назад. Дикие розы еще старше — первые из них появились около 35 миллионов лет назад. В древности считали розу божественным цветком. Греческий миф гласит: богиня Флора однажды увидела красивую девушку и превратила ее в цветок; Афродита добавила цветку красоту; три Грации — блеск и шарм. Дионис пожертвовал ароматный нектар, Зефир раздул облака, чтобы Аполлон мог поливать розу на солнце. Когда цветок вырос, он был передан Эросу (Купидону) и назван «Королевой цветов». Римляне имели собственную легенду о происхождении розы. Согласно ей много женихов стремились жениться на красивой девушке по имени Rodanthe , но ни одним их них она не заинтересовалась. Эти люди были настолько полны любовью и желанием, они были столь рассержены ее равнодушием, что ворвались в ее дом, выломав дверь. Этот эпизод возмутил богиню Диану. В наказанье она превратила красавицу в цветок, а ее воздыхателей — в шипы. Общеизвестно, что значение красных роз — «Я тебя люблю». Комбинированный букет из красных и белых роз означает единство и дружбу, розовый — изящество и элегантность, желтый — радость, оранжевый или коралловый — желание, букет бордовых роз делает комплимент красоте, белые розы означают божественность.

Слайд 20

Список рекомендуемой литературы : Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. – М., 1998. Доровской А.И. 100 советов по развитию одаренности детей. – М.,1997. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – М. – Воронеж - 1997. Психология одаренности детей и подростков. /Под ред. Н.С. Лейтеса – М., 2000. Психология одаренности детей и подростков./Под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтеса , Т.М. Марюгина – М., 2000. Психология одаренности: от теории к практике./Под ред. Д.В. Ушакова – М., 2000. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М., 2000. Терасье Ж.К. Сверходаренные дети. - М., 1999. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения. – М., 2000.