Программа "В мире профессий" профессионально-ориентированная
Данное пособие отражает комплексную профориентационную работу учреждения социального обслуживания для несовершеннолетних.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
профориентационная программа | 164.59 КБ |
педагогический совет (моделирование, круглый стол) | 85.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«В мире профессий»
профессионально – ориентированная
Составитель: социальный педагог
Кравчук Наталья Васильевна
Информационная картаВид | Комплексная профессионально-ориентированная |
Цель | Профориентационная подготовка воспитанников с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей |
Область применения | ГКУСО РМ «СРЦН «Радуга» |
Целевая группа | Воспитанники ГКУСО РМ «СРЦН «Радуга» |
Формы и методы | Формы: групповые и индивидуальные Методы: дискуссия, беседа, профориентационная игра, творческие задания, профессиональные пробы, экскурсия, тренинг, практикум, консультация, диагностика, тестирование, анкетирование |
Нормативно-правовое обоснование программы | - Конвенция о правах ребенка; - Конституция Российской Федерации; - Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032 -1 «О занятости населения в Российской Федерации»; -Федеральный закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” 120 – ФЗ от 24.06.99 г. -Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; - постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г |
Срок реализации | В течение года |
Пояснительная записка
Профессиональное ориентирование - стержневая проблема в воспитании детей, находящихся в учреждениях социального обслуживания. Дети, поступающие в социально-реабилитационные центры, отличаются низким уровнем мотивации к учебной деятельности, что приводит к неуспешной учебе и отсутствию знаний. Это, в свою очередь, является серьезной причиной, ограничивающей профессиональный выбор. Еще одним фактором, влияющим на ограничение выбора профессии, является социальная дезадаптация детей и подростков из неблагополучных семей, выражающаяся в неумении приспособиться к новой социальной среде, незнании современных жизненных условий, в которых большое значение имеет высокий профессионализм, и низкий уровень осведомленности в существующих профессиях. Зачастую у детей отсутствует потребность в профессиональном выборе, а так же имеет место негативное отношение к любому виду трудовой деятельности.
Помочь воспитанникам ориентироваться в сложном мире труда призвана активизирующая профориентационная программа «В мире профессий». Данная программа направлена на оказание помощи ребенку в поиске своего места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма.
Программа представляет целостную систему профориентационной работы с воспитанниками в реабилитационном Центре с учетом их возрастных и индивидуально-типологических особенностей.
Цель программы:
Профориентационная подготовка воспитанников с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей.
Цели программы достигаются путем решения задач:
- Создать систему профессиональной ориентации в реабилитационном Центре для несовершеннолетних
- Воспитать отношение к труду как к важнейшей жизненной потребности, понимание личной и общественной необходимости труда.
- Сориентировать воспитанников на профессиональное и личностное самоопределение, помочь смоделировать дальнейший жизненный путь
- Развить способности к профессиональной адаптации в современных социально – экономических условиях.
Программа построена на основе принципов:
- Системности и преемственности
- Открытости (взаимосвязь реабилитационного Центра, школы, семьи, предприятий, учебных заведений и общественности в профориентации воспитанников предусматривает тесный контакт по оказанию помощи воспитанникам в выборе профессии)
- Активности
- Дифференциации и индивидуализации (в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости)
При реализации программы учитываются специфика учреждения и обслуживаемого контингента детей, а также ограничение временные рамки нахождения ребенка в социально-реабилитационном центре и вероятность прерывания процесса реабилитации по различным причинам.
Целевой группой являются воспитанники социального реабилитационного Центра от 5 до 18 лет, программа реализуется в течение одного года.
Программа «В мире профессий» представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области профориентации воспитанников.
Для решения поставленных цели и задач в программе используются следующие формы и методы: рассказ, беседа, упражнения, дискуссия, сюжетно-ролевая игра, профориентационная игра, экскурсия, вечер встреч, профессиональные пробы, конкурс рисунков, анкетирование, тестирование.
Система профориентации воспитанников по программе «В мире профессий» предусматривает следующие направления деятельности:
- Профпросвещение
Проводится с целью пропаганды сведений о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах воспитанника, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
- Диагностика и консультирование
Психолого-педагогическая диагностика определяет профессиональную ориентацию воспитанников, выявляет способности, склонности и интересы, способствует профессиональному и личностному самоопределению.
Психологическое консультирование - предполагает оказание помощи учащимся в познании своего «Я», в формировании ценностно-мотивационных установок, адекватной самооценки, в преодолении эмоциональной неустойчивости, в повышении психологической компетентности педагогов, родителей или лиц, их заменяющих, в вопросах профессиональной ориентации.
Медицинская диагностика заключается в проведении медицинского осмотра и диспансеризации воспитанников.
Медицинское консультирование основывается на данных профилактических медицинских осмотров и диспансеризации воспитанников; обеспечивает ознакомление воспитанников, родителей или лиц, их заменяющих, с медицинскими аспектами выбора профессии
- Профадаптация (только для старших подростков)
Организуется с целью содействия занятости и трудоустройству бывших воспитаннико
Ожидаемые результаты
Итогом работы по программе «В мире профессий» является готовность воспитанников к профессиональному самоопределению с учетом их возрастных и индивидуально-типологических особенностей.
В процессе реализации программы «В мире профессий» предполагается достижение следующих результатов:
- Создание системы комплексных мероприятий профессиональной ориентации в условиях реабилитационного Центра для несовершеннолетних;
- Повышение у воспитанников мотивации к труду, уровня трудолюбия и работоспособности;
- Формирование у воспитанников понимания личной и общественной значимости труда;
- Овладение воспитанниками способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;
- Овладение воспитанниками основными принципам построения профессиональной карьеры и навыками поведения на рынке труда;
Требования к условиям реализации программы
Программно-методические условия
- создание информационно - методического банка;
- проведение семинаров-практикумов, конференций, круглых столов с педагогами;
- разработка плана профориентационной работы педагогом - психологом;
Материально-технические условия
- в здании реабилитационного Центра необходимо иметь свободно конструируемое многофункциональное пространство, оснащенное трансформерной мебелью и необходимой цифровой техникой (компьютеры, мультимедийный проектор и др.);
- оборудованные партнерские площадки, позволяющие вводить воспитанников в специфическую среду профессиональной деятельности (на базе учреждений культуры и спорта, производственных предприятий, научных и образовательных организаций и др.)
Информационные условия
Для реализации программы обязательно наличие:
- оснащенной библиотеки, имеющей комплект литературы из области специальных и профессионально ориентированных знаний;
- свободного доступа к ресурсам сети Интернет.
Кадровые условия
Реализация данной программы осуществляется сотрудниками Центра, которые объединяются в Координационный совет и рассматривают работу по профориентации как систему воспитательных, социально-психологических мероприятий, способствующих профессиональному самоопределению детей оказавшихся в условиях реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Специалисты, занимающиеся вопросами профессиональной ориентации в реабилитационном Центре
№ П./П. | ДОЛЖНОСТЬ | НАПРАВЛЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
1. | Социальный педагог (куратор профориентационной работы) | Координирует профориентационную работу в реабилитационном Центре
|
2. | Воспитатель |
|
3. | Инструктор по труду |
|
4. | Библиотекарь |
|
6. | Педагог – психолог |
|
7. | Врач - педиатр |
|
8. | Специалист по социальной работе |
|
Работа по программе профессиональной ориентации воспитанников «В мире профессий» в социально-реабилитационном центре, строится с учетом возраста детей и подростков. Каждая возрастная группа решает свои задачи.
Дошкольный возраст.
Задачи:
- познакомить воспитанников с различными профессиями сотрудников центра (повар, врач, воспитатель и т.д.);
- создать условия для выявления способностей детей к определенным видам деятельности и их развития;
- способствовать расширению уровня социального общения, познакомить с профессиями людей, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни в социуме (водитель, продавец, библиотекарь);
- информировать о средствах и источниках существования человека, о роли труда в жизни личности и общества, о деньгах как эквиваленте человеческого труда;
- создать условия для развития трудовых навыков, воспитывать трудолюбие.
На этом этапе работы идет введение в мир профессий, в основном профориентационная деятельность носит информационный характер, используются такие формы работы, как беседа, встреча, экскурсия, наблюдение за трудом взрослых, беседы с людьми разных профессий, игровая программа, конкурс, сюжетно-ролевая игра. А также - практический характер, где дошкольнику предоставляются возможности проявлять себя и свои способности в творческой и бытовой деятельности, используются следующие формы работы: трудовые поручения, участие в выполнении труда по самообслуживанию, кружковые занятия, занятия по интересам, трудовая деятельность в мастерской.
Задача работы специалистов на данном этапе состоит, естественно, не в том, чтобы побудить детей к выбору какой-нибудь профессии, а в том, чтобы воспитать у них уважение к труду взрослых, создать первоначальный круг представлений о разнообразии видов труда.
Тематический план занятий по профориентации для воспитанников дошкольного возраста.
№п.п. | Тема | Количество часов | Ответственный | ||
теория | практика | итого | |||
Профпросвещение | |||||
1. | В мире профессий | 1 | 1 | воспитатель | |
2. | Детское учреждение | 1 | 1 | 2 | воспитатель |
3. | Библиотека | 1 | 1 | 2 | воспитатель библиотекарь |
4. | Больница | 1 | 1 1 1 | 4 | воспитатель медицинская сестра воспитатель врач педиатр |
5. | Кухня Столовая | 1 1 | 2 | воспитатель | |
6. | Швейная мастерская | 1 | 1 | 2 | воспитатель |
7. | Прачечная | 1 | 1 | воспитатель | |
8. | Транспорт | 1 | 1 | 2 | воспитатель |
9. | Парикмахерская | 1 | 1 | 2 | воспитатель |
10. | Столярная мастерская | 1 | 1 | воспитатель | |
11. | Пожарная часть | 1 | 1 | 2 | социальный педагог, воспитатель |
12. | Отдел полиции | 1 1 | 2 | социальный педагог, воспитатель | |
13. | Почта | 1 | 1 | социальный педагог, воспитатель | |
14. | Магазин | 1 1 | 2 | социальный педагог, воспитатель | |
15. | Все профессии важны, все профессии важны | 1 | 1 | воспитатель | |
16. | Угадайте, кем я буду | 1 | 1 | воспитатель | |
итого | 8 | 20 | 28 | ||
Диагностика и консультирование | |||||
1. | Представления о труде взрослых | 1 | 1 | 2 | Педагог-психолог |
2. | Палитра интересов | 1 | 1 | Педагог-психолог | |
итого | 1 | 2 | 3 |
Содержание программы по профориентации дошкольников
Профпросвещение
№1 «В мире профессий»
Цель: расширять у воспитанников представления о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, формировать уважение к труду.
Форма проведения: вводное занятие.
Основные понятия: названия профессий, труд.
№2. «Детское учреждение»
Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях работников детских учреждений.
Форма проведения: беседа, сюжетно-ролевая игра «Детский сад».
Основные понятия: воспитатель, социальный работник- помощник воспитателя, забота, любовь к детям.
№3. «Библиотека»
Цель: знакомить с профессией библиотекарь, воспитывать бережное отношение к книге.
Форма проведения: беседа, экскурсия в библиотеку реабилитационного Центра.
Основные понятия: библиотека, библиотекарь, формуляр, читатели, журнал, газета, стеллажи, каталоги, полки, ксероксы, карточки.
№4. «Больница»
Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях врача, медсестры, познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями сформировать понимание значимости данной профессии для общества.
Форма проведения: беседа, экскурсии в процедурный кабинет, кабинет педиатра, встреча с врачами узкими специалистами, сюжетно-ролевая игра «Поликлиника».
Основные понятия: врач, больной, пациент, бинт, вата, шприц, термометр, таблетки, йод.
№5. «Кухня. Столовая»
Цель: знакомить с трудом диетсестры, повара, кухонных работников, воспитывать трудолюбие, уважение к труду.
Форма проведение: экскурсии в кабинет диетсестры и кухню, столовую.
Основные понятия: меню, названия блюд, названия предметов посуды, столовая, повар, готовить, варить, жарить, блюдо
№6. «Швейная мастерская»
Цель: знакомить с профессиями закройщицы, швеи, с должностями кастелянша, инструктор по труду.
Форма проведения: беседа, экскурсия в кабинеты кастелянши и инструктора по труду.
Основные понятия: названия тканей и деталей одежды, швейная машина, модель, фасон.
№7. «Прачечная»
Цель: знакомить с профессией оператор по машинной стирки белья, формировать представление о предметах бытовой техники, о значимости их использования для ускорения получения результата, улучшение его качества, облегчение труда человека воспитывать бережное отношение с бытовой техникой, воспитывать уважение к труду прачки.
Форма проведения: экскурсия на прачечную.
Основные понятия: стиральная машина, утюг, гладильный станок.
№8. «Транспорт»
Цель: знакомить с профессией водителя.
Форма проведения: просмотр презентации, экскурсия в гараж реабилитационного Центра.
Основные понятия: шофер, кабина, кузов, легковая, грузовая.
№9. «Парикмахерская»
Цель: знакомить с профессией парикмахер.
Форма проведения: беседа, сюжетно-ролевая игра.
Основные понятия: ножницы, фен, лак, гель, расческа, стрижка, прическа, краска для волос, модельная стрижка.
№10. «Столярная мастерская»
Цель: знакомить с профессией плотник.
Форма проведения: экскурсии в мастерскую реабилитационного Центра.
Основные понятия: инструменты (молоток, гвозди, рубанок, стамеска, дрель, шурупы, гайки, отвертка, ножовка).
№11. «Пожарная часть»
Цель: знакомить с профессиональной деятельностью пожарного.
Форма проведения: беседа, экскурсия в пожарную часть.
Основные понятия: огонь, пожарная машина, смелость.
№12. «Отдел полиции»
Цель: формировать представление о профессиональной деятельности полицейского.
Форма проведения: экскурсия, просмотр презентации.
Основные понятия: правонарушение, закон, охрана.
№13. «Почта»
Цель: знакомить детей с городской почтой, ее назначением, расширять знания о профессиях работников социальной сферы, воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах.
Форма проведения: экскурсия на городскую почту.
Основные понятия: почтовое отделение, почтальон, письмо, посылка, индекс.
№14. «Магазин»
Цель: знакомить с профессиями работников торговли.
Форма проведения: экскурсия в близлежащий магазин, сюжетно-ролевая игра.
Основные понятия: витрина, продукция, продавец, покупатель, кассир, кассовый аппарат, деньги, сдача.
№15."Все профессии важны, все профессии важны"
Цель: закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых.
Форма проведения: игровая программа.
№16. "Угадайте, кем я буду"
Цель: продемонстрировать полученные представлений детей о профессиях, пробуждать любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствовать выработке положительного отношения, уважения к их труду.
Форма проведения: выставка рисунков.
Диагностика
№1. «Представления о труде взрослых»
Цель: Изучения уровня информированности детей о труде взрослых
№2. «Палитра интересов»
Цель: выявление направленности интересов ребенка
Форма проведения: анкетирование
Консультирование
Педагог – психолог проводит консультации для педагогов, родителей или лиц, их заменяющих.
Цель: познакомить с результатами диагностики.
Форма проведения: индивидуальное консультирование.
Младший подростковый возраст
Задачи:
- содействовать расширению представления о многообразии профессий;
- выявить и способствовать формированию разнообразных интересов, склонностей и способностей воспитанников;
- воспитывать у детей уважение к труду;
- способствовать формированию ответственного отношения к порученному делу, готовности к любому бытовому труду;
- побудить воспитанников к осознанию своего профессионального выбора и целей в жизни.
На этом этапе работы профориентационная деятельность приобретает диагностический характер (выясняются желания ребенка, его интересы и профессиональные склонности, сравниваются с личностными и индивидуальными особенностями). Большое значение имеет организация психологической подготовки к выбору профессии и самореализации (развивается потребность и желание осуществлять трудовую деятельность, умение правильно представить себя, свои личностные и профессиональные умения), усиливается внимание к индивидуальному профессиональному консультированию (оказание помощи в выборе профессии в соответствии с индивидуальными особенностями, указание на противопоказания).
Продолжается деятельность информационного характера, которая на этом этапе носит не просто ознакомительные с миром профессий задачи, а предоставляет воспитанникам знания об обществе, в котором им предстоит строить свою жизнь, о рынке труда, современных профессиях и роли образования в достижении профессиональных успехов. Здесь важное значение приобретает совместная работа с различными специалистами: педагогом-психологом, врачом, социальным педагогом, инструкторами по труду.
На данном этапе работы нужно большее значение придать практической работе, помочь воспитанникам в определении интересов и реализации своих способностей в творческой и трудовой деятельности. На основе трудовой деятельности, игровых ситуаций организовать для ребенка пробу своих сил в различных профессиях 5 типов: «человек - природа», «человек - техника», «человек — человек», «человек — знаковая система», «человек - художественный образ».
Тематический план занятий по профориентации для младших подростков
№п.п. | Тема | Количество часов | Ответственный | ||
теория | практика | итого | |||
Профпросвещение | |||||
1. | В мире профессий | 1 | 1 | воспитатель | |
2. | Профессии людей, работающих в нашем Центре | 1 | 1 | воспитатель | |
3 | Лабиринт профессий | 1 | 1 | воспитатель | |
4. | Человек – Человек | 1 | 1 | 2 | воспитатель |
5. | Человек- техника | 1 | 1 | 2 | воспитатель |
6. | Человек-знак | 1 | 1 | воспитатель | |
7. | Человек - художественный образ | 2 | 2 | воспитатель | |
8. | Человек-природа | 1 | 1 | 2 | воспитатель |
9. | Путешествие по морям профессий | 15 | 15 | социальный педагог, воспитатель | |
10. | Все работы хороши, выбирай на вкус | 1 | 1 | воспитатель | |
11. | Кем быть? | 1 | 1 | воспитатель | |
12. | Встреча с интересными людьми мастерами своего дела | 4 | 4 | социальный педагог, воспитатель, инструктор по труду | |
13. | У каждого дела запах особый | 1 | 1 | воспитатель | |
итого | 5 | 29 | 34 | ||
Диагностика, консультирование | |||||
1. | Мир профессий | 1 | 1 | Педагог - психолог | |
2. | Моя мечта о будущей профессии | 1 | 1 | Педагог - психолог | |
3. | Палитра интересов | 1 | 1 | Педагог - психолог | |
4. | Кем я хочу быть | 1 | 1 | 2 | Педагог - психолог |
итого | 3 | 2 | 5 |
Содержание программы по профориентации младших подростков
Профпросвещение
№1. «В мире профессий»
Цель: познакомить с многообразием мира профессий, значимостью выбора профессии в жизни человека.
Форма проведения: вводное занятие.
Основные понятия: работа, труд, профессия, профориентация.
№2. «Профессии людей, работающих в нашем Центре»
Цель: познакомить с трудовыми действиями сотрудников реабилитационного Центра, их значением для воспитанников.
Форма проведения: обзорная экскурсия по реабилитационному Центру.
Основные понятия: воспитатель, социальный работник- помощник воспитателя, диетсестра, повар, кастелянша, врач педиатр, плотник и т.д.
№3. «Лабиринт профессий»
Цель: познакомить с делением всех профессий на пять типов.
Форма проведения: дискуссия.
Основные понятия: человек-человек, человек-техника, человек - знаковая система, человек - художественный образ, человек-природа.
№4. «Человек – человек»
Цель: познакомить с категорией профессий, в которых на первое место ставится умение налаживать и поддерживать контакт с другими людьми.
Форма проведения: беседа, профориентационная игра.
Основные понятия: названия профессий, трудовых действий.
№5. «Человек-техника»
Цель: познакомить с профессиями, связанными с разработкой, сборкой, монтажом технических приборов, а также с их эксплуатацией и ремонтом.
Форма проведения: беседа, профориентационная игра.
Основные понятия: названия профессий, трудовых действий, орудий труда.
№6. «Человек-знак»
Цель: познакомить с профессиями, направленными на создание и оформление документов, труд в которых направлен на числа и системы условных знаков.
Форма проведения: профориентационная игра.
Основные понятия: программист, редактор газеты, информационные программы.
№7. «Человек - художественный образ»
Цель: познакомить с профессиями, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания.
Форма проведения: просмотр презентации, практическое занятие – сочиняем (рисуем) сказку.
Основные понятия: актер, писатель, художник,
№8. «Человек-природа»
Цель занятий: познакомить с профессиями, труд в которых направлен на объекты живой природы.
Форма проведения: беседа, просмотр презентации.
Основные понятия: агроном, ландшафтный дизайнер, метеоролог.
№9. «Путешествие по морям профессий»
Цель: познакомить с многообразием профессий, обобщить знания воспитанников о сферах профессиональной деятельности человека,
формировать осознанные представления о мире труда,
воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда.
Форма проведения: экскурсии
- Городская библиотека
- Почтовое отделение
- Парикмахерская
- Магазин
- Пожарная часть
- Опорный пункт полиции
- ОМОН
- Кондитерская фабрика
- Консервный завод
- Швейная фабрика
- Автомобильный салон
- Типография
- Театр
- Спортивные объекты города
- Новостройки города
№10. «Все работы хороши, выбирай на вкус!»
Цель: познакомить с правилами выбора профессий.
Форма проведения: практикум.
Основные понятия: склонности, способности, профессиональный выбор.
№11. «Кем быть?»
Цель: помочь сформировать мечту о будущей профессии.
Форма проведения: творческие задания.
№12. «Встреча с интересными людьми, мастерами своего дела»
Цель: познакомить с людям разных профессий, учить «брать положительное» от встречи с мастерами своего дела, развивать интеллектуальные, творческие способности, навыки общения воспитанников.
Форма проведения: вечер встречи.
№13. «У каждого дела запах особый»
Цель: обобщить и систематизировать знания воспитанников о профессиях, воспитывать желание трудиться, быть полезным, уважение к труду взрослых.
Форма проведения: познавательно- игровое мероприятие.
Диагностика
№1. «Мир профессий»
Цель: выявление представлений младших школьников о мире труда и профессий.
Форма проведения: беседа.
№2. «Моя мечта о будущей профессии»
Цель: выявление способности младших школьников к целеполаганию и рефлексии
Форма проведения: беседа
№3. «Палитра интересов»
Цель: выявление направленности интересов ребенка
Форма проведения: анкетирование
№4. «Кем я хочу быть»
Цель: Диагностика творческих способностей младших школьников
Форма проведения: беседа, анкетирование.
Консультирование
Педагогом- психологом проводится консультирование воспитанников, педагогов, родителей или лиц их заменяющих о психологическом сопровождении процесса профориентирования младших подростков в условиях реабилитационного Центра.
Старший подростковый возраст
Задачи:
- провести диагностическую работу с подростком с целью первичного выявления его профессиональных интересов;
- содействовать формированию осознанности, взвешенности и реальности профессионального выбора, который может сделать подросток;
- помочь подростку прикоснуться к предполагаемой профессиональной деятельности.
На данном этапе работы большое значение имеет практическая деятельность. Когда воспитанник на практике попробовал то, к чему он стремился, если при этом желание овладеть данной профессией не пропадет, можно надеяться, что процесс профессионального самоопределения протекает успешно.
Деятельность информационного характера осуществляется в виде экскурсий, бесед, профессиональных проб, индивидуальной консультационной помощи воспитаннику в изучении той профессии, которая соответствует его интересам, возможностям и способностям, а также в виде формирования представлений о профессиональном росте, о современных требованиях рыночной экономики.
Психологическая подготовка, основанная на диагностическом материале, направлена на развитие умений правильно представить себя и свои профессиональные интересы, на развитие коммуникативных способностей и реализации индивидуальных программ личностного роста.
Программа профессиональной ориентации «В мире профессий», предполагает включение воспитанника в процесс прогнозирования и планирования своего профессионального будущего таким образом, чтобы этот процесс был интересным и личностно значимым для детей, а также, чтобы он был обеспечен (с помощью педагога- психолога) определенными средствами для самостоятельного и осмысленного «действования» при решении своих проблем, связанных с самоопределением.
Тематический план занятий по профориентации для старших подростков
№п.п. | Тема | Количество часов | Ответственный | ||
теория | практика | итого | |||
Профпросвещение | |||||
1. | В мире профессий | 1 | 1 | воспитатель | |
2. | Профессии людей, работающих в нашем Центре | 1 | 1 | воспитатель | |
3. | «Секреты» выбора профессии | 1 | 1 | воспитатель, педагог- психолог | |
4. | Классификация профессий | 1 | 1 | воспитатель | |
5. | Путешествие по морям профессий | 15 | 15 | социальный педагог, воспитатель | |
6. | Способности и профессиональная пригодность | 1 | 1 | воспитатель, педагог - психолог | |
7. | Самооценка, ее роль в жизни человека | 1 | 1 | педагог - психолог | |
8. | Этот удивительный мир профессий | 1 | 1 | воспитатель инструктор по труду | |
9. | Ошибки в выборе профессии | 1 | 1 | воспитатель | |
10. | Дороги, которые мы выбираем | 1 | 3 | 4 | социальный педагог, воспитатель |
11. | Встреча с интересными людьми, мастерами своего дела | 3 | 3 | социальный педагог, воспитатель | |
12. | Моя профессиональная карьера | 1 | 1 | воспитатель | |
13. | Профессиональные пробы | 6 | инструкторы по труду, воспитатель | ||
Диагностика, консультирование | |||||
1. | Кем я хочу быть | 2 | 2 | педагог - психолог | |
2. | Я и моё профессиональное будущее | 2 | 2 | педагог – психолог | |
3. | Мой выбор | 2 | 2 | педагог – психолог | |
итого | 6 | 6 | |||
Профадаптация | |||||
1. | Вечер встречи выпускников | 1 | 1 | социальный педагог, специалист по социальной работе | |
итого | 1 | 1 |
Содержание программы по профориентации старших подростков
№1. «В мире профессий»
Цель: познакомить подростков с основными понятиями, целями и задачами, формами работы курса профориентации, расширить представления воспитанников о многообразии профессий в мире и познакомить с требованиями, предъявляемыми к ним.
Форма проведения: вводное занятие.
Основные понятия: работа, труд, профессия, профориентация, специальность, должность.
№2. «Профессии людей, работающих в нашем Центре»
Цель: познакомить подростков со спецификой работы сотрудников реабилитационного Центра, значением их труда.
Форма проведения: обзорная экскурсия по реабилитационному Центру.
Основные понятия: воспитатель, социальный работник- помощник воспитателя, диетсестра, повар, кастелянша, врач - педиатр, плотник и т.д.
№3. «Секреты» выбора профессии»
Цель: информирование об основных факторах выбора профессии, знакомства со схемой «хочу, могу, надо».
Форма проведения: практикум
Основные понятия: профессиональное самоопределение, профессиональные интересы, возможности.
№4. «Классификация профессий»
Цель: познакомить с делением всех профессий на пять типов, с требованиями, предъявляемыми к ним.
Форма проведения: дискуссия
Основные понятия: «человек - человек», «человек - техника», «человек - природа», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ».
№5. «Путешествие по морям профессий»
Цель: познакомить с многообразием профессий, обобщить знания воспитанников о сферах профессиональной деятельности человека,
формировать осознанные представления о мире труда, воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий и результатам их труда.
Форма проведения: экскурсии
- Городская библиотека
- Почтовое отделение
- Парикмахерская
- Магазин
- Пожарная часть
- Опорный пункт полиции
- ОМОН
- Кондитерская фабрика
- Консервный завод
- Швейная фабрика
- Автомобильный салон
- Типография
- Театр
- Спортивные объекты города
- Новостройки города
№6. «Способности и профессиональная пригодность»
Цель: познакомить подростков с понятиями «способности» и «профессиональная пригодность»; обобщить полученные знания о профессиях, научить их соотносить эти знания со своими возможностями.
Форма проведения: дискуссия.
Основные понятия: способности, профессиональная пригодность
№ 7. «Самооценка, ее роль в жизни человека»
Цель: сформировать у воспитанников представления о самооценке, ее важности в жизни человека.
Форма проведения: занятие - тренинг
Основное понятие: самооценка.
№ 8. «Этот удивительный мир профессий»
Цель: уточнить и расширить знания воспитанников о мире профессий; развить познавательную активность, навыки группового взаимодействия, творческие способности; воспитать уважение к труду.
Форма проведения: смотр-конкурс художественного творчества.
№.9. «Ошибки в выборе профессии»
Цель: Осознание привлекательности и непривлекательности сторон любой профессии, возможности ошибок и их последствия; знакомство с правилами грамотного выбора профессии.
Форма проведения: профориентационная игра
Основные понятия: профессиональная цель, профессиональное достижение, карьера.
№ 10. «Дороги, которые мы выбираем»
Цель: познакомить подростков с учебными заведениями города.
Форма проведения: беседа, экскурсии в учебные заведения.
Основные понятия: техникум, профессиональное училище, колледж, институт, университет.
№11 . «Встреча с интересными людьми, мастерами своего дела»
Цель: учить «брать положительное» от встречи с людьми разных профессий, развивать интерес к людям разных профессий, развивать навыки общения, развивать интеллектуальные, творческие способности воспитанников.
Форма проведения: вечер встречи.
№12 . «Моя профессиональная карьера »
Цель: научить подростков составлять индивидуальный профессиональный план с учетом их знаний о профессиях, о своих личностных особенностях, склонностях, интересах.
Форма проведения: деловая игра.
Основные понятия: профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение, профессиональная карьера, критерии профессиональной компетентности.
№13 «Профессиональные пробы»
Цель: практическое ознакомление с профессиями (повар, кондитер, закройщица, швея, столяр, плотник, ландшафтный дизайнер), овладение элементарными профессиональными действиями.
Форма проведения: занятия в кружках «Хозяюшка», «Рукодельница», «Мастерок» (по плану кружковой работы)
Диагностика
№ 1. “Кем я хочу быть”
Цель: диагностика профессиональных интересов и склонностей.
Форма проведения: анкетирование, тестирование.
№2. «Я и моё профессиональное будущее»
Цель: диагностика профессиональных способностей и личностных качеств.
Форма проведение: тестирование
№3. «Мой выбор»
Цель: диагностика уровня готовности воспитанника к самостоятельному и осознанному выбору профиля обучения
Форма проведения: анкетирование
Консультирование
Педагог – психолог организует консультации по итогам диагностики и вопросам выбора профессии с воспитанниками, их родителями или лицами, их заменяющими.
Врач-педиатр проводит консультации с целью ознакомления с медицинскими аспектами выбора профессии; для формирования у подростков адекватной профессиональной направленности с учетом состояния здоровья и индивидуальных психофизиологических особенностей организма.
Список использованной литературы
1. Арефьев, И.П. Профориентация: ученик, учитель, воз [Текст] / И.П.Арефьев // Педагогика. – 1995. - №3. – С.65-68.
2. Асафулина, И.Г. Педагогические проблемы, перспективы: [Проблемы непрерывного пед. образования] [Текст] / И.Г. Асафулина, Л.М. Басова, Н.В. Волк // Педагогика. – 1994. - №6. – С.55-58.
3. Афанасьева, Т.М. Ранняя ориентация или поздний самоанализ? [Текст] / Т.М. Афанасьева. – М.: Молодая гвардия, 1972. – 158с.
4. Белова, И.А. О проблемах профориентационной работы в школе [Текст] / И.А.Белова // Социологические исследования. – 2000. - №5. – С.103-106.
5. Бескоровайная, Л.С. Добру и справедливости учить! : (Воспитательная работа в начальной школе) [Текст] // Бескоровайная Л.С.Настольная книга учителя начальных классов / Бескоровайная Л.С., Перекатьева О.В. - Ростов-на-Дону,2002. - С.117-150.
6. Бородин, В.А. Руководство профессиональной ориентацией в школе [Текст] / В.А.Бородин, З.И.Прокопьева. – Минск: Нар. асвета, 1973. – 95с.
7. Бухарина, Т.Л. Формы и методы развития профессионального интереса учащихся при выборе профессии [Текст] / Т.Л.Бухарина // М.: [б.и.], 1987. – 204с.
8. Вайсбург, А.А. Школьники выбирают рабочие профессии [Текст] / А.А.Вайсбург. - М.: Знание, 1983. – 96с.
9. Вершинин, С.И. Диагностика и коррекция самооценки учащихся в процессе профессионального выбора [Текст] / С.И. Вершинин, Е.Д. Сурудина // Школа и производство. – 1996. - №5. – С.87-89
10. Вершинин, С.И. Сравнение профессиональных интересов учащихся с требованиями профессий [Текст] / С.И. Вершинин // Школа и производство. – 1996. - №3. – С.90-93
11. Веселова, В.В. Билет в будущее [Текст] / В.В.Веселова. – М.: Знание, 1990. – 80с.
12. Витиньш, В.Ф. Реформа школы и профессиональная ориентация школьников [Текст] / В.Ф.Витиньш. – М.: Педагогика, 1988. – 120с.
13. Волошин, С. Использование методов профессиональных проб в профконсультационной работе [Текст] / С.Волошин, Св. Чистякова // Школьные технологии. – 1999. - №4. – С. 306-309.
14. 15. Демин, А.Н. Психологическое содержание профессиональной ориентации [Текст] / А.Н.Демин // Прикладная психология. – 1999. - №4. – С.12-29
15. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т.В. ; Web-мастер Козлова Н.В. — Электрон. дан. — М. : Рос. гос. б-ка, 1997— . — Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. — Загл. с экрана.
Список литературы для педагогов:
- Г.В. Резапкина «Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов». М.: Генезис, 2004. – 48 с.
- Е.М. Старобина «Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью: Метод. пособие. – М.: Изд – во НЦ ЭНАС, 2003. – 120 с.
- Игры – обучение, тренинг, досуг... (под ред. В.В. Петрусинского). – М.: Новая школа/1994.- 368 с.
- Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д.:
- Пряжников Н.С. «Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 256 с.
Список литературы для детей:
- М. Бендюков, И. Соломин, Д. Чернейко «Дорога в будущее» самоучитель для начинающих.
- Путь к успеху. Информационно – справочный материал. – Надым, ЯНАО. ГУ ЦЗН, 2002 год. – 16 с.
- Технология. Профориентация: Тесты/Авт. – сост. И.П. Арефьев. – М.: Изд – во НЦ ЭНАС, 2005. – 96 с.
- Климов Е.А. Как выбрать профессию: Кн. для учащихся – М., 1990.
- Прощичкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. пособие для ст. кл. сред. сш. – М., 1991 г.
- Пряжников Н.С. Профориентационные упражнения – М., 1992
- Рувинский Л.С., Хохлов С.И. Как воспитывать волю и характер: Кн. для учащихся. – М., 1986
- Куда пойти учиться? – ГУ ЦЗН Омской области обл. – 2003 г.
Глоссарий
Интересы – побуждения познавательного характера.
Профессия (лат. professio - официально указанное занятие, специальность, от profiteer - объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода.
Профессиональная информация – ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования.
Профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределения с целью принятия осознанного решения в выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.
Профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер воздействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
Профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями.
Профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.
Профессиональная пригодность – совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или иной профессии.
Склонность – побуждения заниматься какой-либо деятельностью с целью преобразования, изменения (связаны с интересами).
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями наиболее продуктивного осуществления деятельности (интеллектуальные, коммуникативные, организаторские и др.).