"Самообразование воспитателя коррекционной школы-интерната"
Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_vospitatelya.docx | 16.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Совершенствование качества обучения и воспитания в образовательном учреждении напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия воспитателя. «Педагог учится всю жизнь» - это известная истина. Воспитатель находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование воспитательского профессионализма оказывает научно- методическая деятельность. Эта деятельность предполагает:
постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин;
изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам организации различных форм организации образовательного процесса;
ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и воспитания, их оценка и др.
В настоящее время воспитатель имеет возможность выбрать наиболее приемлемые для себя формы повышения своего профессионально- методического мастерства. Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам воспитатель, а руководители методических и административных структур инициируют и стимулируют этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации, аттестации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.
Существует несколько определений процесса самообразования. Словарь Ожегова дает следующее определение: « Самообразование- приобретение знаний путем самостоятельных занятий», оно направлено на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:
«САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».
Если процесс образования … :
1. Осуществляется добровольно;
2. Осуществляется сознательно;
3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков,
… то речь идет о самообразовании.
Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к воспитателю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной общественно- политической, экономической ситуации. и др. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др., но единый процесс самосовершенствования должен быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
Можно определить составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию :
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации
• Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на воспитанниках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»
• Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.
• Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно. Говорят : «Врачу – исцелись сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться . Вправе ли он тогда преподавать?
Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится : читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения
• Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом
• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
• Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики
• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни
• Повышать уровень своей эрудиции , правовой и общей культуры
Самообразование как постоянная деятельность педагога включает:
научно- исследовательскую работу по определенной проблеме;
посещение библиотек, изучение научно- методической и учебной литературы;
участие в педсоветах, предметных МО;
посещение занятий, уроков своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий, собственных учебных материалов.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но самое главное – это желание воспитателя работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.