научная статья
Предварительный просмотр:
Интегративный подход к формированию компетенций у студентов учреждений среднего профессионального образования
Морозкова Н.А.,
аспирант кафедры педагогики Челябинского государственного педагогического университета
Модернизация в профессиональном образовании России осуществляется непросто. Изменения, которые происходят в социально-экономической области, ставят перед учреждениями среднего профессионального образования задачу обновления содержания общеобразовательной и профессиональной подготовки студентов, разработки оптимальных программ всего учебного плана по конкретной специальности и каждой дисциплине.
Основными факторами совершенствования профессионального образования, – говорится в Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года, – выступают запросы динамично меняющегося мира. Развитие системы как общего так и профессионального образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практическую деятельность и фундаментальные умения. Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям развития экономики, современным потребностям общества и каждого человека. В связи с этим определяется ряд приоритетных задач:
−установление инновационного характера образования;
−осуществление взаимосвязи академических знаний и практических умений;
−развитие вариативности образовательных программ.
В то же время национальная доктрина образования в Российской Федерации признает образование сферой накопления знаний и умений, создание максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей студентов. Система образования призвана обеспечить разностороннее развитие молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности, подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества.
Данный документ устанавливает, что предстоит провести в жизнь концепцию реализации взаимопроникновения общего образования в профессиональное, обеспечив их взаимосвязь в процессе освоения основных профессиональных программ в учреждениях среднего профессионального образования.
Ведущие специалисты в области педагогики всегда рассматривали изучение общеобразовательных дисциплин в профессиональных учреждениях как основу в процессе становления личности молодого специалиста. Решение проблемы подготовки высококвалифицированного специалиста, формирования профессиональных компетенций специалистов среднего звена предполагает выбор определенной стратегии обучения. На наш взгляд, для реализации поставленных задач наиболее целесообразно использовать в профессиональном обучении интегративный подход.
Концепцией интегративного подхода является развитие личности как результата системы профессиональной подготовки, возможности ее самореализации, саморазвитии. Кроме того, актуальность данного подхода четко прописана в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения, а также в профессиональных стандартах.
Государственный образовательный стандарт устанавливает следующие требования к результатам обучающихся, освоивших программу общего образования:
личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность использовать их в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании. Не секрет, что современные работодатели очень основательно подходят к подбору кадров. И современному выпускнику колледжа, обязательно необходимо обладать определенными компетенциями. Развитие последних немыслимо без применения в обучении современных педагогических и информационно-коммуникативных технологий.
Для обоснования актуальности данного подхода остановимся на понятии «интеграция». Рассмотрим различные трактовки этого понятия, которые даются в научно-педагогических исследованиях.
Таблица 1
Определение понятия «интеграция»
Ф.И.О. ученого, источник | Определение понятия «интеграция» |
Философский словарь | «Интеграция – это сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов» |
Междисциплинарный словарь технологии | «Интеграция – это процесс и результат взаимодействия обособленных структурных элементов какой-либо совокупности, приводящий к оптимизации связей между ними, к их объединению в одно целое, то есть в единую систему, обладающую новым качеством и новыми потенциальными возможностями» |
Данилюк А.Ю. | Интеграция становится в один синомический ряд с такими понятиями, как «соединение», «слияние», «комплексирование» |
Турченко В.Н. | «Интеграция – процесс создания (и состояние) качественно новой системы путем соединения в органическое целое двух и более систем, структурных элементов и функций, в результате чего эффективность функционирования новой интегрированной системы существенно повышает суммарную эффективность всех составляющих ее частей до интеграции». |
Берулава М.Н. | Интеграция – средство достижения единства знаний во всех формах и типах его выраженности: содержательном, структурном, логико-гносеологическом, научно-организационном, лингвистико-семиотическом и др. |
Антонов Н.С. | Трактовка интеграции: «В целях наглядности связь между различными предметами, возникающими на этой основе, можно представить в виде своеобразной «силовой линии», пересекающей радиальные потоки знаний, стекающиеся к студенту. В точках пересечения находятся своего рода «стыковочные узлы», позволяющие студентам увидеть один и тот же факт с разных точек зрения, обнаружить закономерные связи между разнородными знаниями, установить их внутреннее (сущностное) родство» |
Зимняя И.А. | Выделяет внутриличностную интеграцию, которая основана на идее интегративной природы человека и принципе целостности. |
Шипилина Л.А. | Рассматривает интеграцию как интеграцию целей, содержания образования, форм и методов, результатов обучения. |
Подводя итог вышесказанному, можно заключить: интеграция – сложное понятие, которое несет различные смысловые характеристики, Кроме того, интеграция, прежде всего, направлена на развитие профессиональных компетенций студента и личности в целом.
Сущность интегративного подхода в обучении студентов состоит не столько в передаче социального опыта преподавателем и усвоении его студентами, а сколько во всестороннем гармоническом развитии, которое соответствует внутренним потребностям личности и направлено на свободное и творческое самоопределение индивидуальности.
В.С.Безрукова выделяет два термина – понятия «интеграция в педагогике» и «педагогическая интеграция»
Интеграция в педагогике – проявление в ней общенаучных интеграционных тенденций. Понятие может интерпретироваться как науковедческое, отражающее закономерность развития педагогической теории.
Педагогическая интеграция – предлагает объяснение, прогнозирование и управление конкретным проявлением интеграции внутри, в пределах ее познания, в соответствии с задачами функционирования.
А.В.Усова в своей диссертации пишет следующее:
- усилиями российских и зарубежных ученых создана мощная источниковая база исследования интеграционных процессов в педагогике, включающих в себя работы философского, философско-научноведческого, науковедческого и педагогического характера;
- сегодня есть смысл утверждать, что педагогическая интеграция обладает достаточно развитой теорией. Свидетельство тому – наличие интегративно- педагогических концепций, имеющих в большинстве своем высокую степень разработанности. Вместе с тем следует указать на отсутствие единой интегративно-педагогической идеи, которая лежала в основе их создания;
- эффективная интегративно-педагогическая работа возможна при использовании богатейшего эвристико-методологического материала, накопленного в философии, естественных науках, психологии, самой педагогике, при учете факторов, обусловливающих существование и осуществление интеграционных процессов в области теории и практики образования.
- материал в большей мере подтверждает правильность выбора проблемы исследования и ее структурных составляющих, образующих собой теоретико-методологическую «вертикаль» педагогической интеграции, включающих в себя эвристико-методологические, категориально-сущностные, общетеоретические, в том числе структурно морфологические показатели, инструментально-методологические и технолого-методологические характеристики.
Излишняя категоричность учебников порою гасит познавательный интерес студента, создавая впечатление, что открытия уже невозможны. Бурное развитие принципов и методов обучения, модернизация программ и учебников, появление новых типов образовательных учреждений не избавило современное образование от преобладания информативности над развитием. Развивающее обучение предполагает критический взгляд на добываемые знания, их личностную оценку, а также воображение как следствие суждений о знаниях и их оценки. Без развития воображения всякие разговоры о творчестве несостоятельны. Принципы развивающего обучения приводят к вопросу об их реализации в ежедневной учебной практике. Практика уже ответила на этот вопрос, обратившись к интегрированию. Лежащие в основе межпредметной интеграции принципы развивающего обучения служат опорой для формирования качества знаний, умений, навыков.
В XXI веке становится очевидным, что главная ценность личности - это способность к развитию, наличие познавательного потенциала. Потребность познавать – основная составляющая духовности человека наряду с потребностью творить добро и сострадать. «Человек разумный – и только он в состоянии оптимально определить будущее человечества, а не предопределить его гибель своей деятельностью» (В.Вернадский). Процесс познания бесконечен, а «современные достижения» науки – это лишь достижения конкретного отрезка времени, имеющие продолжение в будущем.
Одним из путей реализации интегративного подхода к формированию профессиональных компетенций является интеграция различных дисциплин и, в первую очередь, профессиональных с общеобразовательными. Нами разработана схема реализации связи математики с общепрофессиональными дисциплинами при подготовке специалистов – технологов продукции общественного питания.
Из схемы видно, что математика является основным средством овладения будущей профессией, приобретения профессиональных компетенций. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования математика, должна развивать практически все основные компетенции, указанные в Стандарте.
Межпредметная интеграция во многом определяется содержанием учебных дисциплин, формирующих навыки, способности студентов к анализу, решению профессиональных задач. Основу интеграции должна составлять фундаментальная дисциплина, которая несет кооперирующую функцию и определяет цель интегративного процесса. В нашем исследовании такой дисциплиной выступает математика, являющаяся связующим звеном в интеграции общепрофессиональных и специальных дисциплин. Математика − средство интегративного подхода к формированию профессиональных и общих компетенций будущих технологов. При интегративном подходе к формированию компетенций студентов колледжа мы осуществляем технологию проблемного обучения.
Таким образом, интегративный подход к формированию профессиональных и общих компетенций студентов колледжа – это целостный процесс согласования содержания различных предметных областей наук, объединенных одной целью − формирование компетенций. Алгоритм формирования компетенций студентов колледжа, на основе интегративного подхода, можно представить следующий:
1. Получение системных знаний в области дисциплин, включенных в интегративное пространство.
2. Актуализация (мотивация) получения системных знаний из различных областей наук
3. Развитие интегративных знаний, необходимых для профессиональной деятельности:
−интеграция общеобразовательных дисциплин и общепрофессиональных, спецдисциплин;
− интеграции теории и практики;
−применение активных методов обучения.
4. Моделирование интегративной области формирования компетенций.
Формированием компетенций будущего специалиста определяется сегодня качество профессионального образования, которое позволит выпускнику быть конкурентоспособным на рынке труда. Целью образования является не только передача студенту совокупности знаний, умений и навыков; не меньшее значение имеет расширение кругозора, способности к самообучению и формированию гуманистических ценностей. Нам видится, что переход российского профессионального образования на интегративно-ориентированное обучение − закономерный этап его модернизации. Интегративно-ориентированное образование позволит разрешить противоречия между требованиями к качеству образования, которые предъявляют к нему государство, общество, работодатель и запросами самой личности.
Список используемой литературы:
1. Безрукова В.С. Интеграционные процессы в теории и практике [Текст]: монография / В.С. Безрукова; Свердл. гос. инж.-проект. ин-т. – Екатеринбург, 1994. – 152 с.
2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник для индустриально-педагогических техникумов и для студентов инженерно-педагогических специальностей. − Екатеринбург: Деловая книга, 1999. –329с.
3. Боярчук В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Вологда, 1988.
4. Зверев И.Д. Взаимосвязь учебных предметов. М.: Знание, 1977.
5.Зимняя И.А. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетенции выпускников вузов И.А.Зимняя, Е.В.Земцова //Высшее образование сегодня.− 2008. − № 5. – С.14-19.
6.Усова А.В. Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции. Челябинск, 2003.
7. Федорец Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения. Л., 1990.