Профилактика злоупотребления психоактивных веществ среди детей и подростков, воспитанников коррекционных школ – интернатов.

Петухова Надежда Константиновна

Роль профилактики возрастает и будет возрастать. Несмотря на то, что ряд больных со сформированной химической зависимостью перестал обращаться за медицинской помощью, это не свидетельствует о снижении наркоугрозы. По-прежнему широко распространено потребление героина, а на российский рынок с уверенностью выходят синтетические наркотики.

         Принято считать, что большинство детей и подростков, используют наркотические и токсикоматические вещества, воспитываются в неполных семьях – там, где есть только мать. Однако это не так.

 Главное значение имеет не состав семьи, а атмосфера, складывающая в доме, эмоцианальная близость и доверие между домочадцами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moyo.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕСПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)


ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ,


ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ


ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 8 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  г.САЯНОГОРСК


655600 Республика Хакасия, г.Саяногорск, Интернациональный м/р., д.20,

Тел.: 8 (39042) 6-43-91; 2-36-33    Факс:  8 (39042) 6-74-23

   E-mail: school_8_031@mail.ru

Профилактика злоупотребления

психоактивных веществ

среди детей и подростков,

воспитанников коррекционных

школ – интернатов.

   Социальный педагог

Н.К. Петухова

I категория

школы-интерната № 8

.

г. Саяногорск

         Роль профилактики возрастает и будет возрастать. Несмотря на то, что ряд больных со сформированной химической зависимостью перестал обращаться за медицинской помощью, это не свидетельствует о снижении наркоугрозы. По-прежнему широко распространено потребление героина, а на российский рынок с уверенностью выходят синтетические наркотики.

         Принято считать, что большинство детей и подростков, используют наркотические и токсикоматические вещества, воспитываются в неполных семьях – там, где есть только мать. Однако это не так.

 Главное значение имеет не состав семьи, а атмосфера, складывающая в доме, эмоцианальная близость и доверие между домочадцами.

1. Формы организации педагогической профилактики среди детей и подростков.

    Самая популярная среди взрослых и самая нелюбимая среди учащихся форма педагогической профилактики. В то же время лекция может быть эффективной и информативной формой работы.

Лекции.

Прежде чем организовать лекцию, желательно:

- провести опрос среди учащихся,

- выясняя уровень их информированности по данной проблеме.

- Информация должна быть объективной и достоверной.

-  Даже из самых лучших побуждений не следует искажать данные, пытаясь предостеречь своих слушателей от пробы наркотиков.

 - Полностью должны быть исключены  сведения, касающиеся технологии использования одурманивающих веществ.

- Всё то, что может провоцировать знакомство с наркотиком,

– описание эффектов, вызываемых различными препаратами,

- способы приготовления наркогенных веществ,

- указание мест, где можно приобрести наркотики.

Не нужно злоупотреблять статистическими данными, так как устрашающие цифры вместо тревоги, ощущения опасности у подростка могут вызвать прямо противоположную реакцию: «все уже пробовали, а я нет». Использование статистики более целесообразно  во время выступления перед взрослой аудиторией – родителями,  педагогами.

         Нередко для проведения антинаркогенных лекций в школу приглашают врачей,  сотрудников милиции.

В нашу школу приходят члены организации «Матери против наркотиков»,

это Банников Евгений Геннадьевич и Сидоренко Константин. Они один раз в месяц проводят профилактические беседы и показывают фильмы о вреде наркотиков.

Также в системе проводятся месячник и декадник по профилактике правонарушению, наркомании и табакокурению.

Анкетирование

При организации педагогической профилактики можно использовать анкетирование детей и подростков. При помощи опросов можно определить актуальность профилактики.

После проведения анкетирования надо обязательно уделить вниманию проблеме в целом, а также ситуации, если она есть в коллективе.

Это может быть беседа, дискуссионный клуб,

Подготовленный информационный листок.

Тренинговые занятия.

В ходе тренинга решаются многие проблемы развития личности подростка, которые педагогу не удаётся решать каким-то другим путём.

 Проводить тренинги может только квалифицированный специалист – психолог. При неправильном проведении тренинга могут возникнуть сложные ситуации в группе. Участие в тренинговом занятии добровольно.

Участникам должна быть обеспечена и эмоциональная безопасность. В ходе занятия могут накалиться страсти, в порыве чувств подростки становятся  неадекватно резкими, высказывают негативные оценки по отношению к другому человеку.

Игры.

Ситуативная игра.

При организации педагогической профилактики  среди детей и подростков могут использоваться ситуационные и ролевые игры.

В ситуационной игре перед участниками поставлены конкретные задачи (например участник должен отказаться от предложения попробовать алкогольный напиток во время вечеринки, другой настаивает попробовать напиток «здесь» и «сейчас»).

Ролевая игра.

В ролевой игре обозначаются общая организация и легенды участников. Участникам в ходе игры нужно достичь взаимопонимания и выработать вариант разрешения проблемы.

Проектная деятельность.

Этот вид деятельности ориентирован на самостоятельность, творческую активность подростков, даёт возможность ощутить свою социальную значимость, получить опыт взаимодействия со сверстниками.

Задачи и цели проекта должны быть доступны и понятны. А формы работы хорошо знакомы.

Дискуссионные формы.

Их основная задача заключается в формировании личной позиции в отношении той или иной проблемы, значимой,  интересной для подростков.

Однако есть общая схема подготовки:

- заранее представляется дискуссионная тема.

- определяются роли, например ведущий и эксперт.

- устанавливаются регламент и правила проведения дискуссии (продолжительность и порядок выступления). В дискуссии могут привлекаться родители подростков, медики, юристы.

Для того чтобы быть успешным и здоровым, надо иметь развитые ресурсы. То есть определенные способности, позволяющие человеку справляться с требованиями жизни. Здесь и умение понимать ситуацию, прогнозировать последствия собственных поступков и поступков окружающих.

А главное – нести ответственность за свое поведение и жизнь в целом.

Говоря о профилактике, многие уповают на альтернативную занятость. Считается: ребенок должен быть загружен, и тогда наркотику к нему не подступиться. Но есть здесь и опасность: занятость может оказаться формальной. Самодеятельные театры, дискотеки, спорт – все это принесет пользу, только если в процессе занятий между детьми и взрослыми возникнет контакт.  

 1. Первичная профилактика

        Первичная профилактика наркозависимости преследует следующие цели:

  1. изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в  детско-молодежной популяции;
  2. сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием  наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.

        Для достижения указанных целей необходимо придерживаться  следующим направленим:  

  1. формирование личностных  ресурсов,  обеспечивающих  развитие жизненного стиля с  доминированием ценностей здорового образа жизни, установки на отказ от приема психоактивных веществ;
  2. формирование ресурсов  семьи,  помогающих воспитанию законопослушного,  успешного и ответственного поведения, а также обеспечивающих поддержку ребенку, начавшему употреблять наркотики, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему при прекращении приема наркотиков;    
  3. внедрение инновационных педагогических и психологических  технологий,  обеспечивающих  развитие  ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от "пробы" и приема наркотиков,  а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися;
  4. развитие социально-поддерживающей  инфраструктуры, включающей семью в микросоциальное окружение ребенка "группы риска наркотизации" и ребенка, заболевшего наркоманией.

2. Вторичная профилактика

        Вторичная профилактика зависимости от ПАВ в образовательной среде касается лиц,  которые уже испытывают на себе влияние проблемы, связанной с употреблением наркотических средств.

 Цель:

  1. максимально сократить продолжительность воздействия ПАВ на человека,  
  2. ограничить степень вреда, наносимого злоупотреблением ПАВ как потребителю, так и окружающей его микросреде - учащимся образовательного учреждения и семье,  
  3. предотвратить формирование хронического заболевания.

        Стратегия вторичной профилактики зависимости от ПАВ в образовательной среде включает:

1) полное прекращение дальнейшей наркотизации  и  восстановление личностного и социального статуса учащегося;

2) создание психотерапевтической атмосферы непримиримости к повторному употреблению ПАВ и оптимизация здоровых личностных и социальных устремлений подростка;

3) длительное пребывание таких учащихся в нормативных микросредах (учебный класс в общеобразовательной школе,  учреждения дополнительного образования, семья и т.д.), в которых, как правило, вероятность распространения наркотиков сведена к минимуму.

Мероприятия вторичной профилактики с точки зрения здравоохранения предназначены для лиц, страдающих наркоманией и токсикоманией.

Такая вторичная профилактика преследует цель преодоления физической и психической зависимости от наркотических, токсических и психотропных средств, и решает такие задачи, как:

1) выявление граждан, страдающих наркоманией и токсикоманией;

2) диагностика типа и степени зависимости, а также факторов, предрасполагающих к возникновению зависимости, провоцирующих и поддерживающих эту зависимость;

3) осуществление комплекса лечебных мероприятий, направленных:

— на проведение детоксикации;

— на оказание неотложной наркологической помощи;

— на преодоление физической зависимости;

— на преодоление психической зависимости;

— на лечение заболеваний, сопутствующих наркомании и токсикомании;

— на формирование среды, поддерживающей здоровый образ жизни, в ближайшем социальном окружении лиц, страдающих наркоманией и токсикоманий, посредством психотерапевтических мероприятий.

3. Третичная профилактика

        Третичная профилактика зависимости от ПАВ  направлена на предотвращение срывов и рецидивов наркомании, то есть реабилитация - комплексное направленное использование медицинских,  психологических,  социальных, образовательных и трудовых мер с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном для него уровне, возвращение ему способности жить без наркотических, токсических и психотропных средств.

        Система реабилитационных мероприятий адресована гражданам, в том числе несовершеннолетним с аддиктивным поведением, избавленным от биологической наркотической, токсической и психотропной зависимости, но сохраняющим психологическую зависимость и находящимся в социальном окружении, провоцирующем аддиктивное поведение, и имеет цель — формирование и удержание ремиссии, изменение социального окружения, провоцирующего аддиктивное поведение.

        Участие в этом процессе педагогов, школьных психологов,  социальных  педагогов должно рассматриваться в качестве одного из основных факторов решения проблем реабилитации. Именно специалисты образовательных учреждений осуществляют общеобразовательное и профессиональное обучение, обеспечивают  организацию  технических  и иных кружков,  спортивных секций,  оказывают социально-психологическую и  педагогическую  помощь,  формируют законопослушное поведение, без которых реадаптация и ресоциализация просто невозможны.

Реабилитация включает в себя:

1) медико-психологическую реабилитацию — систему медицинских и психологических мероприятий, предназначенных для потребителей наркотических, токсических и психотропных средств без физической зависимости, но сохраняющих психологическую зависимость от наркотических, токсических и психотропных средств, и направленных на формирование отказа у граждан от аддиктивного поведения;

2) социально-психологическую реабилитацию — систему медицинских, психологических мероприятий и социальных мероприятий, предназначенных для потребителей наркотических, токсических и психотропных средств без выраженной психологической зависимости от них и направленных на удержание ремиссии, профилактику наркомании и токсикомании и формирование неаддиктивного социального окружения;

3) социальную реабилитацию — систему социальных мероприятий, предназначенных для лиц, избавившихся от физической и психологической зависимости от наркотических, токсических и психотропных средств, и направленных на удержание неаддиктивного социального окружения.

  Что такое факторы риска и защитные факторы?

      В течение последних двух десятилетий исследователи старались определить, с чего начинается и как в дальнейшем развивается злоупотребление наркотиками. Было выявлено несколько факторов, которые позволяют отличать тех, у кого высокая вероятность употребления наркотиков от тех, у кого она низкая.

Факторы, связанные с большей склонностью к употреблению наркотиков, называются факторами “риска”, а те, которые связаны с пониженной склонностью к злоупотреблению наркотиками, называются “защитными” факторами.

  Фактор риска злоупотребления наркотиками, каждый из которых представляет собой угрозу психологическому и социальному развитию человека, и каждый из которых оказывает различное воздействие в зависимости от фазы развития ребенка. Исходя из этих соображений, влияющие на раннее развитие ребенка семейные факторы, возможно, являются наиболее опасными.

 Этими факторами могут быть:

1. неблагоприятная семейная атмосфера, особенно, если родители злоупотребляют медикаментами или страдают от психических заболеваний;

2. неумелое воспитание, что особенно опасно для детей с трудным характером и неуравновешенным поведением;

3. отсутствие взаимопонимания и заботы со стороны родителей.

Другие факторы риска связаны с взаимодействием детей с другими социальными объектами вне семьи (школа, сверстники и общество). 

Некоторые из этих факторов:

1. неумеренно робкое или агрессивное поведение в классе;

2. неудачное участие в школьных мероприятиях;

3. неспособность справиться с общественными задачами;

4. принадлежность к “отвергнутым” или к тем, кто, находится в контакте с отвергнутыми детьми;

5. позитивное отношение к поведению употребляющих психоактивные вещества в школе, среди сверстников и в обществе.

Были определены также некоторые защитные факторы.

 Эти факторы не всегда являются абсолютно противоположными факторам риска. Их влияние также неравномерно в процессе развития. Наиболее характерные защитные факторы включают:

1. крепкие семейные узы;

2. положение, когда родители следят за поведением своих детей, постоянно вовлечены в их жизнь и преподают им ясные правила поведения внутри семьи;

3. успех в школьных мероприятиях;

4. крепкая связь с социальными институтами – например, семьей, школой, религиозными общинами;

5. соблюдение окружающими общепринятых норм в употреблении психоактивных веществ.

Другие факторы 

– такие, как доступность наркотиков,

особенности торговли наркотиками,

и убеждение, что употребление наркотиков в общем не является неприемлемым, – также влияют на количество молодых людей, которые начинают употреблять наркотики.

  Каким образом используют факторы риска и защитные факторы 

Изучение факторов и процессов, которые увеличивают риск употребления наркотиков или защищают от употребления наркотиков, определило основные мишени профилактического вмешательства:

1. отношения в семье,

2. отношения со сверстниками,

3. школьная среда и

4. отношения внутри всей общины.

Отношения в семье.

Профилактическая работа с родителями происходит путем обучения родителей тому, как лучше строить семейные взаимоотношения, поддерживать дисциплину, твердо и уверенно устанавливать определенные правила поведения и другим методам воспитания в семье. Исследования также показали, что родителям следует играть более активную роль в жизни детей, которая в том числе предполагает беседы о наркотиках, отслеживание поступков детей, понимание их проблем и личных забот. Также следует знать всех друзей, с которыми общаются дети.

Отношения со сверстниками.

Профилактическая работа  должна быть направлена  на взаимоотношения отдельного ребенка с его сверстниками. Улучшение социально-значимых способностей оказывает благоприятное воздействие на развитие социального поведения, коммуникабельности, позитивных отношений со сверстниками и устойчивой способности отказывать в ответ на предложение употреблять наркотики.

Школьная среда.

Профилактическая работа со школьниками обоснуется  на повышении общего качества обучения и усилении связи учащихся со школой, прививая им чувство своей индивидуальности, стремление к достижениям и снижая притягательность  учащихся к употреблению наркотиков. Понимание учащимися негативных (физических, психологических и социальных) последствий употребления психоактивных веществ и общего неодобрения наркотиков со стороны своих друзей и семей, способствует удержанию подростков от начала употребления.

Предоставление детям знаний о неблагоприятном воздействии наркотиков.

Особенно об их прямом негативном влиянии на личную жизнь, является важным элементом любой профилактической  работы. Помимо этого, помогая детям достигнуть успехов в обучении и поведении в школе, мы тем самым помогаем им сформировать сильные социально-позитивные связи со сверстниками, школой и обществом.

  В какие периоды жизни молодежь легче всего начинает злоупотребление наркотиками?

  Для большинства детей самыми уязвимыми периодами являются те, когда они переходят из одной стадии развития в другую. Риск может возникнуть даже до рождения ребенка; вот почему будущим мамам рекомендуют воздерживаться от употребления наркотических средств во время беременности.

        Первым большим критическим периодом для детей является время, когда они из-под опеки семьи поступают в школу. При переходе из начальной школы в средние классы они часто сталкиваются с такими новыми для них социальными задачами, как необходимость находиться одному в большой группе сверстников. Как раз на этой стадии раннего подросткового периода дети чаще всего сталкиваются с употреблением наркотиков в первый раз.

         Позже, с началом обучения в старших классах и профессиональных учебных заведениях, юноши и девушки встают перед новыми социальными, психологическими и образовательными проблемами, так как уже готовятся к будущей самостоятельной жизни. Эти непростые задачи могут привести к употреблению и злоупотреблению алкоголя, сигарет и других наркотическими веществами.

              Когда повзрослевшие молодые люди поступают в колледж, создают семью или начинают       работать, они вновь подвержены риску злоупотребления алкоголем и другими наркотическими веществами в своем новом взрослом окружении.  

  Когда начинается процесс употребления наркотиков, и как он протекает?

Исследования показывают, что дети чаще всего начинают употреблять наркотики в возрасте 12-13 лет, и многие исследователи наблюдали подростков, которые, начав тайно употреблять разрешенные законом вещества (алкоголь, табак, ингалянты), затем переходят к употреблению нелегальных наркотических средств (сначала марихуаны). Последовательность перехода от употребления табака и алкоголя к марихуане, и по мере взросления – к другим наркотикам, была выявлена практически во всех долгосрочных исследованиях употребления психоактивных веществ.  

 Но, конечно, нельзя утверждать, что употребление табака и алкоголя в подростковом возрасте обязательно ведет к дальнейшему злоупотреблению наркотиками.