Готовим родителей к праздникам
практические варианты работы родителями в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Готовим родителей к празднику | 24.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДЕТСКОМ САДУ.
«… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов… Тенденция, направленная на укрепление семьи, и минимизирует общественное воспитание в пользу семейного»
(Из Концепции дошкольного воспитания)
Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания.
Появившийся в 1995 году закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Приоритетной задачей работы гбдоу 3 1684 является повышение роли семьи как социального института, определяющего не только развитие ребёнка как личности, но и общества в целом.
В ГБДОУ в том или ином виде осуществляется деятельность по установлению и укреплению взаимодействия в системе детский сад – семья: используются традиционные и нетрадиционные формы работы, различные виды наглядной агитации, разнообразные мероприятия.
Работа с родителями, их педагогическое просвещение должны осуществляться в определенной системе. Совместно с педагогическим коллективом составляется годовой план этой работы.
Для того чтобы в плане работы с родителями не повторялись из года в год одни и те же мероприятия, перед его составлением проводится тщательный анализ работы за предшествующий учебный год, который и позволяет внести необходимые коррективы.
В годовом плане работы с родителями (который является частью общего годового плана) прежде всего, определяются ведущие задачи, которые тесно связаны со всей воспитательной работой детского сада в очередном году.
При составлении годового плана работы с семьей, учитывается предложения и рекомендации педагогического коллектива. Советы и пожелания воспитателей помогают правильно определить темы докладов на общих и групповых собраниях родителей, тематику консультаций, содержание и периодичность оформления тематических выставок, папок-передвижек, альбомов и т. д. В плане работы намечаются ответственные за подготовку, организацию и проведение отдельных мероприятий.
Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность с
музыкальным руководителем ведётся по четырём направлениям.
Информационно – аналитическое.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка работа с родителями в ГБДОУ начинается с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно – ориентированного подхода к ребёнку в условиях дошкольного учреждения, повышения эффективности воспитательно – образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
Исходя, из этого в ДОУ сформулированы следующие цели работы с родителями воспитанников:
Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
Установления доверительных и партнерских отношений с родителями.
Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
С этой целью в ДОУ используются активные формы и методы работы с родителями.
Общие и групповые родительские собрания.
Традиционным в ГБДОУ стало проведение общего родительского собрания родителей воспитанников, вновь зачисленных в детский сад. Родителям даются рекомендации, как подготовить ребёнка к адаптации к детскому саду, доводится до сведения родителей родительский договор, представляется презентация о ДОУ.
Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее.
Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по темам. К предварительной подготовке относятся запись ответов детей на вопросы по темам на магнитофон, изготовление памяток, приглашений на собрание, оформление благодарностей. Родительские собрания проходят в форме: деловой игры «музыка – это важно» (подготовительная к школе группа 2010 год), игрового тренинга «Шустрики и мямлики» (старшая группа 2011 г.), устного журнала «Азы воспитания» ( средняя группа 2011 г) и других. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Это повышает процент посещения родителями собраний.
Консультации.
При выборе консультаций для родителей педагоги проводят тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей и выбирают оптимальный вариант. Темы консультаций также бывают приурочены к различным мероприятиям детского сада.
Совместная деятельность
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которых родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники праздников.
Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями.
В ДОУ проводятся выставки совместных работ родителей с детьми:
«Осень пришла», подарки для деда Мороза, самая лучшая ёлочка,
«готовим маски»
Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда, в этом нуждаются и наши родители.
«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. В нашем ГБДОУ мы помним об этом и всегда благодарим родителей за их работу.
Дни открытых дверей.
Проведению Дней открытых дверей в детском саду предшествует предварительная работа, тщательно продумываются режимные моменты, занятия, вывешивают красочные объявления, готовят пригласительные билеты. При посещение родителями ДОУ педагоги стараются вовлечь родителей в жизнь группы детского сада. Родители принимают участие в занятиях вместе с детьми, а иногда и сами выступают в роли педагогов, рассказывая детям о своей профессии, показывая свои умения и навыки при изготовлении поделок и т.д. На музыкальных занятиях родители могут
Увидеть методы и приёмы обучения различным видам музыкальной деятельности, посмотреть занятия в динамике, приобщиться к детскому музыкальному репертуару, оценить работу музыкального руководителя.
Наглядно – информационное направление включает в себя:
родительские уголки
Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей. Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей. Для того, чтобы она была действенной, помогала активизировать родителей педагоги используются рубрики: «Мы занимаемся», «Час за часом», «Наше творчество», «Всезнайки», «Живём поживаем», «Минутка за минуткой»,
«Поём вместе с мамой», «Поём для папы».
Наглядно – информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Фотомонтажы
«Из жизни группы», «Мы – друзья природы», «В кругу семьи»,
«Наш праздник», «Поём и танцуем», «Мы – артисты»
Фотовыставки
«Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»
Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес мы используем при организации выставок фотографий, поделок, рисунков.
Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества.
Родители принимают активное участие в соревнованиях и развлечениях. Ежегодно воспитанники ГБДОУ принимают активное участие в спортивных праздниках “Мама, папа, я – спортивная семья”, “Веселые старты”, “Лыжня зовет”, «А, ну –ка, мамы! «День защитника отечества», «Праздник мам»
Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, разработан определённый алгоритм подготовки к праздникам:
- выделение цели и задачи мероприятий для детей, родителей и педагогов;
- консультации для родителей;
- составление плана проведения мероприятия и участие в нём родителей;
- распределения ролей взрослых;
- подготовка отдельных номеров;
- составление памятки – помощницы для родителей и для детей;
- изготовление атрибутов и пособий.
Проводимая работа позволяет повысить компетентность родителей в вопросах детско – родительских отношений.
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Родители самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.
Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом
Большое внимание уделяется таким мероприятиям, как день семьи,
Этот праздник, проводимый вместе с членами семьи, позволяет укрепить связи с бабушками и дедушками, упрочить преемственность поколений.
Этому Дню музыкальный руководитель, воспитатели посвящают досуги проводят интеллектуально - музыкально - игровые викторины с участием детей и взрослых: «Игры нашего детства», «Песни нашего детства», «Пословицы и поговорки о семье» и пр. Конечно, активные участники в их проведении - родители, другие члены семей воспитанников, все сотрудники детского сада.
В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. В частности в ГБДОУ осуществлён проект «Моя мама лучше всех»
ЦЕЛЬ: Воспитывать чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме.
ЗАДАЧИ:
Углубить знания детей о роли мамы в их жизни.
Развивать интерес ребенка к своим близким.
Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме.
В рамках проекта прошёл конкурс чтецов, посвященный Дню матери.
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 55% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 60% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга.
Это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Наша главная цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать близких.