Троицкая Г.Ю. Значение выявления ведущей репрезентативной системы учащихся для повышения эффективности обучения и подготовки к ЕГЭ
В статье дано краткое описание различных типов репрезентативных систем, даны рекомендации по выбору стратегии и тактики подготовки к экзаменам обучающихся с различными типами ведущей репрезентативной системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_vyyavleniya_vedushchey_reprezentativnoy_sistemy_uchashchihsya.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗНАЧЕНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ
Троицкая Г.Ю.
педагог-психолог, ГБОУ школа «Тутти»
Санкт-Петербург
При организации процесса обучения учителю не только нужно знать психофизиологические и возрастные особенности учащихся в целом, но и принимать во внимание их индивидуальные черты. Индивидуальность каждого человека складывается из совокупности множества свойств.
Принято выделять следующие индивидуальные особенности, напрямую зависящие от функционирования полушарий головного мозга: доминирование правого или левого полушария и ведущие каналы восприятия информации — репрезентативные системы (визуальная, аудиальная, кинестетическая).
Известно, что каждое полушарие не только отвечает за деятельность противоположной стороны тела, но и имеет свои особенные функции, например, отвечает за аналитический или синтетический склад ума. Как правило, одно из полушарий мозга человека является доминирующим, ведущим, то есть определяющим тот или иной способ познания и творчества.
В последнее время теория специализации полушарий мозга находит всё большее применение в психологии и педагогике. На основе результатов иследования работы мозга был создан холистический подход к преподаванию, опирающийся на целостную, единую работу мозга. Сущность подхода состоит в выборе таких видов учебной деятельности, которые способствуют активной, сбалансированной работе обоих полушарий и преодолению некоторых характерных трудностей в обучении.
С определенной степенью обобщения, учащихся можно отнести либо к правополушарным (склонных к синтезу, индукции), либо к левополушарным (ориентированных на дедукцию и анализ).
Полимодальное обучение определяется как система методик, основанных на знании и умелом использовании особенностей восприятия и обработки информации разными сенсорными каналами и разными полушариями мозга. Оно открывает доступ к скрытым ресурсам, расширяет педагогические возможности.
Обратимся к такому понятию, как «модальность восприятия». Оно обозначает способ или канал восприятия информации. Общий смысл этого понятия связан с восприятием фрагментов реальной действительности, с сенсорно-перцептивным опытом, который имеет знаковую форму, находит свое выражение в языке и речи и отражает качественные характеристики познавательных образов различного уровня и сложности.
Принято выделять три основных репрезентативных систем (модальностей) — визуальную (зрительную), аудиальную (слуховую) и кинестетическую (основанную на ощущениях).
Зрительное восприятие дает богатство и разнообразие дифференцированной информации, что способствует наиболее подлинному и совершенному восприятию объектов окружающего мира. Оно доминирует в познании мира и практической жизни человека. Отмечена связь развития зрительного восприятия с письмом. Лучше всего визуал запоминает то, что видит. Предпочтение визуальных картин внешнего и внутреннего мира способствуют определенной степени визуализации учебного материала.
Поэтому в процессе обучения и подготовки к экзамену учащийся должен иметь возможность иметь наглядные образы перед собой. Хорошо помогают в этом случае учебные видеофильмы, наглядные пособия, все виды письменных работ, различные памятки и схемы, которые можно разместить во время подготовки к экзамену в тех местах квартиры или комнаты, где учащийся бывает чаще всего.
При доминировании слуховой модальности учащийся обращает внимание на информацию, представленную в виде звукового раздражителя, на звуки: шумовые, речевые, музыкальные. Хорошо запоминает то, что слышит. Внимательно слушает учителя. Для такого учащегося лучше услышать, чем увидеть. У него особая чувствительность к звукам речи. Иногда шепчет, говорит сам с собой.
Обучающиеся с данной модальностью способны с легкостью имитировать тон, темп, высоту и тембр голоса. Доминирование слухового восприятия и хорошая слуховая память позволяют легче воспринимать и понимать услышанный текст. Для него устная речь важнее письменной, поэтому проверять степень восприятия материала рекомендуется в устной форме. Любые посторонние звуки могут отвлечь учащегося, поэтому необходимо заранее позаботиться об отсутствии мешающих факторов. Также аудиалу не следует делать замечания, когда он в процессе изучения материала издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием. При подготовке к экзамену для аудиала особенно важно проговаривать вслух информацию, которую надо запомнить. Весьма эффективно для него будет обучение в диалоге, использование аудиосточников, привязка отдельных блоков запоминаемой информации к какой-либо музыке, чтение по ролям.
При доминировании кинестетического восприятия обучающийся обращает внимание на свою двигательную активность. Внешний и внутренний мир, вербализацию сенсорно-перцептивного опыта он постигает через кожно-мышечные ощущения и движения собственного тела и его частей. На уроках часто вскакивает со своего места, в руках всегда что-то крутит, вертит, любит жестикулировать.
Кинестетика, как и аудиала, можно отвлечь чем угодно, что также учитель должен принять во внимание при обучении восприятию речи на слух. Из-за того, что таким учащимся вообще трудно концентрировать свое внимание, им нужно предлагать небольшие по объему задания и не препятствовать анипуляциям с различными предметами в процессе усвоения материала. Проверку понимания необходимо проводить в активной форме.
Для кинестетика в процессе обучения возможны физические упражнения, движения, практические действия, например, пальчиковые игры, частая «смена состояний» и перерывы, а также ролевые игры и театральные постановки.
При подготовке к экзаменам, особое внимание следует обратить на оперирование информацией, самостоятельное составление схем, таблиц, чертежей, обязательное самостоятельное прописывание экзаменационных билетов и вопросов. При обучении кинестетиков огромную пользу принесут мини-исследования, мини-эксперименты, лабораторные и практические работы, творческие поделки, конструирование.
У каждого человека своеобразно сочетаются различные репрезентативные системы. Наиболее характерным вариантом является предпочтение (доминирование) одних и непредпочтение других, ресурсных модальностей. Каждый учащийся имеет свой, индивидуальный тип познания, которому должен соответствовать стиль обучения. Поэтому при построении процесса обучения на основе холистического подхода необходимо обращать внимание на определение способа восприятия информации каждым учащимся и на использование такого стиля обучения, при котором в работе учащихся будут задействованы разнообразные типы познавательной деятельности.
Необходимо отметить, что правильное выявление ведущей репрезентативной системы и учет ее при обучении способствует также сохранению здоровья учащихся.
Бывает, что модальности восприятия у учителя и ученика не совпадают. Например, если преподаватель предпочитает аудиальную форму подачи материала, а учащиеся плохо воспринимают на слух, то эффективность такой работы будет невелика. Если ни преподаватель, ни ученик не обладает достаточной гибкостью, позволяющей приспособиться друг к другу, в конечном счёте это может серьёзно сказаться на эффективности обучения и на обстановке в классе. Все это следует учитывать при подготовке и проведении уроков.
В заключении хочется отметить, что наиболее гармоничным и творческим вариантом является равномерное развитие всех репрезентативных систем. Педагогам следует обратить внимание на то, как помочь учащимся развивать ресурсные модальности. Для этой цели весьма полезно использовать групповые методы работы, причем объединять в одну группу учащихся с разными ведущими репрезентативными системами. При такой работе учащиеся сами «обучают» друг друга различным способам восприятия.