Рабочие программы по технологии Т.М.Рагозина, А.А.Гринева
1-4 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Бурбаш Сардыганская начальная школа-детский сад”
Балтасинского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено» «Утверждено»
на методическом объединении Директор:
________ /Закирова Р.Г./ _____________ /Шарипова Г.Ш./
Протокол №1 от Приказ № 30 от
«29 » августа 2016 г. «29 » августа 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
для 1 класса
Нигаматуллиной Рамзии Вагизовны
Учебник: Рагозина Т.М. Технология
Рассмотрено на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от
«29 » августа 2016 г.
2016 год
Планируемые предметные результаты.
Обучающиеся научатся:
- рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека, о роли трудовой деятельности в жизни человека;
- выполнять доступные действия по самообслуживанию (несложный ремонт одежды);
- использовать приобретённые знания о видах и свойствах природных и текстильных материалов, бумаги при изготовлении изделий;
- анализировать устройство изделия (под руководством учителя), определять его назначение;
- организовывать рабочее место для выполнения практической работы;
- понимать приёмы рационального и безопасного использования ручных инструментов: ножниц, швейных игл;
- экономно размечать материалы по шаблону, через копирку;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (природных, пластических, текстильных, бумаги) оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;
- выполнять практическое задание с опорой на рисунок и инструкцию учителя.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- уважительно относиться к труду людей;
- выполнять практическое задание с опорой на рисунок;
- анализировать устройство изделия, определять его назначение и самостоятельно его изготавливать.
Содержание учебного предмета
Общекультурные и общественные компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность в жизни человека
Рукотворный мир как результат труда человека. Предметы рукотворного мира, их назначение. Содержание труда людей ближайшего окружения. Профессии моей семьи и ближайшего окружения, связанные с созданием предметов рукотворного мира.
Общее представление о технологическом процессе
Организация рабочего места, анализ устройства и назначения изделия.
Самообслуживание
Несложный ремонт одежды (пришивание пуговиц с двумя отверстиями).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (33 ч)
Природные материалы (5 ч)
Растительные природные материалы: листья, веточки, семена растений, шишки, желуди, скорлупа грецких орехов. Свойства природных материалов: цвет, форма, размер.
Подготовка растительных материалов к работе: сбор листьев в сухую погоду, удаление пыли; промывка и сушка семян, хранение в бумажных конвертах, коробках.
Инструменты и приспособления для обработки природного материала: ножницы, кисточка для клея, подкладная дощечка. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц.
Основные технологические операции ручной обработки природного материала: резание ножницами, капельное склеивание деталей из листьев и семян, сушка, сборка объёмных деталей из природного материала при помощи пластилина.
Практические работы: изготовление по рисункам аппликаций, орнаментальных композиций, сказочных персонажей.
Бережное использование природного материала.
Искусственные материалы
Пластичные материалы (6 ч)
Пластилин, масса для моделирования. Подготовка пластилина к работе: делить брусок на глаз, разминать для повышения пластичности.
Инструменты и приспособления для обработки пластилина: стеки, подкладная дощечка.
Основные технологические операции ручной обработки пластилина: скатывание шарообразных форм, раскатывание до получения удлинённых форм, вытягивание, заглаживание, вдавливание.
Практические работы: лепка моделей предметов живой природы (овощей, фруктов, животных), фишек для уроков математики по рисункам.
Бумага (13 ч)
Виды бумаги, используемые на уроках: газетная, обложечная, альбомная, цветная для аппликаций, для принтера, копирка, писчая. Свойства бумаги: цвет, блеск, прозрачность, фактура поверхности, влагопроницаемость. Экономное расходование бумаги при разметке деталей по шаблону, через копирку.
Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений – рисунок. Изготовление изделий по рисунку.
Инструменты и приспособления для обработки бумаги: карандаш простой, ножницы, фальцовка, кисточка для клея, шаблон, подкладной лист. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц.
Основные технологические операции ручной обработки бумаги: отрывание, резание ножницами, многослойное складывание, гофрирование, сборка и скрепление деталей (клеевое), переплетение (соединение в щелевой замок), отделка аппликацией, сушка.
Практические работы: изготовление пригласительных билетов, конвертов, закладок для книг, новогодних снежинок, открыток, аппликаций.
Текстильные материалы (9 ч)
Виды тканей, используемых на уроках: ткани растительного происхождения (хлопчатобумажные и льняные). Свойства ткани: цвет, фактура поверхности, толщина. Экономное расходование ткани при раскрое по выкройке деталей прямоугольной формы.
Нитки, используемые на уроках: швейные, для вышивания «мулине».
Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройка. Приёмы рационального и безопасного использования игл и булавок.
Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки узелком, продёргивание бахромы, разметка через копирку, раскрой деталей по выкройке, резание ножницами, наклеивание ткани и ниток на картонную основу, сшивание деталей из ткани и украшение изделий ручным швом «вперёд иголку», связывание ниток в пучок.
Практические работы: изготовление вышитых салфеток, игольниц, аппликаций, украшений одежды, декоративных композиций.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | ||
План | Факт | |||||
1 | Мир изделий. Учимся работать с пластилином
| 1 | 2.09 | |||
2 | Лепим блюдо с фруктами | 1 | 9.09 | |||
3 | Мышка и кошка из пластилина | 1 | 16.09 | |||
4 | Фишки из массы для моделирования | 1 | 23.09 | |||
5 | Медведь из массы для моделирования | 1 | 30.09 | |||
6 | Медведь из массы для моделирования. (окончание работы) | 1 | 7.10 | |||
7 | Аппликация «Пейзажи» | 1 | 14.10 | |||
8 | Аппликация «Животные» | 1 | 21.10 | |||
9 | Узоры из семян | 1 | 28.10 | |||
10 | Декоративная композиция из сухих листьев и семян | 1 | 11.11 | |||
11 | Декоративная композиция из сухих листьев и семян (окончание работы) | 1 | 18.11 | |||
12 | Учимся работать с бумагой. Аппликации из мятой бумаги | 1 | 25.11 | |||
13 | Обрывные аппликации из бумаги | 1 | 2.12 | |||
14 | Бумага. Пригласительный билет на елку | 1 | 9.12 | |||
15 | Бумага. Пригласительный билет на елку (окончание работы) | 1 | 16.12 | |||
16 | Конверт для пригласительного билета | 1 | 23.12 | |||
17 | Гофрированные новогодние подвески | 1 | 13.01 | |||
18 | Новогодние снежинки | 1 | 20.01 | |||
19 | Мозаика из бумаги | 1 | 27.01 | |||
20 | Мозаика из бумаги (завершение работы) | 1 | 3.02 | |||
21 | Плетение из полосок бумаги | 1 | 10.02 | |||
22 | Плетение из полосок бумаги (завершение работы) | 1 | 24.02 | |||
23 | Открытка из бумаги | 1 | 3.03 | |||
24 | Бумага. Картон. Модели городского транспорта | 1 | 10.03 | |||
25 | Правила безопасной работы иглами и булавками. Аппликации из ткани. | 1 | 17.03 | |||
26 | Игольница. Раскрой деталей | 1 | 31.03 | |||
27 | Бахрома кисәкләреннән Игольница (завершение работы) | 1 | 7.04 | |||
28 | « Подвески из лоскутков ткани | 1 | 14.04 | |||
29 | Вышивание салфетки | 1 | 21.04 | |||
30 | Вышивание салфетки (завершение работы) | 1 | 28.04 | |||
31 | Цветочная композиция из ниток | 1 | 5.05 | |||
32 | Баба-Яга в ступе | 1 | 12.05 | |||
33 | Баба-Яга в ступе (завершение работы) | 1 | 19.05 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Бурбаш Сардыганская начальная школа-детский сад”
Балтасинского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено» «Утверждено»
на методическом объединении Директор:
________ /Закирова Р.Г./ _____________ /Шарипова Г.Ш./
Протокол № 1 от Приказ № 30 от
« 29 » августа 2016 г. «29 » августа 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
для 3 класса
Нигаматуллиной Рамзии Вагизовны
Учебник: Рагозина Т.М. Технология
Рассмотрено на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от
«29 » августа 2016 г.
2016 год
Планируемые предметные результаты.
«Технология» к концу 3-го года обучения
Обучающиеся научатся:
• рассказывать о практическом применении картона и текстильных материалов в жизни;
• рассказывать о мастерах своего региона и их профессиях, связанных с обработкой текстильных материалов;
• рассказывать о современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей), связанных с сельскохозяйственной техникой, и описывать их особенности;
анализировать задания, планировать трудовой процесс и осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;
• осуществлять сотрудничество при выполнении коллективной работы;
• выполнять доступные действия по самообслуживанию (подбор материалов, инструментов и приспособлений для работы по перечню в учебнике, декоративное оформление культурно-бытовой среды);
• отбирать картон с учетом его свойств;
• применять приемы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник), колющими (шило);
• экономно размечать материалы по линейке и по угольнику;
• работать с простейшей технической документацией: распознавать эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (картон, текстильные материалы, металлы, утилизированные материалы) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;
• изготавливать плоскостные изделия по эскизам;
• решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
• выполнять действия по моделированию и преобразованию модели;
• создавать несложные конструкции изделий по технико- технологическим условиям.
По разделу «Практика работы на компьютере» обучающиеся научатся:
• рассказывать об основных источниках информации и правилах организации труда при работе за компьютером;
• называть основные функциональные устройства компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, наушники, микрофон);
• называть дополнительные компьютерные устройства (принтер, сканер, модем, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, видеопроектор, звуковые колонки);
• рассказывать о назначении основных функциональных устройств компьютера, периферийных компьютерных устройств; устройств внешней памяти;
• соблюдать безопасные приемы труда при работе на компьютере;
• включать и выключать компьютер;
• использовать приемы работы с дисководом, электронным диском, мышью;
• работать с прикладной программой, используя мышь, осуществлять навигацию по программе, используя элементы управления (кнопки);
• работать с текстом и изображением, представленными в компьютере;
• соблюдать санитарно-гигиенические правила при работе с компьютерной клавиатурой.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• ценить традиции трудовых династий (своего региона, страны);
• осуществлять проектную деятельность;
• создавать образ конструкции с целью решения определен- ной конструкторской задачи, воплощать этот образ в материале;
• использовать приемы работы с графическими объектами с помощью компьютерной программы (графического редактора), с программными продуктами, записанными на электронных дисках.
Содержание учебного предмета
Общекультурные и общественные компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания Трудовая деятельность в жизни человека Распространѐнные виды профессий, связанные с сельскохозяйственной техникой. Общее представление о технологическом процессе Анализ задания, планирование трудового процесса, поэтапный контроль за ходом работы, навыки сотрудничества. Элементарная творческая и проектная деятельность Сбор информации о создаваемом изделии, выбор лучшего варианта, проверка изделия в действии. Результат проектной деятельности – «Парк сельскохозяйственных машин». Самообслуживание Декоративное оформление культурно-бытовой среды.
Искусственные материалы. Бумага и картон (9 ч)
Виды бумаги, используемые на уроках: цветная для аппликаций и для принтера, копирка, крепированная, калька. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, толщина, фактура поверхности, прочность.
Практическое применение картона в жизни. Виды картона, используемые на уроках: цветной, коробочный, гофрированный. Свойства картона: цвет прочность, толщина, гибкость, жёсткость, фактура поверхности. Сравнение свойств разных видов картона между собой и со структурой бумаги.
Выбор картона для изготовления изделия с учётом свойств по его внешним признакам. Экономное расходование бумаги и картона при разметке на глаз, через копирку, на просвет, по шаблону, по линейке и по угольнику. Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений – простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контурная, размерная, линии надреза и сгиба). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме.
Инструменты и приспособления для обработки бумаги и картона: карандаш простой, ножницы, канцелярский нож, шило, линейка, угольник, линейка с бортиком (для работы с ножом), кисточка для клея, шаблоны, подкладной лист, дощечка для выполнения работ с канцелярским ножом и шилом. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц, канцелярского ножа, шила.
Основные технологические операции ручной обработки бумаги и картона: разметка, резание ножницами, надрезание канцелярским ножом, прокалывание шилом, гофрирование, сгибание, скручивание, сборка и скрепление деталей (клеевое, ниточное, скотчем, скобами, гвоздём, проволокой, «в надрез»), переплетение (соединение в щелевой замок), отделка аппликацией, сушка.
Практические работы: изготовление новогодних подвесок, декоративных композиций, упаковок, коробок, подставок для письменных принадлежностей, планшетов, картонных фигурок для театра с подвижными элементами.
Текстильные материалы (5 ч)
Общее представление о текстильных материалах, их практическое применение в жизни.
Виды тканей, используемые на уроках: ткани растительного и животного происхождения. Сопоставление тканей по основным свойствам: цвету, фактуре поверхности, толщине. Экономное расходование ткани при раскрое парных деталей.
Нитки используемые на уроках: швейные, мулине, для вышивания. Выбор ниток для изготовления изделия в зависимости от их свойств.
Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройки. Приёмы рационального и безопасного использования игл и булавок.
Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки узелком и петелькой, продёргивание бахромы, разметка через копирку, раскрой деталей по выкройке, резание ножницами, наклеивание ткани и ниток на картонную основу, сшивание деталей из ткани петельным швом, вышивание стебельчатым и тамбурным швами.
Практические работы: изготовление вышитых картинок, подвесок, обложек для записных книг, открыток, закладок, аппликаций, кукол для пальчикового театра, коллажа, нитяной графики.
Металлы (1 ч)
Виды металлов, используемые на уроках: фольга, проволока. Свойства фольги: цвет, блеск, толщина, прочность, жесткость, гибкость, способность сохранять форму.
Экономное расходование материалов при разметке.
Инструменты и приспособления для обработки металлов: ножницы, пустой стержень шариковой ручки, подкладная дощечка.
Основные технологические операции ручной обработки металлов: разметка на глаз, по шаблону, резание ножницами, скручивание.
Практические работы: изготовление новогодних украшений, креплений для подвижного соединения деталей картонных фигурок.
Утилизированные материалы (3 ч)
Вид материала: пластмассовые разъёмные упаковки-капсулы.
Инструменты и приспособления для обработки утилизированных материалов: ножницы, шило, фломастер, дощечка для выполнения работ с шилом. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц, шила.
Основные технологические операции ручной обработки утилизированных материалов: разметка по шаблону, надрезание ножницами, прокалывание шилом, сборка деталей (гвоздиком), отделка клейкой бумагой.
Практические работы: изготовление игрушек-сувениров.
Конструирование и моделирование (6 ч)
Понятие о конструкции изделия. Различные виды конструкции (разъёмная, неразъёмная) и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей (подвижное и неподвижное). Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления по назначению изделия).
Конструирование и моделирование несложных технических объектов по рисунку, схеме и простейшему чертежу, эскизу, по заданным условиям (функциональным, декоративно-художественным).
Практические работы: изготовление устройства, демонстрирующего циркуляцию воздуха; змейки для определения движения тёплого воздуха; устройства из полос бумаги; компаса; весов для определения веса воздуха; флюгера.
Практика работы на компьютере (11 ч)
Компьютер и дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру
Компьютер как техническое устройство для работы с информацией. Основные устройства компьютера. Назначение основных устройств компьютера.
Дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру, их назначение. Носители информации. Электронный диск. Дисковод как техническое устройство для работы с электронными дисками. Приёмы работы с электронным диском, обеспечивающие его сохранность.
Основы работы за компьютером
Организация работы на компьютере. Подготовка компьютера к работе (включение). Правильное завершение работы на компьютере. Организация работы на компьютере с соблюдением санитарно-гигиенических норм.
Мышь. Устройство мыши. Приёмы работы с мышью. Компьютерные программы. Понятие о тренажёре как программном средстве учебного назначения. Первоначальное понятие об управлении работой компьютерной программы. Управление работой компьютерной программы с помощью мыши.
Клавиатура как устройство для ввода информации в компьютер. Работа на клавиатуре с соблюдением санитарно-гигиенических норм.
Технология работы с инструментальными программами
Графические редакторы, их назначение и возможности использования. Работа с простыми информационными объектами (графическое изображение): создание, редактирование. Вывод изображения на принтер. Использование графического редактора для реализации творческого замысла
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |
план | факт | ||||
1 | Инструктаж. Подставка для письменных принадлежностей | 1 | 2.09 | 2.09 | |
2 | Коробка со съёмной крышкой. | 1 | 9.09 | 9.09 | |
3 | Прибор, демонстрирующий циркуляцию воздуха. | 1 | 16.09 | ||
4 | Мера для измерения углов. | 1 | 23.09 | ||
5 | Поздравительные открытки из гофрированного картона | 1 | 30.09 | ||
6 | Декоративное панно. | 1 | 7.10 | ||
7 | Картонные фигурки с элементами движения для театра. | 1 | 14.10 | ||
8 | Открытка ландшафт. | 1 | 21.10 | ||
9 | Новогодние игрушки. | 1 | 28.10 | ||
10 | Аппликации из ниток. | 1 | 11.11 | ||
11 | Декоративное оформление изделий вышивкой. | 1 | 18.11 | ||
12 | Подвеска из ткани. | 1 | 25.11 | ||
13 | Куклы для пальчикового театра. | 1 | 2.12 | ||
14 | Нитяная графика на картонной основе. | 1 | 9.12 | ||
15 | Украшения из фольги. | 1 | 16.12 | ||
16 | Игрушки-сувениры из пластмассовых упаковок-капсул. | 1 | 23.12 | ||
17 | Игрушки-сувениры из пластмассовых упаковок-капсул. | 1 | 13.01 | ||
18 | Игрушки-сувениры из пластмассовых упаковок-капсул. | 1 | 20.01 | ||
19 | Приёмы работы с деталями конструктора. | 1 | 27.01 | ||
20 | Изготовление моделей часов. | 1 | 3.02 | ||
21 | Тележка-платформа. | 1 | 10.02 | ||
22 | Проект «Парк машин» | 1 | 17.02 | ||
23 | Проект «Сельскохозяйственная техника» | 1 | 24.02 | ||
24 | Конкурс проектов | 1 | 3.03 | ||
25 | Технические устройства | 1 | 10.03 | ||
26 | Компьютер | 1 | 17.03 | ||
27 | Клавиатура и мышь. | 1 | 31.03 | ||
28 | Компьютерные программы. | 1 | 7.04 | ||
29 | Редактирование и печать.. | 1 | 14.04 | ||
3 0 | Сохранение работы.. | 1 | 21.04 | ||
3 1 | Носители информации. | 1 | 28.04 | ||
3 2 | Работа с электронным диском. | 1 | 5.05 12.05 | ||
33 | Файловые сохранение информации. | 1 | 19.05 | ||
34 | Контрольные задания. | 1 | 26.05 | ||
35 | Итоговая презентация. | 1 | 26.05 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Бурбаш Сардыганская начальная школа-детский сад”
Балтасинского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено» «Утверждено»
на методическом объединении Директор:
________ /Закирова Р.Г./ _____________ /Шарипова Г.Ш./
Протокол № 1 от Приказ № 30 от
«29 » августа 2016 г. «29 » августа 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
для 4 класса
Нигаматуллиной Рамзии Вагизовны
Учебник: Рагозина Т.М. Технология
Рассмотрено на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от
«29 » августа 2016 г.
2016 год
Планируемые предметные результаты.
Выпускник научится:
• составлять сообщения о современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей), связанных с автоматизированным трудом (с учетом региональных особенностей), и описывать их особенности;
• организовывать рабочее место в зависимости от вида работы, распределять рабочее время;
• отбирать и анализировать информацию из учебника и других дидактических материалов, использовать ее в организации работы;
• осуществлять контроль и корректировку хода работы;
• выполнять социальные роли (председатель заседания школьного клуба, консультант, экспериментатор и т. д.);
• выполнять доступные действия по самообслуживанию (декоративное оформление культурно-бытовой среды, ремонт одежды и книг);
• отбирать предложенные материалы для изделий по декоративно художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
• применять приемы рациональной и безопасной работы с ручными инструментами: чертежными (циркуль), режущими (ножницы, макетный нож);
• размечать бумагу и картон циркулем;
• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;
• изготавливать объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам;
• анализировать конструкцию изделия: определять взаимное расположение деталей, виды их соединений;
• рассказывать о назначении инструментальных программ, называемых текстовыми редакторами;
• использовать правила оформления текста (заголовок, абзац, отступ «красная строка»); знать цели работы с принтером как с техническим устройством;
• работать с текстом и изображением, представленными в компьютере;
использовать возможности оформления текста рисунками, таблицами, схемами;
• использовать возможности поиска информации с помощью программных средств;
• соблюдать безопасные приемы труда при работе на компьютере;
• включать и выключать дополнительные устройства (принтер, сканер), подключаемые к компьютеру;
• использовать элементарные приемы клавиатурного письма;
• использовать элементарные приемы работы с документом с помощью простейшего текстового редактора (сохранять и открывать документ, выводить документ на печать);
• осуществлять поиск, преобразование, хранение и применение информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;
• решать учебные и практические задачи с использованием компьютерных программ;
• подключать к компьютеру дополнительные устройства;
• осуществлять поиск информации в электронных изданиях: словарях, справочниках, энциклопедиях;
• соблюдать правила личной гигиены и использования без- опасных приемов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать особенность проектной деятельности и осуществлять ее, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт;
• отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
• прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- осуществлять ввод информации в компьютер с клавиатуры.
Содержание учебного предмета
Общекультурные и общественные компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания.
Трудовая деятельность в жизни человека
Распространённые виды профессий, связанные с механизированным и автоматизированным трудом (с учётом региональных особенностей).
Общее представление о технологическом процессе
Организация рабочего места в зависимости от вида работы, распределение рабочего времени, отбор и анализ информации из учебника и других дидактических материалов, её использование в организации работы, контроль и корректировка хода работы, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Проектирование изделий: создание замысла, его детализация и воплощение. Результат проектной деятельности - «Макет села Мирного».
Самообслуживание
Декоративное оформление культурно-бытовой среды, несложный ремонт одежды (заплатки).
Искусственные материалы. Бумага и картон (10 ч)
Виды бумаги, используемые на уроках: цветная для аппликаций и для принтера, копирка, крепированная, калька, ватман. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, толщина, фактура поверхности, прочность.
Виды картона, используемые на уроках: цветной, гофрированный.
Выбор бумаги и картона для изделий по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей. Экономное расходование бумаги и картона при разметке на глаз, через копирку, на просвет, по шаблону, по линейке и по угольнику.
Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений – простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контурная, размерная, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме.
Инструменты и приспособления для обработки бумаги и картона: карандаш простой, ножницы, канцелярский нож, шило, линейка, угольник, линейка с бортиком (для работы с ножом), кисточка для клея, шаблоны, подкладной лист, дощечка для выполнения работ с канцелярским ножом и шилом. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц, канцелярского ножа, шила.
Основные технологические операции ручной обработки бумаги и картона: разметка, резание ножницами, надрезание канцелярским ножом, прокалывание шилом, гофрирование, сгибание, скручивание, сборка и скрепление деталей (клеевое, ниточное, скотчем, скобами, гвоздём, проволокой, «в надрез»), переплетение (соединение в щелевой замок), отделка аппликацией, сушка.
Практические работы: изготовление новогодних подвесок, масок, открыток, декоративных композиций, головоломок, игрушек, аппликаций.
Текстильные материалы (5 ч)
Виды тканей, используемые на уроках: ткани растительного и животного происхождения. Сопоставление тканей по переплетению нитей. Экономное расходование ткани при раскрое.
Нитки, используемые на уроках: мулине, для вязания.
Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройки, картонные кольца. Приёмы рационального и безопасного использования игл, булавок, шила.
Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки узелком и петелькой, продёргивание бахромы, разметка через копирку, раскрой деталей по выкройке, резание ножницами, наклеивание ткани и ниток на картонную основу, сшивание деталей из ткани ручным швом «строчка», обработка края ткани петельным швом, вышивание простым крестом, наматывание ниток на кольца, натяжение ниток.
Практические работы: изготовление вышитых закладок, лент, мини-панно, футляров, нитяной графики.
Металлы (2 ч)
Практическое применение металлов в жизни. Виды проволоки. Выбор проволоки с учётом её свойств: упругость, гибкость, толщина. Экономное расходование материалов при разметке.
Инструменты и приспособления для обработки металлов: ножницы, кисточка с тонкой ручкой, подкладная дощечка.
Основные технологические операции ручной обработки металлов: разметка на глаз, по шаблону, резание ножницами, сгибание, скручивание, тиснение.
Практические работы: изготовление каркасных моделей человечков, брошек.
Утилизированные материалы (5 ч)
Практическое применение утилизированных материалов в жизни. Виды материалов, используемые на уроках: пластиковые ёмкости, упаковочная тара из пенопласта. Выбор материалов по их конструктивным свойствам.
Инструменты и приспособления для обработки утилизированных материалов: ножницы, нож канцелярский, шило, кисть для клея, фломастер, дощечка для выполнения работ с ножом и шилом. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц, канцелярского ножа и шила.
Основные технологические операции ручной обработки утилизированных материалов: прокалывание шилом, сборка и скрепление деталей (клеевое, ниточное), тиснение, шлифование наждачной бумагой, отделка шпагатом, окрашивание.
Практические работы: изготовление вазы для осеннего букета, подставок, новогодних подвесок, игрушек-сувениров.
Конструирование и моделирование (2 ч)
Конструирование и моделирование несложных технических объектов по заданным (функциональным) условиям.
Практические работы: изготовление осадкомера.
Практика работы на компьютере (11 ч)
Компьютер. Основы работы за компьютером Повторение. Организация рабочего места. Подключение к компьютеру дополнительных устройств для работы с текстом (принтер, сканер).
Технология работы с инструментальными программами. Инструментальные программы для работы с текстом (текстовые редакторы).
Организация работы на компьютере с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Освоение клавиатуры компьютера. Клавиатурный тренажёр. Работа с клавиатурным тренажёром.
Знакомство с правилами клавиатурного письма (ввод букв и цифр , заглавной буквы , точки ,запятой, интервала между словами, переход на новую строку, отступ, удаление символов). Ввод в компьютер простого текста с клавиатуры.
Оформление текста. Рисунок в тексте. Использование текстового редактора для творческой работы учащихся.
Приёмы работы с документом. Сохранение документа на жёстком диске. Открытие документа. Вывод документа на печать. Демонстрация возможности ввода текста документа со сканера.
Первоначальное представление о поиске информации на основе использования программных средств для поиска информации (по ключевому слову, каталогам). Работа с простейшими аналогами электронных справочников.
Календарно- тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | ||
План | Факт | |||||
1 | Игрушка-перевёртыш | 1 | 3.09 | 3.09 | ||
2 | Игрушки-гармошки | 1 | 10.09 | 10.09 | ||
3 | Бусы из бумаги в технике оригами | 1 | 17.09 | |||
4 | Игрушка-котёнок | 1 | 24.09 | |||
5 | Брошь из фольги | 1 | 1.10 | |||
6 | Игрушки из бумаги. Собачка | 1 | 8.10 | |||
7 | Игрушка-лошадка | 1 | 15.10 | |||
8 | Нитяная графика | 1 | 22.10 | |||
9 | Декоративное панно | 1 | 29.10 | |||
10 | Поздравительная открытка | 1 | 12.11 | |||
11 | Футляр из ткани | 1 | 19.11 | |||
12 | Оформление изделий вышивкой простым крестом | 1 | 26.11 | |||
13 | Кукла Анишит-Йокоп | 1 | 3.12 | |||
14 | Кукла Летучая мышь | 1 | 10.12 | |||
15 | Новогодние фонарики | 1 | 17.12 | |||
16 | Маски из бумаги | 1 | 24.12 | |||
17 | Каркасные модели из проволоки | 1 | 14.01 | |||
18 | Ваза для осеннего букета | 1 | 21.01 | |||
19 | Изготовление осадкомера | 1 | 28.01 | |||
20 | Подставки из пластиковых ёмкостей | 1 | 4.02 | |||
21 | Подвески из пенопласта | 1 | 11.02 | |||
22 | Подвески из пенопласта (завершение работы) | 1 | 18.02 | |||
23 | Проект коллективного создания макета села Мирного | 1 | 25.02 | |||
24 | Проект коллективного создания фрагмента «Бородинское сражение» | 1 | 4.03 | |||
25 | Электронный текст. Технические устройства для работы с текстом | 1 | 11.03 | |||
26 | Компьютерные программы для работы с текстом | 1 | 18.03 | |||
27 | Ввод текста с клавиатуры. Текстовый редактор | 1 | 1.04 | |||
28 | Редактирование и форматирование текста | 1 | 8.04 | |||
29 | Сохранение электронного текста | 1 | 15.04 | |||
30 | Иллюстрирование текста | 1 | 22.04 | |||
31 | Работа с текстовым редактором | 1 | 29.04 | |||
32 | Контрольные вопросы и задания | 1 | 6.05 | |||
33 | Электронные справочные издания | 1 | 13.05 | |||
34 | Работаем с электронной энциклопедией | 1 | 20.05 | |||
35 | Заключение. | 1 | 27.05 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Бурбаш Сардыганская начальная школа-детский сад”
Балтасинского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено» «Утверждено»
на методическом объединении Директор:
________ /Закирова Р.Г./ _____________ /Шарипова Г.Ш./
Протокол № 1 от Приказ № 30 от
«29 » августа 2016 г. «29» августа 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
для 2 класса
Нигаматуллиной Рамзии Вагизовны
Учебник: Рагозина Т.М. Технология
Принято на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от
«29» августа 2016 г.
2016 год
Планируемые предметные результаты.
Обучающиеся научатся:
• рассказывать о практическом применении природных мате- риалов и бумаги в жизни;
• рассказывать о мастерах своего региона и их профессиях, связанных с обработкой природных материалов;
• рассказывать о профессиях (в том числе профессиях своих родителей), связанных с воздушным и водным транспортом;
• использовать информацию из словаря учебника при выполнении заданий;
• работать в малых группах;
• выполнять доступные действия по самообслуживанию (подбирать материалы и инструменты для работы, пришивать пуговицы с двумя отверстиями);
• применять приемы безопасной работы с ручными инструментами: режущими (ножницы), колющими (швейные иглы);
• экономно размечать материалы на глаз, по клеткам и по линейке;
• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (бумаги, природных, пластических, текстильных материалов) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;
• анализировать информацию из словаря;
• выполнять практическое задание с опорой на простейший чертеж;
• создавать простейшие конструкции по простейшему чертежу и по функциональным условиям.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• понимать культурные традиции своего региона, отраженные в рукотворном мире, и уважать их;
• понимать особенности проектной деятельности и осуществлять ее под руководством учителя;
• работать в малых группах.
Содержание учебного предмета
Общекультурные и общественные компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность в жизни человека
Трудовая деятельность человека осенью и весной в родном крае.
Бережное отношение к природе как к источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастеров в создании предметной среды (общее представление).
Распространённые виды профессий, связанных с использованием текстильных материалов, с воздушным и водным транспортом.
Общее представление о технологическом процессе
Подбор материалов и инструментов, рациональное размещение материалов и инструментов на рабочем месте, анализ информации из словаря учебника при выполнении задания, соотнесение результатов деятельности с образцом, работа в малых группах.
Элементарная творческая и проектная деятельность
Проектирование изделий: составление плана деятельности, определение последовательности изготовления изделия. Результат проектной деятельности – изделия «Бумажный змей» и «Модель парусника».
Самообслуживание
Несложный ремонт одежды (пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (30 ч)
Природные материалы (15 ч)
Практическое применение природного материала в жизни. Бережное отношение к природе как источнику сырья.
Растительные природные материалы: листья, веточки, семена и плоды растений, солома. Минеральные материалы: яичная скорлупа.
Подготовка растительных материалов к работе: сбор цветущих растений в сухую погоду, сортировка материалов по цвету, размеру, форме; хранение. Подготовка яичной скорлупы для работы.
Инструменты и приспособления для обработки природного материала: ножницы, кисточка для клея, карандаш, подкладная дощечка. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц.
Основные технологические операции ручной обработки природного материала: разметка деталей на глаз, резание ножницами, капельное склеивание деталей и по всей поверхности, окрашивание, отделка аппликацией, сушка.
Практические работы: изготовление аппликаций по рисункам.
Искусственные материалы
Пластичные материалы (2 ч)
Пластилин и его свойства: пластичность, способность сохранять форму. Инструменты и приспособления для обработки пластилина: стеки, подкладная дощечка.
Основные технологические операции ручной обработки пластилина: сплющивание (расплющивание), прижимание.
Практические работы: лепка моделей предметов живой природы (грибов), декоративных композиций по рисункам.
Бумага (8 ч)
Практическое применение бумаги в жизни. Виды бумаги, используемые на уроках: цветная для аппликаций, для принтера, копирка, альбомная. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, толщина.
Выбор материала для изготовления изделия с учётом свойств по его внешним признакам. Экономное расходование бумаги при разметке: на глаз, складыванием, сгибанием, по шаблону, по клеткам, по линейке. Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений – простейший чертёж, схема. Назначение линий чертежа (контурная, размерная, линии надреза и сгиба). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу, схеме.
Инструменты и приспособления для обработки бумаги: карандаш простой, ножницы, фальцовка, линейка, кисточка для клея, шаблон, подкладной лист. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц.
Основные технологические операции ручной обработки бумаги и картона: разметка, надрезание, вырезание, гофрирование, сгибание, сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное, кнопкой), отделка аппликацией, сушка.
Практические работы: изготовление конвертов, новогодних игрушек, этикеток, гофрированных подвесок-кукол, рамок.
Текстильные материалы (5 ч)
Практическое применение текстильных материалов в жизни. Виды тканей, используемых на уроках: ткани растительного происхождения (хлопчатобумажные и льняные). Лицевая и изнаночная сторона тканей. Экономное расходование ткани при раскрое от сгиба по выкройке прямоугольных деталей.
Нитки и их назначение. Свойства ниток: цвет, прозрачность, толщина..
Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройка. Приёмы рационального и безопасного использования игл и булавок.
Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки узелком, раскрой деталей по выкройке, резание ножницами, сшивание деталей из ткани и украшение изделий ручным швом «вперёд иголку», обработка края ткани швом «через край», вышивание швом «вперёд иголку с перевивом», наматывание ниток на кольца, связывание ниток в пучок. Практические работы: изготовление мешочков для хранения предметов, одежды для соломенных кукол, игрушек из помпонов.
Конструирование и моделирование (5 ч)
Общее представление о современном транспорте, используемом человеком в воздухе и на воде (назначение, исторические аналоги, общее представление о конструкции).
Изделие, деталь изделия.
Конструирование и моделирование несложных технических объектов по схеме и простейшему чертежу.
Практические работы: создание вертушек и моделей самолётов, динамической модели
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | План. | Фактическ. | Примечание |
Приметы осени. Осенние заботы. Правила сбора, хранения и обработки природного материала | 1 | 3.09 | 3.09 | ||
Использование природных материалов человеком. Правила закладки и хранения природного материала | 1 | 10.09 | 10.09 | ||
Инструменты и приспособления при работе с природным материалом. Панно из листьев «Осенний узор» | 1 | 17.09 | 17.09 | ||
Работа с природным материалом. Панно «Животный мир» | 1 | 24.09 | 24.09 | ||
Панно «Животный мир» (завершение работы) | 1 | 1.10 | |||
Аппликация «Цветы» из осенних листьев | 1 | 8.10 | |||
Панно «Цветочный хоровод» | 1 | 15.10 | |||
Технологические свойства соломы. Масленичная кукла из соломы. | 1 | 22.10 | |||
Одежда для соломенной куклы. | 1 | 29.10 | |||
Техника работы с яичной скорлупой. Сувенир «Пасхальное яйцо». | 1 | 12.11 | |||
Поделка из яичной скорлупы «Птенец в гнезде». | 1 | 19.11 | |||
Коллекция семян и плодов. Композиция из семян «Коллекция насекомых». | 1 | 26.11 | |||
Композиция из семян «Подводный мир». | 1 | 3.12 | |||
Композиция из семян «Аквариумная рыбка» | 1 | 10.12 | |||
Композиция из семян «Аквариумная рыбка» (завершение работы) | 1 | 17.12 | |||
Лепка грибов из пластилина ясый башлау. | 1 | 24.12 | |||
Композиция из пластилина «Грибная поляна» | 1 | 14.01 | |||
Рисунок для этикетки | 1 | 21.01 | |||
Аппликация «Этикетка». | 1 | 28.01 | |||
Модель «Конверт» | 1 | 4.02 | |||
Открытка «Колоски» | 1 | 11.02 | |||
Рамка для работы с картинами | 1 | 18.02 | |||
Модель «Вертушка» | 1 | 25.02 | |||
Гофрированные подвески «Куколка». | 1 | 4.03 | |||
Подвески «Новогодние игрушки» | 1 | 11.03 | |||
Знакомство с текстильными материалом. Инструменты и приспособления. | 1 | 18.03 | |||
Изделия «Мешочки для всякой всячины». | 1 | 1.04 | |||
Изделия «Мешочки для всякой всячины» (окончание работы) | 1 | 8.04 | |||
Декоративное оформление игрушек. Моделирование «Весёлый зверинец» . | 1 | 15.04 | |||
Моделирование «Весёлый зверинец» (завершение работы) | 1 | 22.04 | |||
Соединение деталей кнопкой. Модель «Вертушка» | 1 | 29.04 | |||
Воздушный транспорт «Самолёт» | 1 | 6.05 | |||
Моделирование «Бумажный змей» | 1 | 13.05 |
| ||
Конкурс проектов «Бумажный змей» | 1 | 20.05 | |||
Защита проекта. | 1 | 27.05 |