Проблемы одаренных детей ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МБОУ АСАКОВСК ОЙ СОШ ЕРМОЛАЕВА СВЕТЛАНА ЕГОРОВНАСлайд 2
1. Неприязнь к школе Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
Слайд 3
28.04.17 2 . Игровые интересы Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
Слайд 4
3. Конформность Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
Слайд 5
Конфо́рмность — свойство личности, выражающееся в склонности к конформи́зму(от позднелат. conformis — «подобный», «сообразный»), то есть изменению индивидуумом установок, мнений, восприятия, поведения и так далее в соответствии с теми, которые господствуют в данном обществе или в данной группе. При этом господствующая позиция не обязательно должна быть выражена явно или даже вообще существовать в реальности.
Слайд 6
4. Погружение в философские проблемы Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
Слайд 7
5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием
Слайд 8
6. Стремление к совершенству Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
Слайд 9
7. Потребность во внимании взрослых В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
Слайд 10
«Плата за талант» Развитая речь и богатый словарный запас часто могут проявляться только в устной речи . Любознательны , однако часто не могут заучить легкий, но неинтересный материал. Способны к длительной интенсивной деятельности , но не способны к выполнению заданий, ограниченных по времени, иногда безнадежно неорганизованны. Перфекционизм – стремление к совершенству и жуткие переживания в случае неудачи Для одаренных особенно важно совпадение стиля обучения и их познавательных особенностей. Развитие интеллекта и чувств у одаренных идет неравномерно, поэтому они стремятся использовать свои преимущества в интеллектуальной сфере для того, чтобы замаскировать эмоциональную незрелость .
Слайд 11
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ Психологический профиль одаренного ребенка Тест 16- PF (Р.Кеттела). Тест «Акцентуации характера». Характерологический тест Айзенка. Опросник САН (Самочуввствие. Активность. Настроение.) Тест «Шкала социально-психологической адаптированности.» (Т.В.Снегиревой). Опросник «Каков Ваш творческий потенциал?» Тест «Исследование самооценки» (Дембо-Рубинштейна). Тест-опросник для определения уровня самооценки одаренного школьника. Тест «Шкала оценки потребности в достижении». Методика «Несуществующее животное» . Пальцем окрашивания тест
Слайд 12
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ Диагностика особенностей когнитивной сферы 1. Изучение кратковременной и долговременной вербальной памяти (А.Р. Лурия). 2. Изучение кратковременной образной и вербально- логической памяти. 3. Оценка устойчивости внимания. 4. Оценка переключения внимания. 5. Оценка вербально – логического мышления. 6. Оценка образного мышления. 7. Тест «Куб Линка». 8. Механической понятливости тест (Беннет). 9. Тест интеллекта «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф). 10. Диагностика восприятия: - «Эталоны» - «Исследование уровня сенсорного восприятия» - Тест Мюнстерберга на восприятие + Ключи - «Восприятие времени» - Тест «Компас»
Слайд 13
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ Интеллектуальная одаренность 1. Тест прогрессивных матриц Равена. 2. Тест Д. Векслера. 3. Тест Р. Амтхауэра. 4. Диагностика обследования детей младшего школьного возраста. 5. Оценка вербально-логического мышления. 6. Тест «Интеллектуальная лабильность».
Слайд 14
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ Творческий потенциал одаренного ребенка. 1. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е. Туник). 2. Диагностика вербальной креативности (адаптация теста С. Медника). 3. Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса) 4. Модифицированные креативные тесты Вильямса (САР). 5. Методика «Предложения». 6. Методика «Классификация». 7. Методика «Две линии». 8. Методика Вартега «Круги». 9. Опросник для определения творческих наклонностей у школьников.
Слайд 15
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ Социальные условия реализации одаренности 1. Тест «Умеете ли Вы говорить и слушать?» (В. Маклени). 2. Методика изучения коммуникативных и организаторских умений. 3. Метод исследования уровня субъективного контроля психической стабильности (УСК). 4. Методика « Q -сортировка». 5. Тест интерперсональной диагностики Т. Лири. 6. Оценка отношений полростка с классом. 7. Методика «Незаконченные предложения».
Слайд 16
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ Одаренный ребенок и его семья Понимаете ли вы друг друга Семейный тест (вопросы к мужу и жене - отдельно) Воспитание детей Бабушка, дедушка и внуки Умеете ли вы воспитывать своих детей Одаренный ли Ваш ребенок PARI (Е.С. Шеффера, Р.К. Белла)
Слайд 17
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ Идентификация детской одаренности педагогами и родителями. 1. Опросник №1,2,3 (автор Леднева С.А.) 2. Диагностика сформированности навыков рисования (авторы Милованова Г.П., Овчинникова О.В.). 3. Тест-опросник для определения уровня самооценки одаренных школьников. 4. Тест по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми. 5. Тест, определяющий одаренность и направленность ребенка к какой-то области деятельности (4,5-7 лет). 6. Тест-анкета по определению специальной одаренности (А.Хаан, Г. Кафф). 7. Проявление и формирование специальных способностей (А. Савенков). 8. Опросник для определения творческих наклонностей у школьников. 9. Методика КОС (коммуникативные и организаторские способности). 10. Диагностический тест «Способности школьников». 11. Карта интересов для младших школьников (А. Савенков). 12. Методика «Интеллектуальный портрет». 13. Характеристика ученика (А. Савенков). 14. Анкета для родительского исследования (А. Савенков). 15. Методика «Карта одаренности». 16. Методика оценки общей одаренности (А. Савенков). 17. «Есть ли у Вас музыкальные способности?» (У. Бернард, Д. Леопольд). 18. «Есть ли у Вас способности к математике?» (У. Бернард, Д. Леопольд). 19. «Есть ли у Вас способности к пространственному воображению?» (У. Бернард, Д. Леопольд).
Слайд 18
«8. Савенков А.И. Детская одаренность как теоретическая проблема // Начальная школа.- 2000.- N 1.- Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники: их проблемы и особенности // Школа здоровья. – 1999. - № 3. Панов В. Одаренность - что она есть и как с ней быть?: [Об особенностях обучения одаренных детей в школе] / Виктор Панов; Подгот. В. Рыбаков // Домашнее воспитание.- 2000.- N 4. Айзенк, Ганс Юрген. Проверьте свои способности. - СПб.: Лань; СПб.: Союз, 1996. Как определить и развить способности ребенка. - СПб.: РЕСПЕКС,1996. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности/ [В.Н. Дружинин, Е.А. Миронов, А.В. Карпов и др.]; Под ред. В.Д. Шадрикова. - Саратов: Саратовский университет, 1989. Лосева, Алла Аскольдовна. Психологическая диагностика одаренности. - М.: Академический проект: Трикста, 2004. Психология одаренности детей и подростков/Под ред. Н.С.Лейтеса. - М.: Академия, 1996. Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина; Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Академия, 2000. Кулемзина А. Отношения: одаренный ребенок - образовательная система // Лучшие страницы педагогической прессы.- 2002.- N 6 18. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников / Прикладная психология и психоанализ.- 2002.- N 4. 19. Казымова Е.Н. Дети группы риска школьной дезадаптации // Школа.- 2001.- N 5.- С. 73-77. 20. Савенков А., Беляева Н. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование.- 1999.- N 9.
Слайд 19
Лишь при разумном сочетании методов воспитания удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!
Слайд 20
Желаю успеха