Статья "Особенности воспитательной работы с одаренными детьми"

Казьмина Наталья Алексеевна

Эту статью можно исользовать для выступления на педсоветах, ШМО, РМО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_vospitatelnoy_raboty_s_odaryonnymi_detmi.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

     

« Особенности воспитательной работы с одарёнными детьми.»

      Готовясь к сегодняшнему выступлению, я пересмотрела кучу материала . В последнее время в печати появляется множество публикаций педагогов-новаторов, учителей, психологов, работающих с детьми “группы риска”.  

      Коррекционная педагогика предлагает альтернативные формы воспитательной работы. Но как работать с детьми с особой одаренностью? Как подойти к решению этой проблемы? Беседуя с классными руководителями, приходишь к выводу, что многие из них ошибочно полагают, что работать с такими детьми легко, дескать, коррекционники труднее поддаются воспитанию, а вот одаренные дети – это подарок судьбы, лепи из них, что хочешь. Это заблуждение!!! Легко тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученного дела. Срабатывает правило: “не навреди”.

     Вернемся к сути вопроса: что же такое “одаренные” дети и что такое “одаренность”.

     Согласно исследованиям многих психологов, эта категория учащихся характеризуется некоторыми особенностями.

   - Одарённые дети способны заниматься несколькими делами сразу.

  - У них отличная память.

   - Имеют большой словарный запас, они с удовольствием читают словари, энциклопедии.

   - Способны самостоятельно решать сложные задачи и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

   - У них сильно развито чувство справедливости.

   - У них хорошо развито чувство юмора, они обожают подковырки, несообразности, игру слов и часто видят их там, где сверстники не обнаруживают.

   - Они часто негативно оценивают себя, даже считают ненормальными, что вызывается социальным неприятием их со стороны сверстников.

   - Спят меньше своих сверстников.

   - Испытывают трудности с тонкой двигательной координацией, навыками ручной работы.

   - В общении между собой они производят впечатление говорящих разом и не слушающих друг друга.

   - Одарённые дети часто раздражают сверстников и окружающих людей своим поведением.

   - В виде защитной реакции на непонимание они используют издёвку, высмеивание.

   Когда я анализировала эти особенности, передо мной стоял образ Елисеева Егора. Всё сказанное именно о нём и о таких, как он. «Наш клиент», -  любит говорить Вера Юрьевна.

   Ребёнок одарён – это бесспорно. Именно он испытывает на себе неприятие сверстниками, именно он бывает нетерпелив и порывист, именно он любит задеть, именно он испытывает трудности на занятиях физкультурой и технологии.

   Он одарён – и это хорошо! Он одарён  - и это несёт ряд трудностей в работе с ним. Почему? Нужно найти особый подход в преподавании, нужно уметь понять и оценить по достоинству, отбросив раздражение и злобу. Это ,бесспорно,тяжело, но необходимо, иначе «грош нам цена» как учителям, воспитателям, просто взрослым людям. Мы обязаны помогать таким детям, развивать их способности.

   На кого ещё хотелось бы обратить ваше внимание, это на Сократову Полину. Начитанная, умная, грамотная, творческая, «королева литературы», как называет её Наталья Викторовна . Она очень необычна в поведении , если ей становиться неинтересно, быстро переключается на «свою волну» ( может что-то писать, рисовать, напевать, читать), т. е. уйти в мир каких-то фантазий. Если не мы , то кто же сможет понять её,  почувствовать. Это  девочка с очень ранимой психикой, она способна обидеться и потерять всякий интерес к предмету, а этого допускать нельзя.

   Вообще надо отметить, что в 6А классе дети с богатым умственным потенциалом и высоким уровнем интеллекта, о чём свидетельствуют  психологические исследования, проводившееся с ребятами. В связи с этим я считаю недопустимым иметь на конец четверти 8 учащихся, имеющих по одной «3».

   Высоким уровнем интеллекта обладают

   Золотова А.

   Казаков А.

   Строганов Н.

   Заркалиан А.

   Лазарев Е.

   Базуева Е.

   Акатьева Н.

   Тарасова В.

   Фомичёва А.

   Бурцев А.

   Кузьмицкая С.

   Денисова И.

   Велем  Е.  Кстати, на Женю хочу обратить особое внимание. Она новенькая, но успела проявить себя как очень способная, старательная, добросовестная и исполнительная девочка.

    Ряд детей в классе обладают музыкальными способностями:

   Акатьева Н.

   Шумова Н.

   Заркалиан А.

   Сократова П.

   Велем Е.

   Елисеев Е.

   Лунев Д.

   Шуравин В.

   Кузьмицкая С.

   Некоторые преуспевают в хореографии:

   Сурина Я.

   Терегерина А.

   Дубовицкая С.

   Хоть мало, но есть и спортсмены:

   Трифонов Д. – футбол

   Тарасова В. – фитнес

   Данчук К. – хип-хоп

   Куренёв Е. – бильярд

   Отдельно хочу выделить социально одарённых, отличающихся в лидерстве:

   Казаков А.

   Алёшина Д.

   Базуева Е.

   Заркалиан А.

   Шуравин В.

   Работая с такими детьми, постоянно думаешь. Как бы сделать так, чтобы каждый смог проявить и реализовать свои способности? Как бы не забыть о ком-то, не оставить в стороне? Как бы не убить на корню проявление инициативы? Как бы вовремя заметить скрытые возможности и поспособствовать тому, чтобы они открылись?

    Успех, доброта, игра, образование, комфорт, активность, творчество, здоровье – вот, по моему мнению, гарантия успеха выбранных мной средств и форм воспитания учащихся класса, детей, бесспорно одарённых.

   Эти составляющие являются основой моей работы в качестве классного руководителя по различным направлениям.

   Так давайте же будем внимательны к  талантливости в любых ее проявлениях, даже в самых, на первый взгляд, незначительных! Как сказал в свое время К.Д.Ушинский, “если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях”.

   Желаю всем терпимости ,жизнестойкости, энергичности, трудолюбия, творческой активности, ведь недаром говорится: « Воспитывать... самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается!»