Духовно-нравственное воспитание на уроках физики

Татаринова Галина Евгеньевна

Моральные качества личности имеют большее значение,

чем интеллектуальные достижения.

А. Эйнштейн

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание  на уроках физики

Татаринова Галина Евгеньевна

Заместитель директора по учебной работе  ГБОУ СПО МО «Коломенский аграрный колледж»

Моральные качества личности имеют большее значение,

чем интеллектуальные достижения.

А. Эйнштейн

Духовно – нравственное воспитание является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невозвратимый невосполнимый урон. Формирование  основных жизненных ценностей происходит в период роста ребенка. В связи с этим главную роль в процессе становления занимает образовательное учреждение  и, конечно, педагоги.  Духовно-нравственное воспитание должно быть духовно - нравственным развитием человека в контексте его всестороннего развития. Духовно – нравственное развитие  осуществляет в процессе социализации последовательное расширение и укрепление  ценностно – смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству и миру в целом. Ставим задачи: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности и толерантности.

В процессе преподавания физики учитель должен систематически ориентировать ученика на значимые для него ценности:

Универсальные ценности:

- человек

- жизнь, природа, общество

 - добро, истина, красота

 - труд, познание, общение, игра

 - свобода, счастье, совесть, равенство, справедливость, братство. Концептуальные ценности:

- место человека в окружающем мире

 - диалектика связи человека и природы

- процесс познания человеком природы и себя, как составной части. Личностные ( групповые ) ценности :

- смелость в отстаивании взглядов

- дисциплинированность

- воля

- терпимость

- жизнерадостность

- честность

- ответственность …

Формирование концептуальных ценностей личности необходимо проводить через содержание обучения. Физика показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчёркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, способствует воспитанию высоконравственной личности, что является основной целью обучения.

Овладевая основами физики, учащиеся приобщаются к таким компонентам культуры, как наука, научное знание, мышление и деятельность и этот социокультурный материал принимают, как духовное приобретение, как жизненно необходимый и важный элемент собственной культуры.

На уроках я стараюсь раскрыть ценностные аспекты физики как науки, проявляющиеся при взаимодействии с другими областями человеческой деятельности, анализирую  ценности самой жизни и проблемы самореализации личности человека на примерах творчества выдающихся учёных - физиков и физиков - инженеров. Изучая на уроках опыты Шарля Огюстена Кулона, Майкла Фарадея, Генриха Герца, Петра  Лебедева, обращаю внимание учащихся  как на научную значимость этих экспериментов, так и на то, что они по-своему красивы.

Освещая на уроках крупнейшие технические изобретения, знакомя с образцами решения технических задач, я даю  представление о плодотворности союза учёного и инженера. Обращаюсь на уроках физики к основным вопросам глобальной экологии на примерах крупнейших экологических кризисов в природе. Все это  позволяет объяснить учащимся губительное последствие для всего человечества нарушение условий внедрения и применения технических разработок. На конкретных примерах показываю учащимся,  что может физика как наука и учебный предмет дать им лично (знания, методы, подходы, оборудование) для ответственного и эффективного участия в решении проблем экологии. Решение экологических проблем в огромной степени зависит от постановки экологического образования и воспитания подрастающих поколений. Формировать у молодежи современные научные взгляды на экологические проблемы, понимание их значимости в условиях стремительно развивающегося в мире научно-технического прогресса, показывать научно обоснованные способы уменьшения вредного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу крайне необходимо на уроках физики.

При изучении фундаментальных физических теорий и экспериментов, основных методов физических исследований показываю, как добываются, обосновываются и строятся научные знания, формируются мировоззренческие взгляды и убеждения относительно научной картины мира и её значимости для человека.

Обращаясь на уроках физики к материалам, связанным с биографиями ученых, анализируя их, учащиеся приобщаются к ценностям творческой деятельности, знакомятся с алгоритмами успешной работы в своей профессии и в итоге вырабатывают свои суждения о научной деятельности, научном знании и науке в целом.

История физики богата примерами, которые доказывают, какую большую роль в творческом процессе ученых играли чувства, вызванные произведениями искусства. Искусство будит фантазию, питает воображение человека. Стройная и многообразная гармония природы гораздо доступнее эстетически развитому человеку. Поражающие  правильностью очертания кристаллов вызывали у древних людей суеверные чувства. Люди долго не понимали, что кристаллы растут без всякого магического вмешательства из растворов, расплавов, паров и в твердых каменных породах. Симметрия формы кристалла и его физические свойства обусловлены симметрией его внутренней структуры. Но симметрия царит не только в мире кристаллов. Симметрична форма бабочки, жука, цветка. Большое значение имеет симметрия в искусстве ( живописи, музыке, литературе, архитектуре), в науке и технике.

В технике красота машин и механизмов часто бывает связана с их надежностью, устойчивостью в работе.

Практическая направленность уроков физики формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

С целью усиления воспитательной функции урока  нужны разнообразные формы и методы воспитательной работы с использованием различных учебных занятий.  Наиболее эффективным оказываются:

  1. подготовка студентами  материалов к сообщениям и выступление с ними о великих ученых-физиках: краткая биографическая справка, включающая черты мировоззрения, гражданскую позицию, философское кредо, широту взглядов, мотивы научного творчества, отношение к своим ученикам, заслуги перед Отечеством, оценка творчества и личности учёного выдающимися физиками или государством, описание исторических опытов. Данный мощный механизм  формирует  у студентов чувство патриотизма на уроках физики знакомством их с жизнью и достижениями ученых, внесших большой вклад в развитие российской и мировой науки. Большинство этих ученых были и есть настоящие патриоты своей Родины. Сообщения должны быть краткими, желательно раскрывающими конкретные черты ученого как личности. Необходимо учитывать, что сила воспитательного воздействия на студентов биографического материала неизменно возрастает, если фигуры ученых предстают со своими конкретными чертами личности, увлечениями. Например: М.В. Ломоносов, благодаря природному таланту, трудолюбию, целеустремленности и силе творческого духа смог подняться до уровня величайших представителей науки и, вместе с тем, демонстрировал талант стихосложения, сочиняя оды. Материал о них должен быть включен в логику изложения учителем текущего материала. Знакомство с успехами страны в области физики и техники позволяет формировать у учащихся чувство гордости за свою Родину.
  2.  составление и решение задач, связанных с биографическими данными ученых.
  3. изготовление прибора или модели исторического прибора, устройства, связанного с именем выдающегося физика.
  4.  оформление стенда, посвященного физикам нашего Отечества. В ходе выполнения этих заданий ученики соприкасаются с великой жизнью, видят примеры нравственных поступков, проявление патриотических чувств.
  5. посещение краеведческого музея и других учреждений культуры.   Использование культурного наследия русского народа (пословицы, поговорки, приметы, сказки и сказания, былины, песни и стихи) позволяет формировать умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию.
  6.  привлечение высказываний великих людей по ходу занятия: они как молнии, пронзают сознание ребят и запоминаются надолго.

Анализ ценностных аспектов современной физики на базе современного и исторического материала (использование атомной энергии в военных и мирных целях, загрязнение атмосферы и решение экологических проблем с помощью физики и т.д.) способствует воспитанию гражданина, гуманиста и борца за мир.

Одним из важнейших принципов духовно-нравственного воспитания является принцип непрерывности - взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Работа по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения должна идти как непрерывный процесс и носить не эпизодический, а систематический характер.

Сегодня российское общество переживает духовно-нравственный кризис. Я стремлюсь воспитать из своих учеников настоящих патриотов своего Отечества, достойных граждан России, полезных для государства и семьи. Хочется, чтобы душа каждого студента вобрала в себя лучшие качества человека – созидателя и творца, носителя нравственной чистоты, красоты, добра, справедливости, трудолюбия.