Социально-эмоциональное развитие дошкольников
Мы предполагаем, что для того, чтобы снизить риск возникновения в будущем психосоматических заболеваний у детей, необходимо привлекать внимание к эмоциональному миру человека, учить их выражению и распознаванию некоторых базовых эмоций, стимулировать их самопознание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 17.56 КБ |
Предварительный просмотр:
В последние время наблюдается рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых, который приводит к распространению невротических явлений среди детей. Связи с этим главной целью считаю дать представления дошкольникам о способах выражения собственных эмоций, а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
Дополнительной задачей в развитии эмоциональности дошкольников ставлю профилактику психосоматических заболеваний. Психосоматические заболевания в XX веке заметно потеснили все остальные вследствие повышения темпа жизни, увеличения эмоциональных перегрузок и роста депрессивных тенденций на уровне массового сознания. Мы предполагаем, что для того, чтобы снизить риск возникновения в будущем психосоматических заболеваний у детей, необходимо привлекать внимание к эмоциональному миру человека, учить их выражению и распознаванию некоторых базовых эмоций, стимулировать их самопознание.
Актуальность темы заключается в том, что гармоничное развитие детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции, что имеет не только узко педагогическое, но и глубоко общественное значение.
Новизна работы по социально-эмоциональному развитию заключается во взаимодействие всех участников образовательного процесса, ориентированных на социально – эмоциональное благополучие ребенка.
Практическая значимость нам видеться в следующем:
- В разработке структуры по социально-эмоциональному развитию в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта;
- В создании методического обеспечения по данной проблеме (методические рекомендации для педагогов и родителей, разработка различных форм работы с детьми и родителями).
В своей работе опираюсь на программу Крюковой С.В. «Удивляюсь, Злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» и пособие других авторов.
На основании выбранной программы и пособий по данной теме были разработаны занятия, создана картотека игры по развитию эмоционально – нравственной сферы, по развитию коммуникативных навыков.
Для результата по данной проблеме предоставляется разумным определить общую логику знакомства детей с каждым чувством. Условно можно выделить несколько этапов:
- Этап. Работа начинается с рассказа или чтения ведущего эпизода из сказки или рассказа, в котором, герой испытывает какое – то определенное чувство (радость, обида и др.). Детям предлагается «угадать», что чувствует герой сказки в той или иной ситуации. Так же можно использовать игру «закончи предложение»: «Радость (обида, страх и др.) – это когда…». Для закрепления данного этапа необходимо выполнить рисунки на тему «радость» («обида», «страх» и др.). Для старших детей знакомство с чувствами можно продолжить игрой в ассоциации. Дети по очереди придумывают, каким цветом могла бы быть радость (обида и др.), каким животным, каким запахом, каким звуком… С помощью этой игры можно показать детям, что чувства каждого человека уникальны и каждый имеет право чувствовать по-своему.
- Этап. Работа начинается с предъявления детям одного, а лучше нескольких изображений человека, испытывающего конкретное чувство. Детям предлагается понаблюдать за мимическим выражением того или иного чувства. Далее детям предлагается по очереди показать данное чувство лицом, телом.
Можно включать в занятия игры на проявление и распознание различных чувств.
- Этап. На данном этапе проводятся всевозможные упражнения, такие как «Щекоталки», «А-а-ах», «Кричалки», они способствуют развитию контроля над своим эмоциональным фоном.
Главная роль в развитии у ребенка мотивов и эмоций как основы дальнейшего нравственного воспитания принадлежит семье. Дома ребенку прививается характерный для данной семьи эмоциональный и социально-нравственный опыт: ценностные ориентации, отношение к окружающим лицам, способы налаживания взаимоотношений и т.д. В работе с родителями применяется индивидуальный подход к каждой семье. Проводятся: индивидуальные, групповые консультации, разработана папка – передвижка «Для вас родители!», где собран материал по данной теме.
Результатом моего опыта является всесторонне развитие ребенка, у дошкольников формирует уверенность в своих возможностях, наблюдается снижение негативных проявлений, а так же формирование нравственного поведения в повседневной жизни, повышение коммуникативных навыков.
Опыт распространяется на региональных сайтах, районных методических объединениях, внедряется непосредственно в дошкольном учреждении.
Таким образом, я считаю занятия по социально – эмоциональному развитию необходимы для социализации дошкольника.