Психотопография образовательного пространства

Буланов Владислав Юрьевич

В реферате рассмотрены закономерности влияния местоположения учащегося в учебной аудитории на его психоэмоциональное состояние, поведение и когнитивные процессы.

Практика показала, что специалисты, применяющие изложенную здесь информацию в своей педагогической практике, получают более хорошие результаты, как в сфере обучения предметного, так и в сфере воспитания учащихся.

В реферате указаны общие положения психотопографии образовательного пространства, а также особенности горизонтальной и вертикальной раскладки пространства.

Изложенные закономерности работают для аудиторий практически любых размеров (от групп детского сада до лекционных залов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon topografiya_obrazovatelnogo_prostranstva_referat.doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор – Буланов Владислав Юрьевич.
Статья опубликована на сайте: https://nsportal.ru

Топография образовательного пространства

Практика показывает, что сегодня работе с образовательным пространством в школах уделяется не достаточно серьезное внимание.

Мы имеем ввиду реальное пространство учебной аудитории.

Мой опыт работы школьным психологом, педагогом дополнительного образования, официальным преподавателем и супервизором практики межрегионального класса Общероссийской Профессиональной психотерапевтической лиги показал, что грамотной работой с этим пространством можно серьезно влиять на поведение и успеваемость, как отдельных учеников, так и всего класса.

При этом практика показала, что учителя, грамотно использующие пространство кабинета, гораздо больше удовлетворены своей работой, её результатами и при этом лучше сохраняют свое психическое и физическое здоровье.

Схема работы очень проста, поэтому осваивается любым педагогом достаточно быстро.

Под психотопографией образовательного пространства мы понимаем особенности влияния реального физического пространства учебной аудитории на психику человека.

Психотопография образовательного пространства подразделяется нами на горизонтальную и вертикальную раскладки, рассматривающие закономерности влияния пространства в зависимости от характера горизонтального и вертикального взаиморазмещения участников учебно-воспитательного процессов.

Основные положения горизонтальной раскладки психотопографии:

- местоположение ребенка в классе влияет на его эмоциональные и когнитивные процессы;

- местоположение ребенка в классе влияет на эмоциональные и когнитивные процессы учителя;

- местоположение учителя во время подачи нового учебного материала влияет на эффективность усвоения материала учащимися.

Основное положение вертикальной раскладки психотопографии:

- взаимное расположение участников учебно-воспитательного процесса влияет на эффективность учебно-воспитательного процесса.

Горизонтальная раскладка психотопографического пространства

Топография учебного кабинета и когнитивные процессы.

Данный раздел мы рассмотрим исходя из стандартного расположения парт в классах общеобразовательных школ г. Глазова Удуртии.

Возьмем за основу трехрядное расположение парт (Рис. 1).

Первым рядом будем считать ряд у двери. Вторым рядом – средний ряд. Третьим – ряд у окна.

Стандартное местоположение учителя (в центре класса у доски) назовем позицией учителя №1. Положение учителя ближе к двери у стены с доской – позицией № 2. Положение учителя ближе к окну у доски – позицией № 3.

Рис. 1.

Ключ метода находится в специализации полушарий мозга и перекрестности каналов восприятия.

Нам известно, что левое полушарие – логическое, правое – эмоциональное. Также известно, что информация, получаемая по левым каналам восприятия (глаз, ухо, рука), больше обрабатывается правым полушарием, а информация, получаемая по правым каналам – левым полушарием мозга.

Так как ребята, сидящие на первом ряду к позиции № 1 учителя, чуть больше повернуты левыми ухом-глазом, а ребята третьего ряда – правыми ухом-глазом, следовательно, информация, получаемая первыми, больше обрабатывается правым полушарием (эмоциональным), а вторыми левым полушарием мозга (логическим).

Такая специализация полушарий приводит к тому, что у ребят первого ряда в течение дня больше стимулируется работа эмоционального полушария, они становятся более чувствительными, более эмоциональными. Если же у них есть какие-то внутренние психологические проблемы, то проблемы эти могут дать о себе знать, выйти наружу.

Ребята первого ряда лучше осваивают предметы гуманитарного цикла, где важно образное мышление, творчество, проживание, сопереживание, эмоции.

Ребята, сидящие на третьем ряду, наоборот,  со временем становятся более рассудительными, рациональными.  Эти ребята лучше осваивают  предметы, требующие  логики, а не эмоций – математика, физика, информатика…

Зная эту специализацию, нам неоднократно удавалась улучшить успеваемость ребенка по математике и физике, пересадив его с 1 ряда на третий. Точно также, у детей повышались успехи в музыке, рисовании и литературе, когда их пересаживали на первый ряд.

Однако не возможно всех посадить на тот или иной ряд. Да это и не нужно.  Гораздо проще учителю преподавать учебный материал из той позиции, которая этому материалу более соответствует.

Если учителю более важно, чтобы ученики прочувствовали, посопереживали, поработали душой, то работу с ними лучше вести из позиции № 3  - ближе к окну. Тогда информация будет чуть больше поступать в правое полушарие не только ребят первого, но и второго ряда. Ребята же третьего ряда ее будут воспринимать гармонично на оба полушария.

Если же учителю важно, чтобы ребята восприняли логику материала, поняли его и более важно активизировать их математический аппарат, то этот материал лучше давать из позиции № 2. Тогда у большей части класса информация будет преимущественно обрабатываться левым полушарием.

Пример. В одной из школ города  нам было предложено проконсультировать по проблеме уроков музыки. Учителю с  трудом удавалось управлять дисциплиной на уроке, а сами занятия не пользовались у детей популярностью.

В контексте этой статьи, мы обнаружили, что учитель в основном работал из позиции №2. И музыкальный инструмент, и музыкальный центр также находились в той зоне. То есть, учитель пытался преподать музыку через работу с левым полушарием мозга, что и не воспринималось ребятами. Поскольку этот предмет им не нравился, то им хотелось быстрее с этого урока уйти, но выход «загораживали» сам учитель (позиция № 2) и пианино, стоящее рядом с дверью, что, в свою очередь, еще больше повышало эмоциональное напряжение у учащихся.

Решение вопроса было предложено простое – переставить пианино ближе к окну и вести занятия по преимуществу из той зоны. После выполнения рекомендации, не сразу, но процессы гармонизации атмосферы на уроках музыки пошли.

Топография кабинета и эмоциональные, поведенческие процессы.

В кабинете существуют места, постоянное сидение детей на которых, вне зависимости от их воли влияет на их поведение. Некоторые позиции влияют и на восприятие ребят, сидящих на них, коллективом класса.

Рассмотрим базовые критические позиции (рис. 2)

Рис. 2

1 – первая парта первого ряда.  Из тех, кто садится сюда, очень часто получаются неформальные лидеры класса. Это же место любят и сами неформальные лидеры.  Однажды нам встретился случай, когда класс целиком попал под влияние этого лидера, при чем, лидерских качеств, как таковых, он не проявлял, и учителя не понимали, почему класс воспринимает его так. Оказалось, что к моменту обращения к нам, он сидела за этой партой на всех уроках уже на протяжении пяти лет.

Почему именно эта парта формирует неформального лидера класса. Думается, что здесь сможет дать ответ теория об обработке полушариями мозга временных линий. Известно, что правши будущее, как правило, видят впереди справа.  И в данном случае, этот молодой человек на протяжении пяти лет находился на линии их будущего – впереди с права, что и произвело эффект некоторого нейро-лингвистического программирования.

2 – первая парта второго ряда. В большинстве классов это – «мертвая зона». Нами неоднократно было замечено, что эта парта занимается  в последнюю очередь. По нашему мнению, это объясняется тем, что учащиеся этой парты «выпадают» из информационного потока, идущего от учителя, работающего из первой позиции.

В процессе своей работы он практически не обращает внимание на учащихся, сидящих за этой партой.  Его внимание направлено через ни и за них…  (рис. 3.)

Рис. 3

Еще одной причиной того, что за этой партой учиться тяжелее, является необходимость смотреть на доску, поднимая глаза на уровень 15-30 градусов относительно горизонта. Такой угол зрения уже в течение минуты способен вызвать у человека легкое трансовое состояние, перевести мозг с Бета-частоты, желаемой при современной системе обучения, на Альфа-частоту. Функционирование ребенка на этой частоте, учителями, как правило, называется «ловлей ворон», «витанием в облаках» и не приветствуется.

Хотя и известно, что обучение на альфа-уровне может быть гораздо эффективнее, чем на бета-уровне, однако современные учителя редко обладают необходимыми для этого компетенциями.

3 – первая парта третьего ряда.  В эту позицию часто садятся ребята, претендующие на формальное лидерство в классе.  Эта же позиция приводит к тому, что из них формальных лидеров пытаются сделать учителя.  По нашему мнению, это также можно объяснить теорией «временных линий». Учащиеся, расположившиеся за этой партой, находятся на линии будущего учителя. При этом они близко «рукой подать», а значит, по мнению учителя,  воспринимаются, как наиболее управляемы.

Парты 4, 5, 6 (последние занятые парты класса, «камчатка») находятся в так называемой активной зоне.

4 – последняя занятая парта третьего ряда. Зона активного критика. Кого бы ни посадить в эту зону, они со временем становятся достаточно активными, но!  Если сюда посадить грамотного, хорошо обучающегося и обученного человека, то его активная, хоть и критическая позиция, будет носить конструктивный характер и помогать учебно-воспитательному процессу в классе. Если же туда «сослать» хулигана, да еще и имеющего проблемы в учебе, ленивого, то его активность будет больше вредить и учителю и классу.

5 – позиция «зеркала». Это подвижная позиция. В течение урока в позицию зеркала могут попадать и 4, и 5, и 6 парты. Все зависит от рабочей позиции учителя.  Для позиции №1 – «зеркало» - парта 5.  Для позиции № 2 – парта 4. Для позиции № 3 – парта 6. В позицию «зеркала» лучше всего садить «любимчиков», тех, с кем учителю наиболее приятно общаться, на кого приятно смотреть, пышущих здоровьем и оптимизмом. В этом случае учитель на уроках уставать практически перестанет. Если же в эту позицию посадить человека не нравящегося, то при всем своем позитивном отношении к классу, учитель на уроках в этом классе будет достаточно серьезно уставать, даже если ребенок на уроке будет сидеть спокойно. Однако, поскольку это позиция активная, то именно этому ребенку проще всего в классе «сбить» учителя с мысли.

В наших экспериментах мы предлагали ребятам, сидящим в позиции «зеркала», на занятиях периодически без предупреждения, но тихо, выполнять гимнастику для глаз, гимнастику для шеи.

Было обнаружено, что в 7 случаях из 10 эти действия «сбивали» учителя с мысли, с ритма ведения работы. Аналогичные действия ребят из других позиций «сбивали» учителя с мысли только в 2-3 случаях из десяти.

6 – последняя занятая парта первого ряда. Позиция активная, роль – помощник. Активность ребенка, сидящего за этой партой, всегда будет направлена на помощь учителю.  Здесь вполне может сидеть как эмоциональный «авторитет» класса, который достаточно просто может призвать и привести класс к порядку, так и ментальный, который будет вступать с учителем в диалог-подтверждение (в отличие от диалога-критики учащегося с парты 4).

Если здесь сидит грамотный ученик, то его активность будет помогать. Если сидит не грамотный, то его активность может и мешать, но только в том случае, если учитель будет стремиться пройти материал быстрее. На самом деле, даже безграмотный ученик в этой позиции, задавая учителю вопросы, провоцирует его на всестороннее раскрытие темы, на объяснения с разных позиций, дабы и до него (ученика) наконец-то «дошло».

7 – средняя занятая парта первого ряда. Это место подсознания группы. Если учитель провел воспитательное мероприятие и желает выяснить, как именно оно повлияло на класс в целом, то спросить об этом надо сидящих за этой партой… Если учитель желает знать, как класс в целом усвоил материал, то спросить надо опять же ребят с этой парты – класс в целом усвоил материал на столько, на сколько усвоили эти ребята.

Кроме диагностической, данную позицию можно использовать и для проведения коррекции.  Если класс в целом сильный, то сюда можно посадить ученика слабенького, и тогда сильное, хорошо обученное подсознание класса, поможет и ему учиться лучше.  Ребенок начнет в учебе выправляться. Если же класс слабый, то сюда лучше посадить самого сильного ученика или двух. Учиться ему станет несколько сложнее – подсознание класса будет мешать. У него даже временно может ухудшиться успеваемость. Однако, если учитель к этому готов и готов оказать данному ребенку поддержку, не давить на него, а подставить плечо, то через некоторое время и сам учащийся вернется к своим привычным отметкам, и класс в целом подтянется…

Если же учитель не поддержит ученика, а наоборот будет проявлять свое недовольство его ухудшившимися успехами, то и ребенок станет учиться хуже и класс не подтянется.

8 – средняя занятая парта второго ряда. Это самое лучшее место для учебы. Здесь лучше всего воспринимается материал и сгармонизированы остальные силовые линии пространства.

Аналогичную горизонтальную раскладку можно сделать для посадки детей вокруг столов, как часто происходит в объединениях системы дополнительного образования.

На рис. 4-а, 4-б можно увидеть расположение мест «силы» при прямоугольном и круглом расположении столов или стульев.

Рис. 4-а.                                              Рис. 4-б.

   При расположении аналогичном рис. 4-а, мертвая зона (2) отсутствует полностью. А вот при расположении учащихся по кругу рис. 4-б, в мертвую зону также попадают зоны 1 и 3, это никак не сказывается на уровне лидерства ребят, однако учиться им становится сложнее.

Моментальное наведение порядка

Из опыта работы педагогов нам известно, что достаточно часто они пытаются навести в классе порядок путем пересаживания ребят. Материал, рассмотренный выше, показывает, что идея, в принципе, верная, однако применять ее необходимо грамотно, ибо ошибка в выборе места может значительно ухудшить общее психологическое состояние в классе и психологическое, а зачастую и психофизическое состояние конкретного учащегося.

Мы предлагаем один простой, но действенный метод быстрого наведения порядка в классе.

Идея приема достаточно проста.

Дети, сидящие достаточно продолжительное время рядом привыкают воспринимать друг друга по вполне конкретным каналам восприятия информации.

Рис. 5.

На рис. 5 видно, что наработанные в паре каналы коммуникации активируют вполне конкретные полушария мозга, причем эти полушария разные.

Тот из ребят, кто сидит слева, больше получает информации от напарника в правое ухо и правый глаз, а значит, больше активирует левое полушарие. У напарника же все с точностью наоборот.

Стоит нам за той же партой поменять ребят местами, как налаженные коммуникационные каналы дают сбой и им необходимо некоторое время для того, чтобы простроить и наладить новые каналы общения.

Но поскольку ребята остались за той же партой, то их коммуникационные каналы, направленные на учителя, практически не изменились. Более того, в момент пересаживания они выполняли команду, полученную по этим каналам, а значит, после пересадки коммуникационные каналы по линии Учитель-Ученик остаются активными, что, на фоне временного отключения каналов линии Ученик-Ученик, и позволяет достаточно легко вовлечь ребят в работу.

Проще говоря, у учителя после пересадки ребят за одной партой есть пара десяток секунд, для достаточно эффективного вовлечения их учебную деятельность.

Кроме пересадки вполне конкретной пары, данный метод был неоднократно использован на всем классе, когда ребят просили встать и поменявшись вариантами, сесть на новые места.

Вертикальная психотопография образовательного пространства

Выше мы уже частично рассматривали данный вид психотопографии. Именно благодаря разносу источника информации и ее приемника по высоте образуется так называемая «мертвая зона» (2) в пространстве урока.

Однако учет вертикальной психологической раскладки педагогического пространства  имеет огромное значение и во внеурочной деятельности педагога, в деятельности воспитательной.

Мы неоднократно наблюдали, как учителя ведут воспитательную беседу с ребенком, который выше их ростом или поставлен в позицию «выше».

Например, многие старшеклассники выше своих учителей и если с ними вести беседу стоя, то учитель ими просто не воспринимается, как источник полезной информации воспитательного плана. Ученик смотрит на учителя сверху.

То же самое происходит, когда учитель «читает нотации» сидя, а ребенок стоит. Ребенку, конечно, стыдно, неудобно, но хорошего воспитательного эффекта при таком вертикальном построении беседы достичь, как правило, не удается.

Мы предположили, что учет вертикальных позиций психотопографии педагогического пространства поможет повысить эффективность воспитательной работы педагога.

Нами были разработаны и предложены достаточно простые рекомендации педагогам для проведения воспитательной работы.

  1. Если педагог находится в позиции ниже учащегося, то он может только просить учащегося об услуге. Из этой же позиции он может объяснять учащемуся сложную тему, если при этом учащийся заглядывает ему через плечо (эффект подсматривания, когда каналы восприятия человека автоматически активизируются).
  2. Если Учитель-Ученик по высоте глаз находятся на равных позициях, то здесь возможны достаточно эффективные отношения сотрудничества. Равного сотрудничества.
  3. Воспитательное воздействие эффективно тогда и только тогда, кода Учитель находится по вертикали выше, учащегося… Однако, если даже учитель ростом ниже, он может создать эффект возвышения направив во время беседы кончик своего носа градусов на 5 выше кончика носа учащегося.

Данные рекомендации по вертикальной раскладке нами были предложены учителям школы № 2 г. Глазова, лицея № 9 г. Перми, гимназии села Красногорское, и средней школы с. Васильевское Красногорского района Удмуртии.

К сожалению, большинство учителей не изменили свою практику воспитательной работы с учетом наших рекомендаций по горизонтальной и вертикальной психотопоргафическим раскладкам. Те же из них, кто решил применять полученную от нас информацию на практике, неизменно заявляли нам о том, что работать им стало значительно проще, а эффект учебно-воспитательной работы при этом повысился.


Заключение

В данном реферате нами обозначены самые простые, но и одни из самых действенных закономерностей и приемов работы с психотопографией образовательного пространства.

Учет обозначенных нами закономерностей также позволяет значительно повысить эффективность от применения в процессе учебно-воспитательных мероприятий наглядных и технических средств обучения. Эта тема не рассматривалась в данном реферате, однако она подробно рассмотрена в готовящейся к печати книге «Психотопография в школе».

В данном же реферате для нас было важно акцентировать внимание на имеющихся, но практически не использующихся или не правильно использующихся пространственных педагогических ресурсах.  Сутью указанных ресурсов является утверждение о том, что правильная рассадка учащихся в учебном кабинете и грамотное использование вертикальных аспектов психотопографии может значительно повысить эффективность учебно-воспитательного процесса в классе и его психологическую атмосферу.

Литература

  1. Буланов В.Ю. Психологическая топография в школе. На правах рукописи.
  2. Руководство по функциональной межполушарной асимметрии. — М.: Научный Мир, 2009. — 836 с.
  3. Ротенберг В.С., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. Глава III. Межполушарная асимметрия и адаптация. Москва, изд.Наука, 1984 г.
  4. Психогеография или хорошо ли мы сидим. http://www.institutnlp.ru/library-nlp/26-pwd/236-psyshogeograph