квалификационная работа по теме "Дидактическая игра как средство развития познавательной активности младших школьников на уроках математики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvalifikaciya.docx | 67.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ДПО «Волгоградская государственная академия повышения квалификации и
переподготовки работников образования»
Кафедра начального образования
Квалификационная работа
«Дидактическая игра как средство развития познавательной активности
младших школьников на уроках математики»
Выполнила:
слушательница курсов № 204
Буянова Наталья Владимировна,
учитель начальных классов
МКОУ Глазуновской СОШ
Ст. Глазуновской
Кумылженского р-на
Проверила:
доктор педагогических наук
Николаева Марина Владимировна
Волгоград 2012
Содержание:
Введение с.3-4
Глава 1 «Теоретические аспекты развития познавательной активности с.5-14
посредством использования дидактических игр»
1.1 Сущность понятия «познавательная активность» с.5-9
1.2 Условия использования дидактических игр в начальной школе с.10-14
Глава 2 «Описание педагогического опыта по использованию дидактических игр
как средства развития познавательной активности младших школьников на
уроках математики» с.15-19
Заключение с.20
Литература с.21
Приложение с.22-27
Введение
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребёнка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе. В игре удаётся привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых сосредоточить внимание не удаётся. Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Дидактические игры позволяют установить преемственность между воспитанием ребёнка в дошкольном возрасте в детском саду или в семье, где преобладающее место в его деятельности занимала игра, и воспитанием и обучением ребёнка в школе. Включение в урок дидактической игры, которая удовлетворяет требованиям, вытекающим из задач обучения и воспитания, и носит обучающий характер, сближает новую деятельность ребёнка с привычной и делает менее заметным для него переход к серьёзной учебной работе.
Наиболее трудным, а для некоторых детей на первых годах обучения нелюбимым предметом становится математика. Это связано с тем, что овладение математическими знаниями связано с достаточно развитыми способностями к отвлечению, анализу, синтезу, обобщениям, умению сравнивать, классифицировать, дифференцировать. В то время как вышеназванные функции мыслительной деятельности у части детей ещё недостаточно развиты.
Для успешного обучения и воспитания детей необходимо на первых же годах школьного обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать внимание, активизировать их деятельность.
Для развития познавательного интереса к математическим знаниям учителя используют разнообразные методы и приёмы обучения математике, привлекая красочный материал, технические средства обучения, чем вовлекают учащихся в активный процесс овладения математическими знаниями. Наряду с различными методами и приёмами, а также использованием разнообразия дидактических материалов, одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету является дидактическая игра. Благодаря использованию дидактических игр на уроках математики в начальных классах
можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. В игре учащиеся незаметно для себя выполняют большое число арифметических действий, упражнений, тренируются в счёте, сравнивают множества и числа, решают задачи и т. д.
Дидактические игры позволяют индивидуализировать работу на уроке, давать задания посильные каждому ребёнку, с учётом его умственных и психических возможностей и максимально развивать способности каждого ребёнка.
Дидактическая игра с её обучающей задачей, облечённой в игровую, занимательную форму, привлекла к себе внимание видных зарубежных и русских педагогов ещё на заре зарождения теории и практики обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Эдуард Сеген (1812-1880), Декроли (1871-1932), Мария Монтессори(1870-1952), Блехер Ф.Н.(1945), Сорокина А.И.(1982) и многие другие широко использовали
игры и подчёркивали их огромную роль в воспитании и обучении детей, особенно таких, которые испытывают трудности в обучении. Они смотрели на игру не как на развлечение или забаву, а видели в ней большой труд детей, требующий напряжения всех духовных и физических сил. Игру они считали самым точным показателем проявления детских способностей, возможностей.
Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения.
В связи с этим в нашей квалификационной работе мы выделили:
Цель работы: обосновать использование дидактических игр как средства развития
познавательной активности на уроках математики в начальной школе.
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: условия использования дидактических игр на уроках математики в начальной школе.
Задачи исследования:1. Раскрыть сущность понятия «познавательная активность»;
2.охарактеризовать условия использования дидактических игр в начальной школе;
3.описать собственный педагогический опыт по использованию дидактической игры как средства развития познавательной активности младших школьников в начальной школе.
База исследования: МКОУ Глазуновская СОШ
Глава 1 «Теоретические аспекты развития познавательной активности
посредством использования дидактических игр»
1.1 Сущность понятия «познавательная активность».
Феномен познавательной активности как один из важнейших факторов обучения постоянно привлекает внимание исследователей.
Что же такое познавательная активность? Раскрытие сути этого понятия можно начать с научного определения термина активность. Обратимся к словесным источникам. В толковом словаре, активный – энергичный, деятельный; противоположное – пассивный. В некоторых языках деятельность и активность называют, одним словом activity.
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. Еще К.Д. Ушинский в своих трудах подчеркивал, что «не с курьезами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив - приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает». И в XX в. этот вопрос был и остается актуальным для всех поколений педагогов и учащихся.
Что же представляет собой познавательная активность?
Ф.И. Харламов познавательную активность трактовал как «интенсивную аналитико-синтетическую мыслительную деятельность учащегося в процессе изучения окружающего мира и овладения системой научных знаний».
А.К. Маркова под проявлениями познавательной активности понимает «все виды активного отношения к учению как познанию: наличие смысла, значимости для ребенка учения как познания, все виды познавательных мотивов...». Признавая за учащимися активное начало в познавательном процессе, она утверждает, что на основе этого школьник формируется как субъект учебной деятельности.
Г.И. Щукина рассматривает познавательную активность (ПА) как «ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы», которое «выражает особое состояние школьника и его отношение к деятельности».
С данной трактовкой познавательной активности перекликается определение Т.И.Шамовой: «Активность в учении... не просто деятельное состояние школьника, а ... качество этой деятельности, в которой проявляется личность ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательной пели».
Обращает на себя внимание направленность перечисленных выше определений: они все характеризуют позицию учащегося, поскольку речь идет об их познавательной активности. Между тем активизация познавательной деятельности — это двусторонний процесс. Условия, активизирующие процесс познания, создает, прежде всего, учитель, а демонстрирует результат этих усилий — собственно познавательную активность - ученик.
Сам процесс познания обычно представляют как последовательную цепь: восприятие— запоминание — сохранение — воспроизведение — интерпретация полученных знаний. Очевидно, что активизация познания может осуществляться на всех последовательных этапах. Но состояние активности как ответной реакции ученика на условия, созданные педагогом, может проявиться и на каком-либо одном из этапов. Почему так происходит?
С.Л. Рубинштейн отмечал, что «один и тот же процесс может быть и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым». В силу индивидуальных и возрастных различий для одних учащихся процесс обучения опирается более всего на эмоциональную основу, у других - на интеллектуальную, у третьих - на волевую, у четвертых, пятых, шестых и т. д. - на самое различное сочетание этих основ. Поэтому одни школьники активно включаются только в отдельные этапы процесса познания, а другие сохраняют внимательность, заинтересованность и самостоятельность в течение всего занятия.
Эта разность отражается в уровнях познавательной активности, выделяемых различными авторами.
Так, Г.И.Щукина выделяет репродуктивно-подражательную, поисково-исполнительскую и творческую активность, тем самым предлагая методическое основание для активизации познавательной деятельности учащихся. Здесь разделение уровней познавательной активности соответствует из классификаций методов обучения. В первом идёт речь о репродуктивно-подражательной активности, где собственная активность ученика в учебной деятельности недостаточна; во втором - о поисково-исполнительской, при которой ученик уже самостоятельно пытается найти пути решения учебной задачи; и наконец, в третьем - о творческой активности учащихся, когда и учебная задача, и способы ее решения предлагаются самим учеником. В самих названиях для учителя как бы даны рекомендации по поводу тех или иных методов обучения, которые обеспечивают достижение соответствующего уровня познавательной активности.
Уровни познавательной активности учащихся.
Основание для классификации | ||
Методический подход (по Г.И. Щукиной) | Стадии познавательного процесса (по Т.И. Шамовой) | Степень включённости учащегося в процесс обучения |
Нулевая активность Учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога. | ||
Репродуктивно-подражательная активность. Опыт в учебной деятельности накапливается через усвоение образцов, при этом уровень собственной активности личности недостаточен. | Воспроизводящая активность. Ученик должен понять, запомнить и воспроизвести знание, овладеть способами его применения по образцу | Ситуативная активность. Активность учащегося проявляется лишь в определённых учебных ситуациях (интересное содержание урока, приёмы обучения и пр.); определяется в основном эмоциональным восприятием. |
Поисково-исполнительская деятельность. Ученик не просто принимает задачу, но сам отыскивает средства её выполнения (имеет место большая степень самостоятельности) | Интерпретирующая активность. Выявление смысла проникновения в сущность явления, стремление познать связи между явлениями, овладеть способом применения знаний в новых условиях | Исполнительная активность. Позиция учащегося обусловлена не только эмоциональной готовностью, но и наработанными привычными приёмами учебных действий, что обеспечивает быстрое восприятие учебной задачи и самостоятельность в ходе её решения |
Творческая активность. Сама задача может ставиться школьником, и пути её решения избираются новые, нестандартные | Творческая активность. Не просто проникновение в сущность явлений, а попытка найти для этой цели новый способ | Творческая активность. Позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для решения |
Т.И. Шамова также выделяет три уровня познавательной активности, но определяет их не по методам обучения, а по образцу действия: воспроизводящая, интерпретирующая и творческая активность. Находясь на первом уровне познавательней активности (ПА), учащийся должен научиться воспроизводить при необходимости полученные знания или умения. Название интерпретирующего уровня говорит само за себя; уже имея некоторые знания, необходимо научиться трактовать их в новых учебных условиях, отталкиваясь от привычных образцов. Творческий уровень ПА характерен для учащихся, которые не только усваивают связи между предметами и явлениями, но и пытаются найти для этой цели новый способ.
И в той, ив другой классификации речь идет об учащемся, который постоянно демонстрирует активность (разного уровня) в овладении знаниями. Учащиеся имеют различную степень включенности в процесс дознания. Нельзя игнорировать позицию того школьника, который пассивно принимает знания (в социологии - это одностороннее принятие), и того, чья активность время от времени включается в познавательный процесс в зависимости от учебной ситуации. Вот почему предлагается еще один подход к познавательной активности, где выделяется нулевой уровень активности, характеризующийся не отказом от учебной деятельности, а скорее, индифферентным к ней отношением; ситуативно-активный как переходная ступень от нулевой к стабильной, исполнительской активности в учебном процессе; и творческий, где максимально может раскрыться субъективная позиция школьника.
Показателями познавательной активности можно назвать стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие проявления, поведение в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач и т.д.
Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Социальная среда – условие, от которой зависит, перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень её развития определяется индивидуально-психологическими особенностями и условиями воспитания.
Познавательная активность является природным проявлением интереса ребёнка к окружающему миру и характеризуется чёткими параметрами. Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с определёнными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и особенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета (тут важно учитывать качество и разнообразие обследованных действий, раздумывальные паузы); постоянное притяжение к этому объекту.
Суммируя все выше сказанное, мы можем определить познавательную активность как личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается особым образом в организованном процессе познания, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
1.2 Условия использования дидактических игр в начальной школе.
Каждый период жизни и развития ребёнка характеризуется определённым ведущим видом деятельности. Игра - это сложное социально-психологическое явление. Являясь ведущей деятельностью дошкольного периода, она обеспечивает
существенные новообразования в физической и личностной сферах, даёт эффект общего психического развития.
К началу младшего школьного возраста игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и направление игры меняется. Задача педагога - сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебной.
Этому способствует использование игровых технологий.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит её феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, - дидактическая игра.
Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе, в начале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре.
Основным типом дидактических игр, используемых при начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжённость, которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму.
Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр:
1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.
2. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.
3. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность.
4. Следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер.
В процессе игр учитель должен постепенно воспитывать ведущих из числа лидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочерёдно разным учащимся.
Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний.
Даже слаборазвитые, робкие и застенчивые дети охотно включаются в подобные игры. При этом надо чётко представлять себе, какую именно дидактическую нагрузку несёт содержание той или иной игры, и постепенно совершенствовать эту дидактическую основу. В ситуации весёлой, увлекательной дидактической игры дети более успешно усваивают знания, чем в процессе учебных занятий.
Разумеется, обучение нельзя превращать в сплошную игру. И в дальнейшем ученики, когда станут старше, поймут, что учение не игра, а труд, и труд серьёзный и ответственный, хотя по-прежнему радостный и увлекательный.
Младший школьник мыслит наглядно - образно, поэтому необходимо при применении дидактических игр использовать наглядность. Игра должна быть занимательной, интересной для детей, но ни в коем случае нельзя принудительно заставлять детей играть. Это не даст желаемого результата ни в развивающем, ни в образовательном плане.
В игре детям следует предоставлять большую самостоятельность, в то же время на них нельзя возлагать и большую ответственность. Важно, чтобы ребята сами следили за выполнением правил, чтобы каждый участник игры чувствовал ответственность перед коллективом.
Дидактические игры кратковременны (10-20 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Особенно важно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один ребёнок, а другие бездействовали. Обычно при таком проведении игры дети быстро утомляются от пассивного ожидания. Другая картина наблюдается, если все играющие включены в решение задачи.
В игре проявляются особенности характера ребёнка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Учитель должен считаться с индивидуальными особенностями каждого ребёнка при выборе задания, постановке вопроса: одному дать задание надо легче, другому – труднее, одному стоит задать наводящий вопрос, а от другого потребовать вполне самостоятельного решения. Особого внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребёнок знает правильный ответ, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Учитель помогает ему преодолеть застенчивость, одобряет его, хвалит за малейшую удачу, старается чаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед классом (коллективом).
Дидактические игры особенно необходимы в воспитании и обучении детей шестилетнего возраста. В них удаётся сконцентрировать внешне даже самых инертных детей. Вначале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого участие в игре невозможно. Как показывают наблюдения за детьми шестилетнего возраста, наибольших успехов достигают те учителя, которые отводят на игру третью часть урока. Недооценка или переоценка игры отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе. При недостаточном использовании игры снижается активность учащихся на уроке, ослабляется интерес к обучению, при её чрезмерном использовании ученики с трудом переключаются на обучение в неигровых условиях.
В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в освоении учебного материала.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.
Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.
Проводить игру, можно на разных этапах учебного процесса:
1.при объяснении нового учебного материала (например, педагог может подготовить подсказки, которые косвенно дают представление о новом знании, а дети попытаются в групповом обсуждении найти принцип, по которому учитель подобрал эти подсказки, и найти ключ к правильному решению и т. п.);
2.при усвоении и закреплении учебного материала (классической игрой в этом направлении является игра «Кто сделает лучший доклад на заданную тему?»). Педагог может ввести критерии, по которым группы будут оценивать доклады друг друга;
3.при повторении пройденного материала (этот этап учебного процесса является одним из наиболее актуальных и нуждающихся в методах и средствах игровой педагогики). Здесь ученик должен уметь применить усвоенные ранее знания на практике, проявить способность их применения в условиях, отличных от стандартных, показать абстрагированность полученных навыков от конкретных ситуаций, рассмотренных ранее на других этапах учебного процесса.
Для этого необходимо учебный процесс перестраивать в организационно - деятельностный, где полученные знания смогут учениками преобразоваться в их личные. Здесь необходимо учитывать одно условие: педагог должен знать, чем интересуются дети, что они любят делать, о чем фантазируют, что читают и о чем рассказывают друг другу. Используя знания о возрастной динамике и трансформации потребностей и обогащая их собственными наблюдениями, основанными на реальном ежедневном опыте взаимодействия с детьми, педагог способен спроектировать и провести игру, целью которой было бы повторение пройденного материала.
Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований:
-Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал игры должен быть посилен для всех детей.
-Дидактический материал должен быть прост по изготовлению, и по использованию.
-Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.
-Подведение результатов игры должно быть справедливым и четким.
Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки.
Глава 2 «Описание педагогического опыта по использованию дидактических игр как средства развития познавательной активности младших школьников на уроках математики».
Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ науки. Поэтому я ставлю перед собой цель — развивать познавательную активность учащихся.
Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.
Осознав эти проблемы, я стала собирать и пробовать в своей работе различные методические и дидактические приемы. Приемы активизации познавательной деятельности очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе. Одно из эффективных средств интереса к учебному предмету, дидактическая игра. Она вызывает живой интерес к познанию, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.
Дидактическая игра тем и привлекает, что её можно использовать практически на любом этапе урока. Главное, чтобы она была тесно связана с темой урока, органически сочеталась с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока.
Для развития активности и внимания провожу устный счет с элементами игры.
Игра “Веселый счет”
Материал: прямоугольники с числами. В квадратах записываются числа от 1 до 10 в 1 классе, а во 2 классе - от 1 до 20.
Содержание игры: соревнуются 2 ученика. Кто быстрее назовёт и покажет числа по порядку от 1 до 10 ( от 1 до 20), тот и считается выигравшим.
Игра «Живые числа»
Материал игры: таблички с числами.
Содержание игры: уч-ся получают таблички с числами. Каждый прикрепляет свою табличку на грудь. Учитель даёт команду: »Числа, встаньте по порядку!» Ученики должны встать в шеренгу лицом к классу и пересчитаться от 1 до 10 и обратно от 10 до 1.
При объяснении нового материала я использую такие игры, которые содержат существенные признаки изучаемой темы. Также в них должны быть заложены практические действия детей с группами предметов или рисунков.
При изучении раздела “Нумерация чисел первого десятка” использую прежде всего такие игры, с помощью которых дети осознают приёмы образования каждого последующего и предыдущего числа. На этом этапе можно применить игру “Составим поезд”: Дидактическая цель: ознакомить детей с приёмом образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа. Содержание игры: учитель вызывает к доске поочерёдно учеников. Каждый из них выполняет роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: “Я первый вагон”. Второй ученик, выполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладёт руку на плечо ученика, стоящего впереди). Называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: “Один да один, получится два”. Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу составляют пример на сложение: “Два да один – это три”. Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному. А класс составляет примеры вида: “Три без одного – это два. Два без одного – это один”. На основе использования игры “Составим поезд” учащимся предлагают считать число вагонов слева направо и справа налево и подводят их к выводу: считать числа можно в одном направлении, но при этом важно не пропустить ни одного предмета и не сосчитать его дважды.
Работа над составом числа начинается в разделе “Нумерация чисел первого десятка”. Состав чисел от одного до пяти дети в этот период должны знать на память, состав чисел 6-10 можно рассматривать на наглядной основе, на следующем этапе дети знакомятся с составом чисел на основе сложения по памяти. На третьем этапе дети воспроизводят состав чисел на основе выявленной закономерности: числа, стоящие на одинаковых местах (слева и справа) в числовом ряду, составляет в сумме последнее число в этом ряду.
В этот период большую помощь учащимся в изучении состава чисел окажет игра «Найди пару»: идёт закрепление состава числа, например 6. Дети с красными флажками (у каждого флажков меньше 6) выстраиваются в шеренгу. Дети с синими флажками ищут по сигналу учителя пару (сначала 1 ученик, затем 2 и т.д.). Количество синих и красных флажков в сумме должно составить шесть. Выигрывает ученик, который первым нашёл пару.
При изучении нумерации чисел в пределах 20 можно выделить 4 этапа:
1. Образование чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитание единицы из последующего числа. Игра “Составим поезд”.
2. Образование чисел из десятков и единиц. Здесь можно предложить игру “Составьте число»: учитель вызывает к доске 2 уч-ся (лучше мальчика и девочку). Один из них получает табличку с цифрой красного цвета, обозначающей десятки, другой - табличку с цифрой чёрного цвета, обозначающей единицы. Оба ученика встают рядом и цифры держат перед собой на одном уровне. Первый говорит »Я-десяток». Вторая говорит: »Я - единица».
Уч-ся должны прочитать составленное из десятков и единиц число, н-р, 54,45 и т.д. Если ученики стоят неправильно и десятки оказались после единиц, то эти ученики уступают место следующей паре. (При закреплении состава трёхзначных чисел выходят 3 ученика)
3. Анализ состава чисел в пределах 20. Можно использовать игру “Узнай, сколько палочек в другой руке” .
4. Письменная нумерация чисел в пределах 20. На этом этапе можно предложить игру “Стук-стук»
При изучении нумерации чисел в пределах 100 задача состоит в том, чтобы научить считать и записывать числа.
Установлению связи между устной и письменной нумерацией поможет известная игра
«Увеличьте»: игра состоит из следующих заданий учителя:
а) запишите числа, которые на один десяток больше чисел: 25, 70, 83, 14, 91.
б) запишите числа, которые на одну сотню больше чисел: 300, 250, 326, 105, 190.
в) присчитывая по 10, запишите 5 чисел, начиная с 37.
г) присчитывая по 100, запишите 5 чисел, начиная с 370
Однако, игры можно использовать не только при изучении нумерации чисел, но и в работе со следующими темами «Изучение математических действий с числами в пределах 10, 100,1000», «Развитие пространственных и геометрических представлений»,
«Временные представления детей», «Определение времени по часам», «Занимательные задачи», «Игры на развитие логического мышления».
На уроках закрепления нового материала применяю игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов и т.д. В этом случае стараюсь направить внимание на проговаривание вслух правил, свойств, вычислительных приёмов. При закреплении материала форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной. Целесообразно проводить игры в группах и в виде соревнования. Например, для закрепления устной нумерации в пределах 100 используется игра «Кто знает, пусть дальше считает»: учитель называет числа 25, 26. Ученик должен считать дальше (то же при обратном счёте). 10, 20. Кто знает, пусть дальше десятками считает, то же при обратном счёте. 400, 500. Кто знает, пусть дальше сотнями считает и обратно.
На этапе обобщения знаний провожу уроки в форме путешествия в сказочную страну или условной экскурсии с элементами игры. В играх — путешествиях ненавязчиво обогащается запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, и воспитываются нравственные качества, И главное - огромный эффект; ни одного скучающего на уроке! Всем интересно, дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют и доводят до автоматизированного навыка математические знания. Уроки в виде “путешествия” в « Страну Геометрию», «В зоопарк», приключения вместе с известными всем детям героями детских произведений: Колобком из одноимённой народной сказки, с Алёнушкой из сказки »Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», помощь героям стихотворения «Телефон» К.И. Чуковского и т.д., которым может быть посвящен урок или серия (цикл) уроков, в значительной степени повышают интерес детей к математике в целом, активизируют их умственную деятельность и действенно влияют на эффективность формирования широких познавательных мотивов
Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.
Таким образом, дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и развивать познавательную активность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке. В ходе проделанной нами работы, мы сделали вывод, что дидактическая игра может быть использована как на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников.
Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.
Заключение.
В данной работе решался ряд задач.
Решая первую задачу нашего исследования, мы рассмотрели сущность понятия «познавательная активность». Суммируя все выше сказанное, мы можем определить познавательную активность как личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается особым образом в организованном процессе познания, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Решая вторую задачу, мы рассмотрели психолого-педагогические особенности использования дидактических игр в начальной школе и открыли возможность их проведения на любом этапе урока.
Решая третью задачу, мы описали собственный педагогический опыт по использованию дидактической игры как средства развития познавательной активности младших школьников на уроках математики.
Работа, проведённая нами, позволяет сделать вывод, что система дидактических игр, используемых в процессе обучения:
- обеспечивает доступность изучения программного материала;
-активизирует мыслительную деятельность учащихся, внимание детей, творческие силы и познавательную деятельность младшего школьника;
-развивает наблюдательность, смекалку, самостоятельность мышления, образное и логическое мышление, интеллект каждого ребенка;
- помогает серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для каждого ученика.
Литература:
1.Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка//Вопросы психологии.—1966.—№6.
2.Карпова Е.В. «Дидактические игры в начальный период обучения грамоте» Ярославль, «Академия развития», 1997г.
3. Масловская Т.А. Дидактические игры на уроках математики.
Начальная школа. 1997, №2
4.Минский Е. М. От игры к знаниям.— М., 1982.
5. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком.— М., 1990.
6.Перова М.Н. «Дидактические игры и упражнения по математике» - «Просвещение», «Учебная литература», М.,1996 г.
7.Ушинский К.Д Избранные педагогические сочинения: М.: Просвещение, 1968г.
8.Харламов Ф.И. Активизация учения школьников, Минск.: Нар. Асвета 1970г.
9.Шамова Т.А. Активизация учения школьников. М.; Педагогика, 1982г.
10.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.:Педагогика, 1979г.
11.Эльконин Д.Б. Психология игры; М. 1978
Приложение.
«Подарки Петрушки»
Дидактическая цель: ознакомить с составом числа 5.
Средства обучения: иллюстрации Петрушки, Незнайки и Веселого Карандаша; воздушные шары, вырезанные из цветного картона.
Содержание игры: учитель сообщает, что на урок в гости пришел Петрушка с воздушными шарами и с ним пришли его друзья. Незнайка и Веселый Карандаш (на доску крепятся иллюстрации с изображением сказочных героев). Петрушка решил подарить шары Незнайке и Веселому Карандашу. Как он может подарить их?
Дети перечисляют возможные варианты состава числа пять и иллюстрируют у доски и после записывают в тетрадь. В конце игры наиболее активные дети поощряются.
«Контролеры»
Дидактическая цель: закрепление знания состава чисел первого десятка.
Содержание игры: учитель распределяет детей на две команды. Два контролера у доски следят за правильность ответов: один – первой команды, второй - другой команды. По сигналу учителя ученики первой команды делают несколько ритмических наклонов вправо, влево и считают про себя. По сигналу учителя они называют хором число наклонов первой команды до заданного числа и ведут счет про себя (например, 6 – прибавил, 1,7 – прибавил 2,8 – прибавил 3). Затем они называют число выполненных наклонов. По числу наклонов, выполненных учениками 1 и 2 группы, и называется состав числа. Учитель говорит: «Восемь – это…», ученики продолжают: «Пять и четыре». Контролеры показывают зеленые круги в правой руке, если согласны с ответом, красный - если нет. В случае ошибки упражнение повторяется. Потом учитель предлагает детям второй команды по сигналу делают несколько приседаний, а ученики первой команды дополняют приседания до заданного числа. Называется состав числа. Аналогично анализируется состав чисел на основе хлопков.
Данная игра не только систематизирует знания учеников, но и несет элементы физической разгрузки, т.к. использует физкультурные упражнения.
«Стук-стук»
Дидактическая цель: закрепление знания по нумерации чисел в пределах 20.
Средства обучения: на доске изображена таблица с двумя разрядами:
Десятки | Единицы |
|
|
Содержание игры: учитель молча стучит указкой один раз в разряде десятков и несколько раз в разряде единиц. Дети внимательно слушают и показывают учителю соответствующее число на карточке с цифрами.
«Назови соседей числа»
Эта игра дает возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.
Средства обучения: мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета).
Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, тот другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа –20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).
Возможен и другой, более сложный вариант игры. Возвращая мяч, играющий должен сначала отнять от названного учителем числа единицу, потом прибавить к нему полученную разность. Например, учитель назвал число 11, а играющий должен назвать числа 10 (11-1=10) и 21 (11+10=21).
Эту игру можно провести с двумя мячами: большим и маленьким (или разного цвета). Когда учитель бросает большой мяч, то отвечающий должен, к примеру, прибавить 9 и вернуть мяч обратно, а когда маленький – то отнять 3. Здесь дети не только считают, но и развивают внимание, чтобы не перепутать действия.
«Кто быстрей сосчитает?»
Игра развивает зоркость, внимание.
Содержание игры: на доске вывешиваются два одинаковых плаката, на которых записаны в произвольном порядке числа. Например, от 61 до 90 (от 11 до 30 и т.п.). Например, требуется назвать и указать на таблице по порядку все числа от 61 до 90. Можно соревноваться и двумя командами, по одному человеку от каждой. Затем победители соревнуются между собой и определяется лучший счетчик.
Примерный вид плаката:
90 | 75 | 71 | 63 | 66 |
67 | 82 | 86 | 68 | 76 |
87 | 61 | 73 | 89 | 81 |
74 | 88 | 65 | 77 | 84 |
80 | 69 | 78 | 62 | 70 |
64 | 83 | 72 | 79 | 85 |
«Сбежавшие числа»
Дидактическая цель: усвоение порядка следования чисел в натуральном ряду.
Материал игры: таблички числами.
Учитель вывешивает на доску готовые таблицы (или чертит их на доске), в пустые клетки которых надо вписать пропущенные числа. Ученики должны определить закономерность в записи цифр и вписать нужные. Учитель говорит: «Здесь каждое число живет в своем домике. Но вы видите, что некоторые домики пусты – из них сбежали числа. Какие это числа? Надо подумать и вернуть беглецов в свои дома». Выигрывает тот, кто вставит числа правильно.
«Рыболовы»
Дидактическая цель: анализ однозначных и двузначных чисел.
Содержание игры: на наборном полотне изображен пруд; в прорези полотна вставлены изображения рыбок, на которых написаны двузначные и однозначные числа. Соревнуются две команды по 4 человека в каждой. Поочередно каждый член команды «ловит рыбку» (громко называет число) и проводит его анализ: сколько знаков в числе, его место в числовом ряду, разбор чисел по десятичному составу. Если все ответы правильны, то он поймал рыбку (берет её), если нет – рыбка сорвалась. Выигрывает команда, поймавшая больше рыбок.
“Украсим ёлку игрушками”:
Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.
Средства обучения: рисунок ёлки; маленькие иллюстрации ёлочек для учащихся.
Содержание игры: учитель сообщает, что скоро Новый год. И все будут наряжать ёлку. И нам с вами тоже надо нарядить ёлку. Наша ёлка – математическая. На доску вывешивается плакат с ёлкой. На верхушке - звезда с числом 10. Но не все ветки украшены игрушками, надо повесить ещё недостающие шарики так, чтобы на каждом ярусе сумма чисел была равна 10. Дети выходят к доске и наряжают ёлку. Учитель должен поощрять слабых детей.
“Каждому по примеру”
Количество примеров на доске соответствует числу участников команды. Участники команд по очереди подбегают к доске и решают по одному примеру (на выбор). Побеждает команда, которая быстро и без ошибок решит все примеры.
Фрагмент конспекта урока математики (1 класс).
Тема: Свойства вычитания.
Цели:- отрабатывать свойства вычитания однозначных чисел известными способами,
закреплять умение соотносить число и цифру, приёмы сложения и вычитания в
пределах 5;
-развивать вычислительные навыки, логическое мышление, внимание, память,
умение решать задачи;
-воспитывать чувство товарищества, коллективизма.
Оборудование: картинки с изображением зайчиков, карточки с цифрами, картинки с
изображением морковок.
Ход урока.
1.Организация начала урока.
2.Объявление темы и целей урока.
3. Устный счёт.
Учитель: -Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни костяшек, ни ручки, ни мела.
Устный счёт. Мы творим это дело
Только силой ума и души.
-дидактическая игра »Кто прав?»
Материал для игры: картинки с белым и серым зайчиками, цифры.
Содержание игры: учитель вывешивает картинки двух зайчиков. У каждого зайчика есть кармашек, в который вставлена цифра. Между ними в карман наборного полотна вставляется рисунок с морковками. Детям следует пересчитать морковки и сказать, кто из зайчиков прав. Таблички с цифрами и дидактический материал меняются. Игра повторяется несколько раз.
-математический диктант.
Учитель просит:
*к 3 прибавить 2;
*5 уменьшить на 3;
*найти сумму чисел 1 и 3;
*4 минус 3;
*какое число больше, 5 или 4;
*какое число следует за числом 7.
Дети записывают только ответы.
-задача в стихах:
Четыре яблока из сада
Ёжик притащил.
Три себе оставил
И белке подарил…
-Сколько яблок ёжик подарил белке?
4.Работа над новым материалом.
5.Закрепление изученного материала.
6.Подведение итогов урока.
7.Д\з.-