Троицкая Г.Ю. Особенности формирования полиэтнической культуры подростков различных возрастных групп на уроках географии.
В статье подчеркивается значение принципа педоцентризма в формировании полиэтнической культуры учащихся, рассматриваются психологические особенности подростков различных возрастных групп, и, в соответствии с этими особенностями даются рекомендации учителям по формированию полиэтнической культуры на уроках географии в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_formirovaniya_polietnicheskoy_kultury_podrostkov.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ
РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Троицкая Г.Ю.
Санкт-Петербург, ГБОУ школа «Тутти»,
педагог-психолог, учитель географии
На протяжении последних двух десятилетий социокультурное развитие российского общества претерпевает коренные изменения во всех сферах жизни, что объективно обуславливает потребность в обращении к этнокультурным корням и их востребованность в воспитании подрастающего поколения.
Культурное развитие государства всегда неразрывно связано с политикой, проводимой в сфере образования. Федеральные государственные стандарты второго поколения основаны на принципах поликультурности, которые предполагают, что содержание образования должно отражать определенные элементы различных этнических культур, составляющих общенациональную российскую культуру.
Под полиэтнической культурой в данном контексте предлагается понимать приобщение школьников к системе высших ценностных ориентаций, понимание основ культуры своего и других народов, умение жить в полиэтнической среде.
Поликультурное образование представляет такую модель образования, которая ориентируется на сосуществование различных культур в общем социальном пространстве, при обязательном сохранении национальных, региональных особенностей и других культурных различий.
Основной целью поликультурного образования можно считать формирование личности, готовой к активной созидательной деятельности в современной полиэтнической, поликультурной среде.
На пути к достижению этой цели представляется необходимым решение ряда задач[2]:
- формирование представлений о культурно-национальном многообразии мира
- воспитание терпимости и уважения прав каждого народа
- формирование способности к описанию поликультурной среды
- формирование способности к описанию себя, как представителя этноса
- социально-культурная идентификация
Безусловно, существенная роль в решении этих задач принадлежит и географии, которая позволяет познакомиться не только с разнообразием современных этносов, географическими условиями их проживания, но и с лучшими образцами общечеловеческой культуры.
В современном стандарте географического образования сделан существенный акцент на воспитание широкой географической культуры, включающей в себя культуру взаимодействия с природной средой, этнокультуру (национальные и религиозные традиции), культуру межнациональных отношений. [4]
Современное географическое образование в полной мере должно отвечать потребностям мирового сообщества в формировании межэтнического и межконфессионального взаимопонимания. Это положение полностью подтверждается Декларацией многокультурного образования, принятой Комитетом географического образования при Международном Географическом Союзе, в которой отмечается , что «географическое образование может способствовать взаимопониманию среди разнообразных культурных групп в различных местностях» (МНС, Опорто, 1998 г.). По мнению авторов Декларации, географическое образование дает возможность человеку развивать гуманное отношение к другим людям, различным мирам, системам, окружающей среде и обществу. Поликультурное образование должно быть направлено на выявление культурного сходства и различия наций и цивилизаций современного мира.
За школьной географией традиционно признавалась функция становления мировоззрения учащихся. Именно формирование этнографических знаний способствует реализации этой функции, основной образовательной цели современной географии. Только география, будучи наукой гуманитарного и естественного циклов раскрывает не только особенности материальной и духовной культуры народов мира, но и показывает их в неразрывной связи с природной и социальной средой.
Согласно «Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации», а также теоретическим положениям, выдвигаемым рядом исследователей [ 2, 3 ], в качестве одного из основных принципов формирования полиэтнической культуры выделен принцип педоцентризма, в соответствии с которым существует необходимость определения знаний, более актуальные для того или иного возраста.
Как известно, большая часть времени обучения в средней школе приходится на сложный и неоднородный подростковый возраст, который можно условно разделить, как минимум, на три этапа (интервала), существенно различающихся как физиологическими, так и психологическими проявлениями и потребностями [ 1 ].
Считается, что 11-12 лет — это возраст, когда ребенок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями и учителями. Нельзя упускать из виду, что в этом возрасте особую роль имеет воздействие личным примером. В этом возрасте дети повышенно внушаемы. И, поскольку, именно на этот возраст приходится первое знакомство с географической наукой, учителю следует очень внимательно отнестись к своему, личному взгляду на полиэтнические вопросы, поскольку он вольно или невольно будет транслировать учащимся свое отношение к Родине большой и малой, к представителям своего и других этносов. Поэтому, при взаимодействии с младшими подростками, требования, предъявляемые к личностным особенностям и ценностным ориентациям педагога должны быть особенно велики.
Существенная черта 13-14 летнего подростка — обращение внутрь себя. Бурное развитие сознания и самосознания обусловливают нарастающий интерес к себе, поэтому подросток склонен к уходу в себя, самокритичен и чувствителен к критике. Этот возраст является критическим с точки зрения формирования личности. На его протяжении последовательно формируется ряд сложных механизмов, знаменующих переход от внешней детерминации жизни к личной саморегуляции. Источник и движущие силы смещаются внутрь самой личности, которая обретает способность преодолевать препятствия, обусловленные внешними факторами. Развивается свобода и ответственность, создающая условия для формирования индивидуального мировоззрения как системы личностных ценностей. Этот возраст, безусловно, является сензитивным для формирования представления о себе, как о представителе определенного этноса, приобщения к его культурным и религиозным ценностям, для воспитания чувства патриотизма и любви к своей Родине, углубления знаний о ней. Эта задача усложняется в ситуации полиэтнической группы, поскольку требует от педагога значительного такта и искренней заинтересованности в формировании этнической идентичности каждого учащегося.
В 15-16 лет центр внимания вновь переносится в окружающий мир, интроверсия сменяется экстраверсией. В этот период подросток экспансивен, энергичен, общителен, уверен в себе. Одновременно у него растет интерес к другим людям и их внутреннему миру и проявляется склонность сравнивать себя с другими. Именно в этом возрасте, при условии сформированной личностной этноидентичности, становится возможным и необходимым формирование представлений об этнокультурном многообразии своей страны и всего мира, глубокого и всестороннего изучения изучения других культур и народов.
Итак, обобщая все вышеизложенное, можно заключить, что знание возрастных особенностей подростков и соответствующая этим особенностям расстановка акцентов при преподавании как географии, так и других школьных дисциплин, затрагивающих полиэтнические проблемы, способствует более уверенному и результативному формированию полиэтнической культуры учащихся в соответствии с современными требованиями этнопедагогического образования.
Литература:
- Грановская Р.М. Элементы практической психологии. 5-е изд., испр. и доп. - СПб.: Речь, 2003.-655 с.
- Гринева Е.А., Заббарова М.Г., Белоногова Л.Н. Модель формирования полиэтнической культуры школьников. «Педагогика искусства».Электронный научный журнал учреждения РАО «Институт художественного образования» №4, 2010 г. http://www/art-education.ru/AE-magazine/
- Лобжонидзе В.В. Этнокультурная парадигма современного географического образования. М.: ОАО Московские учебники, 2007
- Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном многонациональном государстве. М.: Педагогика, 1999.