Программа "В мире профессий" профессионально-ориентированная

Кравчук Наталья Васильевна

Данное пособие отражает комплексную профориентационную работу учреждения социального обслуживания для несовершеннолетних. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

«В мире профессий»

профессионально – ориентированная

Составитель: социальный педагог

Кравчук Наталья Васильевна


Информационная карта

Вид

Комплексная профессионально-ориентированная

Цель

Профориентационная подготовка воспитанников с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей

Область применения

ГКУСО РМ «СРЦН «Радуга»

Целевая группа

Воспитанники ГКУСО РМ «СРЦН «Радуга»

Формы и методы

Формы: групповые и индивидуальные

Методы: дискуссия, беседа, профориентационная игра, творческие задания, профессиональные пробы, экскурсия,  тренинг, практикум, консультация, диагностика, тестирование, анкетирование

Нормативно-правовое обоснование программы

- Конвенция о правах ребенка;

- Конституция Российской Федерации;

- Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032 -1 «О занятости населения в Российской Федерации»;

-Федеральный закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” 120 – ФЗ от 24.06.99 г.

-Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»;

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г

Срок реализации

В течение года

Пояснительная записка

           Профессиональное ориентирование - стержневая проблема в воспитании  детей, находящихся в учреждениях социального обслуживания. Дети, поступающие в социально-реабилитационные  центры, отличаются низким уровнем мотивации к учебной деятельности, что приводит к неуспешной учебе и отсутствию знаний. Это, в свою очередь, является серьезной причиной, ограничивающей профессиональный выбор. Еще одним фактором, влияющим на ограничение  выбора профессии, является   социальная  дезадаптация детей и подростков из неблагополучных семей, выражающаяся в неумении приспособиться к новой социальной среде, незнании современных жизненных условий, в которых большое значение имеет высокий профессионализм, и низкий уровень осведомленности в существующих профессиях. Зачастую у детей отсутствует потребность в профессиональном выборе, а так же имеет место негативное отношение к любому виду трудовой деятельности.

Помочь воспитанникам  ориентироваться в сложном мире труда призвана активизирующая профориентационная программа «В мире профессий». Данная программа  направлена на оказание помощи ребенку в поиске своего места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма.

Программа представляет целостную систему профориентационной работы  с воспитанниками в реабилитационном Центре с учетом их возрастных и индивидуально-типологических особенностей.

Цель программы:

Профориентационная подготовка воспитанников с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей.

Цели программы достигаются путем решения задач:

  1. Создать систему профессиональной ориентации в реабилитационном Центре для несовершеннолетних
  1. Воспитать отношение к труду как к важнейшей жизненной потребности, понимание личной и общественной необходимости труда.
  2. Сориентировать воспитанников на профессиональное и личностное самоопределение, помочь смоделировать дальнейший жизненный путь
  3. Развить способности к профессиональной адаптации в современных социально – экономических условиях.

Программа построена  на основе принципов:

  • Системности и преемственности
  • Открытости (взаимосвязь реабилитационного Центра, школы, семьи, предприятий, учебных заведений и общественности в профориентации воспитанников предусматривает тесный контакт по оказанию помощи воспитанникам в выборе профессии) 
  • Активности 
  • Дифференциации и индивидуализации (в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости)

При реализации программы учитываются специфика учреждения и обслуживаемого контингента детей, а также ограничение временные рамки нахождения ребенка в социально-реабилитационном центре и вероятность прерывания процесса реабилитации по различным причинам.

Целевой группой являются воспитанники социального реабилитационного Центра от 5 до 18 лет,  программа реализуется в течение одного года.

Программа «В мире профессий» представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области профориентации воспитанников.

      Для решения поставленных цели и задач в программе используются следующие формы и методы: рассказ, беседа,  упражнения, дискуссия, сюжетно-ролевая игра, профориентационная игра,   экскурсия, вечер встреч, профессиональные пробы, конкурс рисунков, анкетирование, тестирование.

Система профориентации воспитанников по программе «В мире профессий» предусматривает следующие направления деятельности:

  1. Профпросвещение

Проводится с целью пропаганды сведений о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах воспитанника, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

  1. Диагностика и консультирование

        Психолого-педагогическая диагностика определяет профессиональную ориентацию воспитанников, выявляет способности, склонности и интересы, способствует профессиональному и личностному самоопределению.

Психологическое консультирование - предполагает оказание помощи учащимся в познании своего «Я», в формировании ценностно-мотивационных установок, адекватной  самооценки, в преодолении эмоциональной неустойчивости, в повышении психологической компетентности педагогов, родителей или лиц, их заменяющих, в вопросах профессиональной ориентации.

          Медицинская диагностика заключается в  проведении медицинского осмотра и диспансеризации воспитанников.

Медицинское консультирование  основывается на данных профилактических медицинских осмотров и диспансеризации  воспитанников; обеспечивает ознакомление воспитанников, родителей или лиц, их заменяющих, с медицинскими аспектами выбора профессии

  1. Профадаптация (только для старших  подростков)

Организуется с целью содействия занятости и трудоустройству бывших воспитаннико

Ожидаемые результаты

Итогом  работы по программе «В мире профессий» является готовность воспитанников к профессиональному самоопределению  с учетом их возрастных и индивидуально-типологических особенностей.

В процессе реализации программы «В мире профессий» предполагается достижение следующих результатов:

  1. Создание системы комплексных мероприятий профессиональной ориентации  в условиях реабилитационного Центра для несовершеннолетних;
  2. Повышение у воспитанников мотивации к труду, уровня трудолюбия и работоспособности;
  3. Формирование у воспитанников понимания личной и общественной значимости труда;
  4. Овладение воспитанниками способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;
  5. Овладение воспитанниками основными принципам построения профессиональной карьеры и навыками поведения на рынке труда;

Требования к условиям реализации программы

Программно-методические условия

  • создание информационно - методического банка;
  • проведение семинаров-практикумов, конференций, круглых столов с педагогами;
  • разработка плана профориентационной работы педагогом - психологом;

Материально-технические условия

  • в здании реабилитационного Центра необходимо иметь  свободно конструируемое многофункциональное пространство, оснащенное трансформерной мебелью и необходимой цифровой техникой (компьютеры, мультимедийный проектор и др.);
  • оборудованные партнерские площадки, позволяющие вводить воспитанников  в специфическую среду профессиональной деятельности (на базе учреждений культуры и спорта, производственных предприятий, научных и образовательных организаций и др.)

Информационные условия

Для реализации программы обязательно наличие:

  • оснащенной библиотеки, имеющей комплект литературы из области специальных и профессионально ориентированных знаний;
  • свободного доступа к ресурсам сети Интернет.

Кадровые условия

Реализация данной  программы осуществляется сотрудниками Центра, которые объединяются в Координационный совет и рассматривают работу по профориентации как систему воспитательных, социально-психологических мероприятий, способствующих профессиональному самоопределению детей оказавшихся в условиях реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Специалисты, занимающиеся вопросами профессиональной ориентации в реабилитационном Центре

№ П./П.

ДОЛЖНОСТЬ

НАПРАВЛЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.

Социальный педагог

(куратор профориентационной работы)

Координирует профориентационную работу в реабилитационном Центре

  • организация и контроль работы координационного совета по профориентации
  • создание информационно - методического банка
  • проведение семинаров-практикумов, конференций, круглых столов с педагогами, родительских собраний
  • разработка инновационных моделей социального партнерства в организации системы профориентации
  • организует встречи воспитанников с выпускниками реабилитационного Центра (студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений), с мастерами своего дела
  • организует  тематические и комплексные экскурсии воспитанников на предприятия, учебные заведения

 2.

Воспитатель

  • организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, занятия, игры и т.д.
  • ведет педагогические наблюдения склонностей воспитанников
  • организует посещение воспитанниками дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях
  • сопровождает воспитанников на тематические и комплексные экскурсии на предприятия
  • оказывает помощь педагогу-психологу в проведении анкетирования, воспитанников и их родителей по проблеме самоопределения
  • проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности воспитанников к профильному и профессиональному самоопределению

3.

Инструктор по труду

  • способствует развитию познавательного интереса, творческой направленности личности воспитанников, используя метод профессиональных проб
  • обеспечивают профориентационную направленность занятий
  • формирует у воспитанников общетрудовые, профессионально важные навыки
  • способствует формированию у воспитанников адекватной самооценки
  • проводит наблюдения по выявлению склонностей и способностей воспитанников

4.

Библиотекарь

  • подбирает литературу по профориентационной работе
  • изучает читательские интересы воспитанников и рекомендует им литературу, помогающую в ознакомлении и выборе профессии
  •  организует выставку книг по профессиям по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.) и читательские диспуты на темы выбора профессии

6.

Педагог – психолог

  •  готовит пакет диагностических методик для изучения личности воспитанников, их  
    интересов и склонностей  к профессиям людей
  •  проводит психолого-педагогическое консультирование с учетом  возрастных и индивидуальных  особенностей воспитанников
  • осуществляет мониторинг готовности воспитанников к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование детей и их родителей или лиц, их заменяющих
  • способствует формированию у воспитанников адекватной самооценки

7.

Врач - педиатр

  • способствует формированию у воспитанников установки на здоровый образ жизни, используя разнообразные формы, методы, средства
  •  проводит с воспитанниками беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека
  •  организует консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру

8.

Специалист по социальной работе

  • обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах
  • создает банк данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников.
  •  содействует занятости и трудоустройству воспитанников

Работа по программе профессиональной ориентации воспитанников «В мире профессий» в социально-реабилитационном центре, строится с учетом возраста детей и подростков. Каждая возрастная группа решает свои задачи.

Дошкольный возраст.

Задачи:

  • познакомить воспитанников с различными профессиями сотрудников центра (повар, врач, воспитатель и т.д.);
  • создать условия для выявления способностей детей к определенным видам деятельности и их развития;
  • способствовать расширению уровня социального общения, познакомить с профессиями людей, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни в социуме (водитель, продавец, библиотекарь);
  • информировать о средствах и источниках существования человека, о роли труда в жизни личности и общества, о деньгах как эквиваленте человеческого труда;
  •  создать условия для развития трудовых навыков, воспитывать трудолюбие.

На этом этапе работы идет введение в мир профессий, в основном профориентационная деятельность носит информационный характер, используются такие формы работы, как беседа, встреча, экскурсия, наблюдение за трудом взрослых, беседы с людьми разных профессий, игровая программа, конкурс, сюжетно-ролевая игра.  А также - практический характер, где дошкольнику предоставляются возможности проявлять себя и свои способности в творческой и бытовой деятельности, используются следующие формы работы:  трудовые поручения, участие в выполнении труда по самообслуживанию, кружковые занятия, занятия по интересам, трудовая деятельность в мастерской.

Задача работы специалистов на данном этапе состоит, естественно, не в том, чтобы побудить детей к выбору какой-нибудь профессии, а в том, чтобы воспитать у них уважение к труду взрослых, создать первоначальный круг представлений о разнообразии видов труда.

Тематический план занятий по профориентации для воспитанников дошкольного возраста.

№п.п.

Тема

Количество часов

Ответственный

теория

практика

итого

Профпросвещение

1.

В мире профессий

1

1

воспитатель

2.

Детское учреждение

1

1

2

воспитатель

3.

Библиотека

1

1

2

воспитатель

библиотекарь

4.

Больница

1

1

1

1

4

воспитатель

медицинская сестра

воспитатель

врач педиатр

5.

Кухня

Столовая

1

1

2

воспитатель

6.

Швейная мастерская

1

1

2

воспитатель

7.

Прачечная

1

1

воспитатель

8.

Транспорт

1

1

2

воспитатель

9.

Парикмахерская

1

1

2

воспитатель

10.

Столярная мастерская

1

1

воспитатель

11.

Пожарная часть

1

1

2

социальный педагог,

воспитатель

12.

Отдел полиции

1

1

2

социальный педагог,

воспитатель

13.

Почта

1

1

социальный педагог,

воспитатель

14.

Магазин

1

1

2

социальный педагог,

воспитатель

15.

Все профессии важны, все профессии важны

1

1

воспитатель

16.

Угадайте, кем я буду

1

1

воспитатель

итого

8

20

28

Диагностика и консультирование

1.

Представления о труде взрослых

1

1

2

Педагог-психолог

2.

Палитра интересов

1

1

Педагог-психолог

итого

1

2

3

Содержание программы по профориентации дошкольников

Профпросвещение

№1 «В мире профессий»

Цель: расширять у воспитанников представления о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, формировать уважение к труду.

Форма проведения: вводное занятие.

Основные понятия: названия профессий, труд.

№2. «Детское учреждение»

Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях работников детских учреждений.

Форма проведения: беседа, сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

Основные понятия: воспитатель, социальный работник- помощник воспитателя,  забота, любовь к детям.

№3. «Библиотека»

          Цель: знакомить с профессией библиотекарь, воспитывать бережное отношение к книге.

          Форма проведения: беседа, экскурсия в библиотеку реабилитационного Центра.

           Основные понятия: библиотека, библиотекарь, формуляр, читатели, журнал, газета,  стеллажи, каталоги, полки, ксероксы, карточки.

№4. «Больница»

Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях врача, медсестры, познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями  сформировать понимание значимости данной профессии для общества.

Форма проведения: беседа, экскурсии в процедурный кабинет, кабинет педиатра, встреча с врачами узкими специалистами, сюжетно-ролевая игра «Поликлиника».

Основные понятия: врач, больной, пациент, бинт, вата, шприц, термометр, таблетки, йод.

          №5.  «Кухня. Столовая»

          Цель: знакомить с трудом диетсестры, повара, кухонных работников, воспитывать трудолюбие, уважение к труду.  

          Форма проведение: экскурсии в кабинет диетсестры и кухню, столовую.

         Основные понятия: меню, названия блюд, названия предметов посуды, столовая, повар, готовить, варить, жарить, блюдо

         №6. «Швейная мастерская»

         Цель: знакомить с профессиями закройщицы, швеи, с должностями кастелянша, инструктор по труду.    

         Форма проведения: беседа, экскурсия в кабинеты кастелянши и инструктора по труду.

          Основные понятия: названия тканей и деталей одежды, швейная машина, модель, фасон.

         №7. «Прачечная»

         Цель: знакомить с профессией оператор по машинной стирки белья, формировать представление о предметах бытовой техники, о значимости их использования для ускорения получения результата, улучшение его качества, облегчение труда человека воспитывать бережное отношение с бытовой техникой, воспитывать уважение к труду прачки.

         Форма проведения: экскурсия на прачечную.

         Основные понятия: стиральная машина, утюг, гладильный станок.

         №8. «Транспорт»

         Цель: знакомить с профессией водителя.

          Форма проведения: просмотр презентации, экскурсия в гараж реабилитационного Центра.

         Основные понятия: шофер, кабина, кузов, легковая, грузовая.

         №9. «Парикмахерская»

Цель: знакомить с профессией парикмахер.

Форма проведения: беседа, сюжетно-ролевая игра.

Основные понятия: ножницы, фен, лак, гель, расческа, стрижка, прическа, краска для волос, модельная стрижка.

№10. «Столярная мастерская»

Цель: знакомить с профессией плотник.

Форма проведения: экскурсии в мастерскую реабилитационного Центра.

Основные понятия: инструменты (молоток, гвозди, рубанок, стамеска, дрель, шурупы, гайки, отвертка, ножовка).

№11. «Пожарная часть»

Цель: знакомить с профессиональной деятельностью пожарного.

Форма проведения: беседа, экскурсия в пожарную часть.

Основные понятия: огонь, пожарная машина, смелость.

№12. «Отдел полиции»

 Цель: формировать представление о профессиональной деятельности полицейского.

Форма проведения: экскурсия, просмотр презентации.

Основные понятия: правонарушение, закон, охрана.

№13. «Почта»

Цель: знакомить детей с городской почтой, ее назначением, расширять знания о профессиях работников социальной сферы, воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах. 

Форма проведения: экскурсия на городскую почту.

Основные понятия: почтовое отделение, почтальон, письмо, посылка, индекс.

 

№14. «Магазин»

Цель: знакомить с профессиями работников торговли.

          Форма проведения: экскурсия в близлежащий магазин, сюжетно-ролевая игра.

 Основные понятия: витрина, продукция, продавец, покупатель, кассир, кассовый аппарат, деньги, сдача.

          №15."Все профессии важны, все профессии важны"

          Цель: закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых.

           Форма проведения: игровая программа.

№16. "Угадайте, кем я буду"

Цель: продемонстрировать полученные представлений детей о профессиях, пробуждать любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствовать выработке положительного отношения, уважения к их труду.

Форма проведения: выставка рисунков.

Диагностика

          №1. «Представления о труде взрослых»

           Цель: Изучения уровня информированности детей о труде взрослых

№2. «Палитра интересов»

Цель: выявление направленности интересов ребенка  

Форма проведения: анкетирование      

 Консультирование

Педагог – психолог проводит консультации для педагогов, родителей или лиц, их заменяющих.

Цель: познакомить с результатами диагностики.

Форма проведения: индивидуальное консультирование.

Младший подростковый возраст

   Задачи:

  • содействовать  расширению представления о многообразии профессий;

  • выявить и способствовать формированию разнообразных интересов, склонностей и способностей воспитанников;

  •  воспитывать у детей уважение к труду;

  •  способствовать формированию ответственного отношения к порученному делу, готовности к любому бытовому труду;

  •  побудить воспитанников к осознанию своего профессионального выбора и целей в жизни.

На этом этапе работы профориентационная деятельность приобретает диагностический характер (выясняются желания ребенка, его интересы и профессиональные склонности, сравниваются с личностными и индивидуальными особенностями). Большое значение имеет организация психологической подготовки к выбору профессии и самореализации (развивается потребность и желание осуществлять трудовую деятельность, умение правильно представить себя, свои личностные и профессиональные умения), усиливается внимание к индивидуальному профессиональному консультированию (оказание помощи в выборе профессии в соответствии с индивидуальными особенностями, указание на противопоказания).

Продолжается деятельность информационного характера, которая на этом этапе носит не просто ознакомительные с миром профессий задачи, а предоставляет воспитанникам знания об обществе, в котором им предстоит строить свою жизнь, о рынке труда, современных профессиях и роли образования в достижении профессиональных успехов. Здесь важное значение приобретает совместная работа с различными специалистами: педагогом-психологом, врачом,  социальным педагогом, инструкторами по труду.

На данном этапе работы нужно большее значение придать практической работе, помочь воспитанникам в определении интересов и реализации своих способностей в творческой и трудовой деятельности.  На основе трудовой деятельности, игровых ситуаций организовать для ребенка пробу своих сил в различных профессиях 5 типов: «человек - природа», «человек - техника», «человек — человек», «человек — знаковая система», «человек - художественный образ».

Тематический план занятий по профориентации для младших подростков

№п.п.

Тема

Количество часов

Ответственный

теория

практика

итого

Профпросвещение

1.

В мире профессий

1

1

воспитатель

2.

Профессии людей, работающих в нашем Центре

1

1

воспитатель

3

Лабиринт профессий

1

1

воспитатель

4.

 Человек – Человек

1

1

2

воспитатель

5.

Человек- техника

1

1

2

воспитатель

6.

Человек-знак

1

1

воспитатель

7.

Человек - художественный образ

2

2

воспитатель

8.

Человек-природа

1

1

2

воспитатель

9.

Путешествие по морям профессий

15

15

социальный педагог,

воспитатель

10.

Все работы хороши, выбирай на вкус

1

1

воспитатель

11.

Кем быть?

1

1

воспитатель

12.

Встреча с интересными людьми мастерами своего дела 

4

4

социальный педагог,

воспитатель,

инструктор по труду

13.

У каждого дела запах особый

1

1

воспитатель

итого

5

29

34

Диагностика, консультирование

1.

Мир профессий

1

1

Педагог - психолог

2.

Моя мечта о будущей профессии

1

1

Педагог - психолог

3.

Палитра интересов

1

1

Педагог - психолог

4.

Кем я хочу быть

1

1

2

Педагог - психолог

итого

3

2

5

Содержание программы по профориентации младших подростков

Профпросвещение

          №1. «В мире профессий»

Цель: познакомить с многообразием мира профессий, значимостью выбора профессии в жизни человека.

Форма проведения: вводное занятие.

Основные понятия: работа, труд, профессия, профориентация.

№2. «Профессии людей, работающих в нашем Центре»

Цель: познакомить с трудовыми действиями сотрудников реабилитационного Центра, их значением для воспитанников.

Форма проведения: обзорная экскурсия по реабилитационному Центру.

Основные понятия: воспитатель, социальный работник- помощник воспитателя, диетсестра, повар, кастелянша, врач педиатр, плотник и т.д.

         №3. «Лабиринт профессий» 

Цель: познакомить с делением всех профессий на пять типов.

Форма проведения: дискуссия.

Основные понятия: человек-человек, человек-техника, человек - знаковая система, человек - художественный образ, человек-природа.

№4. «Человек – человек»

Цель: познакомить с категорией профессий, в которых на первое место ставится умение налаживать и поддерживать контакт с другими людьми.

Форма проведения: беседа, профориентационная игра.

Основные понятия: названия профессий, трудовых действий.

         

№5. «Человек-техника»

Цель: познакомить с профессиями, связанными с разработкой, сборкой, монтажом технических приборов, а также с их эксплуатацией и ремонтом.

          Форма проведения: беседа, профориентационная игра.

 Основные понятия: названия профессий, трудовых действий, орудий труда.

№6. «Человек-знак»

Цель: познакомить с профессиями, направленными на создание и оформление документов, труд в которых направлен на числа и системы условных знаков.

Форма проведения: профориентационная игра.

Основные понятия: программист, редактор газеты, информационные программы.

          №7. «Человек - художественный образ»

Цель: познакомить с профессиями, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания.

Форма проведения: просмотр презентации, практическое занятие – сочиняем (рисуем) сказку.

Основные понятия: актер, писатель, художник,

          №8. «Человек-природа»

          Цель занятий: познакомить с профессиями, труд в которых направлен на объекты живой природы.

Форма проведения: беседа, просмотр презентации.

Основные понятия: агроном, ландшафтный дизайнер, метеоролог.

№9. «Путешествие по морям профессий»

        Цель:  познакомить с многообразием профессий,  обобщить знания воспитанников о сферах профессиональной деятельности человека,

формировать  осознанные представления о мире труда,

воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда.

Форма проведения: экскурсии

  • Городская библиотека
  • Почтовое отделение
  • Парикмахерская
  • Магазин
  • Пожарная часть
  • Опорный пункт полиции
  • ОМОН
  • Кондитерская фабрика
  • Консервный завод
  • Швейная фабрика
  • Автомобильный салон
  • Типография
  • Театр
  • Спортивные объекты города
  • Новостройки города

№10. «Все работы хороши, выбирай на вкус

Цель: познакомить с правилами выбора профессий.

Форма проведения: практикум.

Основные понятия: склонности, способности, профессиональный выбор.

№11. «Кем быть?»

Цель: помочь сформировать мечту о будущей профессии.

Форма проведения: творческие задания.

№12. «Встреча с интересными людьми, мастерами своего дела»

Цель: познакомить с  людям разных профессий, учить «брать положительное» от встречи с мастерами своего дела,  развивать интеллектуальные, творческие способности, навыки общения воспитанников.

Форма проведения: вечер встречи.

№13. «У каждого дела запах особый»

         Цель: обобщить и систематизировать знания воспитанников о профессиях, воспитывать желание трудиться, быть полезным, уважение к труду взрослых.

Форма проведения: познавательно- игровое мероприятие.

          Диагностика

№1. «Мир профессий»

Цель: выявление представлений младших школьников о мире труда и профессий.

Форма проведения: беседа.

№2. «Моя мечта о будущей профессии»

Цель: выявление способности младших школьников к целеполаганию и рефлексии

Форма проведения: беседа

№3. «Палитра интересов»

Цель: выявление направленности интересов ребенка  

Форма проведения: анкетирование      

№4. «Кем я хочу быть»

Цель: Диагностика творческих способностей младших школьников

Форма проведения: беседа, анкетирование.

Консультирование

Педагогом- психологом проводится консультирование воспитанников, педагогов, родителей или лиц их заменяющих о психологическом сопровождении процесса профориентирования младших подростков в условиях реабилитационного Центра.

Старший подростковый возраст

          Задачи:

  • провести диагностическую работу с подростком с целью первичного выявления его профессиональных интересов;

  • содействовать формированию осознанности, взвешенности и реальности профессионального выбора, который может сделать подросток;

  • помочь подростку прикоснуться к предполагаемой профессиональной деятельности.

На данном этапе работы большое значение имеет практическая деятельность. Когда воспитанник на практике попробовал то, к чему он стремился, если при этом желание овладеть данной профессией не пропадет, можно надеяться, что процесс профессионального самоопределения протекает успешно.

Деятельность информационного характера осуществляется в виде экскурсий, бесед, профессиональных проб, индивидуальной консультационной помощи воспитаннику в изучении той профессии, которая соответствует его интересам, возможностям и способностям, а также в виде формирования представлений о профессиональном росте, о современных  требованиях  рыночной экономики.

 Психологическая подготовка, основанная на диагностическом материале, направлена на развитие умений правильно представить себя и свои профессиональные интересы, на развитие коммуникативных способностей и реализации индивидуальных программ личностного роста.

Программа профессиональной ориентации «В мире профессий», предполагает включение воспитанника  в процесс прогнозирования и планирования своего профессионального будущего таким образом, чтобы этот процесс был интересным и личностно значимым для детей, а также, чтобы он был обеспечен (с помощью педагога- психолога) определенными средствами для самостоятельного и осмысленного «действования» при решении своих проблем, связанных с самоопределением.    

Тематический план занятий по профориентации для старших подростков

№п.п.

Тема

Количество часов

Ответственный

теория

практика

итого

Профпросвещение

1.

В мире профессий

1

1

воспитатель

2.

Профессии людей, работающих в нашем Центре

1

1

воспитатель

3.

«Секреты» выбора профессии

1

1

воспитатель,

педагог- психолог

4.

Классификация профессий

1

1

воспитатель

5.

Путешествие по морям профессий

15

15

социальный педагог,

воспитатель

6.

Способности и профессиональная пригодность

1

1

воспитатель,

педагог - психолог

7.

Самооценка, ее роль в жизни человека

1

1

педагог - психолог

8.

Этот удивительный мир профессий

1

1

воспитатель

инструктор по труду

9.

Ошибки в выборе профессии

1

1

воспитатель

10.

Дороги, которые мы выбираем

1

3

4

социальный педагог,

воспитатель

11.

Встреча с интересными людьми, мастерами своего дела

3

3

социальный педагог,

воспитатель

12.

Моя профессиональная карьера 

1

1

воспитатель

13.

Профессиональные пробы

6

инструкторы по труду,

воспитатель

Диагностика, консультирование

1.

Кем я хочу быть

2

2

педагог - психолог

2.

Я и моё профессиональное будущее

2

2

педагог – психолог

3.

Мой выбор

2

2

педагог – психолог

итого

6

6

Профадаптация

1.

Вечер встречи выпускников

1

1

социальный педагог,

специалист по социальной работе

итого

1

1

Содержание программы по профориентации старших подростков

№1. «В мире профессий»

Цель: познакомить подростков с основными понятиями, целями и задачами, формами работы курса профориентации, расширить представления воспитанников о многообразии профессий в мире и познакомить с требованиями, предъявляемыми к ним.

Форма проведения: вводное занятие.

Основные понятия: работа, труд, профессия, профориентация,   специальность, должность.

№2. «Профессии людей, работающих в нашем Центре»

Цель: познакомить подростков  со спецификой работы сотрудников реабилитационного Центра, значением их труда.

Форма проведения: обзорная экскурсия по реабилитационному Центру.

Основные понятия: воспитатель, социальный работник- помощник воспитателя, диетсестра, повар, кастелянша, врач - педиатр, плотник и т.д.

№3. «Секреты» выбора профессии»

Цель:  информирование об основных факторах выбора профессии, знакомства со схемой «хочу, могу, надо».

Форма проведения: практикум

Основные понятия: профессиональное самоопределение, профессиональные интересы, возможности.

№4. «Классификация профессий»

Цель: познакомить с делением всех профессий на пять типов, с  требованиями, предъявляемыми к ним.

Форма проведения: дискуссия

Основные понятия: «человек - человек», «человек - техника», «человек - природа», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ».

         

№5. «Путешествие по морям профессий»

        Цель:  познакомить с многообразием профессий,  обобщить знания воспитанников о сферах профессиональной деятельности человека,

формировать  осознанные представления о мире труда, воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий и результатам их труда.

Форма проведения: экскурсии

  • Городская библиотека
  • Почтовое отделение
  • Парикмахерская
  • Магазин
  • Пожарная часть
  • Опорный пункт полиции
  • ОМОН
  • Кондитерская фабрика
  • Консервный завод
  • Швейная фабрика
  • Автомобильный салон
  • Типография
  • Театр
  • Спортивные объекты города
  • Новостройки города

№6. «Способности и профессиональная пригодность»

Цель: познакомить  подростков с понятиями «способности» и «профессиональная пригодность»; обобщить  полученные знания о профессиях, научить их соотносить  эти  знания со своими возможностями.

          Форма проведения: дискуссия.

           Основные понятия: способности, профессиональная пригодность

        № 7. «Самооценка, ее роль в жизни человека»

Цель: сформировать у воспитанников представления о самооценке, ее важности в жизни человека.

Форма проведения: занятие - тренинг

Основное понятие: самооценка.

          № 8. «Этот удивительный мир профессий»

Цель: уточнить и расширить знания воспитанников о мире профессий; развить познавательную активность, навыки группового взаимодействия, творческие способности; воспитать уважение к труду.

Форма проведения: смотр-конкурс художественного творчества.

№.9. «Ошибки в выборе профессии»

Цель: Осознание привлекательности и непривлекательности сторон любой профессии, возможности ошибок и их последствия; знакомство с правилами грамотного выбора профессии.

Форма проведения: профориентационная игра

Основные понятия: профессиональная цель, профессиональное достижение, карьера.

№ 10. «Дороги, которые мы выбираем»

Цель: познакомить подростков с учебными заведениями города.

Форма проведения: беседа, экскурсии в учебные заведения.

Основные понятия: техникум, профессиональное училище, колледж, институт, университет.

         №11 . «Встреча с интересными людьми, мастерами своего дела»

Цель: учить «брать положительное» от встречи с людьми разных профессий, развивать интерес к людям разных профессий, развивать навыки общения, развивать интеллектуальные, творческие способности воспитанников.

Форма проведения: вечер встречи.

 

№12 . «Моя профессиональная карьера »

Цель: научить подростков составлять индивидуальный профессиональный план с учетом их знаний о профессиях, о своих личностных особенностях, склонностях, интересах.

Форма проведения: деловая игра.

Основные понятия: профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение, профессиональная карьера, критерии профессиональной компетентности.

№13 «Профессиональные пробы»

Цель: практическое ознакомление  с профессиями (повар, кондитер, закройщица, швея, столяр, плотник, ландшафтный дизайнер), овладение элементарными профессиональными действиями.

Форма проведения: занятия в кружках «Хозяюшка», «Рукодельница», «Мастерок» (по плану кружковой работы)

Диагностика

№ 1. “Кем я хочу быть”

Цель: диагностика профессиональных интересов и склонностей.

Форма проведения: анкетирование, тестирование.

№2. «Я и моё профессиональное будущее»

Цель: диагностика профессиональных способностей и личностных качеств.

Форма проведение: тестирование

№3. «Мой выбор»

Цель: диагностика уровня готовности воспитанника к самостоятельному и осознанному выбору профиля обучения

Форма проведения: анкетирование

Консультирование

Педагог – психолог организует консультации по итогам диагностики  и вопросам выбора профессии с воспитанниками, их родителями или лицами, их заменяющими.

        Врач-педиатр проводит консультации с целью ознакомления с медицинскими аспектами выбора профессии; для формирования у подростков адекватной профессиональной направленности с учетом состояния здоровья и индивидуальных психофизиологических особенностей организма.

Список использованной литературы

1. Арефьев, И.П. Профориентация: ученик, учитель, воз [Текст] / И.П.Арефьев // Педагогика. – 1995. - №3. – С.65-68.

2. Асафулина, И.Г. Педагогические проблемы, перспективы: [Проблемы непрерывного пед. образования] [Текст] / И.Г. Асафулина, Л.М. Басова, Н.В. Волк // Педагогика. – 1994. - №6. – С.55-58.

3. Афанасьева, Т.М. Ранняя ориентация или поздний самоанализ? [Текст] / Т.М. Афанасьева. – М.: Молодая гвардия, 1972. – 158с.

4. Белова, И.А. О проблемах профориентационной работы в школе [Текст] / И.А.Белова // Социологические исследования. – 2000. - №5. – С.103-106.

5. Бескоровайная, Л.С. Добру и справедливости учить! : (Воспитательная работа в начальной школе) [Текст] // Бескоровайная Л.С.Настольная книга учителя начальных классов / Бескоровайная Л.С., Перекатьева О.В. - Ростов-на-Дону,2002. - С.117-150.

6. Бородин, В.А. Руководство профессиональной ориентацией в школе [Текст] / В.А.Бородин, З.И.Прокопьева. – Минск: Нар. асвета, 1973. – 95с.

7. Бухарина, Т.Л. Формы и методы развития профессионального интереса учащихся при выборе профессии [Текст] / Т.Л.Бухарина // М.: [б.и.], 1987. – 204с.

8. Вайсбург, А.А. Школьники выбирают рабочие профессии [Текст] / А.А.Вайсбург. - М.: Знание, 1983. – 96с.

9. Вершинин, С.И. Диагностика и коррекция самооценки учащихся в процессе профессионального выбора [Текст] / С.И. Вершинин, Е.Д. Сурудина // Школа и производство. – 1996. - №5. – С.87-89

10. Вершинин, С.И. Сравнение профессиональных интересов учащихся с требованиями профессий [Текст] / С.И. Вершинин // Школа и производство. – 1996. - №3. – С.90-93

11. Веселова, В.В. Билет в будущее [Текст] / В.В.Веселова. – М.: Знание, 1990. – 80с.

12. Витиньш, В.Ф. Реформа школы и профессиональная ориентация школьников [Текст] / В.Ф.Витиньш. – М.: Педагогика, 1988. – 120с.

13. Волошин, С. Использование методов профессиональных проб в профконсультационной работе [Текст] / С.Волошин, Св. Чистякова // Школьные технологии. – 1999. - №4. – С. 306-309.

14. 15. Демин, А.Н. Психологическое содержание профессиональной ориентации [Текст] / А.Н.Демин // Прикладная психология. – 1999. - №4. – С.12-29

15.  Российская государственная библиотека  [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т.В. ; Web-мастер Козлова Н.В. — Электрон. дан. — М. : Рос. гос. б-ка, 1997— . — Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. — Загл. с экрана.

Список литературы для педагогов:

  1. Г.В. Резапкина «Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов». М.: Генезис, 2004. – 48 с.
  2. Е.М. Старобина «Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью: Метод. пособие. – М.: Изд – во НЦ ЭНАС, 2003. – 120 с.
  3. Игры – обучение, тренинг, досуг... (под ред. В.В. Петрусинского). – М.: Новая школа/1994.- 368 с.
  4. Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д.:
  5. Пряжников Н.С. «Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 256 с.

Список литературы для детей:

  1. М. Бендюков, И. Соломин, Д. Чернейко «Дорога в будущее» самоучитель для начинающих.
  2. Путь к успеху. Информационно – справочный материал. – Надым, ЯНАО. ГУ ЦЗН, 2002 год. – 16 с.
  3. Технология. Профориентация: Тесты/Авт. – сост. И.П. Арефьев. – М.: Изд – во НЦ ЭНАС, 2005. – 96 с.
  4. Климов Е.А. Как выбрать профессию: Кн. для учащихся – М., 1990.
  5. Прощичкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. пособие для ст. кл. сред. сш. – М., 1991 г.
  6. Пряжников Н.С. Профориентационные упражнения – М., 1992
  7. Рувинский Л.С., Хохлов С.И. Как воспитывать волю и характер: Кн. для учащихся. – М., 1986
  8. Куда пойти учиться? – ГУ ЦЗН Омской области обл. – 2003 г.

Глоссарий

Интересы – побуждения познавательного характера.

Профессия (лат. professio - официально указанное занятие, специальность, от profiteer - объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода.

Профессиональная информация – ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования.

Профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределения с целью принятия осознанного решения в выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.

Профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер воздействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

Профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями.

Профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.

Профессиональная пригодность – совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или иной профессии.

Склонность – побуждения заниматься какой-либо деятельностью с целью преобразования, изменения (связаны с интересами).

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями наиболее продуктивного осуществления деятельности (интеллектуальные, коммуникативные, организаторские и др.).