Методические рекомендации для специалистов сферы молодежной политики по подготовке методических разработок
Предлагаемые методические рекомендации призваны помочь инструкторам по физической культуре и специалистам по работе с молодежью учреждений сферы молодежной политики в представлении и оформлении собственного методического опыта.
Посредством использования настоящих методических рекомендаций, предназначенных для лиц, осуществляющих развитие и поддержку направлений деятельности УДСМ, можно решить следующие задачи:
организационно-методические - раскрытие организационных и правовых решений представления информации в рамках методических разработок;
научные - по исследованию и разработке принципов и норм регулирования формального представления опыта специалистов сферы молодежной политики;
учебно-просветительские - по формированию базы научно-методических рекомендаций учреждений, подведомственных УДСМ, осуществляющих целенаправленную работу в области описания опыта внедрения в повседневную практику инновационных проектов и идей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации | 21.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Цели и задачи методических разработок | 4 |
3 | Сбор и преобразование информации в методическую разработку | 5 |
4 | Требования, предъявляемые к методической разработке | 6 |
5 | Структура методической разработки | 8 |
5 | Заключение | 17 |
6 | Список литературы и других информационных источников Приложения | 17 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемые методические рекомендации призваны помочь инструкторам по физической культуре и специалистам по работе с молодежью учреждений сферы молодежной политики в представлении и оформлении собственного методического опыта.
Посредством использования настоящих методических рекомендаций, предназначенных для лиц, осуществляющих развитие и поддержку направлений деятельности УДСМ, можно решить следующие задачи:
организационно-методические - раскрытие организационных и правовых решений представления информации в рамках методических разработок;
научные - по исследованию и разработке принципов и норм регулирования формального представления опыта специалистов сферы молодежной политики;
учебно-просветительские - по формированию базы научно-методических рекомендаций учреждений, подведомственных УДСМ, осуществляющих целенаправленную работу в области описания опыта внедрения в повседневную практику инновационных проектов и идей.
В методических указаниях используются следующие термины и понятия:
2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МетодическИХ разработОК
Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы работы с воспитанниками, элементы современных педагогических технологий или сами технологии развития, обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме развивающей программы, ведению курса в целом.
Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование инструктора по физической культуре, специалиста по работе с молодежью или качества подготовки по конкретной области знания, направления деятельности.
Методическая разработка может представлять собой:
Разработку конкретного занятия;
Разработку серии занятий;
Разработку темы развивающей программы:
Разработку частной (авторской) методики работы в определенном направлении развития воспитанников;
Разработку общей методики ведения занятий в объединении;
Разработку новых форм, методов или средств развития и воспитания;
Методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий работы объединения.
К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:
- тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной разработчику, по данной теме у него должен быть накоплен значительный опыт;
- определить цель методической разработки. Например, цель может быть следующей: «развитие познавательной активности, определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы развивающей программы; описание видов деятельности педагога и воспитанников; описание методики использования современных технических и информационных средств, применяемых в развитии, обучении, воспитании; осуществление связи теории с практикой на занятиях; использования современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.»;
- внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме;
- составить план и определить структуру методической разработки;
- определить направления предстоящей работы.
3 ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ
Методические разработки инструкторов по физической культуре и специалистов по работе с молодежью являются специфическими методическими материалами, так как не просто представляют индивидуально-авторское видение предлагаемого направления деятельности, но еще и показывают особенности подхода педагога к реализации своих идей. Но, не смотря на сугубо личностный взгляд на реализацию идей автора, все же имеют единые каноны формального построения:
1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации процесса развития, эффективности методов и методических приемов, формах преподнесения материала, применения современных технических и информационных средств обучения и развития.
3. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
5. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.
6. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства развития и обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.
7. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления развивающего и воспитательного процессов.
8. Методическая разработка должна ориентировать организацию процесса развития в направлении широкого применении активных форм и методов.
9. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как организовать деятельность?».
10. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы занятий, инструкции для проведения лабораторных или практических работ, карточки, схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).
4 СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
Методические разработки могут иметь различные цели (в зависимости от того, на что они направлены), уникальные задачи (сообразные тем, которые поставлены изначально в развивающей программе работы объединения)
Общая структура:
Пояснительная записка.
Паспорт методической разработки.
Содержание.
Заключение.
Список используемых источников.
Приложение
Заключение
В Пояснительной записке указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна. В обобщенном виде в ней раскрывается актуальность данной работы; т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании деятельности учреждения сферы молодежной политики.
В паспорте методической разработки кратко указывается общая информационная и методико-педагогическая составляющая. Общая структура:
Дата, время и место проведения.
Цели (методическая, развивающая, воспитывающая).
Задачи (конкретная реализация целей).
Планирование темы и количество часов, отводимое на ее освоение (на основании программы).
Место и роль темы в общем курсе.
Применяемые методы развития и форма деятельности.
Используемые средства обучения, методики, технологии.
Прогнозируемый результат (выделить основные вопросы, которые воспитанники должны прочно усвоить)
Оборудование.
В содержании методической разработки целесообразно включить в организацию деятельности на занятии:
рекомендации по организации и методике освоения темы с учетом этапов.
дидактический анализ содержания материала;
уровни изучения и усвоения предлагаемого материала;
последовательный план проведения занятия.
Приложение содержит раздаточный материал (обучающий, развивающий, оптимизирующий, контролирующий), используемый на занятии.
В заключении подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.