Новые педагогические технологии. Технология проблемного обучения.

Потапова Ольга Александровна

Технология проблемного обучения,практическое применение технологии, преимущество кейс-метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novye_pedagogicheskie_tehnologiii.doc36.5 КБ
Office presentation icon novye_tehnologii.ppt179.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Применение технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания».

Цель: изучить приёмы проблемного обучения в преподавании истории и обществознания.

Задачи: - познакомиться с основными приёмами проблемного обучения;

                 - подробно изучить «кейс-метод»;

                 - создать оптимальные пути для реализации приёмов проблемного обучения на указанных дисциплинах.

   

  Содержание работы:

Введение.

Современная методика преподавания- проблемное обучение:

научное обоснование;

основные приёмы по данной методике;

«кейс-метод» - один из приёмов данной методики.

      3. Практическое применение технологии проблемного обучения.

   

 

      4. Выводы.

1. Введение.

Современное преподавание требует от педагогов изучения и внедрения в свою деятельность множество новых методик и технологий.

Одной из таких методик является проблемное обучение. Учебное задание, не имеющее однозначного решения, пожалуй, самая сложная задача, которая стоит перед учителем. С другой стороны, по-иному быть не может, так как суть методики проблемного обучения заключается  в том, что обучающимся предлагается осмыслить и  найти решение для ситуации, имеющей отношения к реальным жизненным проблемам и  решить какую-либо практическую задачу.  

2.Современная методика преподавания- проблемное обучение:

Научное обоснование

Понятие педагогической технологии 

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).

Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).

Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)». [Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – C. 14-15]

Определение «педагогической технологии»

«В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением , вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами.

1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

2) Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика (пер. стр. 15-16) преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

Образовательной технологией будем называть комплекс, состоящий из:

некоторого представления планируемых результатов обучения,
• средств диагностики текущего состояния обучаемых,
• набора моделей обучения,
• критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.

Система задач совокупность заданий к блоку уроков по изучаемой теме, удовлетворяющая требованиям:

1. Полнота. Наличие задач на все изучаемые понятия, факты, способы деятельности, включая мотивационные, подводящие под понятие, на аналогию, следствия из фактов и прочее.

2. Наличие ключевых задач. Группировка задач в узлы вокруг объединяющих центров — задач, в которых рассматриваются факты или способы деятельности, применяемые при решении других задач и имеющие принципиальное значение для усвоения предмета.

3. Связность. Вся совокупность задач представляется связным графом, в узлах которого — ключевые задачи, выше них — подготовительные и вспомогательные, ниже — следствия, обобщения и так далее.

4. Возрастание трудности в каждом уровне. Система состоит из трех подсистем, соответствующих минимальному, общему и продвинутому уровням планируемых результатов обучения. В каждой из подсистем трудность задач непрерывно нарастает.

5. Целевая ориентация. Для каждой задачи определено ее место и назначение в блоке уроков.

6. Целевая достаточность. Достаточно задач для тренажа в классе и дома, аналогичных задач для закрепления методов решения, задач для индивидуальных и групповых заданий, задач для самостоятельной (в том числе исследовательской! деятельности, для текущего и итогового контроля с учетом запасных вариантов и так далее.

Психологическая комфортность. Система задач учитывает наличие разных темпераментов, типов мышления, видов памяти. Например, есть задачи для устных упражнений, для письменного выполнения, для чтения чертежа, задачи-шутки и другие

основные приёмы по данной методике;

V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
5.1. Игровые технологии
5.2. Проблемное обучение
5.3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов)
5.4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)


6.1. Технология С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
6.2. Технологии уровневой дифференциации
6.3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов). .
6.4. Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н.Закатова).
6.5. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков)
6.6. Технология программированного обучения
6.7. Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)
6.8. Групповые технологии.
6.9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

«Кейс-метод» - один из приёмов данной методики.

Проблемная ситуация создаётся на основе фактов из реальной жизни, а значит многогранна и неоднозначна, как сама жизнь. Поскольку учитель, используя данную методику на уроке, стремится к реализации важнейших задач по формированию компетентностей, знаний и практических навыков, то все этапы урока или его задания должны быть как можно ближе к жизненным вопросам и ситуациям. Поэтому учитель обязан не только хорошо владеть методикой преподавания предмета, знать приёмы и формы проведения нестандартных уроков, но и обладать эрудицией в широком смысле этого слова, разбираться в вопросах современных требований к преподаванию,  интересоваться проблемами молодежи.

4. Кейс-метод  давно и очень успешно реализуется за рубежом. Изучив структуру метода, пути его реализации, могу сказать, что некоторые составные части или этапы этого  метода давно использую на своих уроках истории и обществознания.

5. При формировании задания, учитывать необходимо прежде всего возрастные особенности и уровень подготовки обучающихся, их способность к мышлению, к умению делать выводы. Нельзя забывать об особенностях классного коллектива. Так, например, если учитель ведёт два или более классов в параллели, то скорее всего придётся готовить задания или варьировать их для каждого класса в отдельности, иначе говоря, применять дифференцированный подход. Задание должно быть рассчитано на всех обучающихся, т. е. средней сложности , понятным, обязательно интересным и полезным.

Выводы: Необходимо запастись немалой долей терпения, чтобы освоить способы создания заданий для реализации методики проблемного обучения на своих уроках.  Думаю, что   педагогов выручают в данном случае наблюдательность и умение слушать собеседника. У педагогов, помимо профессионального опыта, есть ещё и колоссальный опыт общения (дети, коллеги, родители, начальство и т.д.) , поэтому необходимо только научиться применять этот опыт, эти знания на уроке, тогда урок будет приближен к жизни, а значит достигнет цели.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ СОШ №3 имени С. А. Красовского п. Монино Проектная работа «Применение технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания». Работу выполнила: учитель истории Потапова Ольга Александровна.

Слайд 2

Цель: изучить приёмы проблемного обучения в преподавании истории и обществознания. Задачи: - познакомиться с основными приёмами проблемного обучения; - подробно изучить «кейс-метод»; - создать оптимальные пути для реализации проблемного обучения на указанных дисциплинах.

Слайд 3

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса . (Б.Т.Лихачёв) « Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» ( М.В.Кларин). [Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – C. 14-15]

Слайд 4

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами: научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Слайд 5

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях: Общепедагогический (общедидактический) уровень: технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения, в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса. Частнометодический (предметный) уровень: совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя . Локальный (модульный) уровень: технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.

Слайд 6

Образовательная технология есть комплекс, состоящий из: - некоторого представления планируемых результатов обучения, - средств диагностики текущего состояния обучаемынх, - набора моделей обучения, - критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий - система задач , удовлетворяющая требованиям: 1. Полнота. 2. Наличие ключевых задач. 3. Связность. 4. Возрастание трудности в каждом уровне. 5. Целевая ориентация. 6. Целевая достаточность. 7. Психологическая комфортность.

Слайд 7

Проблемное обучение - педагогическая технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Кейс-метод — западная методика, построенная на создании проблемной ситуации. Проблемная ситуация создаётся на основе фактов из реальной жизни. Учитель, используя данную методику на уроке, стремится к реализации важнейших задач по формированию компетентностей, знаний и практических навыков.

Слайд 8

Что необходимо для создания кейса? решить орг.вопросы: -задание проводят в оборудованном ПК кабинете; -продумать проблемную ситуацию; -создать рабочие группы; выбрать жюри создать содержимое кейса: -ссылки на сайты и порталы; или -подготовить портфель с отпечатанными документами Урок с использованием кейс-метода может проводиться в несколько этапов, в старших классах на парных уроках.

Слайд 9

Выводы: При использовании методики проблемного обучения необходимо: - учитывать прежде всего возрастные особенности ; - уровень подготовки обучающихся, их способность к мышлению, к умению делать выводы; - помнить об особенностях классного коллектива; - задание рассчитывать на среднего ученика (т.е задание должно бытьсредней сложности , понятным, обязательно интересным и полезным) Учитель должен обладать наблюдательностью , умением слушать собеседника, быть эрудированным в различных областях жизни и науки и помнить, что технология проблемного обучения - это очень трудоёмкая технология.