Специфика обучения литературному чтению и литературного образования в различных УМК для начальной школы.
В этой статье представлен сравнительный анализ специфики и отличительных особенностей обучения литературному чтению в различных УМК начальной школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Специфика обучения литературному чтению и литературного образования в различных УМК для начальной школы.
УМК «Школа России»
«Родная речь» учебник для 1 класса, автор: Голованова М.В.
«Родная речь» учебники для 2-4 классов, авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.
Специфика: курс обучения литературному чтению проходит в тесной интеграции с русским языком; обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка.
Отличительная особенность: введение раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности», как одного из основных при работе над художественным произведением посредством приёмов, которые помогут учащимся полноценно воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.
УМК «Школа XXI века»
«Литературное чтение», авторы: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.
«Литературное чтение», авторы: Виноградова Н.Ф., Хомякова И.С., Сафонова И.В.
Специфика:
- сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;
- работа с текстом как с речеведческой единицей, а с литературным произведением – как с искусством слова;
- одновременная работа над языком произведения и речью детей;
- сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
- различение художественных и научно-популярных произведений;
- формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;
- освоение литературного произведения в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира.
Отличительная особенность: «нерасчленённость» и «переплётность» обучения работе с книгой. При изучении произведений постоянно идёт обучение работе с книгой учебной, художественной и справочной, развивается интерес к самостоятельному чтению.
УМК «Школа 2100»
«Литературное чтение», авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.
Специфика:
Линии, общие с курсом русского языка:
- овладение функциональной грамотой на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
- овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста;
- овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
- определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
- приобщение к литературе как к искусству слова;
- приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Отличительная особенность: при составлении учебников за основу взят «тематический принцип» - все учебники объединены внутренней логикой, используются «сквозные персонажи», уроки литературного чтения строятся в форме эвристической беседы (принцип идейно-художественной значимости). Принцип актуализации тематики чтения реализуется за счёт связи текстов с природным и историческим календарём. Предусматривается организация домашнего чтения детей и уроки внеклассного чтения, на которых осуществляется работа с детской книгой, а не с хрестоматией (принцип целостного восприятия художественного произведения).
УМК «Перспективная начальная школа»
«Литературное чтение», автор: Чуракова Н.А.
Специфика: в учебники заложен колоссальный искусствоведческий материал (репродукции картин), учебники предполагают систему интерактивной связи, использование функциональных пиктограмм: «Выскажи предположение», «Загляни в словарик в конце учебника», «Воспользуйся лупой», «Загляни в Интернет» и др.
Отличительная особенность: в учебниках используется маркирование текста с помощью голубого и жёлтого цветов (вертикальные полоски – чтение по цепочке, горизонтальные – прямая речь, диалог); выделение цветом сюжетных линий, повторяющихся композиционных элементов в фольклорных текстах; обозначение разными цветами настроения, эмоций героев произведений.
УМК «Гармония»
«Литературное чтение», автор: Кубасова О.В.
Специфика: наличие базовых позиций, таких как:
- обеспечение мотивационной среды;
- внимание к личности писателя;
- бережное отношение к авторскому замыслу;
- наличие ответного коммуникационного акта, выраженного в интепритации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).
Отличительная особенность: осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем.
УМК «Л.В. Занкова»
«Литературное чтение», автор: Свиридова В.Ю. (Чуракова Н.А.)
«Литературное чтение», автор: Лазарева В.А.
Специфика: литература рассматривается как вид искусства на основе практического сравнения литературы, музыки и живописи; «вычитывание» авторской оценки изображаемого; углубленное изучение средств художественной выразительности поэзии и прозы: анализ смысла названия произведения, поступков героев, их имён, портретов, речи, а также смысл эпитета, сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма.
Дидактические принципы:
- обучение на высоком уровне трудности;
- ведущая роль теоретических знаний;
- осознание процесса учения;
- быстрый темп прохождения материала;
- целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.
Отличительные особенности: в заданиях учебников предусматривается разный уровень трудности их выполнения, что создаёт ситуацию успеха; есть возможность выбора правильного ответа из нескольких, выполнения задания по своему выбору; предусмотрено самостоятельное преодоление учеником возникших трудностей.
УМК «Перспектива»
«Литературное чтение», авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.
Специфика: высокохудожественные тексты, фольклорные произведения разных народов мира; система вопросов и заданий способствуют формированию культуры речевого общения, развитию творческих способностей, приобщает к духовно-нравственным ценностям, знакомит с эстетическими нормами, развивает образно-логическое мышление и формирует интерес к художественному произведению как к искусству слова. Обучение строится на коммуникативно-деятельностной основе.
Отличительная особенность: доступные и полифункциональные рубрики в учебнике, «Самостоятельное чтение», «Семейное чтение», «Идём в библиотеку», «Наш театр», «Читалочка-обучалочка», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мои любимые писатели», предлагают различные формы работы с литературными произведениями, в них представлена система работы с книгой как в урочной, так и внеурочной деятельности.
УМК «Планета знаний»
«Литературное чтение», автор: Кац Э.Э.
Специфика: уделено большое внимание:
- технологии выразительного чтения;
- авторской позиции в художественном произведении;
- формированию понятий о литературном жанре;
- формированию знания о психическом состоянии человека и о способах его выражения в художественном произведении;
- развитию самостоятельного творческого опыта младших школьников, как средства оценки художественного произведения.
Отличительные особенности: в учебник включены фрагменты глав отдельных произведений, что должно стимулировать интерес учащегося и желание прочесть всё произведение (внеклассное чтение); включены произведения разных жанров русских и зарубежных авторов, которые объёдинены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами.
УМК «В.В. Давыдова»
«Литературное чтение», авторы: Кудина Г.Н., Новлянская З.Н.
«Литературное чтение», автор: Матвеева Е.И.
Специфика: обеспечение интенсивного совершенствования чтения учащихся через освоение «смыслов» литературного текста, открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникационных способностей учащегося; стимулирование потребности в творческом чтении; поэтапное введение литературоведческих понятий: интуитивно, осмысленно, через «художественный образ».
Отличительные особенности: каждый раздел знакомит учащихся с определённым набором текстов, посвященных блоку тем: тексты для ребёнка и для взрослого, завершающиеся рубрикой для самостоятельного дополнительного чтения «Читай! Удивляйся! Размышляй!». Овладение учениками навыками беглого синтагматического чтения – сквозная линия всего курса (расставление пауз, логического ударения, выделение ключевых слов).