психологические особенности младших школьников

Комлева Алёна Михайловна

материал полезен для учителей нач.школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihol.osobennosti_ml.shkolnikov.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

1.3 Особенности психологического развития детей младшего школьного возраста (учащихся четвертого класса)

Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники - это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста (10 – 11 лет). Для того, чтобы ребенок успешно учился в среднем звене школы, необходимо помочь ему в развитии его психических процессов, становлении психических функций. А для того, чтобы помощь была эффективной, квалифицированной, и родитель, и учитель начальных классов должны хорошо знать особенности психологии младших школьников.

В младшем школьном возрасте идет интенсивное развитие интеллекта. Развитие мышления приводит к перестройке воображения и памяти, превращению их в регyлируемые произвольные процессы. Ребенок в 7-8 лет мыслит конкретными категориями, затем у него развиваются способности к обобщению, выделению существенного и абстрагированию. К моменту перехода в среднее звено школьник научается самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. К окончанию четвертого класса с развитием теоретического мышления, т.е. мышления в понятиях, развивается способность к рефлексии, которая является новообразованием подросткового возраста. Рефлексия – это процесс самопознания.

Под влиянием обучения память развивается в 2-х направлениях:

- усиливается роль словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным);

- происходит сознательное управление памятью (запоминание, воспроизведение, припоминание).

                Велика роль учителя, который организует деятельность учащихся по восприятию объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений.

Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. По сравнению со старшим школьником, младшему школьнику трудно заставить себя сосредоточиться на неинтересной, трудной работе ради результата в будущем.

В младшем школьном возрасте лучше развито непроизвольное внимание. Оно становится более конкретизированным, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью. Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом, то учитель стремится сделать урок интересным, занимательным.

Большое значение имеет уровень сформированности учебных умений и навыков четвероклассника.

К 4 классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке учебных домашних заданий. Так, например, одни приступают к выполнению уроков сразу после прихода их из школы, другим требуется отдых (разной продолжительности). Кто-то быстро и легко включается в работу, кому-то требуется подготовительный период. Один ребенок начинает выполнять домашнее задание с трудных учебных предметов, другой, наоборот, с легких. Есть дети, которые лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т.д.), И есть дети, предпочитающие словесное объяснение.

Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуальнотипологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим, типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам.

Индивидуальный стиль учебной работы проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков.

Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости добывать их самостоятельно.

Какие же общие умения важны для успешного обучения? Среди них можно отметить следующие:

  1. Слушать учителя
  2. Выделять главную мысль сообщения
  3. Связно пересказать содержание текста
  4. Отвечать на вопросы к тексту
  5. Ставить вопрос к тексту
  6. Делать содержательные выводы на основе полученной информации.
  7.  Уметь письменно выражать свои мысли
  8. Привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словари, энциклопедии и т.д.)
  9. Адекватно оценивать результаты собственной работы.

Большинство этих умений опирается на мыслительные способности: умение сравнивать и находить общее и различное; умение выделять главное, отличать существенное от несущественного, делать логические заключения и выводы.

Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока объем учебной нагрузки в значительной степени дозирован. В средних классах эти умения окажутся жизненно необходимыми, поскольку значительно возрастет количество новой информации, более сложным станет и ее содержание. В этой ситуации испытанный способ многократного повторения, который еще оправдывал себя в начальной школе, будет весьма неэффективным. Неумение же правильно работать с учебным материалом может стать причиной снижения успеваемости, неоправданного переутомления учащихся.

        Детей необходимо учить работать с учебным текстом: выделять главную мысль; составлять план; запоминать содержание и пересказывать его с опорой на план.

Навык связанного пересказа удобно развивать не только на учебном материале: можно попросить ребенка рассказать содержание прочитанной книги, увиденного кинофильма, описать события прошедшего дня.

        Индивидуальные способности и склонности детей заключаются в том, что к четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие - меньше. Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-то ярко проявляются лингвистические способности.        .

А если у ребенка никаких особенных предпочтений не обнаруживается? Психологические исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если школьник не выделяется своими учебными успехами и на первый взгляд одинаково относится ко всем предметам, он непременно обнаруживает склонности к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Именно такие склонности, указывающие на более сильные стороны развития ребенка, и необходимо поддерживать [5, c. 28].

Список литературы

  1. Аквилева Г.Н. Преподавание природоведения в малокомплектной школе. – М., 1990.
  2. Бородина В.А. Активизация интеллектуально-информационной деятельности младшего школьника// Начальная школа, 1997. № 11.
  3. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.,  1978.
  4. Гильбух Ю. З. Темперамент и познавательные способности  школьника. – Киев, 1993.
  5. Карпова С.Н. Особенности психологического развития четвероклассников// Школьный психолог, 2002 .№ 10. 
  6. Крылов А.А.  Психология. - М., 1999.
  7. Купарадзе Н. К вопросу  о приемах развития познавательного отношения к литературному тексту// Начальная школа, 2004. №12.
  8. Ларионова Е.Л. Психология и педагогика. - М., 2005.
  9. Левенберг Л.Ш., Ибрагимов Р.М. Активизация познавательной деятельности младших школьников. – Ташкент, 1991.
  10. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.
  11. Новейший психологический словарь/ под общ. ред. В.Б. Шапаря. – Ростов н/Д., 2005.
  12. Новые социальные требования к системе  российского образования. Модернизация российского образования: документы и материалы/ Ред. – сост. Э.Д. Днепров. – М., 2002.
  13. Петросова Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. – М., 2000.
  14. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2005. Кн. 1.
  15. Психологический словарь./ Авт. - сост. В.Н. Кокорулина. – Ростов н/Д., 2003.
  16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2006.
  17. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. – М., 2000.
  18. Скороходова Н. Мотивация к учению: как управлять ее развитием//Народное образование, 2006. №4.
  19. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. – М., 2006.
  20. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М., 1998.
  21. Тестов В.А., Уханова Л.Д. Развитие познавательных способностей у школьников в условиях уровневой дифференциации// Начальная школа, 1999, № 2
  22. Тиринова О.И. Формирование общих учебных умений и навыков// Начальная школа, 2002. №12.
  23. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования. Пояснительная записка // Учительская газета, 2002. №34.
  24. Яковлева В.И. Пути совершенствования уроков чтения//Начальная школа, 1996. № 6.
  25. Яковлева В.И. Учить вдумчивому чтению//Начальная школа, 1990.№ 1.
  26. Яцко Р. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению// Школьный психолог, 2004.№8.