Готовим родителей к праздникам

Завадская Елена Михайловна

практические варианты работы  родителями в детском саду 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Готовим родителей к празднику24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями

ПРАКТИЧЕСКИЕ    ВАРИАНТЫ  РАБОТЫ  С  РОДИТЕЛЯМИ  В  ДЕТСКОМ  САДУ.                                  

«… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов… Тенденция, направленная на укрепление семьи, и минимизирует общественное воспитание в пользу семейного»      

 (Из Концепции дошкольного воспитания)

     Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к  вопросам воспитания.

  Появившийся в 1995 году закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса.

  В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

  В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

  Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

     Приоритетной задачей работы гбдоу  3  1684  является  повышение роли семьи как социального института, определяющего не только развитие ребёнка как личности, но и общества в целом.

     В ГБДОУ в том или ином виде осуществляется деятельность по установлению и укреплению взаимодействия в системе детский сад – семья: используются традиционные и нетрадиционные формы работы, различные виды наглядной агитации, разнообразные мероприятия.

     Работа с родителями, их педагогическое просвещение должны осуществляться в определенной системе.  Совместно с педагогическим коллективом составляется годовой план этой работы.

     Для того чтобы в плане работы с родителями не повторялись из года в год одни и те же мероприятия, перед его составлением  проводится тщательный анализ работы за предшествующий учебный год, который и позволяет внести необходимые коррективы.

     В годовом плане работы с родителями (который является частью общего годового плана) прежде всего, определяются ведущие задачи, которые  тесно связаны со всей воспитательной работой детского сада в очередном году.

      При составлении годового плана работы с семьей,  учитывается предложения и рекомендации педагогического коллектива. Советы и пожелания воспитателей  помогают правильно определить темы докладов на общих и групповых собраниях родителей, тематику консультаций, содержание и периодичность оформления тематических выставок, папок-передвижек, альбомов и т. д. В плане работы намечаются ответственные за подготовку, организацию и проведение отдельных мероприятий.

      Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность  с  

музыкальным   руководителем ведётся по четырём направлениям.

Информационно – аналитическое.

     С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка работа с родителями в  ГБДОУ начинается с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи».  Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно – ориентированного подхода к ребёнку в условиях дошкольного учреждения, повышения эффективности воспитательно – образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

     Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

    Исходя,  из этого в ДОУ сформулированы следующие цели работы с родителями воспитанников:

Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

Установления доверительных и партнерских отношений с родителями.

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

С этой целью в ДОУ используются активные формы и методы работы с родителями.

Общие и групповые родительские собрания.

    Традиционным  в  ГБДОУ стало проведение общего родительского собрания родителей воспитанников, вновь зачисленных в детский сад. Родителям даются рекомендации, как подготовить ребёнка к адаптации к детскому саду, доводится до сведения родителей родительский договор, представляется презентация о ДОУ.

     Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее.

     Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по темам. К предварительной подготовке относятся  запись ответов детей на вопросы по темам на магнитофон, изготовление памяток, приглашений на собрание, оформление благодарностей. Родительские собрания проходят в форме: деловой игры «музыка – это важно» (подготовительная к школе группа 2010 год), игрового тренинга «Шустрики и мямлики» (старшая группа 2011 г.), устного журнала «Азы воспитания» ( средняя группа 2011 г) и других.  Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Это    повышает процент посещения  родителями собраний.

Консультации.

     При выборе консультаций для родителей педагоги проводят тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей и выбирают оптимальный вариант. Темы консультаций  также бывают приурочены к различным мероприятиям детского сада.

Совместная деятельность

    Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которых родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники праздников.

Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями.

       В ДОУ  проводятся выставки совместных работ родителей с детьми:

«Осень  пришла»,  подарки  для деда  Мороза,  самая  лучшая  ёлочка,

«готовим  маски»                                          

 Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей.

 Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда, в этом нуждаются и наши родители.

«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. В нашем ГБДОУ мы помним об этом и всегда благодарим родителей за их работу.

Дни открытых дверей.

    Проведению Дней открытых дверей в детском саду предшествует предварительная работа,  тщательно продумываются режимные моменты, занятия, вывешивают красочные объявления, готовят пригласительные билеты. При посещение родителями ДОУ педагоги стараются вовлечь родителей в жизнь группы детского сада. Родители принимают участие в занятиях вместе с детьми, а иногда и сами выступают в роли педагогов, рассказывая детям о своей профессии, показывая свои умения и навыки при изготовлении поделок и т.д.  На   музыкальных  занятиях  родители  могут

Увидеть  методы  и  приёмы  обучения  различным  видам  музыкальной  деятельности,  посмотреть  занятия  в  динамике,  приобщиться  к  детскому  музыкальному  репертуару,  оценить   работу  музыкального  руководителя.

 Наглядно – информационное направление включает в себя:

родительские уголки

     Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей. Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей. Для того, чтобы она была действенной, помогала активизировать родителей педагоги используются рубрики: «Мы занимаемся», «Час за часом», «Наше творчество», «Всезнайки», «Живём поживаем», «Минутка за минуткой»,

«Поём  вместе  с  мамой»,  «Поём  для  папы».

    Наглядно – информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Фотомонтажы

 «Из жизни группы», «Мы – друзья природы», «В кругу семьи»,

«Наш  праздник»,  «Поём  и  танцуем»,  «Мы – артисты»

  Фотовыставки

«Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»

     Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес мы используем при организации выставок фотографий, поделок, рисунков.

    Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества.

  Родители принимают  активное участие в соревнованиях и развлечениях. Ежегодно  воспитанники  ГБДОУ принимают активное участие в спортивных праздниках “Мама, папа, я – спортивная семья”, “Веселые старты”, “Лыжня зовет”, «А, ну –ка, мамы!  «День  защитника  отечества»,  «Праздник   мам»

    Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, разработан определённый алгоритм подготовки к праздникам:

- выделение цели и задачи мероприятий для детей, родителей и педагогов;

- консультации для родителей;

- составление плана проведения мероприятия и участие в нём родителей;

- распределения ролей взрослых;

- подготовка отдельных номеров;

- составление памятки – помощницы для родителей и для детей;

- изготовление атрибутов и пособий.

   Проводимая работа позволяет повысить компетентность родителей в вопросах детско – родительских отношений.

   Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Родители самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.

  Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом

Большое  внимание  уделяется таким  мероприятиям,  как  день   семьи,

Этот  праздник,  проводимый  вместе  с  членами  семьи,  позволяет укрепить  связи  с  бабушками  и  дедушками,  упрочить  преемственность  поколений.

    Этому Дню музыкальный руководитель, воспитатели  посвящают досуги проводят интеллектуально - музыкально - игровые викторины с участием детей и взрослых: «Игры нашего детства», «Песни нашего детства»,  «Пословицы и поговорки о семье» и пр. Конечно, активные участники в их проведении - родители, другие члены семей воспитанников, все сотрудники детского сада.

    В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. В частности в  ГБДОУ осуществлён проект «Моя мама лучше всех»

ЦЕЛЬ: Воспитывать чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме.

ЗАДАЧИ:

Углубить знания детей о роли мамы в их жизни.

Развивать интерес ребенка к своим близким.

Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме.

    В рамках проекта прошёл конкурс чтецов, посвященный Дню матери.

  Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

 Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 55% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов.

 Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 60% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

   Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

    Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

 Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга.

 Это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству.

 Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

 Наша главная цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать  близких.