Тема учебно-исследовательской работы:«Водная экология и гидробиология»
Учебно- исследовательская работа предназначена для уроков биологии и химии, в изучении темы "Вода".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurska.docx | 39.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Деятельность ребят, организуемая учителями, порождает и развивает личные впечатления и чувства, убеждения и интересы. Отображение в сознании природных явлений возникает в деятельности. Однако оно происходит не автоматически, а под влиянием ее целей и задач, инструкций учителей и воспитателей. Необходимо четко планировать задание по восприятию и осмыслению окружающих ландшафтов. Перевод учащихся от наблюдений на прогулках за красотой природы к подобным наблюдениям во время сельскохозяйственных опытов, при уходе за школьным лесопитомником, а затем к наблюдениям в ходе производительного труда – это развернутый педагогический прием целенаправленного обогащения индивидуальных эстетических отношений. Его применение должно вести к развитию содержания и форм наблюдений за красотой по мере усложнения деятельности и тем самым к общему усложнению непосредственных связей со средой. Научившись наблюдать за окружающей красотой в процессе труда и осознав возможность творить с его помощью красоту вокруг себя, школьник иначе воспринимает окружающую среду. Поэтому прогулки и другие виды деятельности иначе, чем прежде раскрывают перед ним красоту природы. Как известно, деятельность характеризуется особым содержанием и своеобразными формами. Она является системой взаимосвязанных дел, совокупностью различных действий и приемов (операций). Эти дела, действия и приемы имеют определенную структуру, которая обусловлена внешними, в частности природными, объектами, а так же личными интересами школьников и обучением в сочетании с воспитанием.
Не всякая деятельность способна прямо выявить эстетические свойства природы для школьников. Чтобы научиться оценивать красоту форм растений, грациозность животных, контрасты цвета и света, симметрию явлений, гармонию звуков, свойства пространства и времени надо участвовать в их познании как чувственном, так и абстрактно - логическом. А это значит, что учителя должны вовлекать школьников в наблюдения за свойствами ландшафтов, организовывать упражнения, которые развивают слуховое и зрительное восприятие, умения анализировать и обобщать собственные впечатления и оценки.
Задача учителя, который развивает эстетическое отношение к природе у своих питомцев, заключается, прежде всего, в том, чтобы нацелить учащихся на встречу с красотой и организовать соответствующую познавательную деятельность. Нужно разработать систему эстетико-познавательных задач и упражнений, организовать ряд эстетически воспитывающих ситуаций, которые побуждают учеников воспринимать, осмысливать, оценивать познаваемые объекты как красивые, выразительные и т.д. На первый план в познании следует выдвинуть эстетические свойства среды, чтобы пробудить отношение именно к ним. Одновременно нужно глубже продумывать возможности педагогического воздействия на эстетические восприятия, чувства и суждения учащихся через те виды деятельности, которые связаны более всего с познанием, выявлением потребительских (в большей мере, чем эстетических) свойств среды, это например, различные промыслы (сбор ягод, грибов, рыбная ловля и др.), сбор материалов для школьных коллекций, экспедиции по поиску местных стройматериалов, уход за птицами, водоемами, лесом и т.д. Чтобы выявить эстетические свойства явлений природы в такой деятельности, надо сделать составной частью каждого отдельного дела ознакомление с ними. Иначе говоря, в деятельности любого вида должен осуществляться педагогический подход. Он обеспечивает общность деятельности, а так же единство идейно нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания. Таким образом, при воспитании эстетического отношения к природе в разнообразной деятельности перед учителем встает двуединая задача. С одной стороны, необходимо организовать специфическую деятельность, непосредственно открывающую школьникам красоту природы. С другой – нужно суметь соединить с познанием эстетических свойств среды любую деятельность, в том числе и такую, которая в силу своей специфики формирует иные, чем эстетические отношения к внешнему миру. Например, для формирования умения воспринимать красоту природы важно, чтобы познавательные задачи ставились достаточно часто. Педагогические ситуации, стимулирующие эстетическое восприятие природы, необходимо создавать регулярно. В их решении должны участвовать все школьники каждого класса, всех возрастных групп. Чем младше школьники, тем большая роль в таких ситуациях принадлежит игровым элементам. В подростковой группе на первый план выступает опытническая, поисковая, краеведческая, спортивная деятельность. У старшеклассников ведущую роль получают труд, изучение науки и искусства. Разнообразное художественное творчество должно охватывать учащихся всех школьных возрастов. В разном возрасте ученики по-разному оценивают значение одних и тех же дел для своих связей с природой. В зависимости от таких оценок изменяются их увлечения, происходит переход от одних дел к другим, возникает интерес к явлениям, которые раньше не привлекали особого внимания. В среднем возрасте ученики предпочитают заниматься такими делами как, посадка деревьев и кустарников, участвуют в экскурсиях, туристских походах. Престижны освоения местного рельефа, изучение животных, растений, ловля рыбы. Менее ценятся участие в охране природы, уход за деревьями, уборка территорий, зарисовки явлений природы, сбор лекарственных растений.
Еще ниже стоят оценки наблюдений за явлениями природы, прогулка в парке, а так же уходу за домашними рыбками. Здесь эстетические отношения подростков к природе обнаруживают свою не развитость. В старшем возрасте на первый план как эмоционально значимые действия выступили любование природой, сбережение деревьев, работа в саду и огороде, отдых; духовные формы деятельности (размышления о жизни, чтение стихов, пение); сбор грибов, уход за животными. Во многом такая градация связаны с особенностями психофизического развития подростков и юношества. Педагог призван перестраивать и повышать уровень социально значимых ценностных установок. Надо знать, за что и как учащиеся ценят практические дела, чем они занимаются более, а чем менее охотно. В предпочтениях одних дел другим, как и в оценках красоты природных явлений, избирательно проявляется внутренняя позиция школьников, сквозь нее преломляются любые педагогические воздействия на отношения к природе и отражаются в сознании и поведении соответственно ее содержанию. Понятно, что результаты эстетического воспитания будут успешнее, когда оно тесно связано ни только с общественно важной, но и с предпочитаемой учениками деятельностью и тем самым – с их избирательными, сознательными, индивидуальными связями с природой. Эстетическое отношение к природе возникает и развивается в деятельности, которую определяет учитель. На действия, формирующие это отношение, влияют содержание и форма, задания учителей, возможность его творческого выполнения, принцип коллективизма. Об этом свидетельствуют данные некоторых психолого-педагогических экспериментов. Приемы косвенного влияния педагогов на деятельность не способствуют сосредоточению внимания всех школьников на эстетических свойствах природы. Часть учащихся наименее восприимчивых к красоте, не редко проявляют при этом интерес к случайным явлениям, некоторые уделяют внимание лишь тому, что само бросается в глаза и мало всматриваются в детали, в признаки и свойства явлений. Подобные приемы не достаточно ориентируют на выделение главных, существенных признаков, позволяющих оценить явление как красивое или безобразное. Важна стимулирующая роль соревновательного поиска для познания красоты природы. Познавательная задача, ориентирующая на поиск необычных явлений, превращает красоту природы в одно из наиболее привлекательных явлений. Не удовлетворяясь общим знанием, что вокруг есть красота, учащиеся овладевают умением отыскивать ее в различных природных условиях. Активизируются коллективные стремления к постижению новизны явлений, как их красоты, усиливается обмен знаниями, умениями, переживаниями. Наиболее эффективен прием прямых заданий, выявлений и оценки эстетических свойств природы. Он порождает встречные вопросы учеников педагогам: что такое красота? Как ее распознать в природе? Чем отличаются красивые явления от некрасивых? Какие явления нельзя назвать красивыми и т.д.
Не только эстетическое восприятие природы, но и природоохранительные стремления и действия возникают не автоматически. Формирование тех и других требует специальной педагогической работы, поэтому задание открыть красоту в природе, которые учитель ставить перед учащимися должны быть неразрывно связаны с практическими задачами труда и охраны природы, и наоборот. Процессы воспитания эстетического и природоохранительного отношений школьников требует комплексного подхода. Два пути комплексного воспитания названных отношений: от эстетического познания к практике (к труду и охране среды) и от практики к познанию – равно возможны в любой школе. Учителю литературы, пения и рисования быстрее и легче сформируют ответственное отношение учащихся к природе, опираясь первоначально на средства искусства. Как известно, учащиеся с большим интересом пишут сочинения о литературном пейзаже, о произведения живописи и музыки, отражающих природу. Под руководством учителей изобразительного искусства они с удовольствием совершают экскурсии, чтобы зарисовать достопримечательности с натуры. Увлекательно для школьников и знакомство с миром музыки, воспроизводящие образы природы (Клепинина 1987г)
Исследовательская работа как одна из форм экологического воспитания в школе
Научно-исследовательская работа на уроках и во внеурочное время
организована среди подростков 14-18 лет. Ребята в этом возрасте не любят
механическое заучивание. Необходимо применять методы, развивающие
творчество, самостоятельность в поиске знаний. Исследовательская
деятельность именно та организация учебной работы, при которой учащиеся
осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно
добывать новые знания, планировать поиск, и применять знания по экологии
и химии в реальной жизни. В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логически, научно, творчески, испытывают уверенность в своих
возможностях.
Необходимыми условиями для творческой научно-исследовательской
деятельности учащихся являются: организация непрерывного экологического
образования и воспитания на всех ступенях учебного процесса; организация
индивидуальной творческой активности учащихся в процессе экологического
образования, которая включает участие в профильных экологических
конференциях, оценка и поощрение результатов творческой деятельности
учащегося, повышающие его самооценку и роль в коллективе.
Введение при изучении химии уроков-исследований с экологической
направленностью – процесс поэтапный.
Первым этапом для осуществления исследовательской работы является
работа с дополнительной литературой. Учащимся, прежде всего необходимо
научить проанализировать, осмыслить материал, проявить мысленную
активность в его усвоении. Вторым этапом является написание докладов,
рефератов. Эта работа формирует умение держать себя перед публикой,
ребята учатся самостоятельности мышления, подбирать дополнительную
литературу по теме, находить в ней нужную информацию. Третий этап –
проведение практических работ. Они позволяют ребятам самим побывать в
роли экспериментатора и учат проводить элементарные научные
исследования. И последний этап – уроки-исследования с экологической
направленностью, которые включены в рабочую программу, а также и во
внеклассную работу.
Исследовательская работа построена по плану:
1. Предварительный этап: определение того, что необходимо знать об
исследуемой экологической проблеме. Выяснение местных экологических
проблем. Определение цели исследования и путей её решения.
2. Исследовательский этап: изучение состояния среды или предлагаемой
проблемы на практике, проведение полевых исследований, опросов, работа с
дополнительной литературой. Затем – планирование эксперимента на основе
теоретических знаний и практических умений и проведение эксперимента.
3. Заключительный этап. Оформление работы, выступления учащихся,
обсуждение.
Водная экология и гидробиология.
Цели и задачи:
обобщение и закрепление теоретических знаний, полученных в ходе изучения химии и биологии.
познакомить с современными способами очистки воды, научить простым способам определения качества питьевой воды.
показать влияние хозяйственной деятельности человека на круговорот воды.
развивать умение самостоятельно решать экологические задачи.
воспитание бережного отношения к окружающей среде и своему организму.
Материалы: дополнительная литература, образцы воды из различных
источников, образец бытового фильтра для воды, химические стаканы (200
мл), индикаторная бумага.
Последние десятилетия человек активно улучшает качество своей жизни:
растет промышленность, увеличивается количество бытовых приборов и т. д.
Всё кажется замечательным, но так ли это на самом деле? Увеличение
отходов производства ведет к ещё большему загрязнению окружающей
среды: разрушается озоновый слой, увеличивается концентрация вредных
газов и веществ в биосфере. Предприятия сбрасывают в водоемы вредные
вещества, многие водоемы заболачиваются, так как нарушается круговорот
воды. В наши дома попадает недостаточно очищенная вода по старым
трубам. К сожалению, жители многих районов России, где вода всегда была в
достатке, не в полной мере осознают эту проблему.
Несмотря на то, что вода самое распространенное на Земле вещество, запасы
пресной воды ограничены. Демографы считают, что когда население
достигнет 20 млрд. человек (примерно к 2100 году) запасов пресной воды
будет недостаточно. Уже сейчас из-за неравномерного распределения
источников пресной воды на планете во многих регионах ощущается её
дефицит.
Основными потребителями пресной воды являются:
сельское хозяйство (70%)
промышленность (20%)
коммунальное хозяйство (10%)
Вода, централизованно поступающая в водопроводную сеть городов, должна
соответствовать государственному стандарту. В большинстве природных
источников вода не отвечает требованиям стандарта, поэтому её очищают на
специальных водоочистных станциях.
Вода – это уникальное природное вещество. Она является участником
биохимических реакций, внутренней средой организма. Без воды
невозможно существование живых организмов на нашей планете, поэтому её
необходимо беречь и охранять.
Методика проведения:
На проведение работы отводится два урока (1 пара). Заранее трем-четырем
учащимся предлагается написать доклады по темам: «Основные виды
очистки воды», «Жесткость воды».
Урок начинается с того, что преподаватель проводит краткий обзор темы с
целью углубления знаний учащихся о воде: её строении, свойствах, значении.
Раскрывается роль воды на Земле, рассматривается круговорот воды в
природе. Внимание учащихся акцентируется на негативных последствиях
хозяйственной деятельности человека на источники воды и, как следствие, на
качество питьевой воды.
Исследовательская работа проводится по двум направлениям:
1. Сравнение качества воды по некоторым параметрам: цвет, запах,
прозрачность, кислотность, наличие осадка.
2. Сравнение воды различной степени жесткости.
Учащиеся разбиваются на 4 группы.
Опыт №1. Сравнение качества воды
Цель: определить и сравнить качество питьевой воды из различных
источников.
Материалы: образцы воды: из водоема (пруд), водопроводная вода, вода,
прошедшая очистку через фильтр; химические стаканы, кольцо из
проволоки, индикаторная бумага, цилиндр.
Ученики наливают в стаканы воду из различных источников, проводят
исследования по плану:
1) Запах воды зависит от биологических и химических загрязнителей, его
оценивают по шкале (табл. №1). Различают травянистый, болотный, гнилой,
тухлый, затхлый, землистый запахи; запахи химических веществ: хлорный,
горюче-смазочных материалов.
Таблица №1. Оценка запаха воды
Интенсивность запаха | Описательное определение | Балл |
Нет | Отсутствие ощутимого запаха | 0 |
Очень слабый | Запах ощущается опытным наблюдателем, не ощущается потребителем | 1 |
Слабый | Обнаруживается, если обратить внимание | 2 |
Заметный | Ощущается легко | 3 |
Отчетливый | Запах обращает на себя внимание, делает воду неприятной для питья | 4 |
Очень сильный | Настолько сильный, что вода совершенно непригодна для питья | 5 |
2) Цвет и прозрачность: если видны изменения в цвете воды (стакан ставят на
чистый лист белой бумаги), то их описывают словом: зеленоватый, светло-
коричневый и т. д.
прозрачность зависит от количества взвешенных частиц органического и
неорганического происхождения, определяется следующим образом: на дно
цилиндра кладут кольцо из проволоки (или рисуют черным карандашом) и
доливают воду до тех пор, пока кольцо видно. Высота столба воды (см), при
которой кольцо становиться невидимым, и является мерой прозрачности.
3) рН среды: для определения используют индикаторную бумагу. Цветность
определяется в сравнении с эталоном чистой воды (после фильтрации).
Группа учащихся после проведения работы оформляет таблицу в тетрадях и
1 человек на доске (табл. №2).
Таблица №2.
Параметры/ образцы воды | Запах | Цвет | Прозрачность | рН среды |
Прудовая |
|
|
|
|
Водопроводная |
|
|
|
|
Прошедшая дополнительную очистку через фильтр |
|
|
|
|
Опыт №2. Сравнение жесткости различных образцов воды
Цель: определить и сравнить жесткость воды.
Материалы: образцы воды различной жесткости: водопроводная
некипяченая и кипяченая, дождевая, кусочки хозяйственного мыла,
пробирки.
Ход работы:
В три пробирки наливают 3 образца воды по 10-15 мл:
1 – водопроводная некипяченая,
2 – водопроводная кипяченая,
3 – дождевая или снеговая вода.
В каждую пробирку бросают кусочек мыла и сильно встряхивают пробирку
(около 5 минут). Дают, отстоятся и описывают внешний вид полученных
растворов: есть ли осадок в виде хлопьев, много осадка или мало, раствор
почти прозрачный и т. д. результаты заносят в таблицу (табл. №3), которую
оформляют на доске и в тетрадях.
Таблица №3.
Образец воды | Характеристика полученного раствора |
1. Некипяченая водопроводная вода. 2. Кипяченая водопроводная вода. 3. Дождевая/снеговая вода |
|
После проведения всей работы (около 25 минут) обсуждаются результаты
опытов. Группа, проводившая опыт №1, кратко сообщает о результатах своей
работы по таблице. Затем преподаватель говорит о требованиях по
государственному стандарту к питьевой воде: запах - не более 2,
прозрачность – не менее 30 см, бесцветна; кислотность – от 6,9 до 9,5 рН.
Ребята делают вывод о том, какую воду из этих образцов можно пить, а
какую нужно подвергать дополнительной очистке. Затем заслушивается
доклад на тему: «Способы очистки воды». Учащиеся оценивают достоинства
и недостатки хлорирования и озонирования, обсуждается необходимость
применения дополнительной очистки с помощью бытовых фильтров.
Необходимо обратить внимание ребят на степень загрязнения природного
источника – пруда, обсудить в связи, с чем оно возникло, к чему уже привело
и может привести в дальнейшем.
Опыт №2: заслушивается доклад о жесткости воды, в ходе которого
учащиеся отвечают на вопросы (карточки на столах):
1. Что такое жесткость воды и от чего она зависит?
2. В какой воде лучше растворяется мыло?
3. Какую воду лучше всего использовать для стирки, умывания?
4. Почему в жесткой воде мыло плохо растворяется?
5. Как снизить жесткость воды доступными средствами?
Затем обсуждаются результаты работы группы. Ребята делают вывод о том,
какая вода лучше подходит для мытья рук, стирки и т. д.
Подводится общий итог: как можно определить доступными способами
качество питьевой воды, жесткость; что из проделанного на уроке можно
применить на практике в своем доме. Учащиеся выдвигают предложения о
том, как можно защитить водоемы от загрязнений, методы очистки.
Форма работы: работа в группах по 10 человек (по выбору учащихся) с
последующим обсуждением.
Анализ.
При проведении таких уроков заинтересованность была у всех ребят. Во
время проведения работы и на обобщении ребята были удивлены своими
возможностями. Потому, что большинство из них воспринимали химию как
чисто теоретический, не связанный с жизнью предмет. Использованная мной
деятельность, при минимуме материальных затрат, дала возможность детям
понять, что полученные знания можно применять на практике. Ребята
научились проводить элементарные исследования, которые пригодятся в
повседневной жизни, задумались о последствиях хозяйственной
деятельности человека и о том, как это отражается на здоровье человека.
При проведении работы вызвало затруднение определение цвета, запаха, так
как эти показатели являются довольно субъективными, и у каждого
учащегося может быть свое мнение. Поэтому при проведении опытов
необходимо ненавязчивое и тактичное участие преподавателя в те моменты,
когда возникают разногласия в группе, чтобы ребята могли прийти к
единому мнению.
Необходимо включать доклады на тему: «Методы очистки природных
водоемов», «Охрана водоемов».
Положительным было то, что в обсуждении принимали участие все
учащиеся, среди них не было равнодушных. Ребята активно предлагали меры
по охране морей, озер и т. д. многие сами стали проводить элементарные
природоохранные мероприятия (очистка реки от мусора) и проверили
качество питьевой воды в своих домах.
После анализа результатов, были сделаны выводы:
1. Проведение подобных уроков активизирует все виды деятельности
учащихся, заставляет задуматься над глобальными проблемами и занять
активную позицию при их решении. Учащиеся приобретают практические
умения и навыки.
2. Происходит развитие общеучебных навыков, интереса к предмету.
3. Необходимо проводить внеклассные занятия или организовать работу
кружка с использованием более сложных анализов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы:
- по литературным источникам выяснили роль и задачи экологического воспитания;
- теоретически обосновали и доказали возможность широкого использования сведений экологического характера во исследовательской работе при тесном сотрудничестве с семьей для формирования у детей нового ответственного отношения к окружающей природной среде уже на начальном этапе обучения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Биологический энциклопедический словарь /Под ред. Гилярова В.Н. М.: Советская энциклопедия, 1986.
2. Биологический энциклопедический словарь /Под ред. Гилярова В.Н. М.: Советская энциклопедия, 1986.
3. Боровская Л.А. Экологическая направленность натуралистической экскурсии в условиях города//Начальная школа. - 1991, N8.
4.Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991
5. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителя /Составитель Мельчаков Л.Ф. - М.: Просвещение, 1981.
6. Дерим-Оглу Е.Н., Томилина Н.Г. Материалы к проведению экскурсии в смешанный лес //Начальная школа. -1990.– N5.
7. Дерябо С.Д., Ясвин В.П. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996.
8. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. - М.: Просвещение, 1984.
9. Измайлов И.В., Михлин В.Е., Шубкина Л.С. Биологические экскурсии. - М.: Просвещение, 1983.
10. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. - М.: Педагогика, 1989.
11. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. - М.: Просвещение, 1990.
12. Старостин В.И. Природа в системе эстетического воспитания. - М.. Просвещение, 1990.
13. Экологическое образование и воспитание. Метод. рекомендации. – Улан – Удэ, 1990.
14. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Кн. для учителя /Н.И. Кнященко, Н.Л. Лейзеров, М.С. Каган и др. – М.: Просвещение, 1983.
Кзыл-Тауская средняя общеобразовательная школа им. М.Х.Гайнулиина
Тема учебно-исследовательской работы:
«Водная экология и гидробиология»
Работу выполнила:
ученица 8-класса
Нуриева Сюмбель Маратовна
Руководитель: учитель
химии и биологии
Сафина Ильсияр Вазыхзяновна
2012-2013 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1.1 Развития эстетического отношения к природе
1.2 Исследовательская работа как одна из форм экологического воспитания в школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ