ВКР

Козлова Ольга Олеговна

ВКР на тему: "Развитие познавательного интереса у младших школьников при изучении природоведческой литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vkr.doc268 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. А.И. ГЕРЦЕНА»


Институт детства

Кафедра начального языкового и литературного образования

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Развитие познавательного интереса у младших школьников

при изучении природоведческой литературы

Студентки 5 курса 4 группы

заочного отделения

Козловой О. О.

Научный руководитель:

к.ф.н., доцент М.С. Костюхина

Рецензент: д. п. н., проф.

Л.В.Савельева

Допущена к защите _____________/Л.В. Савельева

«____»_____________2012г.

Санкт - Петербург

2012

Содержание


Введение……..……………………………………………………………………3

Глава 1. Природоведческая литература и развитие познавательных интересов

Сущность познавательного интереса……………………………………4

Специфика познавательной литературы………………………………..7

Природоведческая литература для детей и ее особенности…………..9

Жанры природоведческой литературы………………………………….10

Понятие «литературное развитие»…………………………………….13

Методика работы с природоведческой литературой………………….15

Выводы по главе 1…………………………………………..…………………19

Глава 2. Разработка проекта эксперимента по развитию познавательного интереса учащихся младшего возраста……………………………………….20

Выводы по главе 2…………………………………………………………….33

Заключение …………………………………………………………………….35

Литература ……………………………………………………………………..36

Приложение

Введение

Проблема формирования интереса младших школьников к работе с природоведческой литературой возникло уже давно. Еще Я.А. Каменский в «Великой дидактике» уделял этому большое внимание. В настоящее время данная проблема не потеряла своей актуальности. Многие учителя используют в своей деятельности литературу о природе. Это имеет большое значение как для успешной работы учителя, так и для учеников, овладевающих новыми знаниями.

Природоведческая литература – это ближайший помощник в воспитании любви к природе. Достаточно назвать такие имена как: Д.Н. Мамин-Сибиряк, М.М. Пришвин, Е.И. Чарушин, И.С. Соколов-Микитов и других, чтобы почувствовать, как много может дать их творчество для формирования интереса ребенка к окружающему миру и осознанию места человека в нем. Эта литература представляет собой уникальную энциклопедию природоведческих знаний для детей. Она является верным помощником и другом детей на протяжении всего начального обучения.

Учитывая актуальность развития познавательных интересов учащихся и малого количества методических разработок по данной теме, нами была поставлена цель и определены объект и  предмет исследования.

Цель исследования: изучить влияние природоведческой литературы на познавательный интерес младшего школьника и разработать проект эксперимента по его развитию.

Объект исследования: учебно–воспитательный процесс в начальных классах общеобразовательной школы.

Предмет исследования: развитие познавательных интересов в процессе изучения природоведческой литературы.

Гипотеза: изучение природоведческой литературы в начальной школе будет способствовать развитию познавательных интересов младших школьников при соблюдении следующих методических условий:

соответствии художественных текстов возрастным и психологическим особенностям учащихся;

учете специфики природоведческой литературы;

методически грамотной интеграции предметов гуманитарного и естественно-научного цикла.

Глава 1. Природоведческая литература и развитие познавательных интересов

Сущность познавательного интереса

Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема формирования познавательных интересов является одной из главных. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние компоненты учебного процесса.

Интерес – это сложное психологическое образование, представляющее собой единство объективных (содержание деятельности) и субъективных (избирательность деятельности) начал. Интерес – это единство познавательных, эмоциональных и волевых сфер психики человека. [22, с. 74]

Сила познавательного интереса состоит в том, что он «обнажает объективные ценности обучения, сообщает учению силу, легкость, интенсивность и быстроту; придает познавательной деятельности личностный смысл; содействует ее продуктивности, снимает негативное состояние участников деятельности; придает всей учебной деятельности благоприятный эмоциональный тонус…» [1, с.83]

Благодаря познавательному интересу деятельность ребенка становится плодотворной. Интерес побуждает его к дальнейшей деятельности, содействует ее продолжительности и продуктивности.

Познавательный интерес оказывает существенное влияние на все психические процессы: мышление, память, внимание, воображение.

Проблеме формирования интереса уделяли внимание многие педагоги, так Я.А. Каменский в «Великой дидактике» советует «всеми возможными способами воспламенять в детях горячее стремление к знанию». [11]

Познавательный интерес является важнейшим видом интереса вообще. Поэтому он характеризуется всеми особенностями интереса как психологического образования и в то же время отличается своей областью и направленностью. По мнению Г.И. Щукиной, познавательный интерес – «это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями». [1, с.11]

Познавательный интерес направляет человека на активный самостоятельный поиск знаний и способ получения этих знаний. Он может достигнуть такого развития, когда не довольствуются прямым расширением знаний об интересующем предмете, а вызывает стремление переработки этих знаний, поиска существенных связей и отношений внутри этих знаний.

Психологическая структура познавательного интереса представляет собой сплав эмоционально-волевых и мыслительных процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляются:

активный поиск;

догадка;

исследовательский подход;

готовность к решению задач.

Эмоциональные проявления вплетены в познавательный интерес:

эмоции удивления;

чувства ожидания нового;

чувство интеллектуальной радости;

чувство успеха.

В этом сплаве психических процессов, лежащем в основе познавательного интереса, важнейшим элементом является волевое усилие. Самым характерным для познавательного интереса волевым проявлением надо считать инициативу поиска, самостоятельность добывания знаний.

Интеллектуальная, волевая и эмоциональная сторона познавательного интереса составляет не его части, а единое взаимосвязанное целое. Ядром познавательного интереса являются мыслительные процессы. В интересе сплетены мысль, воля, эмоции. [24, с.36]

Установлено, что уже в младшем школьном возрасте формируется интерес к учебным предметам, выявляются наклонности к различным областям знаний, к видам практической деятельности, развиваются познавательные стремления. Кроме того, интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к знаниям, деятельности.

Развитие познавательных интересов во многом зависит от мастерства учителя, от его методической подготовленности. В соответствии со спецификой предмета методические приемы, возбуждающие интерес, активную познавательную деятельность, специфичны. Но вместе с тем, есть и общие педагогические условия. По мнению Щукиной Г. И., формированию познавательных интересов способствуют такие группы условий, как содержание обучения, процесс познавательной деятельности учащихся и отношения, складывающиеся в учебном процессе между его участниками.

Познавательный интерес является образованием формирующимся и развивающимся. При специально создаваемых определенных педагогических условиях познавательный интерес можно формировать на начальном этапе обучения. При этом он может стать в достаточной степени дифференцированным, устойчивым и действенным.

Специфика познавательной литературы

Значительное место в детской литературе занимают произведения, которые посвящены популяризации сведений из различных областей знаний – естествознания, истории, техники и многих других. Для подобной литературы существует несколько названий: научно-популярная, научно-художественная, познавательная. Составленные, как правило, из двух понятий эти названия призваны отразить двойственную сущность познавательной литературы – средствами художественного слова давать представление читателю об отдельных научных фактах или явлениях.

В научных или учебных книгах авторы стремятся к максимальной объективности в подаче материала, в то время как авторы познавательных произведений излагают тот же самый материал сквозь призму личного, субъективного отношения. Субъективность проявляется в эмоциональной окрашенности повествования, образности, присутствии художественного вымысла.

Позиция автора в познавательной книге может быть различной. В одном случае он придерживается роли ученого-популяризатора, рассказывающего читателю о волнующей его теме или проблеме. Тогда не редкость ссылки на собственный научно-исследовательский опыт, рассказы о деятельности других ученых. Целью таких экскурсов является задача ввести читателя в мир подлинной науки, в лабораторию ученого. В другом случае автор оставляет за кадром свою научную деятельность, скрываясь часто под маской вымышленного рассказчика. Он дает волю воображению и фантазии, придумывает персонажей и занимательный сюжет. Выбор формы изложения зависит от того, какие задачи, прежде всего, ставит перед собой писатель: популярно изложить материал, дать ему нравственно-философское осмысление, выразить эмоциональную оценку или предложить практические рекомендации.[13, с.498]

Но какую бы позицию ни избрал автор, он остается верен научному факту, на основе которого рождается художественный образ, развивается нравственно-философская идея или публицистическая тема. В основе всех произведений познавательной литературы лежат точные факты, экспедиционные материалы, документальные наблюдения, лабораторные исследования. Например, в книгах, популяризирующих знания из зоологии и биологии, важны географическая точность места действия, календарная определенность, биологически-видовая определенность животных и растений. Поэтому в произведения В. Бианки нет «птички» или «бабочки» вообще – у каждого персонажа обозначены биологический вид, среда обитания, повадки. Писатель не позволяет себе во имя интересного вымысла исказить реальные отношения, царящие в мире природы, и это обязательное условие для всех познавательных книг, не зависимо от темы и жанра.

Жанры и стили познавательной литературы очень разнообразны. И хотя прямой связи между областью знаний и выбором литературной формы нет, есть некоторые традиционные жанрово-тематические предпочтения. Так, природоведческая тема, помимо задач научно-популярного характера, открывает большие возможности для постановки нравственных и философских проблем. Поэтому наблюдения над миром природы находят отражение в рассказах, описаниях, сказках, повестях и даже фантастических романах. Создавали писатели и совсем оригинальные произведения. Например, «Лесная газета» В. Бианки написана в виде годовой подборки газеты. [13, с.500]

Во второй половине 20 века появились новые темы и новые авторы в природоведческой литературе. Идеи освоения природы с помощью науки и техники сменились идеями бережного отношения к ней, а радость торжества человека над покоренной природой сменилась озабоченностью нынешним состоянием окружающего мира.

Природоведческая литература для детей и ее особенности

Рассмотрим, что же такое «природоведческая литература». Она охватывает произведения самого разного характера. Это познавательные беседы по зоологии и биологии, рассказы и повести о животных, описания явлений природы, природоведческие сказки, практические рекомендации юным любителям природы. Популярность природоведческих тем объяснить не трудно – с представителями мира животных и растений ребенок встречается на каждом шагу, и интерес к ним сохраняется на протяжении всех детских лет. С объяснения явлений окружающей природы начинается для ребенка путь к научному познанию мира. Но объяснениями природоведческая тема ограничивается редко, довольно часто она выходит в область духовно-нравственных идей. Они связаны с осмыслением места человека в мире и воспитанием в нем бережного отношения ко всему живому.

Читая книги талантливых писателей-натуралистов и зоологов, мы не только узнаем окружающий мир, но и начинаем лучше понимать жизнь. Именно на таком значении природоведческой литературы настаивал В. Бианки: «…задача художественных произведений совсем не в том, чтобы дать читателю некий комплекс научных знаний о тех или иных животных, растениях и т.д., а в том, чтобы дать образ животного, растения, даже неодушевленного предмета…». Тогда читателю откроется «чистейшая «правда», глубоко верное изображение действительности…». [13, с.504]

Гуманистический пафос, характерный для природоведческих книг, выделяет их на фоне остальной познавательной литературы. Писатели часто открыто обращаются к юному читателю, призывая его бережно относиться к природе. Но сила литературы не в открытых обращениях и призывах. Любовь к природе начинается с живого интереса к ней, и задача писателя пробудить этот интерес средствами литературы. Немалую роль здесь играют интересные факты и наблюдения из мира природы, способные поразить воображение читателя. Писатель берет их из научных книг по зоологии и биологии, но чаще он опирается на собственные наблюдения, полученные в экспедициях и путешествиях. Но факты сами по себе не могут составить содержание природоведческой книги. Важнее оказывается то, как о них рассказывает писатель.

Авторы многих природоведческих книг пишут в форме познавательной беседы, используя все преимущества этого жанра: разговорную манеру, эмоциональный тон, яркие сравнения, шутливые замечания. Произведения пестрят выражениями «интересно узнать», «поразительное открытие», которыми сопровождается рассказ о научных фактах. Писатель словно призывает читателя разделить с ним восхищенное удивление перед чудесами природы.

Пробудить интерес читателя к миру природы помогают и такие испытанные в литературе приемы, как загадки, тайны, интриги. Автор умеет так расположить материал, что он вызывает интерес у читателя, интригует его.

Иногда кажется, что все приемы, используемые писателем, призваны позабавить читателя, «подсластить» ему горький корень учения. Но это далеко не так. Не меньший интерес вызывает личность писателя-натуралиста, человека, влюбленного в природу. Мы обращаемся к книгам не только для того, чтобы узнать что-то новое про природу, но и для того, чтобы вместе с ними пережить чувство радости от встречи с удивительным и прекрасным миром.[13, с.506]

Жанры природоведческой литературы

В зависимости от того, какие приёмы использует автор при написании художественных произведений о природе, их можно отнести к тому или иному жанру природоведческой литературы.

А) Природоведческие сказки

Сказка – самый популярный в детском чтении жанр, и попытки использовать его преимущества в природоведческой литературе для детей делались не раз. Однако сделать это не просто, так как сказочная фантастика не должна искажать факты науки. Не должны искажать их и моральные представления о добре и зле, которым не соответствуют царящие в природе законы. Поэтому традиционный тип сказки, содержащей «добрым молодцам урок», для природоведческой тематики мало подходит. Речь в такой сказке идет об «уроках» другого рода, а животные в них не превращаются в аллегории человеческих достоинств и недостатков, как это происходит в баснях.

Сказки В. Бианки. Создателем природоведческой сказки по праву считается В. Бианки. Под его пером сказка перестала быть только носительницей морально-этических идей, она наполнилась естественно-научными знаниями (их назвали «сказки-несказки»). Сказочная фантастика не была для писателя просто развлекательным приемом, в понимании Бианки художественно-поэтическая форма познания мира не менее важна, чем научно-реалистическая.

Важным достоинством сказки Бианки считал ее остросюжетность, эмоциональную насыщенность и близость к живой разговорной речи – наследство народной сказочной традиции. К ней писатель обращался в собственном творчестве, называя «эмоции, фабульность, простоту языка», тремя китами своей поэтики.

Связь с народной сказкой в произведениях Бианки не была прямолинейной, ведь перед ним стояли иные, познавательные задачи. Но, рассказывая о законах природного мира, писатель не раз обращался к отдельным мотивам и приемам народной сказки, а также пользовался разговорной речью с характерным для нее метким словом.

Материалом для сказок Бианки послужили наблюдения над жизнью различных животных. Особенно много он писал о птицах. Но о чем бы не писал Бианки, он придерживался правила: изображать жизнь животных не в виде отдельных фактов, а во взаимосвязях с общими законами природы. От них зависят внешний вид и повадки животного, и задача писателя – показать действие эти общих законов на примере конкретных представлений из мира птиц и животных. Сохраняя общее в своих персонажах, писатель избегает безликости, которая чужда самой природе литературного героя. Индивидуальность начинается с того, что персонаж получает имя. Случайных имен у Бианки нет, каждое имя говорит о принадлежности персонажа к тому или иному виду животных, и в то же время характеризует его.

Сказки Бианки перекликаются с русскими народными сказками. Некоторые посвящены описанию годового природного цикла. Все его произведения тесно связывают знание природы с чувством любви к родной земле.[13, с.513]

Б) Рассказы о животных

Рассказы о животных очень популярны в детском чтении. Тематика большинства произведений связана с идеями гуманного отношения человека к «меньшим братьям», вот почему непременным героем многих рассказов о животных является человек. В его общении с животными раскрываются истинные свойства характера. Писатели любят приводить примеры заботливого отношения людей к животным, особенно в рассказах о дружбе детей и животных. Общение с животным много значит и для взрослого человека, который видит в нем верного и преданного друга. Но даже если в мир животных писателя-натуралиста влечет исключительно познавательный интерес, то и в этом случае мы довольно много узнаем о человеке, наблюдающем природу.

Но присутствие человека не заслоняет в рассказах о животных самих животных. Это имеет свое объяснение – в каждом из зверей отражен мир природы, и это придает значительность происшествиям, связанным с ними. В рассказах для детей об этой значительности говорится прямолинейно – описываются случаи, в которых звери или птицы проявляют сообразительность и находчивость. «Разумными» могут быть как домашние животные, так и дикие, с которыми человек встретился в их естественной среде или наблюдал их в зоопарке.

Многие рассказы о животных близки к документальной литературе, но и те из них, которые относятся к литературе художественного вымысла, отличаются достоверностью описания животных и их повадок. Как правило, писатели опираются на реальные наблюдения и собственный жизненный опыт.

Рассказывая ребенку о животных, писатель стремится сделать их привлекательными в глазах детей. Один из путей к этому – показать зверя маленьким, играя на его отдаленном сходстве с ребенком. Такое сходство может вызвать умиление или, наоборот, выглядеть комично. Важно при этом, чтобы животное не превратилось в бездушную игрушку, намного интереснее показать естественную сущность животного.[13, с.520]

        Занятие с природоведческой литературой способствует  литературному развитию младшего школьника, что необходимо для формирования всесторонне развитой личности.

Понятие «литературное развитие»

Термин «литературное развитие» используется с начала ХХ в. для обозначения желаемого результата обучения. Процесс литературного развития учащихся в 70-е гг. ХХ в. исследовала Н.Д. Молдавская, ей принадлежит и определение данного понятия. Литературное развитие – это возрастной и одновременно учебный процесс «развития способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями», а также процесс развития собственного литературного творчества детей. [4, с. 22]

Как видно из определения, литературное развитие трактуется Н.Д. Молдавской как двусторонний процесс качественных изменений «способности мыслить словесно-художественными образами, выявляющийся и в читательском восприятии, и в собственном литературном творчестве».[4, с. 28]

Культурологическая направленность современного обучения, стремление к диалогу искусств, интеграции гуманитарных дисциплин, диктует необходимость расширения трактовки понятия «литературное развитие» и выделения в этом процессе третьего направления: развитие школьника как носителя и созидателя культуры.

Литературное развитие – процесс возрастной, т.е. независимо от того, как протекает обучение, в разном возрасте дети по-разному воспринимают одну и ту же книгу, по-разному выражают свои впечатления в слове, поскольку с возрастом меняется их жизненный опыт, расширяется культурный кругозор, накапливаются читательские впечатления, развиваются эмоции, мышление, воображение. В то же время литературное развитие – это учебный процесс, т.е. характер обучения обязательно сказывается на ходе литературного развития, причем обучение может как способствовать развитию, так и тормозить этот процесс. Поэтому учителю необходимо знать закономерности процесса литературного развития школьников. [6, с. 35].

Методика работы с природоведческой литературой

Природоведческая литература является одной из основ обучения чтению детей. В учебниках по чтению достаточное количество таких произведений. Объясняется это тем, что тексты учебника, содержащие элементарные научные сведения о явлениях природы, жизни человека, поведении животных, птиц, часто имеют занимательный характер и четкую принадлежность к таким жанрам литературы, как рассказ, сказка, стихотворение.

Перечислим основные этапы работы с такими текстами:

подготовка к восприятию текста;

чтение текста учителем;

краткая беседа для выявления эмоционального отношения к прочитанному;

чтение текста учащимися по частям и анализ текста;

повторное чтение текста учащимися;

пересказ прочитанного;

заключительная (обобщающая) беседа.

Этапы работы над произведением могут варьироваться, их количество может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от жанровых особенностей и объема произведения.

Рассмотрим более подробно основные этапы работы над текстом.

Подготовка к восприятию текста. Задача данного этапа расширить представления учащихся о событиях и явлениях, изображенных в произведении, подготовить детей к эмоциональному восприятию произведения, раскрыть лексическое значение слов, без понимания смысла которых  усвоение  произведения  будет  затруднено. [6, с.30]

Подготовка к первичному восприятию может быть организована в различных формах. Вот некоторые методы, формы и приемы, которые используются при подготовке детей к восприятию художественных произведений.

Вступительное слово. Учитель очень коротко сообщает ученикам о том, какое произведение они будут изучать в тематическом разделе учебника.

Беседа. Проводится с разной целевой установкой:
1) Выявить запас знаний и представлений учащихся о событиях, являющихся составной частью содержания. Например, перед чтением рассказа Е. Пермяка «Знакомые следы» учитель организует беседу с детьми и просит их ответить на вопросы: «Кто из вас был в деревне? Кто видел следы каких-нибудь зверей? Где и когда это было?» Перед чтением рассказа В. Бианки «Еж-спаситель» учитель задает вопрос: «Знаете ли вы, где живет и чем питается еж?»;
2) Воссоздать чувства, которые дети ранее испытывали в той или иной ситуации. Например, перед чтением рассказов Н. Артюховой «Большая береза» и В. Бианки «Еж-спаситель» учитель спрашивает: «Лазали ли вы когда-нибудь на деревья? Было ли вам страшно в этот момент? Видели ли вы когда-нибудь змею или ежа? Что вы испытали при встрече с ними?»

Рассказ учителя. Это может быть рассказ - воспоминание взрослого о ярком, запомнившемся событии, это может быть также рассказ учителя о писателях И. Д. Соколове-Микитове, В.Бианки, М.Пришвине и др.

Экскурсия. Организуется, как правило, перед чтением произведений о природе для углубления знаний учащихся и формирования у них умений наблюдать за сезонными изменениями в природе.

Слушание музыки. Является эффективным средством для восприятия произведений, несущих большой эмоциональный заряд.

Словарная работа. На этом этапе объясняются только те слова, непонимание смысла которых затрудняет восприятие текста. Все отобранные для объяснения слова должны включаться в живую речь учащихся или учителя, так как, оторванные от контекста, они малопонятны

 Чтение текста учителем. Цель данного этапа обеспечить первичное целостное восприятие текста, которое не предполагает глубокого проникновения в произведение, осмысливания его со всех сторон.
На этой ступени восприятия ответы учащихся могут быть спорными или даже ошибочными. Но не следует сразу же давать правильный ответ, лучше весь дальнейший анализ произведения провести с учетом первичного восприятия, подводя учащихся к правильным суждениям и выводам. Произведение первым читает учитель. Его чтение поможет учащимся более ярко и эмоционально прочувствовать произведение, лучше усвоить содержание и идею, а также будет способствовать выработке у детей такого важного качества чтения, как выразительность. [6, с.36]

 Краткая беседа для выявления эмоционального отношения к прочитанному, как правило, проводится в тех случаях, когда изучается произведение остросюжетного характера, или тогда, когда эмоциональные переживания героев очевидны и доступны для понимания учащимися. После первого прочтения проводится короткая беседа по содержанию, в ходе которой учащиеся отвечают на вопросы общего характера, не углубляясь в смысл и содержание текста. Кроме того, иногда учащиеся должны ответить на вопрос, который учитель ставит непосредственно перед чтением.

Чтение текста учащимися по частям и анализ текста. Основная цель этого этапа усвоение содержания читаемого текста и его анализ.
Учитель заранее намечает, на какие логически законченные части делится текст. После прочтения учащимися каждой части выясняются ее содержание, главная мысль, значение непонятных слов и выражений. С помощью соответствующих вопросов учащиеся подводятся к осознанию образов, их взаимоотношений. При этом выявляется отношение писателя и учащихся к действующим лицам.

Повторное чтение текста учащимися. Цель повторного чтения закрепить в сознании учащихся содержание произведения, усилить впечатление от него средствами выразительного чтения, упражняться в технике чтения. Задания здесь могут быть самые различные.
Все вопросы, задания и разъяснения учителя должны быть тщательно продуманы, чтобы большая часть времени была потрачена на чтение, а не на разговоры по поводу прочитанного.

С повторным чтением текста связывается и работа по составлению плана. Работа над планом предусмотрена методическим аппаратом книги и включает следующие задания: озаглавьте части рассказа, из заголовков составьте план прочитанного, составьте рассказ по предложенному плану.

 Пересказ прочитанного. Цель пересказа выяснить, насколько учащиеся правильно поняли содержание прочитанного текста, как они прочувствовали его. При передаче содержания прочитанного своими словами учащиеся упражняются в построении фраз, учатся излагать текст по плану и последовательно.

Заключительная (обобщающая) беседа. Цель заключительной беседы состоит в том, чтобы учащиеся глубже осмыслили все частные выводы, сделанные при разборе частей. В заключительную беседу входят вопросы, ведущие к обобщению. [6, с.42]

Если мы обратимся к программе «Школа России» и на ее примере посмотрим, какие природоведческие произведения помещены в учебниках, то увидим:

1 класс. По М. Пляцковскому «Сердитый дог Буль», «Цап цапыч», Д. Хармс «Храбрый еж», Н. Сладков «Лисица и еж», С. Аксаков «Гнездо». [7]

2 класс. М. Пришвин «Ребята и утята», Е. Чарушин «Страшный рассказ», Б. Житков «Храбрый утенок», В. Бианки «Музыкант», «Сова». [8]

3 класс. М.М. Пришвин «Моя Родина», И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек», В. И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку», В.В. Бианки «Мышонок Пик», Б. С. Житков «Про обезьянку», В. Л. Дуров «Наша Жучка», В. П. Астафьев «Капалуха». [9]

4 класс. В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе», Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш», А. И. Куприн «Барбос и Жулька», М. М. Пришвин «Выскочка», Е. И. Чарушин «Кабан», В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». [10]

Вывод по главе 1

        Таким образом, мы выяснили, что познавательный интерес является важнейшим видом интереса вообще. Он является образованием формирующимся и развивающимся. При специально создаваемых определенных педагогических условиях познавательный интерес можно формировать на начальном этапе обучения. При этом он может стать в достаточной степени дифференцированным, устойчивым и действенным.

Для развития познавательного интереса возможно использование природоведческой литературы. Это не случайно, так как знакомство с природой через художественные тексты позволяет эффективно влиять на развитие ребенка в целом. Учитель в своей практике с учетом специфики жанров природоведческой литературы может использовать различные виды деятельности и формы работы на уроках. Всё это ведёт к общему литературному развитию учащегося.

        В учебниках по литературному чтению имеется достаточное количество произведений о природе, которые могут помочь учителю начальных классов организовать свою деятельность так, чтобы эффективно развивать познавательные интересы детей для достижения образовательных результатов.

        

Глава 2. Разработка проекта эксперимента по развитию познавательного интереса учащихся младшего возраста

Понимание значимости природоведческой литературы как средства развития личности ребенка, вызвало к жизни проблему поиска методических путей формирования у подрастающего поколения познавательного интереса к чтению художественной литературы о природе.

Для проверки практической эффективности предлагаемой методической системы необходимо провести педагогический эксперимент, который будет проходить в два этапа:

констатирующий  эксперимент;

формирующий эксперимент.

Констатирующий эксперимент - это эксперимент, устанавливающий наличие какого-либо непреложного факта или явления. Эксперимент становится констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых.

Цель констатирующего эксперимента - измерение наличного уровня развития, получение первичного материала для организации формирующего эксперимента.

Формирующий (преобразующий, обучающий) эксперимент ставит своей целью активное формирование или воспитание тех или иных уровней деятельности, психики и т.д.; используется при изучении конкретных путей формирования личности ребёнка, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательной работы.

Цель формирующего эксперимента может быть: обучение каким-либо знаниям, умениям, навыкам; формирование тех или иных качеств личности.

Формирующий эксперимент требует от исследователя: разработанности теоретических представлений о формируемых параметрах и четкости планирования хода эксперимента, а также полного учета разных факторов реального обучения, влияющих на возникновение изучаемых явлений.

На основании вышесказанного мы предлагаем провести следующую опытно-экспериментальную работу:

Целью предлагаемого нами констатирующего эксперимента будет являться определение уровня на различных этапах развития познавательного интереса среди учащихся начальной школы.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи констатирующего эксперимента:

1) определить критерии уровня развития познавательного интереса среди учащихся начальной школы;

2) подобрать диагностический материал;

3) провести диагностику уровня развития познавательного интереса учащихся в экспериментальной и контрольной группах.

Развитие познавательного интереса учащихся начальной школы на основе природоведческой литературы предполагает:

изучение объектов окружающей среды с помощью художественных приёмов;

постоянное и самостоятельное добывание знаний в интересующей области;

активное и деятельное приобретение необходимых для этого способов.

Отсюда следует, что диагностику развития познавательного интереса необходимо проводить с учетом  возрастных особенностей учащихся по направлениям: выявление наличия уровня познавательного интереса, формирование  и развитие его в дальнейшем. С помощью проводимых диагностик  можно выявить три уровня сформированности познавательного интереса. Приведем пример одной из них.

Диагностика уровней сформированности познавательных интересов младших школьников.

Цель: выявить уровень сформированности познавательного интереса.

Диагностика предназначена для детей 8 – 10 лет.

    Для выявления уровня сформированности познавательных интересов  используют метод анкетирования.

Обработка результатов анкеты:

При заполнении анкеты каждый положительный ответ оценивается в один балл, а отрицательный  - 0 баллов. Подсчитывается общее количество баллов и находится процент по формуле:

кол-во баллов / кол-во вопросов  х 100% = уровень познавательного интереса

Низкий уровень –  не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого (30% -49%).

Средний уровень - большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым (50% -74%).

Высокий уровень - проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения (75% - 100%).


Люблю литературное чтение,

потому что…

Баллы

1

Данный предмет интересен

2

Нравится, как преподает учитель

3

Учитель интересно объясняет

4

У меня хорошие отношения с учителем

5

Получаю удовольствие при его изучении

6

Интересны отдельные факты

7

Учитель часто хвалит

8

Родители считают его важным

9

Он требует терпения

10

Он считается выгодным

11

Просто интересно

12

Он влияет на изменение знаний об окружающем мире

Итого (баллов)

Итого (%), кол-во бал/кол-во вопр х 100%

Диагностику следует проводить периодически, фиксируя основные изменения уровня развития познавательного интереса.

Результаты проведенных диагностик  необходимо анализировать и сравнивать между экспериментальной и контрольной групп для констатации  отличий в уровне  развития познавательного интереса среди учащихся этих групп.

Следует отметить, что познавательный интерес развивается как стихийно, так и под влиянием извне. Понятно, что второй путь является более продуктивным. Развитие познавательных интересов не только зависит от мастерства учителя, но и от его методической подготовленности.

Развитию познавательных интересов способствуют такие группы условий, как содержание обучения, процесс познавательной деятельности учащихся и отношения, складывающиеся в учебном процессе между его участниками (ученики-ученики; ученики-учитель). Конкретные пути в каждой группе условий определяются в непосредственном учебном процессе, но общей чертой является их исследовательский характер. Для понимания условий развития познавательных интересов важны также положения о тесной связи интереса с умственной деятельностью, с такими ее процессами, как анализ и синтез, о необходимости специально организованного педагогического воздействия на умственную познавательную деятельность, а через нее и на интересы.

Познавательный интерес у учеников не возникает при шаблонном изложении материала.

        Для этого необходима специально разработанная методика, которая будет нами раскрыта в формирующем эксперименте.

Целью нашего формирующего педагогического эксперимента является выбор наиболее эффективного способа повышения уровня познавательного интереса учащихся начальной школы на основе использования природоведческой литературы.

Задачами формирующего эксперимента будут являться:

1) разработка методической системы проведения уроков литературного чтения с использованием художественной литературы о природе  по повышению уровня развития познавательного интереса у младших школьников;

2) подбор и разработка диагностических материалов для выявления уровня развития познавательного интереса учащихся.

Данный формирующий педагогический эксперимент можно проводить с 1 по 4 класс, на уроках литературного чтения с привлечением художественных текстов о природе.

На основе результатов диагностик школьников экспериментальной группы, полученные в ходе констатирующего эксперимента, можно конкретизировать  следующие задачи:

1.  В ходе формирующего эксперимента необходимо учитывать разницу в уровнях  сформированности познавательного интереса у отдельных школьников экспериментальной группы. В зависимости от результатов к  ним будет необходим индивидуальный подход.

2. При составлении уроков и самостоятельной деятельности школьников необходимо учитывать результаты каждой диагностики констатирующего эксперимента. Особое внимание уделять развитию тех знаний, в освоении которых школьники могут испытывать затруднения.

Решение этих задач позволить выстроить гибкую методическую систему по развитию познавательного интереса у учащихся начальной школы.

Для образца мы предлагаем специально разработанную методику, которая, должна строиться на возбуждении познавательного интереса, которое происходит при наличии противоречий, проблемных ситуаций, создаваемых с помощью специальных приемов.

В основе этих приемов должен лежать с одной стороны возникающий,
с другой – удовлетворенный интерес, что и является движущей силой
развития познавательного интереса. Другое важное требование для этих приемов – возможность использования их для преднамеренного создания перед детьми проблемных ситуаций, ибо последние оказываются более эффективными, чем стихийно возникающие.

Приведём примеры некоторых из них:

Работа с названием книги (произведения), выявление в ней проблем.

Сообщение интересных сведений об авторе.

В связи с изучением обязательного учебного материала при работе с учебником, ведении наблюдений в природе, побуждение детей к постановке вопросов, которые учитель сознательно оставляет без ответа, а предлагает обратиться к поиску ответа в той или иной природоведческой литературе.

Чтение отрывков из научно-популярных и научно-художественных книг. При этом чтение отрывка заканчивается на кульминационном моменте, «на самом интересном месте», вызвавшем стремление узнать «а что же дальше».

Применение различных форм занимательности, когда она «связана с использованием таких средств, которые обладают объективно броскими свойствами, вызывающими у младших школьников ориентировочные действия», т.е. когда она выполняет роль стимулирующего средства.

Как видно, для всех приемов характерно то, что искусственно создаваемые внешние воздействия, находя благоприятную основу во внутреннем интеллектуальном мире ребенка, вызывают возникновение ориентировочного рефлекса «что это такое?», «что это означает?», «что дальше?» и т.п., а вслед за ним и интерес к чтению природоведческой литературы. При систематическом применении этих приёмов развивается познавательный интерес.

В своей деятельности учитель должен опираться на следующее:

целенаправленность в воспитании познавательных интересов;

понимание, что забота о многогранных интересах, об отношении ребенка к своему делу - важнейшая составная часть работы учителя;

использование богатств системы знаний, их полноты, глубины;

понимание, что у каждого ребенка можно развить интерес к тем или иным знаниям;

внимание к успехам каждого ученика, что поддерживает в ученике веру в свои силы. Радость от успеха, связанная с преодолением трудностей, является важным стимулом поддержания и укрепления познавательного интереса.

Наш эксперимент предполагает необходимость включения в учебную деятельность элементов контроля, мониторингов изучения наличия у детей познавательного интереса и степени развитости его характеристик. Для этого мы предлагаем использовать разнообразные виды диагностических работ. Вот пример одной из них:

Диагностическая работа

         Заполните анкету. Определите, что вы уже умеете делать хорошо, а над чем  придется поработать в … классе

Что я умею

Чему хочу научиться

Осознавать, кто я

Читаю без ошибок

Все звуки произношу при чтении четко и правильно    

При чтении обращаю внимание на знаки препинания  

Называть обобщающим словом

Читать текст, находить нужную информацию

Понимаю, что хотел сказать автор                                      

Сочиняю  свои рассказы, истории                                      

Выполни  задания.

В строчках с буквами спрятались фамилии писателей. Найди их, подчеркни.

КЛМНОПРЧАРУШИНФЦУКМСНТО

МЧНРТОШЩЗДОАЫБИАНКИ

САВКЕПРИШВИНПРОГНЕРТСА

МРНОМТРСЛАДКОВЧЕКВУЦЙЫ

Оцени себя сам:

Сколько ты нашел слов: 4, 3, 2, 1, 0. Обведи  цифру.

Прочитайте предложения. Подумайте, какое из них может быть началом рассказа.

  Наступила суровая зима.

  Однажды с нами произошёл такой случай.

  Долго бежал зайчик по лесу.

  Для выполнения работы, нам нужны краски.

  Скоро мы пойдем гулять.

Придумайте продолжение  для данных предложений. Запишите.

Пришла осень. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Однажды в лесу мы встретили лося. ________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________

Прочитайте  отрывок из рассказа Е.И. Чарушина. Ответьте на вопросы.

«Иду я с ружьем по лесу… И вдруг вижу: Маленький, маленький котёночек ходит, большеголовый котёночек. Хвост короткий - не хвост, а хвостишко... Мордочка пучеглазая, глаза глупые. А ростом он с полкошки всего. Играет себе котёночек. Схватил в рот длинную соломину, а сам упал на спину и задними ногами соломину кверху подбрасывает…Задние-то ноги у него длинные, куда длиннее передних, а ступни у ног толстые, с подушечками… Не помню, как на ноги вскочил и бежать пустился. Что есть мочи от котенка удираю, только глаза заслоняю от кустов….Котёнок-то не простой был…»

Вспомни, какое животное описывает автор.

 _________________________________________________________________

Почему рассказчик испугался?

__________________________________________________________________

Прочитайте текст «Кто, чем поет?» Обсудите с другом, что в этом произведении сказочного, а что нет.

Сказка

Не сказка

При проведении данной диагностической работы не только проверяются знания и определяются основные навыки и умения, а также учащийся постепенно приучается оценивать свои возможности и планировать свою учебную деятельность дальше.

Для активизации чтения учащимися литературы о природе можно предусмотреть такую методическую систему, которая будет обеспечивать:

Выбор литературных текстов, которые определяются наличием природоведческого материала и размещения их в планировании.

При выборе литературы о природе учитель должен учитывать следующие факторы:

связь с содержанием программы по литературному чтению;

соответствие художественных текстов возрастным и психологическим особенностям учащихся;

возможности применения полученных сведений в непосредственной практической деятельности ребенка.

Ниже приведены примеры возможных тем уроков с использованием природоведческой литературы (См. табл. 1).

Охват разных форм организации учебной деятельности учащихся на уроках литературного чтения (разные виды анализа текста, творческие пересказы, дописывание сюжета, составление структурных схем, рисунок, отзывы, рецензии, мультфильмы, сочинения, дидактические игры, инсценирование, театральные постановки).

Преднамеренное включение в учебный процесс методических приемов, обеспечивающих стремление ребенка к чтению природоведческой литературы (прямое задание читать ту или иную книгу, рекомендательные списки книг о природе, выставки книг, беседы о книгах, выступления старшеклассников перед младшими школьниками, викторины, использование на уроках занимательных материалов).

Интеграция учебного материала гуманитарного и естественно-научного цикла с целью сравнения и выявления аналогий (интегрированные уроки).

Отслеживание результатов развития познавательной деятельности путем проведения различных диагностик (См. Приложение).

Таблица 1

Примерные темы  уроков с использованием природоведческих текстов

Тема урока

Цели урока

Приемы и формы

В.В.Бианки «Хвосты»

1. Образовательные:

- формировать читательские умения у детей при работе с текстом;

- активизировать “вдумчивое чтение”, т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения;

- формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

2. Развивающие:

- развивать познавательный

интерес

3. Воспитательные:

- воспитание интереса к миру детской художественной литературы и окружающей среде;

- воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки;

- воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками;

- воспитание критического мышления.

1. Создается ситуация познавательного спора («Зачем нужны хвосты разным животным?»).

2. Затем предлагается прочитать произведение и заполнить таблицу «Значение хвоста для каждого животного».

3. Подводится итог «Кто прав»

Е.И. Чарушин. Рассказ «Кабан»

1. Образовательные:

- формировать читательские умения у детей при работе с природоведческим текстом; 

- активизировать «вдумчивое чтение», т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения;

- формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

2. Развивающие:

- развитие познавательного интереса к животному миру, наблюдательности;

- развитие навыков осознанного , выразительного чтения;

3. Воспитательные:

- способствовать воспитанию бережного, заботливого отношения к животным;

- воспитывать волевые черты характера.

1. Работа с иллюстрацией

2. Сравнение статьи о животном из энциклопедии с рассказом. Выявление аналогий

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

1. Образовательные:

- формировать читательские умения у детей при работе с природоведческим текстом;

- активизировать «вдумчивое чтение», т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения;

- формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

2. Развивающие:

- развивать познавательный интерес;

- развитие устной речи;

- пробудить интерес к аналитической работе над текстом;

- помочь понять идею автора; - развивать умение видеть авторскую позицию;

- развитие творческих способностей, образного восприятия окружающего мира;

3. Воспитательные:

- вызвать у учащихся чувство любви, восхищения сложным миром животных.

1. Работа с иллюстрацией

2. Работа с Толковыми словарями.

3. Анализ полученных сведений, составление статьи о животном.

Вывод по главе 2

Таким образом, педагогический эксперимент, предлагаемый нами в соответствии с целью исследования и гипотезой, рекомендуется проводить в два этапа: констатирующий и  формирующий.

В ходе констатирующего эксперимента планируется определение  уровней развития познавательного интереса учащихся начальной школы. Для их выявления разработан необходимый диагностический материал. Диагностику рекомендуется проводить с учетом возрастных особенностей школьников по направлениям: выявление наличия уровня познавательного интереса, формирование  и развитие его в дальнейшем.

На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, а также анализа и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, разрабатывается проект методической системы. Этот проект планируется реализовать в формирующем эксперименте, целью которого является выбор наиболее эффективного способа повышения уровня познавательного интереса учащихся начальной школы на основе использования природоведческой литературы.

Данный формирующий эксперимент можно проводить с 1 по 4 класс на уроках литературного чтения с привлечением художественных текстов о природе.

В ходе формирующего эксперимента планируется разработать систему уроков литературного чтения с использованием художественной литературы о природе, а также разработать комплекс диагностических материалов для выявления уровня развития познавательного интереса учащихся.

В работе учителю предлагается использовать различные педагогические приемы, позволяющие преднамеренно создавать перед детьми проблемные ситуации для успешного освоения учебного материала и устойчивого развития познавательного интереса.

Для определения эффективности применения методической системы в ходе формирующего эксперимента систематически проводятся разнообразные диагностические работы с целью контроля у детей уровня сформированности учебных знаний и степени развития познавательного интереса.

Отслеживание результатов позволить корректировать учителю свою деятельность для достижения новых образовательных результатов.

Заключение

Проблема формирования и развития у учащихся познавательного интереса является одной из психолого-педагогических проблем. Не случайно ей посвящены многие исследования отечественных и зарубежных педагогов, психологов, методистов. Однако многогранность и многозначимость названной проблемы вынуждают вновь и вновь возвращаться к исследованию разных ее аспектов и нахождения путей её решения.

Актуальность выдвинутой проблемы обусловлена огромным влиянием природоведческой литературы на развитие личности ребенка, с одной стороны, и малым количеством методических разработок  по данной теме, с другой стороны.

Чтение природоведческой литературы представляет собой особый вид познавательной деятельности школьников, который направлен на самообразование и саморазвитие. Ребенок начальной школы несет в себе огромные возможности развития в нем интереса к чтению литературы о природе. Учитель должен использовать различные приемы в своей работе для того, чтобы возбудить интерес к чтению природоведческой литературы. Возникший интерес к чтению такой литературы развивается и закрепляется при условии систематического включения в учебный процесс приемов, возбуждающих этот интерес.

Таким образом, подтвердилась выдвинутая нами гипотеза о том, что изучение природоведческой литературы в начальной школе при соблюдении  методических условий должна способствовать развитию познавательных интересов младших школьников.

Литература

Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1984.

Бианки В. Собрание сочинений в 4х томах.- М., Детская литература, 1979.

Бурменская Г. Хрестоматия по детской психологии: От младенца до подростка.- М., МПСИ, 2006.

Воюшина М.П. Методика обучения литературе в начальной школе. – М.: Академия, 2010.

Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению - М.: Академия, 2008

Гриценко З.А. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению.- М.: Академия, 2008.

Гусева Г.М., Моргачева Е.Н. Уроки чтения в 3 классе. – М.: Просвещение 2000.

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение 1 класс. – М.: Просвещение, 2010.

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение 2 класс. – М.: Просвещение, 2010.

 Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение 3 класс. – М.: Просвещение, 2010.

 Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение 4 класс. – М.: Просвещение, 2010.

 Коменский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1982.

 Костюхина М.С. Природоведческая литература. // Детская литература. Под ред. Е.О.Путиловой. - М.: «Академия», 2010.

 Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся педагогических училищ. - М.: Просвещение, 2007.

 Кулешов Е., Антипова И. Детский сборник. Статьи по детской литературе и антропологии детства – М., ОГИ, 2006.

 Ланин Б.. Методика преподавания литературы. Хрестоматия – практикум. – М., Академия, 2006.

 Пранцова Г.В., Раманичева Е.С.. Методика обучения литературе. Практикум. – М., Наука, 2012.

 Примерные программы начального образования. Литературное чтение. – М.: Просвещение – АСТ, 2006.

 Пришвин М.М. Собрание сочинений в 3х томах.- М., Терра-Книжный клуб, 2007.

 Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под ред. Т.Г. Рамзаевой. – М.: Высшая школа, 2003.

 Детская литература. Выразительное чтение. Под ред. Т.В. Рыжковой. – М.: Академия, 2007.

 Ушинский К.Д. Детский мир / Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 2003. - т. 3.

 Чарушин Е. Авторский сборник «Медведь-рыбак». – М., Амфора, 2011.

 Щукина Г.И. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. - М.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2006.

 Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., Академия, 2011.

 Интернет ресурсы: http://www.detlan.ru/biblio/

Приложение 1

Тема урока: В.В.Бианки «Хвосты»

ЦЕЛИ: 1. Образовательные:

- формировать читательские умения у детей при работе с текстом;

- активизировать “вдумчивое чтение”, т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения;

- формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

2. Развивающие:

- развивать познавательный интерес

3. Воспитательные: 

- воспитание интереса к миру детской художественной литературы и окружающей среде;

- воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки;

- воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками;

- воспитание критического мышления.

Оборудование: книги В.В. Бианки, портрет писателя, картинки животных, карточки с таблицами «Значение хвоста для каждого животного».

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Сообщение темы урока.

- Сегодня мы познакомимся с новым произведением В. Бианки «Хвосты». И я надеюсь, что многие из вас узнают что-то новое для себя.

- Давайте вспомним, что мы уже знаем об этом писателе?

 Рассказ о писателе. (учитель или ученик)

Виталий Валентинович Бианки родился в 1894 году (1954) в семье известного учёного-орнитолога, сотрудника зоологического музея. Учился на физико-математическом факультете Петербургского университета, специализируясь в области биологии. Он много путешествовал по Уралу и Алтаю. Некоторое время работал учителем в школе. Заведовал Алтайским краеведческим музеем.

За 35 лет литературной деятельности Бианки издал 120 книг. Его творческое наследие насчитывает более 300 рассказов и сказок, повестей и очерков. Книги писателя вводят детей в мир живой природы. Первая сказка В. Бианки «Путешествие красноголового воробья» была напечатана в первом номере детского журнала «Воробей». Затем вышли его книги: «Кто чем поёт?», «Первая охота», «Кукушонок», «Чей нос лучше?». (Выставка книг)

Уникальным явлением в детской литературе стала его «Лесная газета». В «Лесной газете» В. Бианки знакомит читателей с природой средней полосы.

Ещё мальчишкой В. Бианки проводил в лесу всё свободное время, с жадностью прислушивался к рассказам старых охотников. Он пытался понять, о чём «разговаривают» птицы, почему ноги цапли и лапы крота так не похожи, почему одни животные строят домишки на деревьях, другие на воде или под водой.

В основе всех лесных сказок, рассказов и повестей Бианки лежат его собственные научные наблюдения над жизнью леса и его обитателей. Создавая их, он стремился и ребят приучить к самостоятельным наблюдениям над родной природой.

Герои Бианки – это не только звери, птицы и насекомые: но и их друзья – люди.

Создание ситуации познавательного спора.

- Произведение, с которым мы сегодня познакомимся, называется «Хвосты», а зачем нужны хвосты животным?

- Кто считает по другому?

- Для того, чтоб узнать, на сколько вы были правы, давайте прочитаем это произведение.

Чтение произведения.

Работа над содержанием.

- Кто главный герой?

- К кому муха обращается за помощью? Почему? Как она называет человека?

- Зачем мухе понадобился хвост?

- Кого муха повстречала в лесу? (фото животных)

- Нашла ли муха того, кого искала? Почему?

Самостоятельная работа в парах.

Я предлагаю перечитать произведение и заполнить таблицу «Значение хвоста для каждого животного».

Животное

Значение хвоста

- Давайте проверим, что у вас получилось.

Подведение итогов.

- Почему же муха не нашла то, что искала?

- Какая главная мысль этого произведения? Что хотел вам сказать В. Бианки?

- Что вы знали, а что нового узнали, прочитав данное произведение?

Домашнее задание.

Найти в энциклопедиях сведения о других животных на тему «Значение хвоста».

Тема: Е.И. Чарушин. Рассказ «Кабан»

ЦЕЛИ: 1. Образовательные:

- формировать читательские умения у детей при работе с природоведческим текстом; 

- активизировать «вдумчивое чтение», т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения;

- формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

2. Развивающие:

- развитие познавательного интереса к животному миру, наблюдательности;

- развитие навыков осознанного, выразительного чтения;

3. Воспитательные:

- способствовать воспитанию бережного, заботливого отношения к животным;

- воспитывать волевые черты характера.

Оборудование: книги Е.И. Чарушина, портрет писателя, фото кабана, энциклопедии о животных, Толковый словарь.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Сообщение темы урока

Работа в парах.

- Сейчас вы поработаете в парах. Я раздам карточки, на которых написаны данные из жизни писателя. Ваша задача внимательно прочитать.

- Что вы узнали?

- Как вы думаете, что означает слово анималист? Давайте обратимся к толковому словарю?

- Чарушин рисовал животных, где же он находил героев для своих книг?
- Какие умения должен иметь художник-анималист?

4. Работа над произведением.        

- Посмотрите на название, кто будет героем рассказа? Как могут развиваться события?  Давайте прочитаем и выясним, насколько вы оказались правы.

А) «Чтение с остановками». После прочтения  эпизода, учитель задаёт вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий.

  2 абзац: - Почему автор пришёл рано в зоосад?

13 абзац: - Что может случиться дальше?

19 абзац  - А вы бы испугались?  - Как бы вы поступили?

Б) Проверка первичного восприятия:

- Соответствует ли название рассказа его содержанию?

- Смогли ли мы предугадать, что будет происходить в рассказе?

В) Работа над содержанием.

- Чем занимался Чарушин в зоопарке?

- Когда происходит действие рассказа? (обращение к тексту)

- Почему так рано? (обращение к тексту)

- Кто испугал автора?  Сравним, оправдался наш прогноз?

- Почему Е. Чарушин  назвал рассказ именно так?

- Кабан – страшный зверь? Почему автор их испугался?

- Вспомните случаи, когда вы вели себя так же, как автор.

- Что означают слова «сопеть», «гуськом», «зоосад», «марал». (толковый словарь)

Прочитайте эпизод, где описаны кабаны. Посмотрите на иллюстрацию, смог ли автор достоверно описать животное?

- Как это характеризует автора?

- А вы знаете, что в старину кабана называли “вепрь”?

- Давайте узнаем, что написано про кабана в энциклопедии. (читает ученик)

- Сравните сведения, взятые из рассказа Чарушина и энциклопедии, что вы можете сказать?

5. Подведение итогов.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему учат нас рассказы о животных?

6. Домашнее задание.

Написать сочинение - описание «Животное в зоопарке».

Тема: И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

ЦЕЛИ: 1. Образовательные:

- формировать читательские умения у детей при работе с природоведческим текстом;

- активизировать «вдумчивое чтение», т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения;

- формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

2. Развивающие:

- развивать познавательный интерес;

- развитие устной речи;

- пробудить интерес к аналитической работе над текстом;

- помочь понять идею автора;

- развивать умение видеть авторскую позицию;

- развитие творческих способностей, образного восприятия окружающего мира;

3. Воспитательные:

- вызвать у учащихся чувство любви, восхищения сложным миром животных.

Оборудование: выставка книг, портрет писателя, картинки зайцев, бобра, энциклопедии о животных, Толковый словарь.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Сообщение темы урока

Сегодня мы познакомимся с новым писателем И. Соколовым-Микитовым и его произведением. Что это будет за произведение, и кто его герои вы узнаете позже.

Работа над темой урока

А) рассказ учителя об авторе

Б) игра «Узнай меня»

А теперь, я прочту вам описание животного, а ваша задача узнать о ком идет речь:

«Меня всегда уважали люди и даже преклонялись передо мной за мою работоспособность и строительное искусство. Если у меня случаются строительные неполадки, то я бросаюсь их чинить в любое время дня и ночи. Семья у меня очень дружная, мы всегда живём вместе. Мои малыши очень шустрые. Уже через два дня после рождения так и норовят выбраться из гнезда. Я отлично плаваю и ныряю. А ещё у меня замечательный хвост: он мне и стул, и руль, и сигнальное приспособление, и регулятор температуры».

- Кто узнал, о ком идет речь?

Хорошо, послушайте еще одно описание: «У меня очень красивые глаза: большие, бархатисто – тёмные, с длинными ресницами. Шея у меня малоподвижная, поэтому, когда я бегаю, я шею не поворачиваю, и моих глаз никто не видит. Бегаю я очень быстро и прыгаю здорово. Я очень хитрый и меня не так просто поймать. В опасности никогда не теряю голову. У меня есть два основных способа защита: маскировка и ноги.
Домика у меня нет, сплю, где придётся. А малыши у меня появляются три раза в год, такие пушистые и хорошенькие. Первые - настовички, вторые - етнички и есть ещё третьи. Они появляются в осеннюю пору, когда опадают листья. Узнайте, как их зовут?».

Кто это описан?

- что вы знаете об этих животных?

В) чтение текста по частям (с паузами). Проверка первичного восприятия.

- Как называют зайчат, которые родились осенью?

- Какая мечта у маленького зайчика?

- Что с ним произошло?

- Почему это случилось?

- К кому попал зайчонок?

- Понравилась ли ему хатка бобров?

- Какие мысли стали его посещать потом?

- Как жилось зайчонку в новом доме?

- Кого он увидел?

- Как стали говорить о зайчонке?

Г) беседа

- Какие слова вам были не понятны? Куда нам надо обратиться за помощью?

- Как вы думаете это рассказ или сказка? Докажите.

- Что интересного узнал зайчонок? А вы?

Д) составление статьи для детского журнала. (работа в парах)

Представьте, что вы журналисты и вам поручили задание написать статью о животном. Выпишите из данного текста факты, которые относятся к животному, что у нас получится.

Итог урока

Что нового вы узнали сегодня?

Как вы думаете, стоит ли отказываться от своей мечты?

Домашнее задание

А) подготовка чтения по ролям

Б) придумать продолжение приключений зайчика (по желанию)

Приложение 2

В. Бианки «Кто, чем поет?»

Слышишь, какая музыка гремит в лесу?

Слушая её, можно подумать, что все звери, птицы и насекомые родились на свет певцами и музыкантами.

Может быть, так оно и есть: музыку ведь все любят, и петь всем хочется. Только не у каждого голос есть.

Вот послушай, чем и как поют безголосые.

Лягушки на озере начали ещё с ночи.

Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли…

– Ква-а-а-а-а!.. – одним духом пошёл из них воздух.

Услыхал их Аист из деревни. Обрадовался!

– Целый хор! Будет мне, чем поживиться!

И полетел на озеро завтракать.

Прилетел и сел на берегу. Сел и думает: «Неужели я хуже лягушки? Поют же они без голоса. Дай ка и я попробую».

Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую, – то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только! Так разошёлся, что и про завтрак свой забыл.

А в камышах стояла Выпь на одной ноге, слушала и думала:

«Безголосая я цапля! Да ведь и Аист – не певчая птичка, а вон, какую песню наигрывает».

И придумала: «Дайка на воде сыграю!»

Сунула в озеро клюв, набрала полный воды да как дунет в клюв! Пошёл по озеру громкий гул:

– Прумб бу бу бумм!.. – словно бык проревел.

«Вот так песня! – подумал Дятел, услыхав Выпь из лесу. – Инструмент то и у меня найдётся: чем дерево не барабан, а нос мой чем не палочка?»

Задом упёрся, передом откинулся, размахнулся головой – как задолбит носом по суку!

Точь-в-точь – барабанная дробь.

Вылез из под коры Жук с предлинными усами.

Закрутил, закрутил головой, заскрипела его жёсткая шея, – тоненький писк послышался.

Пищит усач, а всё напрасно; никто его писка не слышит. Шею натрудил – зато сам своей песней доволен.

А внизу под деревом из гнезда вылез Шмель и полетел петь на лужок.

Вокруг цветка на лужку кружит, жужжит жилковатыми жёсткими крылышками, словно струна гудит.

Разбудила шмелиная песня зелёную Саранчу в траве.

Стала Саранча скрипочки налаживать. Скрипочки у неё на крылышках, а вместо смычков – длинные задние лапки коленками назад. На крыльях – зазубринки, а на лапках зацепочки.

Трёт себя Саранча лапками по бокам, зазубринками за зацепочки задевает – стрекочет.

Саранчи на лугу много: целый струнный оркестр.

«Эх, – думает Долгоносый Бекас под кочкой, – надо и мне спеть! Только вот чем? Горло у меня не годится, нос не годится, шея не годится, крылышки не годятся, лапки не годятся… Эх! Была не была, – полечу, не смолчу, чем нибудь да закричу!»

Выскочил из под кочки, взвился, залетел под самые облака. Хвост раскрыл веером, выпрямил крылышки, перевернулся носом к земле и понёсся вниз, переворачиваясь с бока на бок, как брошенная с высоты дощечка. Головой воздух рассекает, а в хвосте у него тонкие, узкие пёрышки ветром перебирает.

И слышно с земли, будто в вышине барашек запел, заблеял.

А это Бекас. Отгадай, чем он поёт? Хвостом!

Приложение 3

Познавательная самостоятельность младшего школьника

 (А. А. Горчинская)

Цель. Выявление степени выраженности познавательной самостоятельности младшего школьника в области литературы.

Материал. Бланк с пятью вопросами, имеющими следующие варианты ответов: а) да, б) иногда, в) нет.

Ход проведения. Родителю дается бланк стандартизированной анкеты и предлагается выбрать один из ответов, с которым он согласен.

Вопросы.

 Стремится ли ребенок самостоятельно выполнить домашнее задание по литературному чтению?

 Стремится ли ребенок самостоятельно найти дополнительный материал по теме к уроку литературного чтения?

 Самостоятельно ли ребенок, без напоминаний, садится за выполнение домашнего задания?

 Способен ли ребенок отстаивать свою точку зрения?

 Стремится ли ребенок самостоятельно расширять знания, если тема его заинтересовала?

Обработка данных:

Ответы:  

а) свидетельствуют о сильно выраженной познавательной самостоятельности;  

б) об умеренной выраженности;

 в) о слабой выраженности.

Познавательные интересы школьника (К. Н. Волков)

Цель. Определение степени выраженности познавательных интересов школьников.

Материал. Бланк с пятью вопросами, имеющими возможные варианты ответов.

Ход проведения. Учителю дается бланк стандартизированной анкеты и предлагается выбрать из предъявленных возможных вариантов ответов какой-либо один.

1.        Связаны ли интересы ученика с выбором будущей профессии?

а)        очень тесно;

б)        связаны, но очень мало, сопровождаются соответствую
щей организацией деятельности;

в)        никак не связаны.

2.         Обращается ли ученик к серьезным источникам: пользуется ли научной литературой, работает ли со словарем и т. д.?

а) постоянно;

б)        иногда;

в)        очень редко.

3.         Ставит ли перед собой задачи, выполнение которых невозможно в один присест и требует кропотливой работы в течение
многих дней и даже месяцев?

а)        большинство заданий подчинено этому принципу;

б)        ставит, но редко выполняет;

в)        не ставит долговременных задач.

4.         В какой мере, занимаясь любимым делом, может делать
«черную», неинтересную для него интеллектуальную работу (например, выполнять длительное вычисление при решении интересной задачи)?

а)        делает всегда столько, сколько нужно;

б)        делает периодически;

в)        не любит выполнять неинтересную работу.

5.         Способен ли при необходимости заниматься продолжительное время интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом?

а)        всегда, когда нужно;

б)        только изредка;

в)        не способен.

Обработка данных. О сильной выраженности познавательного интереса свидетельствуют ответы а).