Обучение некоторым приемам работы с древесиной (долбление) на уроках столярного дела в СКОУ VIII вида
(Из опыта работы) Долбление, наряду с пилением, строганием и разметкой, относится к числу операций, составляющих фундаментальную базу профессии столяр.
Изучение темы учитель начинает с того, что знакомит детей с изделиями, при изготовлении которых необходима выборка древесины. Эта операция проводится при выполнении соединения (вязки). Вести объяснение удобнее, показывая, как выдалбливается запиленная проушина. Инструменты, используемые при долблении, - стамеска и долото. Учитель объясняет их устройство и отличие, учит выбирать долбежный инструмент нужного размера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_nekotorym_priemam_raboty_s_drevesinoy_dolblenie_2.doc | 572 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение некоторым приемам работы с древесиной (долбление)
на уроках столярного дела в СКОУ VIII вида
(из опыта работы Ткаченко П.В.,
учителя трудового обучения МБС(к)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 54 VIII вида» г.Перми )
Долбление, наряду с пилением, строганием и разметкой, относится к числу операций, составляющих фундаментальную базу профессии столяр.
Изучение темы учитель начинает с того, что знакомит детей с изделиями, при изготовлении которых необходима выборка древесины. Эта операция проводится при выполнении соединения (вязки). Вести объяснение удобнее, показывая, как выдалбливается запиленная проушина. Инструменты, используемые при долблении, - стамеска и долото. Учитель объясняет их устройство и отличие, учит выбирать долбежный инструмент нужного размера.
Затем учитель демонстрирует поэтапность и технику выдалбливания проушины, которые хорошо видны на рис.1.
Следующим этапом должно стать долбление гнезда. Сначала оговорим название граничных линий гнезда. На выдалбливаемой стороне бруска (а это может быть пласть или кромка) карандашные линии, проведенные к грани под 900 (1), будем называть поперечными граничными линиями (границами), а рейсмусные линии (2) – продольными границами.
Карандашные линии на боковых сторонах (чаще – вертикальные) будем называть контрольными. По ним мы задаем нужное положение долбежному инструменту.
Границы гнезда размечаются на нужной плоскости, контрольные линии проводятся на обеих боковых сторонах – для того, чтобы ученик мог контролировать положение долбежного инструмента с удобной для него стороны: среди учеников есть левши и правши, а удобные для них стороны контроля – противоположные. Итак, гнездо размечается на три стороны.
На этом этапе уместно показать связь нашего предмета с математикой. Как правило, в шиповых вязках толщина шипа (ширина проушины) занимает третью часть толщины бруска. Проведению разметочных рейсмусных линий предшествует настройка подвижных реек рейсмуса на необходимые размеры. В получении этих размеров и затрудняются учащиеся. Практикой наработана следующая поэтапность. Сначала измеряем толщину бруска (пусть, для примера, она равна 24 мм), делим ее на 3 и одну рейку рейсмуса настраиваем на полученный размер (8 мм). Вместе со словесным объяснением на классной доске веду графическое изображение. На толщине бруска ставим точку, отстоящую от лицевой пласти бруска на 8 мм. Далее вторую рейку настраиваем на размер, в два раза больше, чем первый, т.е. в нашем примере на 16 мм (8мм*2). Это оказывается трудным для ребят СКОУ 8 вида: им сложно понять, как получается этот второй размер. Половина учащихся путает выражение на сколько больше (меньше) и во сколько раз больше (меньше).
Техника долбления гнезда состоит в следующем. Исходное положение: обрабатываемый брусок лежит на рабочей доске верстака, ученик сидит на верстаке, прижав брусок бедром ноги, и так, чтобы, просматривая переднюю грань долота (точнее – его ребро), он мог бы задать ему правильное, заданное контрольной линией, положение.
Начинаем долбление гнезда с поперечной границы, что «возле себя», повернув фаску долота от себя. Поставив лезвие долота на расстоянии 0,5 – 1 мм от поперечной границы гнезда (но – параллельно ей), двумя-тремя легкими ударами киянки подрезаем волокна древесины на 3 – 4 мм вглубь. При этом после каждого удара киянкой по долоту, этим последним инструментом делаем отклоняющее движение в направлении длины гнезда с последующим возвращением инструмента в заданное контрольной линией направление. Подобный прием надежно помогает избежать брака, носящего название смятие граничной линии (см. ниже). Затем отставив долото на 5 – 7мм от поперечного подреза и наклонив его под 40 - 500 , делаем наклонный подрез волокон (на ту же глубину, что и поперечный) и удаляем подрезанный участок древесины. Здесь также, как и при поперечном подрезе, после каждого удара киянкой по долоту делаем «отклоняющее» движение в сторону подрезанного участка древесины с последующим возвращением долота в исходное положение. По достижении необходимой глубины подреза (3 - 4 мм) долотом делают движение как рычагом и нижний его конец при этом «выносит» подрезанный участок древесины.
Снова делаем торцевой подрез древесины нужной глубины. За ним, отступив на 2 – 3 мм, - наклонный, на всю глубину торцевого подреза. И так далее. При этом существенное замечание: не надо спешить, стремясь быстрее выбрать древесину по всей длине гнезда, следует тщательно соблюдать его размеры, идя в глубину, это предупредит смятие граничной линии на дальней от себя поперечной границе. По мере приближения к дальней торцевой стенке рабочий наклонный подрез должен становиться все вертикальнее, «все ровнее» (это выражение детям понятно). И на последних 2 -3 мм рабочий наклонный подрез должен приблизиться к вертикальному.
Пришло время изменить хватку долота: фаску поворачивают к себе, а переднюю грань, отставив на 0,5 – 1 мм от дальней поперечной границы (но – параллельно ей), направляют (пускают) по боковой контрольной линии. И легкими ударами киянки подрезают волокна оставшейся древесины на всю глубину гнезда с периодическими «отклоняющимися» движениями долота в сторону гнезда, что должно предупредить смятие дальней граничной линии. Когда достигнута заданная глубина гнезда, долотом делают наклон «к себе» на 40 - 500, вынося этим движением подрезанную древесину в срединную часть гнезда. И, повернув лезвие долота (стамески) вдоль гнезда, измельчают подрезанную древесину. Осталось перевернуть брусок и легкими ударами ручки долота по нему очистить гнездо.
При такой технике выдалбливания гнезда можно надежно избежать (при достаточной практике) всех видов брака при долблении.
Практика показывает, что после 3 -5 тренировочных долблений гнезда, с обязательным промежуточным анализом, в котором принимает участие учитель и ученик (а если ошибка характерная, типичная, то и весь класс), операция успешно усваивается. Это дает учителю право перейти к заключительному этапу обучения детей долблению древесины.
Начнем с разметки отверстия (сквозного гнезда). В отличие от гнезда оно размечается на 4 стороны: на двух из них – границы самого отверстия, на двух других – контрольные линии. Объясняем, что отверстие будем получать встречным долблением двух гнезд, а долблению гнезда они уже обучены. Однако особенность в работе все же есть. Так, заканчивая долбление первого гнезда (первой половины отверстия), надо подрезать волокна древесины у обеих торцевых стенок на 3 – 4 мм, что позже предупредит выравнивание древесины, которое может произойти даже при остро заточенном инструменте в срединной части торцевых стенок.
Техника долбления встречного гнезда – та же, что при долблении гнезда. Здесь будет уместно напомнить детям, что для сохранения рабочей доски верстака перед работой на нее кладут фанерную подкладку. При долблении же гнезда это излишне.
Рис. 1
Вся изложенная выше техника долбления гнезда и отверстия (сквозного гнезда) исключает положения, при которых руки находятся впереди режущего инструмента или по направлению его движения. А это надежно предупреждает возможность травматизма при обучении детей долблению древесины.
Использованная литература:
Лебедь И.Ф. Обучение некоторым приёмам работы с древесиной// ж. «Дефектология», № 2, 1994
http://poleshko.ru/rabota-s-drevesinoy/osnovnyie-priyomyi-obrabotki-drevesinyi
Перелётов А.Н., Лебедев П.М., Сековец Л.С. Столярное дело. 10-11 классы: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: ВЛАДОС, 2003
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VІІІІ вида 5-9 классы: Сборник 2 / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: ВЛАДОС, 2010