Доклад на тему: Программа работы преподавателя со слабоуспевающими студентами
В данной раьоте приведены примеры действий преподавателя при работе с разными типами слабо успевающих студентов в СПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_progamma_deyatelnosti_prepodavatelya.docx | 32.14 КБ |
programma_deyatelnosti_prepodavatelya.ppt | 2.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Неуспеваемость – извечная головная боль всех педагогов. Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. У каждого отстающего своя причина, но в то же время есть и общие для определенного круга обучающихся. Из всей совокупности причин, одна является решающей, и важно найти именно ее, иначе все старания преподавателей и психологов окажутся напрасными.
Круг причин неуспеваемости неоднозначен, многолик и широк. Выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние: снижение ценности образования; несовершенство организации учебного процесса; отрицательное влияние семьи; низкое развитие интеллекта, отсутствие устойчивой положительной мотивации учения и слабо развитая волевая сфера, а вот одной из главных внутренних причин неуспеваемости являются дефекты здоровья учащихся. Понятно, что человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.
Анализируя неуспеваемость как психолого-педагогическую проблему необходима эффективная деятельность всего педагогического коллектива колледжа где во главе угла гуманное отношение к личности учащегося, педагогический стиль общения со студентами, высокий уровень педагогической подготовленности преподавателя для индивидуальной и дифференцированной работы, тесное сотрудничество педагога и родителя, вовлечение отстающих в планирование различных мероприятий, в обсуждении способов их осуществления.
Проблему преодоления неуспеваемости следует рассматривать как педагогическую задачу, для решения которой требуется разработка программы с алгоритмом оптимального решения.
Пояснительная записка
Одной из актуальных проблем в колледже остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у студентов, которые учитывали бы их реальные возможности.
Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему неуспеваемости. Количество студентов, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития, так как, не овладев основными умственными операциями, студенты не справляются с возрастающим объемом знаний и на последующих этапах “выпадают” из процесса обучения.
При работе с неуспевающими студентами необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность работы, пробуждающие потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, которые отвечали бы особенностям их развития и были бы для них доступны, а самое главное интересны.
Практика моей работы показывает, что особенностью познавательной деятельности слабоуспевающих по естественно-математическим дисциплинам является несформированность общих умственных действий анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Это выражается в неумении выделять основное в учебном материале, устанавливать существенные связи между понятиями и их свойствами, а также в медленном темпе продвижения, в быстром распаде усвоенных знаний, в трудности усвоения новых знаний и видов деятельности, что влечет за собой умственную пассивность, неверие в свои силы, потребность в посторонней опеке.
Для организации процесса обучения с такими студентами приходится постоянно производить отбор содержания, творчески подходить к организации деятельности и формам представления учебного материала. Особое внимание я уделяю: решению задач в группах, увеличению практической составляющей занятий, использованию игровой деятельности и других заданий творческого характера, чередованию различных видов деятельности. Содержание учебного материала должно обеспечивать мотивацию, ориентироваться на развитие внимания, памяти и речи, быть личностно-значимым, а формы его подачи – занимательной, узнаваемой, реалистичной и красочной.
Практики показала, что реализация выше изложенного позволяет добиться у учащихся более активной работы на уроках, высокой заинтересованности в материале, уверенности в себе, повышение уровня знаний и успеваемости.
Цели и задачи программы
Цель – формирование у учащихся приемов общих и специфических умственных действий в ходе кропотливой, систематической работы по предмету.
Задачи:
Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования.
Развитие групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.
Удовлетворение потребности в новой информации.
Формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету.
Расширение кругозора учащихся, их любознательности.
Развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков самопроверки.
Активизация слабых студентов.
Планируемые результаты программы
- Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих студентов.
- Внедрение новых образовательных технологий.
- Предоставление возможности для участия слабоуспевающих и неуспевающих студентов в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях.
Основные компоненты содержания программы:
Преподаватель должен:
1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности студента.
2. Оказывать своевременную помощь неуспевающему студенту на определенном этапе урока.
Оказание своевременной помощи неуспевающему студенту на определенном этапе урока
Этапы урока | Виды помощи в учении |
Контроль подготовленности студентов | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение студентам примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. |
Изложение нового материала | Поддержание интереса слабоуспевающих студентов с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным студентом. |
Самостоятельная работа студентов на уроке | Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления. |
Организация самостоятельной работы вне урока | Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий. |
2. Использовать на занятиях различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце семестра, когда студент уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на занятии должно быть не менее 5-7 студентов).
4. Комментировать оценку студента (необходимо отмечать недостатки, чтобы студент мог их устранять в дальнейшем)
5. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего проводить повторный контроль за ЗУН.
6. Определить время, за которое слабоуспевающий студент должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.
7. Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей студента о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”)
8. Не снижать оценку учащемуся за плохое поведение на занятии, в этом случае использовать другие методы воздействия.
9. Преподаватель ведет следующую документацию:
- график индивидуальной работы со слабоуспевающими, неуспевающими на учебный год в кабинете;
- задания по ликвидации пробелов в знаниях;
- отчет преподавателя по работе со слабоуспевающими
Ф.И.О. студента | Причины неуспеваемости (преподаватель указывает самостоятельно выявленные причины) | Использованы виды опроса | Формы ликвидации пробелов | Результат работы |
В своей работе преподаватель для студента должен быть как-бы педагогическим терапевтом
Всестороннее повышение эффективности каждого занятия
Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов
Индивидуальный подход к студенту
Специальная система домашних заданий
Усиление работы с родителями
Привлечение актива группы к работе по повышению ответственности обучающегося за учение.
Эффективность обучения, характер отношения учащегося к учебной работе зависят и от того, какова жизнь его в образовательном учреждении и группе, удовлетворяет ли эта жизнь его потребности и особенно потребность в эмоциональном насыщении, с какими чувствами он идет в колледж, какие эмоции и чувства вызывает у него учебно-воспитательный процесс. Жизнь студента в колледже, учебный процесс, уроки и внеурочные групповые и общеколледжные мероприятия должны быть так организованы, чтобы в них могли и хотели принимать активное участие все, чтобы они вызывали, формировали и развивали у каждого студента его личностные интересы и склонности.
Взаимоотношения между преподавателями и учащимися должны быть основаны на оптимистическом отношении преподавателя к каждому студенту: преподаватель должен верить в возможности и силы любого студента. Он должен выявлять лучшие и сильные стороны каждого учащегося и, опираясь на них, вместе с со студентом бороться с его слабыми качествами. Для того чтобы бороться с недостатками того или иного студента, преподаватель должен искать его достоинства и создавать условия, чтобы каждый студент добился успеха в какой-либо области.
«Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться». Сухомлинский В.А.
Надо исходить из постулата, что хотя воспитание, колледж и преподаватель не всесильны, но их возможности велики и надо в максимальной степени использовать эти возможности, опираясь на глубокое и всестороннее знание особенностей и качеств наших студентов.