курсовая работа

Виноградова Ирина Анатольевна

курсовая работа на тему: "воспитание бережного отношения к природе у старших дошкольников" в приложении разработка проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_vinogradovoy.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оформление титульного листа курсовой работы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия»

Институт психолого-педагогического образования

Кафедра возрастной педагогики и психологии

Воспитание ценностного отношения к природе у старших дошкольников

Курсовая работа

Исполнитель:

Виноградова Ирина Анатольевна,

студентка 322 группы ОЗО ИППО

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры ВП и П,(?)

Соколова А.В.

Нижний Тагил

2012

Содержание

Введение……………………………………………………………………...

  1. Теоритические основы ценностного отношения к природе у детей

 6 – 7 лет

1.1. Сущность ценностного отношения к природе…………………………

1.2. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе

  1. Опытно экспериментальная работа по формированию

ценностного отношения к природе у детей 6 – 7 лет……………..

  1. Выявление уровня сформированности ценностного отношения

к природе у детей 6 – 7 лет…………………………………...

  1. Анализ результатов экспериментальной работы…………...

Заключение…………………………………………………………………..

Список литературы…………………………………………………………

Приложения…………………………………………………………………  

Введение

Пагубное воздействие на природу - результат разрушения личности, внутреннего мира человека, его мировоззрения и сознания. Очень важно переосмыслить те ценности, по которым живет человечество, переосмыслить и по-новому оценить и осознать все возможные формы взаимодействия с окружающим миром природы. Ведь именно природа по праву является кладовой нашего развития - физического, интеллектуального, духовного и т.д. Природа - это не только естественная среда обитания человека, не только фактор удовлетворения его физиологических и материальных потребностей.       Великие педагоги прошлого (Я. А. Коменский, М. Монтессори,  И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо и др.) особо подчеркивали необходимость воспитания гуманных чувств детей средствами природы .

Поэтому, воспитание ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста, признанного начальным этапом становления экологически направленной личности, является одной из актуальнейших проблем современной педагогики. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человека.

Отечественные педагоги и просветители (К. Д. Ушинский,                          В. Г. Белинский, Е. Н. Водовозова, Е. И. Тихеева) выступали за общение детей с природой с целью формирования их мировоззрения. Эти педагоги рассматривали и положительное влияние научных знаний о природе на формирование моральных качеств личности, которые определяют поведение детей в природе. Формирование ценностного отношения к миру природы, начиная с первых этапов развития личности, рассматривается современной психолого-педагогической наукой и практикой как одно из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений].

Наиболее благоприятным этапом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. В дошкольном возрасте закладываются основы, фундамент личности, его ценностные ориентации. Именно поэтому так важно уже на этапе дошкольного детства воспитать правильное восприятие природы, ценностное, бережное, заботливое отношение  к ее объектам, развить потребность в познавательном общении с природным окружением.

Как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, в дошкольном возрасте можно сформировать у детей систему представлений о мире природы, «обеспечив» их набором необходимых навыков и умений взаимодействия с окружающей действительностью, систему ценностных ориентации, позитивного поведения и деятельности в природе. Однако, как показывает практика,  реализовать эти задачи непросто.

        Учитывая всё выше сказанное, можно считать, что формирование экологической культуры это основное средство воспитания у детей осознанного правильного отношения к природе. Осознанное правильное отношение к природе является важной, необходимой областью теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.

Перед нами стоит проблема: какие формы и методы работы по формированию у детей 4-5 лет экологической культуры будут способствовать осознанному правильному отношению к природе.

Объект: процесс воспитания ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе.

          Предмет:  формы и методы, как средство воспитания ценностного отношения к природе.

Цель исследования: определение эффективных форм и методов работы по воспитанию ценностного отношения детей 6 - 7 лет к природе.

Постановка цели определяется следующей формулировкой гипотезы: воспитание ценностного отношения детей к природе будет осуществляться успешно, если создать следующие педагогические условия:

  1. Давать детям систематические экологические знания; научить их любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришли.

2. Формировать у детей систему элементарных знаний о предметах и явлениях природы, т.е. изучать сами предметы и явления в природе, связи и отношения, которые существуют между ними.

3. Развивать моральные чувства, формировать моральное сознание и овладевать навыками и привычками морального поведения.

4. Давать экологические знания в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить такие задачи:

  1. Детально изучить литературу по данной проблеме.
  2. Выявить наиболее эффективные формы и методы работы по воспитанию у детей ценностного отношения к природе
  3. Разработать и апробировать экспериментальную методику воспитания у детей 6 - 7 лет ценностного отношения к природе

В процессе работы над данным исследованием были использованы следующие методы исследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольные этапы; педагогическое наблюдение, беседа, тестирование; статистические методы обработки материалов.

  1. Теоретические основы ценностного отношения к природе у

детей      6 – 7 лет

  1. 1. Сущность ценностного отношения к природе

Сложившаяся в современном мире экологическая ситуация побуждает к переоценке и новому осознанию всех возможных форм взаимодействия людей между собой, взаимодействия с тем миром вещей, в котором мы живем, и, конечно же, - с окружающей природой. Ведь именно природа по праву является неисчерпаемой кладовой развития человека - интеллектуального, физического, духовного.

Выход из экологического кризиса видится в освоении новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от природы. Представляется, что основным принципом нового отношения человека и природы должен стать отказ от монологичности, переход к постоянному состоянию диалога, партнерства, основу которых будут составлять такие качества, как гуманизм, человечность, эмпатия, альтруизм.

Анализ исследований (В. И. Данилов-Данильян, С. Д. Дерябо,                      К. С. Лосев, Н. Н. Моисеев, В. И. Панов, В. А. Ясвин и др.) показал, что одним из условий предупреждения и преодоления экологического кризиса является коренное изменение отношения человечества к миру природы и к самому себе как части этого мира. Кардинальные изменения по отношению к экологии должны произойти и в сознании людей. В качестве психологического условия формирования нового сознания в отношении к экологии рассматриваются ответственность человека за сохранение окружающей природной среды и субъект-субъектный характер отношения к природным объектам (растениям и животным), а также ценностное отношение к миру природы. Эти идеи прослеживаются в работах                         А. В. Гагарина, С. Д. Дерябо, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева,                                Д. Н. Кавтарадзе, А. Н. Камнева, И. Т. Суравегиной, А. Е. Тихоновой,                В. А. Левина и др.

Исследованием ценностных ориентиров и влияния человеческой деятельности на овладение этими ценностями занимались такие ученые, как В. А. Василенко, Л. С. Выготский, О. М. Демченко; А. В. Запорожец,                    А. Д. Кошелева, А. Н. Леонтьев, А. Я. Хаплераков, П. М. Якобсон и др. Свои научные труды они посвятили изучению влияния чувств и эмоций на развитие у детей таких ценностей, как чувство ответственности, ответственное отношение к миру природы. Именно эмоции, по мнению авторов, можно рассматривать как компонент, окрашивающий отношение ребенка к природе. Характер же окрашенности (положительный или отрицательный) во многом зависит от уровня эмоционального развития ребенка, от преобладания у него эмоций положительной или отрицательной модальности.

Идея о первичности эмоциональной связи ребенка с природным окружением высказывалась еще известными педагогами К. Д. Ушинским и В. А. Сухомлинским. В работах современных исследователей -                            Н. Н. Кондратьевой, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой и др. - также отмечается важность идеи развития эмоционально-положительного отклика на объекты природы у детей дошкольного возраста. Например,                        Н. Ф. Виноградова и Т. Филиппова подчеркивают, что для детей необходим начальный этап эмоционального общения непосредственно с окружающими их природными объектами - основа доброжелательного отношения, нравственного поведения, познавательного интереса и желания вновь вступать во взаимодействие с природой [3, с. 116].

Как показывают исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева,             Д. Б. Эльконина, для того чтобы ребенок не только понял объективное значение усваиваемых норм и требований, но и проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением, для того чтобы они стали критериями его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, должен быть наработан собственный практический опыт ребенка. На этом основании можно сделать заключение о том, что эмоции ребенка развиваются в процессе деятельности и зависят от ее содержания и структуры.

Проблему становления ценностного отношения к миру природы, как считают многие исследователи, также необходимо рассматривать с позиций воспитания у подрастающего поколения чувства ответственности по отношению к окружающему миру. Становление нового мировоззрения во многом обусловливается нравственно-этическим воспитанием, развитием духовного мира человека, формированием моральных ценностей по отношению к окружающему миру, включая и мир природы.

Воспитание ценностного отношения к окружающему миру тесно связано с проблемой эстетического развития личности. Необходимо с детства научить человека жить в ладу с природой, как жили наши предки, которые умели живо воспринимать красоту окружающей среды и переносить ее в свой быт, обычаи, мысли, ритм жизни и труд. Данной точки зрения придерживается С. Л. Рубинштейн, считая, что эстетическое чувство природы важно формировать в том возрасте, когда складывается духовный мир детей, когда они особенно чутки и восприимчивы к красоте. По мнению В. А. Сухомлинского, развитие эстетических чувств в дошкольном детстве имеет важнейшую роль, ибо на этом возрастном этапе эмоции и мысли неоднократно закрепляются, способствуя выработке мировоззрения и положительных привычек поведения.

Также установлена связь между уровнем знаний об окружающей действительности и характером отношения к ней. Отмечается, что накопление представлений, расширение личного поведенческого и оценочного опыта способствуют углублению нравственных представлений. У детей дошкольного возраста постепенно, по мере овладения этим опытом, формируются «понятийные правила поведения», что ведет к более высокой степени их осознания. Постепенно эти правила становятся одним из важнейших регуляторов поведения. У детей формируются такие качества, как ответственность, инициативность, самоорганизация, самоконтроль, - все это имеет важное значение для их ценностного развития.

  1. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе

           Определяющим в отношении дошкольников к природе, согласно данным экологической психопедагогики (В. Ясвин, С. Дерябо), является когнитивный компонент, то есть готовность и стремление ребенка получать, искать и обрабатывать информацию об объектах природы.

Психологи экспериментально исследовали, что уровень развития познавательной сферы определяет характер взаимодействия с природными объектами и отношение к ним. То есть, чем выше уровень знаний детей о природе, тем больше они проявляют познавательный интерес к ней, ориентируясь на состояние и благополучие самого объекта, а не оценивание его взрослыми. Важно своевременно использовать эту возрастную особенность дошкольников для организации процесса их взаимодействия с миром природы. [5; 13]

Ознакомление с природой предусматривает соблюдение принципа гетерогенности экологической деятельности, который заключается в педагогической целесообразности привлечения ребенка к разнообразной познавательной деятельности, связанной с миром природы. Психологические особенности детей дошкольного возраста предопределяют использование активных форм (методов) познавательной деятельности. Преимущество отдается непосредственным наблюдениям, играм, опытам, уходу за растениями и животными, но целесообразно использовать и другие виды деятельности.

М.М. Манасеина считала: «...при воспитании детей от 1 до 8 лет следует всегда помнить, что им, прежде всего и главным образом следует по возможности полнее и лучше освоиться с окружающим их миром. Следовательно, им нужны не сказки, а факты и факты, наблюдения и опыты».[16;409]  Хорошо, когда дети сами воспринимают явления природы, а не знакомятся с результатами чьих-то наблюдений. Во время наблюдений задействуются все органы чувств ребенка. Именно они обеспечивают активизацию таких умственных операций, как анализ, синтез, сопоставление, благодаря которым ребенок немного спонтанно овладевает теми взаимосвязями и взаимозависимостями, которые творят целостность и логическую завершенность в системе «природа -человек - общество - природа».

Наблюдение целесообразно использовать на занятиях разных видов. Занятия обеспечивают широкое пространство для творческой реализации содержания наблюдений, которое предопределено включением детей в разные виды экологической деятельности с участием в ней воспитателя. Целью каждого вида такой деятельности неизменно выступает формирование первооснов экологического сознания, экологического поведения, а следовательно и экологической культуры личности. [16;6]

О большой роли наблюдений и его воспитательном значении в жизни ребенка говорил еще И.Г. Песталоцци. Вот что он писал о них: «Я хочу, чтобы наблюдение всегда предшествовало слову и, чтобы точные знания всегда предшествовали суждению». [24; 163]; «Когда птица очаровательно щебечет и когда червяк, только что появившийся на свет, ползет по листу, прекрати упражнение в языке. Птица учит, и червяк учит больше и лучше. Молчи!». [24; 139]

В овладении естественными знаниями, как и знаниями о человеке приоритетной должна стать поисково-исследовательская деятельность. Она гармонично интегрирует всю многогранность не только теоретических знаний, но и умений и навыков в отношении их приобретения и перенесения в разные сферы жизнедеятельности дошкольника. В связи с этим необходимо оптимизировать деятельность воспитателя и воспитанников как фактор формирования экологической культуры личности путем внедрения ее самой рациональной формы -поисково-исследовательской, в основу которой заложена целостная система взаимодействующих и целеустремленных средств влияния на детей.

Вопрос о сущности, структуре и значении поисковой деятельности в системе других видов деятельности детей дошкольного возраста исследуются достаточно разнопланово в трудах О.М. Ивановой, ВВ. Кондратовой, С.Н. Николаевой и других научных работников. Н. Лысенко дала такое определение: поисково-исследовательская деятельность - это организованная педагогом деятельность детей, в которой они путем самостоятельного открытия природы, решения проблемных заданий, практически-преобразовательных действий одновременно овладевают новыми знаниями, а также умениями и навыками их последующего самостоятельного приобретения. Н.Н. Поддъяков говорил: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования». [25; 6]

Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, умение обобщать.

«Зеленое царство» растений привлекает внимание и вызывает заинтересованность ребенка. Умение разглядывать растение, видеть его своеобразие и красоту, замечать разнообразные признаки и состояние - задачи эстетического, умственного и морального воспитания ребенка. Ребенок, наблюдая за растениями, учится распознавать другую (не человеческую) форму жизни, видеть живое существо, жизнь и состояние которого вполне зависит от того, поливают его или нет, водой комнатной температуры или холодной, чистой или с питательными веществами. Отличает здоровые и крепкие растения от слабых, хилых, которые нужно « лечить». Красота - это спутник здоровья. Бледное вытянутое растение с хилыми листьями, которое не дает новых ростков и цветов, - некрасивое.

При систематическом взаимодействии с растениями ребенок понимает, что внешние признаки (цвет, форма, размер и тому подобное) - это, прежде всего показатели уровня благополучия растения, наличия необходимых жизненных условий. Поэтому, понимая состояние растения, ребенок «сочувствует» ему и помогает. Поливая, пересаживая, очищая от пыли растения, сначала вместе со взрослыми, а затем самостоятельно, дошкольник будет заботиться о зеленых друзьях.

Дошкольник, который воспитывался в «зеленой» школе, увидит красоту букета в вазе, клумбы, пейзажа. В лесу, парке, на лугу он будет наблюдательным, любознательным.[5; 66]

Животные, так же как и растения, приносят большую радость. Дети активно общаются с ними, ведь мир наших меньших братьев чрезвычайно привлекателен. В отличие от растений, животным присуще поведение. С одной стороны, они похожи на людей: могут ходить, бегать, лазить, плавать; едят и пьют; глаза и уши позволяют им видеть и слышать, то есть воспринимать окружающий мир и реагировать на него (прятаться, кричать, убегать, нападать и тому подобное).

Замечая частично внешнее сходство между человеком и животными, ребенок с раннего возраста понимает, что последние - живые существа. С другой стороны, животные неповторимы и своеобразны как по внешнему виду, так и по поведению. Например, многие из них имеют органы, которых нет у людей - хвост, рога, копыта, плавники, клюв и тому подобное.

Некоторые животные могут летать, жить в воде или под землей, впадать в спячку, то есть делать то, что не свойственно человеку. Необыкновенность и динамичность животных очень нравится детям. Но поведение дошкольника относительно животных всегда должно быть под вниманием и руководством взрослого, так как оно может быть опасным и для животного и для ребёнка.

Умелая организация работы с детьми по уходу за живыми существами позволяет педагогу решить задачу воспитания у детей заботливого отношения к животным и бережного отношения к природе. [13; 30]

В становлении экологического сознания особенное место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные нормы и правила поведения в природе. Педагогически правильно организованная игровая деятельность позволяет добиться самого полного самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами и правилами познания окружающей природы.

Полнее всего задаче формирования экологического сознания отвечает дидактическая игра. Обучение, активизация познания в значительной мере происходит в игровой форме. Экологизации дидактической игры способствует принцип парности. Реализация его достигается отбором таких заданий, которые ведут ребенка путем самостоятельных решений, поиска ответов на вопросы, которые подаются в иллюстрациях, картинках, в скрытом виде.

В разработке игр экологической направленности также нужно уметь максимально использовать возможности творческих игр детей. Воспитательный и познавательный эффект этих игр достигается при условии максимального приближения сюжета к заданиям экологического воспитания, к реальным условиям существования объектов и явлений природы, к тем образцам поведения, которые должны характеризовать ребенка не только в игре, но и роли в ней. Безусловное значение творческой игры заключается в том, что дети практически овладевают образцами взаимоотношений людей, их гуманного и заботливого отношения к природе.

Сейчас, в экологическом воспитании, целесообразно использовать игры нового типа, которые с одной стороны моделируют само творчество ребенка, а со второй - обеспечивают условия для совершенствования его интеллекта. Это - игры-ребусы. В этих играх развивается интеллект ребенка, его память, мышление, внимание, умение искать зависимости и закономерности, которые существуют в природе скрыто и реально, умения классифицировать и моделировать материал, комбинировать и моделировать его, прогнозируя результаты.[22, 95]

Мы рассмотрели несколько видов познавательной деятельности, связанной с миром природы. Но существует еще очень много разных видов деятельности, которые помогают формировать экологические знания и которые являются обязательным компонентом формирования экологической культуры. Это - путешествия, экскурсии в природу; изобразительная, музыкальная, театральная деятельность; решение социально-моральных задач, проблемных вопросов; чтение художественной литературы, ознакомление с народными природоведческими традициями, то есть с опытом сохранения, приумножения и использования природных богатств, который передавал из поколения в поколение русский народ: Это освещение в народном творчестве: загадках, пословицах, поговорках, легендах, играх.

Во взаимодействии с естественной окружающей средой ребенок - активный субъект. Через общение, наблюдение, экспериментирование, игру, природоохранную и другие виды деятельности ребенок приобретает полезный личный опыт. Он должен ощутить собственную возможность познавать мир и взаимодействовать с ним, понимать то, что наблюдает, правильно выражать своё мнение, озвучивать чувство. Показателями такой активности является: эмоциональное восприятие естественной окружающей среды; взвешенная самостоятельность в поведении; навыки практической жизни в естественной окружающей среде, достоинство в отношении к его компонентам; владение средствами самозащиты, умение преодолевать трудности.

Список использованных источников

  1. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет : метод. рекомендации / Т. М. Бондаренко. – М. : Просвещение, 2004. – 159 с.
  2. Васильева, А. И. Учите детей наблюдать природу : метод. пособие /    А. И. Васильева. – М. : Просвещение, 1972. – 96 с.
  3. Виноградова, Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг : учеб. пособие /         Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова. – М. : Просвещение, 1993. – 128 с.
  4. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой : метод. пособие / Н. Ф. Виноградова. – М. : Просвещение, 1987. – 131 с.
  5. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. – 460 с.
  6. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии - М.: Перемена, 1996-123с.
  7. Зеньковский ВВ. Психология детства - Екатеринбург, 1995-258с
  8.   Иванова, Г. Об организации работы по экологическому воспитанию / Г. Иванова // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 7. – С. 10–14.
  9. Каменева А.А. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада.-М.,1983 - 137с.
  10. Калинина P.P. Тренинг развития личности дошкольника.- С-П.: Речь, 2002.-113с.
  11. Костюченко М. Природа дарит чудеса // Дошкольное воспитание - 2007-№10-108-112с.
  12. Колмакова М.Н., В.И. Логинова История советской дошкольной педагогики. Хрестоматия - М.: Просвещение, 1988 -447с.
  13. Куприянова, Л. Работа по ознакомлению дошкольников с природой / Л. Куприянова // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 5. – С. 36–38.
  14. Лихачев Б.Т. Экология личности// Педагогика - 1993-№ 2-19-21 с.
  15. Лысенко Н.В. Практическая экология для детей - Ивано-Франковск.: Версия, 1999-127с.

Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Воспитание дошкольника, 2005. – 320 с.

  1. Манасеина М.М. О воспитании ума (до 8 лет) // Антология педагогической мысли России второй половины 19 - начала 20вв.-М., Просвещение, 1990-409с.
  2. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Работа с детьми средних и старших групп детского сада : метод. рекомендации / С. Н. Николаева. – М. : Просвещение, 2000. – 208 с.
  3.  Николаева, С. Н. Общение с природой начинается с детства : метод. рекомендации / С. Н. Николаева. – Пермь : Экспресс, 1992. – 216 с.
  4.  Николаева, С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей : метод. рекомендации / С. Н. Николаева. – М. : Новая школа, 1993. –    160 с.
  5.  Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений  / С. Н. Николаева. – М. : Новая школа, 2002. – 336 с.
  6.  Николаева, С. Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений  / С. Н. Николаева. – М. : Просвещение, 1991. – 40 с.
  7.  Николаева, С. Н. Экологическое воспитание дошкольников : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. – М. : Новая школа, 1990. – 177 с.
  8.  Николаева, С. Н. Юный эколог : программа и условия ее реализации в детском саду / С. Н. Николаева. – М. : Мозаика – Синтез, 1992. – 97 с.
  9. Песталоцци И.Г. Дневник Песталоцци о воспитании сына // История дошкольной зарубежной педагогики." Хрестоматия - М.: Просвещение, 1974,163,139с.
  10. Поддъяков Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник-1997-№ 1-6-12с.
  11. Попова, Т. И. Мир вокруг нас : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. И. Попова. – М. : Логика – Пресс, 1998. – 191 с.
  12.  Программа экологического образования детей : Мы / под ред.            Н. Н. Кондратьевой. – СПб. : Детство – Пресс, 2001. – 240 с.
  13.  Рыжова, Н. А. Наш дом – природа / Н. А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 7. – С. 26–34.
  14.  Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду : метод. рекомендации / Н. А. Рыжова. – М. : Карапуз, 2001. – 432 с.
  15.  Рыжова, Н. А. Экология в детском саду / Н. А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 8. – С. 2–20.
  16. Филиппова, Т. Экологическое воспитание дошкольников /                   Т. Филиппова // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 10. – С 44–47.
  17.  Фокина, В. Г. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта / В. Г. Фокина // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 7. – С. 11–14.