Литературно-музыкальная композиция "Мы граждане России"
Материалы данного мероприятия можно использовать в работе по патриотическому воспитанию учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariy_literaturno.doc | 100 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сценарий литературно-музыкальной композиции
«Мы - граждане России»
На экране – тема: «Мы – граждане России». Исполняется вальс («Песня о Родине» И.Кобзона).
Звучит мелодия песни о Родине «С чего начинается Родина?»
1 чтец
Откуда начинается Россия?
С лозинки, что сбежала с речки синей.
А может, начинается с крыльца,
Иль с поля, где пшеница раскачалась?
Откуда бы она ни начиналась,
Любви к России нет у нас конца.
Россия, где она кончается?
2 чтец
Живём мы посреди большой России,
Среди лугов, лесов, озёр, полей.
И есть у нас, когда бы нас спросили,
Меч для врага, объятья для друзей!
Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней стремиться,
Не прерывать связующую нить.
Звучит мелодия песни «Широка страна моя родная».
Учитель:
Мы живём в прекрасной и великой стране, и называется она Россия.
Россия - страна большая, добрая и сильная. И очень красивая.
Люди сложили о ней много песен и сказок. Русские сказки начинаются так: «В некотором царстве, в некотором государстве...»
Ученик:
Ведь страна - это не просто поле или лес, города и сёла, где живут люди.
Это - государство.
Учитель:
Каждое государство имеет свою символику: гимн, флаг, герб.
Гимн - главная песня страны, которая звучит на всех важных событиях. Слова для гимна были написаны Сергеем Михалковым, музыку для него сочинил Александра Александров.
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена!
Слушают его всегда стоя.
На экране - гимн.
Звучит гимн России. Слушают стоя.
Учитель:
Государственный флаг России – ее символ. Как он выглядит? (Трехцветный)
На экране – флаг.
Что означают цвета на флаге? (уч-ся отвечают)
На экране – герб.
Учитель:
А сейчас на экране мы видим Российский герб.
Ученик рассказывает о гербе.
Учитель:
Знать о символах государства – наш долг.
На экране «Мы – граждане России», звучит мелодия песни «Родная Земля».
Ученик:
Все мы, люди, живущие в России, независимо от социальной принадлежности, - граждане своего государства.
Учитель:
Какие звучные, но очень обтекаемые слова.
Когда человек появляется на свет, он сразу получает гражданство – по праву рождения.
- Но, кто может назвать себя истинным гражданином России?
- Кто такой гражданин?
Ученики:
- Гражданин - это человек, который знает право и обязанности страны.
- Это тот, кто выполняет гражданский долг: честно трудится, имеет хорошую крепкую семью.
- Гражданин - человек, который любит свою родину, уважает её культуру.
- Это тот, кто знает историю своего народа.
- Люди добрые, честные, смелые - тоже граждане России.
Учитель:
Вот как много определений у слова «гражданин».
У каждого живущего в государстве есть права и обязанности. Все они изложены в Конституции.
На экране – Конституция.
Учитель:
Что это такое?
Ученики:
- Основной закон государства.
- В ней изложены главные правила поведения людей.
- Конституцию все должны знать и следовать её правилам.
- Она говорит о том, что можно делать, а что нельзя.
Учитель:
Я предлагаю посмотреть вам фрагменты из мультфильмов и ответить на вопрос, какие права героев в них нарушаются?
Фрагмент из мультфильма «Серая шейка» (видеофрагмент №1).
Учитель:
- Как называется мультфильм?
- Какое право здесь нарушается?
(Право на личную неприкосновенность, право на жизнь, право на свободу.)
Фрагмент из мультфильма «Приключение Буратино» (видеофрагмент №2).
(Нарушается право владеть своим имуществом.)
Фрагмент из мультфильма «Сказка о попе и его работнике Балде» (видеофрагмент №3).
(Право рабочего на справедливое вознаграждение.)
На экране снова Конституция.
Учитель:
Сейчас перед вами будет разыграна ситуация, когда ребёнок заявляет о своих правах не к месту.
Сценка (звучит эстрадная музыка).
Мать: Сколько раз тебе говорить? После 10 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы.
Сын: Но мама! Ты же всё равно в десять ещё не спишь. Кроме того я имею право на отдых и свободу общения с друзьями (мирных собраний).
Учитель:
В чём не прав мальчик?
Правильно, каждый может отдыхать и развлекаться не во вред другим, соблюдая правила общежития, которые гласят, что после 10 вечера нельзя шуметь и слушать музыку.
Учитель:
Таким образом, как граждане своего государства мы обязаны знать о его символах и законах, но это далеко не все…
Звучит мелодия песни «Даль великая» ( видеофрагмент №4).
Учитель:
И где нам взять такие слова, чтобы передать свою безграничную любовь к Родине?
Ученик:
Сколько звёзд голубых, сколько синих,
Сколько ливней прошло, сколько гроз,
Соловьиное горло - Россия,
Белоногие, пущи берёз!
Ты вовек не замолкнешь, родная,
Не померкнут веснянки твои,
Коль сейчас по переднему краю
Неумолчно свистят соловьи!
Всё равно на тропинках знакомых
И сейчас у любого крыльца
Бело - белая пена черёмух
Льётся, льётся, - и нет ей конца.
Исполняется песня «Гляжу в озера синие».
Учитель:
Мне о России надо говорить,
Да так, чтоб вслух стихи произносили,
Да так, чтоб захотелось повторить,
Сильнее всех имен сказать: Россия!
Сильнее всех имен произнести
И на устах отрадно пронести
К поющим волнам, что вдали синеют.
Звучит мелодия песни «Степь широкая» (видеофрагмент №5).
Учитель:
«О, светло-светлая и украсно украшена земля Русская...»
Это слова русского летописца. «За светло-светлую и украсно украшену» Родину шли в бой русские дружины, воины князя Игоря, богатыри Куликова поля. Великое слово «Родина» стучало в их сердцах, оно заставляло живописцев взяться за кисть, оно звучит в музыке композиторов, слове поэтов.
Ученик:
Издавна россияне понимали, что они в ответе за государство, понимаем это и мы. Государство же в ответе за нас, своих граждан. Оно должно уметь защитить наши права, нашу мирную жизнь.
На экране - «Мы - Граждане России».
Давайте послушаем стихи о том, в какой стране мы бы хотели жить.
Звучит мелодия песни «Даль великая».
В какой бы я хотела жить стране?
Да в той, где места нет ни горю, ни войне,
В которой люди счастливы всегда,
Друг друга не обидят никогда,
Где не слышны глухие взрывы,
И где закаты так красивы
Я так люблю простор страны своей,
Хоть далека она от совершенства,
Хочу, чтоб испытали люди в ней
Любовь большую, счастье и блаженство.
Учитель:
Да, для счастья нужно многое и прежде всего - мир. Кто стоит на защите нашей великой Родины - России.
Доблестная армия во главе с офицерами.
Кто как ни они являются настоящими гражданами России?
(видеофрагмент №6).
Исполняется песня «Господа офицеры».
На экране фрагмент из фильма «Офицеры».
Учитель:
Не отделимы мать от сына
И поле ржи от василька.
Егорьевск – родинка России,
И быть им вместе навека.
Леса, поля, цветы Мещеры,
Весенний танец журавлей,
Резных наличников узоры…
Зову я родиной своей.
Звучит песня в исполнении И.Талькова «Чистые пруды».
На экране Егорьевск.
(видеофрагмент №7)
Учитель:
Каждый человек - своего рода первооткрыватель. Он идёт к старым, как мир, истинам своим путём. И всякий, вступая в жизнь, открывает для себя великое слова - Родина. В начале пути у нас есть своя,...малая родина, с которой начинается любовь.
Ученик:
Эта малая Родина со своим обликом, со своей - пусть самой скромной и непритязательной красотой предстаёт человеку в детстве и остаётся с ним на всю жизнь.
Учитель:
У поэта Рубцова есть стихи...
Тихая моя родина.
Ивы, реки, соловьи...
И заканчивается стихотворение пронзительно - искренними строками:
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Предлагаю вашему вниманию кроссворд «Мой родной город».
1. Имя царицы, по приказу которой село было переименовано в город Егорьевск.
2. Река, некогда красавица, протекающая в черте города.
3. Первоначально Егорьевск был селом, его название.
4. Имя человека, который с 1872 по 1901года, в течение 30 лет, возглавлял наш город и внес большой вклад в его развитие.
5. Напротив здания гостиницы «Егорьевск» возведен памятник Неизвестному солдату. Возле него горит Вечный … .
6. Учреждение в городе, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение произведения искусства, исторические, технические экспонаты.
7. Кто является сейчас главой Егорьевского района?
8. Гордость нашего города – великолепный храм. Имя человека, в честь которого он был возведен.
9. Фамилия известного исторического лица в нашем городе, именем которого назван Дворец культуры.
Звучит музыка «Подмосковные вечера».
Экран - Егорьевск (слайды).
Учитель:
Без любви к малому не бывает любви к большому.
Мы - граждане России, а значит, в первую очередь, граждане своего родного города Егорьевска.
Ученик:
Мы любим наш Егорьевск всей душой и постараемся сделать всё для того, чтобы год от года он становился краше, чтобы преумножались его богатства, чтобы егорьевцы чувствовали себя вполне счастливыми.
Это - наш долг.
Учитель:
Жители нашего города – настоящие патриоты, готовые возродить родной Егорьевск и вместе с ним Россию. В свое время М. Бардыгин сказал: «Служите родному городу, а вместе с тем великому нашему Отечеству».
Заставка «Служите родному городу, а вместе с тем великому нашему Отечеству» М. Бардыгин.
Звучит музыка о Родине «Отговорила роща золотая».
(Видеофрагмент № 8 О культуре ).
Ученик:
Россия - это наши традиции, предки, наша культура.
Уважение к Российской культуре, сохранение её - наша обязанность. Современный человек не может быть вполне современным, если он равнодушно или неуважительно относится к наследию отечественной культуры.
Учитель:
Кроме того, мы не должны забывать, что она многонациональное государство, в котором уживаются десятки разных народов. Наша Родина начинается с рисунков в пещерах Урала, с древних соборов. Она в пожелтевших страницах древних рукописей, сказках бурятов, в прекрасном эпосе карелов, в казанском Кремле. Она учит нас всех уживаться в мире и согласии, воспитывает чувство интернационализма. Ничто другое, как праздник, не способно сближать людей. А какой праздник обходится без веселого, задорного танца?
Танец
Мелодия лирическая «Песня о далёкой Родине».
Экран «Мы - граждане России».
Учитель:
Вот мы и собрали обобщённый портрет гражданина России.
- Каким вы теперь его представляете?
Помните: гражданином не рождаются, им становятся, а Родину, как и родителей, не выбирают!
Ученик:
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой...
Иди в огонь за честь Отчизны,
За убежденье, за любовь...
Иди и гибни безупречно,
Умрёшь не даром...
Исполняется песня «Солнечный круг».
Звучит песня о России.
Учитель:
Уважаемые граждане! Любите Россию! Берегите её, цените, будьте её достойными детьми. И она, как мать, согреет вас своим теплом, вселит надежду на счастливое будущее.
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ на тему:
«МЫ – ГРАЖДАНЕ РОССИИ».
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ 5 КЛАССА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ №6 Г. ЕГОРЬЕВСКА КАЗЬМИНА НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА.
март 2006 г.