Спорт как средство развития креативности детей
Инноватика
Спорт – это игра, а игра связана с творчеством. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
развитие креативности детей | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт педагогики и психологии детства.
Реферат
по дисциплине «Инноватика».
Спорт как средство развития креативности детей.
Автор: Мухаярова Ю.Г.
Группа: БУ-21zP
Руководитель: Калинина Г.П.
Екатеринбург 2012.
Содержание.
Введение. 3
1 глава. Понятие креативности. Развитие творческих способностей
детей. 5
2 глава. Развитие креативности детей посредством спорта. 9
2.1. Понятие «спорт», виды спорта и их влияние на детей. 9
2.2. Спорт как одно из средств развития креативности детей. 11
Заключение. 14
Список литературы. 15
Введение.
ФГТ определяют новые концептуальные принципы и подходы к формированию и структурированию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентированы на новые планируемые результаты образования детей дошкольного возраста, обозначают приоритет деятельностного, личностного, интегративного подходов в организации образовательного процесса.
В Концепции дошкольного воспитания 1989г. отмечается, что на любой возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты характера, но и свои собственные, индивидуальные особенности психики и поведения. Быть человеком - это значит не только быть "таким, как все", владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, интересами и способностями.
В Концепции содержания непрерывного образования 2003г. выделено, что ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Креативность – слово, которое сегодня у всех на устах. Его можно встретить как личную характеристику, в большинстве резюме людей различных профессий (и не только творческих).
Креативное мышление имеет ценность в бизнесе, науке, культуре, искусстве, политике, спорте — словом, во всех динамичных жизненных областях, где развита конкуренция. В этом и заключается ее ценность для общества.
Например, предпринимателям креативность позволяет увидеть перспективу там, где, казалось бы, ее уже давно нет. Писателям креативные способности позволяют находить оригинальные сюжеты, от чтения которых трудно оторваться. Психологам креативность помогает изобретать новые методы коммуникации с клиентами. Креативность ученых является важным фактором человеческого прогресса. Креативные способности играют особую роль в видах спорта, они способствуют высокому уровню спортивного мастерства, поскольку обеспечивают процесс нахождения нестандартных решений в тренировочной и соревновательной деятельности. Важен креативный подход для таких профессий как: инженер, дизайнер, PR агент, рекламщик. … креативность и творчество идут рука об руку.
Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие креативности у детей дошкольного возраста.
Можно предположить, что занятия спортом помогут развить у детей столь необходимую способность личности – креативность.
Цель исследования: выявить возможности спорта, для развития креативности детей.
Задачи:
- определить понятие «креативность»;
- выявить какие формы работы, условия, необходимы для формирования креативности детей;
- определить, как спорт помогает в развитии креативности детей, в каких видах спорта наиболее проявляется креативность мышления.
1 глава.
Понятие креативности.
Развитие творческих способностей детей.
Креати́вность — (созидательный, творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.
Американский психолог Фромм так обозначил понятие креативности — «это способности находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Это видение проблем под иным углом и их решение уникальным способом. Креативное мышление это революционное и созидательное мышление, носящее конструктивный характер.
Существует как минимум три основных подхода к, отношению интеллекта и креативности. Представители первого подхода утверждают, что как таковой креативности нет. Интеллектуальная одаренность выступает в
качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивация ценности, личностные черты (А. Дж. Танненбаум, А. Маслоу, О.Б. Богоявленская и др.). К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость суждений в неопределенных и сложных ситуациях. Другой подход предполагает характеристику креативности как творческой способности, которая является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Я. А. Пономарев). В более "мягком" варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция, т. е. связь. Третий подход строится на связи уровня развития интеллекта и уровня творческих способностей.
Эту точку зрения разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Г. Айзенк, Д. Векслер, А. Термен и др.). В концепции Торренса, названной "теория интеллектуального порога", автор считает, что интеллект и креативность образуют единый фактор, поэтому, чем выше коэффициент интеллекта, тем выше творческая способность.
Быть креативным человеком значит обладать определенными преференциями и преимуществами в этом мире, например, выгодно отличаться от коллег по работе, быть более интересным собеседником (нудность и банальность – качества неприсущие креативным личностям), уметь находить неожиданные решения из трудных жизненных ситуаций. Креативные люди более уравновешены и терпимы к окружающим, ведь они знают, что каждый человек видит мир по-своему.
Использовать свои креативные способности можно не только для создания новых интересных идей (для улучшения жизни или ее отдельных аспектов), но и для самосовершенствования и развития личности в целом. Любое творческое занятие помогает нам обретать личностный смысл и постигать собственные ценности. А это самая важная духовная потребность человека, которая отличает его от других живых существ.
Креативность является одним из компонентов общей структуры личности. Развитие креативности способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.
Творчество – это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью.
Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие креативности у детей дошкольного возраста.
Ребёнок, как и взрослый человек, стремится выразить своё «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребёнок рождается с творческими способностями, и если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. «Но, как показывает практика,- отмечает О.Н. Дьяченко,- такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и, уж конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности».
Развитие детского творчества - сложная и актуальная проблема. Современный подход к её изучению характеризуется стремлением к поиску эффективных путей личностного становления в условиях интеграции, взаимосвязи разных видов деятельности детей, таких, как познавательная, продуктивные виды деятельности, музыка, спорт, и другие.
Одним из принципов отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста выделен принцип развития, который предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач. Особым объектом освоения становятся для ребенка собственное тело и телесные движения. Он с удовольствием бегает, прыгает, лазает. Дети могут видоизменять ранее усвоенные образцы движений применительно к новым условиям, придумывать новые движения; детские движения приобретают произвольный характер. [2]
Быть креативным – это значит «творить», что означает искать, изобретать и создавать. Соответственно и творческая познавательная деятельность воспитанников есть самостоятельный поиск, создание и конструирование чего-то нового. Творческая деятельность немыслима без осознания цели поиска, без активного воспроизведения ранее изученных знаний, без интереса к пополнению недостающих знаний из готовых источников, к самостоятельному поиску, наконец, без воображения и эмоций.
Следовательно, основным критерием творчества в познавательной деятельности ученика являются: самостоятельность (полная или частичная); поиск и подбор возможных вариантов движения к цели.
Роджерс считал, что нельзя форсировать развитие ребенка, а надо создавать условия для выявления его внутренних возможностей. Основным условием развития креативности является развитие личности ребенка. У детей с высоким уровнем креативности к 7 годам практически сформированы важнейшие характеристики личности (положительное отношение к себе и окружающему миру, развитая личностная рефлексия); со средним и низким уровнем креативности - средний и низкий уровень развития личностных качеств.
Различные формы работы, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таят в себе огромный потенциал для развития творческих способностей у детей (фронтальные, групповые, индивидуальные).
Одним из условий, необходимых для формирования креативности, является, по мнению ряда авторов (В.Н. Дружинин, А.Н. Лук, К.Роджерс и др.), нерегламентированность развивающей среды. Педагогические технологии, основанные на развитии только логического мышления, в условиях жесткой регламентации образовательного процесса не способствуют в полной мере формированию творческой личности ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод, что креативные способности детей можно развивать в рамках любого вида деятельности: в изодеятельности, в музыкальной, познавательной, двигательной деятельности, в культурно-досуговой деятельности и в спорте и т.д., с помощью специальных методов и приемов.
2 глава. Развитие креативности детей посредством спорта.
2.1. Понятие «спорт», виды спорта и их влияние на детей.
Спорт - составная часть физической культуры. Спорт представляет собой специфический род физической и интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки. В сочетании с отдыхом, стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения морального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшения собственных физических возможностей и навыков. Спорт предназначен для совершенствования физико-психических характеристик человека.
Современный спорт как общественное явление многогранно. Он выступает во многих ипостасях: как средство оздоровления, и как средство психофизического совершенствования, и как действенное средство отдыха и восстановления работоспособности, и как зрелище, и как профессиональный труд.
Занятия спортом в дошкольном возрасте положительно влияют на детское здоровье, дисциплинируют его, закаляют, учат быть смелым, сильным духом и ответственным.
Благодаря плаванию развиваются мышцы, ребенок учится быть выносливым. Занятия в бассейне очень благотворно влияют на психику, потому это идеальный спорт для гиперактивных детей. Детям, которые страдают простудными заболеваниями, тоже очень рекомендованы занятия в бассейне, ведь они укрепляют иммунитет. Девочки могут заниматься синхронным плаванием, что поможет развивать правильное дыхание, творчество, воспитать чувство красоты и ритма движений, детского коллективизма.
Командные игры будут полезны общительным детям, которые будут очень комфортно чувствовать себя в команде, а также застенчивым малышам, которые будут раскрепощаться в процессе игры. Командные игры нужны для хорошего психологического и физического развития малыша.
Легкая атлетика - благодаря бегу развиваются мышцы, и формируется выносливость. Для занятий прыжками у ребенка должны быть определенные способности, а также высокий уровень физической подготовки.
Спортивная гимнастика помогает гармонично развить тело и сформировать красивую фигуру. Дети, которые занимаются данным видом спорта, становятся физически сильными.
Художественная гимнастика помогает сделать фигуру девочки изящной и грациозной. У девочек укрепляются мышцы, улучшается осанка, развивается координация.
Катание на лыжах помогает развить выносливость, силу и координацию. Занятия лыжным спортом тренирует сердечно-сосудистую систему и укрепляет организм.
Боевые искусства закаляют характер, и детям, которые занимаются боевыми искусствами намного проще справляться со стрессом.
Таким образом, ребенок, который занимается тем или иным видом спорта растет физически и психически развитым человеком.
Методика обучения дошкольников и младших школьников различным видам спорта в минимальной степени предусматривает развитие их креативности, но косвенно благоприятно сказывается на развитии этого качества человека. В образовательных учреждениях детей дошкольного и начального школьного возраста обучают элементам видов спорта. Рассмотрим, какие методы используются для развития креативности ребенка.
2.2. Спорт как одно из средств развития креативности детей.
По мнению многих психологов - наше тело влияет на наше сознание. Они считают, что гибкость нашего тела влияет на гибкость нашего сознания.
И так, спорт – это набор движений: чем разнообразнее движения, тем больше приходится напрягаться коре мозга. Часто к движениям прибавляется тактика и стратегия. Быстрота реакции в спорте помогают улучшить восприятие новой информации и скорость поиска решений.[1]
Спорт – это игра, а игра связана с творчеством. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным.
В целом, результаты изучения данных позволяют говорить о высоком потенциале воздействия средств физического воспитания на творческое мышление детей, в частности, очевидно творческое начало в игровой двигательной деятельности.
Подвижные игры занимают основное место в методике развития творческого мышления детей средствами спорта. Прежде всего, это игры, где ребенок в рамках правил может самостоятельно выбирать образ действий. При этом правила игр не должны быть стереотипными на протяжении всего периода обучения – педагог совместно с детьми периодически их изменяет. В играх и упражнениях используются подражательные движения. Дети могут сами комбинировать упражнения, придумывать игры, загадки. Для этого упражнения должны быть разучены с инструктором (во избежание ошибок, влекущих нарушения осанки и т.д.). Для преодоления инертности мышления можно использовать выполнение действий в обратном порядке (наоборот, в другую сторону и т.д.).
Самостоятельная деятельность детей - это не только выполнение физических упражнений, но и составление режима дня, беседы (например, придумать новый вид спорта, рассказать, какие качества потребуются от спортсмена, нарисовать стадион будущего).
При организации двигательной деятельности главным условием выступает создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Для этого инструктор должен быть доброжелательным, справедливо оценивать действия детей, использовать разнообразные средства и методы, различный инвентарь, оптимально сочетать изученные и новые упражнения, включать в занятия самостоятельную работу, взаимооценивание.
Обучая детей элементам таких видов спорта, как гимнастика, синхронное плавание, аэробика, учим создавать композиции. При подготовке композиций у детей развивается двигательное воображение. Дети самостоятельно придумывают упражнения с предметами и без них, выбирают движения, с помощью которых могут выразить услышанную музыку или имитировать движения животных (тюленя, утки, лягушки и т.д.), рост цветка (поднимает бутон, распускается и т.д.). Иногда дети в процессе занятий придумывают целые связки новых упражнений. Для красоты и оригинальности самостоятельно группируются в пары, тройки, увлекаются выполнением разнообразных упражнений, несмотря на их сложность. Для достижения результатов необходимо развивать умение действовать слаженно, проявлять творчество в преобразовании и украшении композиций.
Подготавливая детей к освоению спортивных командных игр с мячом (волейбол, баскетбол, футбол) можно использовать приемы: придумай новое упражнение с мячом, передай мяч необычным способом и т.д.
Для развития креативности детей педагогу необходимо соблюдать некоторые правила:
- Учить детей действовать самостоятельно, независимо, не давать прямых инструкций;
- Не сдерживать инициативы детей;
- Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;
- Не спешить с вынесением оценочных суждений;
Заключение.
Известно, что детский возраст многие определяют как самый податливый для педагогических воздействий период: у ребенка еще не сформировано критическое отношение ко всему, что вокруг них происходит, зато степень принятия, «впитывания» (возможно, в большей степени неосознанного) чрезвычайно высока. Не случайно многие ученые считают, что чем раньше ребенка приучают и обучают чему-либо, тем эффективнее оказываются результаты такой деятельности. Это утверждение в некоторых областях может оказаться достаточно спорным, но, что касается креативной педагогики, оно без сомнения верно.
Прежде всего, у детей творчество оказывается вплетенным в игровую деятельность. Их объединяет процесс развлечения, получения удовольствия: для ребенка важнее сам процесс игры, движения, рисования, придумывания, а не результат, получаемый в конце.
Кроме того креативная педагогика способствует формированию и развитию личности ребенка, поскольку творчество как никакая другая деятельность влияет на развитие эмоциональной сферы.
Спорт - это сжатая модель жизни. В нем, благодаря экстремальности условий, можно обнаружить все богатство проявлений человеческой натуры. Он, более чем другие виды деятельности, формирует разносторонние адаптационные возможности человека, связан со вскрытием человеческих резервов, выявлением максимальных возможностей человека.
Организация учебно-воспитательного процесса в целом должна способствовать напряжению творческих способностей ребенка, постоянно поддерживать интерес к деятельности при сохранении положительного эмоционального фона, обеспечивать активность и самостоятельность, а также эффективное взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса.
Список литературы.
- А. Киричок. Книга о развитии креативности и улучшении работы мозга
- В.И. Столяров. - М.: ГЦОЛИФК, 1984.
- Концепция дошкольного воспитания 1989г.
- Концепция содержания непрерывного образования 2003г.
- Электронный учебник по основам физической культуры в вузе.
- http://www.ns-sport.ru/opredelenie-ponyatiya-sport.html
- Развитие творческого мышления младших школьников средствами физического воспитания. к.п.н., доц. Ширшова Е.О. БФУ ИМ.И.КАНТА
Комментарии
спорт как средство развития креативности детей
креативность- важное качество человека. и в настоящее время, очень востребованное. спорт тоже может служить развитию креативности детей.