Доклад на тему: Программа работы преподавателя со слабоуспевающими студентами

Сошкина Ольга Викторовна

В данной раьоте приведены примеры действий преподавателя при работе с разными типами слабо успевающих студентов в СПО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Неуспеваемость – извечная головная боль всех педагогов. Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. У каждого отстающего  своя причина, но в то же время есть и общие для определенного круга обучающихся. Из всей совокупности причин, одна является решающей, и важно найти именно ее, иначе все старания преподавателей и психологов окажутся напрасными.

Круг причин неуспеваемости неоднозначен, многолик и широк. Выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние: снижение  ценности образования; несовершенство организации учебного процесса;  отрицательное  влияние  семьи; низкое развитие интеллекта, отсутствие устойчивой положительной мотивации учения и слабо развитая волевая сфера, а вот одной  из главных внутренних причин неуспеваемости являются дефекты здоровья  учащихся.  Понятно, что человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные  учебные нагрузки.

Анализируя неуспеваемость как психолого-педагогическую проблему необходима  эффективная деятельность всего педагогического коллектива колледжа где во главе  угла гуманное  отношение к личности учащегося, педагогический  стиль общения со студентами, высокий  уровень педагогической  подготовленности преподавателя для индивидуальной и дифференцированной работы, тесное сотрудничество педагога и родителя,  вовлечение отстающих  в планирование различных мероприятий, в обсуждении способов их осуществления.

 Проблему преодоления неуспеваемости следует  рассматривать как педагогическую задачу, для решения которой требуется   разработка программы с алгоритмом оптимального решения.

Пояснительная записка

Одной из актуальных проблем в колледже остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у студентов, которые учитывали бы их реальные возможности.

Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему неуспеваемости. Количество студентов, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития, так как, не овладев основными умственными операциями, студенты не справляются с возрастающим объемом знаний и на последующих этапах “выпадают” из процесса обучения.

При работе с неуспевающими студентами необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность работы, пробуждающие потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, которые отвечали бы особенностям их развития и были бы для них доступны, а самое главное интересны.

Практика моей работы показывает, что особенностью познавательной деятельности слабоуспевающих по естественно-математическим дисциплинам является несформированность общих умственных действий анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Это выражается в неумении выделять основное в учебном материале, устанавливать существенные связи между понятиями и их свойствами, а также в медленном темпе продвижения, в быстром распаде усвоенных знаний, в трудности усвоения новых знаний и видов деятельности, что влечет за собой умственную пассивность, неверие в свои силы, потребность в посторонней опеке.

Для организации процесса обучения с такими студентами приходится постоянно производить отбор содержания, творчески подходить к организации деятельности и формам представления учебного материала. Особое внимание я уделяю: решению задач в группах, увеличению практической составляющей занятий, использованию игровой деятельности и других заданий творческого характера, чередованию различных видов деятельности. Содержание учебного материала должно обеспечивать мотивацию, ориентироваться на развитие внимания, памяти и речи, быть личностно-значимым, а формы его подачи – занимательной, узнаваемой, реалистичной и красочной.

Практики показала, что реализация выше изложенного позволяет добиться у учащихся более активной работы на уроках, высокой заинтересованности в материале, уверенности в себе, повышение уровня знаний и успеваемости.

Цели и задачи программы

Цель – формирование у учащихся приемов общих и специфических умственных действий в ходе кропотливой, систематической работы по предмету.

Задачи:

Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования.

Развитие групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.

Удовлетворение потребности в новой информации.

Формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету.

Расширение кругозора учащихся, их любознательности.

Развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков самопроверки.

Активизация слабых студентов.

Планируемые результаты программы

- Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся,  личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих студентов.

- Внедрение новых образовательных технологий.

- Предоставление возможности для участия слабоуспевающих и неуспевающих студентов в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях.

Основные компоненты содержания программы:

Преподаватель должен:

1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности студента.

2. Оказывать своевременную помощь неуспевающему студенту на определенном этапе урока.

Оказание своевременной помощи неуспевающему студенту на определенном этапе урока

Этапы урока

Виды помощи в учении

Контроль подготовленности студентов

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение студентам примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

Изложение нового материала

Поддержание интереса слабоуспевающих студентов с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным студентом.

Самостоятельная работа студентов на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления.

Организация самостоятельной работы вне урока

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

2. Использовать на занятиях различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце семестра, когда студент уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на занятии должно быть не менее 5-7 студентов).

4. Комментировать оценку студента (необходимо отмечать недостатки, чтобы студент мог их устранять в дальнейшем)

5. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего проводить повторный контроль за ЗУН.

6. Определить время, за которое слабоуспевающий студент должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.

7. Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей студента о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”)

8. Не снижать оценку учащемуся за плохое поведение на занятии, в этом случае использовать другие методы воздействия.

9. Преподаватель ведет следующую документацию:

- график индивидуальной работы со слабоуспевающими, неуспевающими на  учебный год в кабинете;

- задания по ликвидации пробелов в знаниях;

- отчет преподавателя по работе со слабоуспевающими

Ф.И.О. студента

Причины неуспеваемости (преподаватель указывает самостоятельно выявленные причины)

Использованы виды опроса

Формы ликвидации пробелов

Результат работы

В своей работе преподаватель для студента должен быть как-бы педагогическим терапевтом

Всестороннее повышение эффективности каждого занятия

Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов

Индивидуальный подход к студенту

Специальная система домашних заданий

Усиление работы с родителями

Привлечение актива группы к работе по повышению ответственности обучающегося за учение.

Эффективность обучения, характер отношения учащегося  к учебной работе зависят и от того, какова жизнь его в образовательном учреждении и группе, удовлетворяет ли эта жизнь его потребности и особенно потребность в эмоциональном насыщении, с какими чувствами он идет в колледж, какие эмоции и чувства вызывает у него учебно-воспитательный процесс. Жизнь студента в колледже, учебный процесс, уроки и внеурочные групповые и общеколледжные  мероприятия должны быть так организованы, чтобы в них могли и хотели принимать активное участие все, чтобы они вызывали, формировали и развивали у каждого студента его личностные интересы и склонности.

Взаимоотношения между преподавателями  и учащимися должны быть основаны на оптимистическом отношении преподавателя к каждому студенту: преподаватель  должен верить в возможности и силы любого студента. Он должен выявлять лучшие и сильные стороны каждого учащегося и, опираясь на них, вместе с со студентом  бороться с его слабыми качествами. Для того чтобы бороться с недостатками того или иного студента, преподаватель  должен искать его достоинства и создавать условия, чтобы каждый студент  добился успеха в какой-либо области.

«Все наши замыслы, поиски  и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания  учиться». Сухомлинский В.А.

 Надо исходить из постулата, что хотя воспитание, колледж  и преподаватель  не всесильны, но их возможности велики и надо в максимальной степени использовать эти возможности, опираясь на глубокое и всестороннее знание особенностей и качеств наших студентов.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: