Рабочая программа по ИЗО 5-7 классы
Рабочая программа разработана на основе рабочей программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство" 5-9 классы, изд. "Просвещение", 2011.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument50_microsoft_office_word_2.docx | 33.5 КБ |
dokument555microsoft_office_word_2.docx | 19.39 КБ |
dokument60_microsoft_office_word_2.docx | 33.6 КБ |
dokument600microsoft_office_word_2.docx | 22.65 КБ |
dokument70_microsoft_office_word_2.docx | 30.79 КБ |
dokument777_microsoft_office_word_2.docx | 19.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№№ п/п п/п | № в теме | Тема урока | Тип урока | Осваиваемые учебные действия (умения) | Домашнее задание | Дата план | Дата факт | Приме-чание |
Тема 1. Древние корни народного искусства ( 8 часов). | ||||||||
1 | 1 | Древние образы в народном искусстве. | Ознакомление с новым материалом | Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства.
| Выполнение рисунка на тему древних образов в резьбе по дереву, росписи. стр. 12-19 (1) | |||
2 | 2 | Убранство русской избы. | Ознакомление с новым материалом | Понимать взаимосвязь пользы и красоты в предметах быта и труда крестьян, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения, раскрывать символическое значение знаков - образов в декоративном убранстве избы. | Рисунок эскиза декоративного убранства избы. стр.20-29 (1). | |||
3 | 3 | Внутренний мир русской избы. | Ознакомление с новым материалом | Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома, объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. | Рисунок внутреннего убранства избы. стр. 30-35 (1). | |||
4 | 4 | Конструкция и декор предметов народного быта. | Применение знаний и умений | Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта. Уметь выстраивать декоративную композицию, используя выразительные средства прикладного искусства: плоскостность, обобщенность и лаконичность изображения, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы | Выполнить эскиз выразительной формы предмета крестьянского быта и украсить его орнаментальной композицией (прялка, посуда). Материалы: гуашь, кисти, ножницы, бумага. стр. 36-43 (1). | |||
5 | 5 | Русская народная вышивка. | Ознакомление с новым материалом | Понимать особенности образного языка народной вышивки. Создавать варианты орнамента вышивки с опорой на народную традицию. | Рисунок вышитого полотенца по мотивам народной вышивки. стр. 44-49 (1). | |||
6 | 6 | Народный праздничный костюм. | Ознакомление с новым материалом | Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России. Осознавать значение традиционного праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков. | стр. 50-59 (1). | |||
7 | 7 | Народный праздничный костюм. Создание образа костюма. | Применение знаний и умений | Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов. Уметь работать с выбранным материалом, используя выразительные возможности языка ДПИ: символика цвета и орнаментальных мотивов, целостность художественного образа. | Выполнить эскиз народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов. | |||
8 | 8 | Народные праздничные обряды. | Урок обобщения. Контроль знаний. | Иметь представление о роли декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа. Находить общие черты в разных произведениях народного прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. | Подбор загадок, пословиц, прибауток, народных песен к празднику. стр. 60-63 (1). | |||
Тема 2. Связь времен в народном искусстве ( 8 часов). | ||||||||
9 | 1 | Древние образы в современных народных игрушках. | Ознакомление с новым материалом | Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов. Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции. Осваивать характерные для каждого промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. | Создание игрушки из пластилина. стр. 66-75 (1). | |||
10 | 2 | Искусство Гжели. | Комбинированный | Освоить приемы гжельского мазка – « мазка с тенями». Владеть навыками работы в конкретном материале (акварель). Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета. | Вырезать из бумаги развертку посуды (чашка, чайник, тарелка), склеить и украсить их росписью с использованием традиционных приемов письма. Материалы: бумага, ножницы, клей, акварель, кисти. Стр. 76-81 (1). | |||
11 | 3 | Городецкая роспись. | Комбинированный | Определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Уметь применять художественные материалы (гуашь). Знать язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) и применять его в творческой работе. | Выполнить фрагмент росписи по мотивам Городецкой росписи. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти стр. 82-85 (1). | |||
12 | 4 | Хохлома. | Комбинированный | Иметь представление о видах хохломской росписи ( «травка», роспись «под фон», «кудрина»). Уметь применять художественные материалы (гуашь). Знать язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) и применять его в творческой работе. | Выполнить фрагмент росписи по мотивам хохломской росписи. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти стр. 86-91(1). | |||
13 | 5 | Жостово. Роспись по металлу. | Комбинированный | Осваивать основные приемы жостовского письма, многоцветье цветочной росписи на подносах. Уметь применять художественные материалы (гуашь). Знать язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) и применять его в творческой работе. | Выполнить фрагмент по мотивам жостовской росписи. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти. стр. 92-95(1). | |||
14 | 6 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. | Комбинированный | Знать характерные особенности мезенской деревянной росписи. Уметь различать изделия из бересты по названию. Уметь изготовить карандашницу в стиле изделия из бересты. | Изготовить карандашницу из бумаги в технике изделий из бересты. стр. 99-103(1). | |||
15 | 7 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни ( обобщение темы). | Применение знаний и умений | Знать общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Уметь различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов. Уметь выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции. | Подготовка работ к презентации. | |||
16 | 8 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни ( обобщение темы). Презентация работ. | Обобщение и систематизация знаний. Контроль знаний. | Знать и объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Уметь представить свои работы. | Презентация работ учащихся. | |||
Тема 3. Декор – человек, общество, время (12 часов). | ||||||||
17 | 1 | Зачем людям украшения. | Ознакомление с новым материалом | Понимать смысл декора как социального знака, определяющего роль хозяина вещи. Знать особенности украшений воинов, древних охотников, царей и т. д. Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора. | стр.106-107(1). | |||
18 | 2 | Зачем людям украшения. Образный строй вещи. | Применение знаний и умений | Овладеть навыками декоративного обобщения в процессе выполнения творческой работы. Уметь создавать форму и украшение ее в предметах повседневного быта. | Рисунок царского трона. | |||
19 | 3 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | Ознакомление с новым материалом | Давать эстетическую оценку произведениям декоративного искусства Древнего Египта. Понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина. | стр. 108-117(1). | |||
20 | 4 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда. | Применение знаний и умений | Характеризовать особенности одежды разных сословий Древнего Египта. Овладеть навыками выполнения творческой работы. | Рисунок одежды египтянина. | |||
21 | 5 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Символика украшений. | Применение знаний и умений | Овладеть навыками декоративного обобщения в процессе выполнения творческой работы. Уметь работать с выбранным материалом, передавать цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения украшения. | Выполнить эскизы орнаментального украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта. Материалы: белая и цветная бумага, фольга, ножницы, кисти | |||
22 | 6 | Одежда «говорит» о человеке. | Ознакомление с новым материалом | Знать о декоре в одежде народов разных стран и разных сословий. Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая и Западной Европы ХV11века. Соотносить образ одежды с положением ее владельца. | Выполнить костюм человека восточных стран (Япония, Китай). Материалы: гуашь, ткань, фольга, бумага. стр. 118-124(1). | |||
23 | 7 | Одежда «говорит» о человеке. Костюм - знак положения человека в обществе. | Применение знаний и умений | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ, соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. | Работа над проектом «Бал во дворце». | |||
24 | 8 | Одежда «говорит» о человеке. Работа над проектом. | Применение знаний и умений | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ, соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. | Продолжение работы над проектом «Бал во дворце». | |||
25 | 9 | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. | Ознакомление с новым материалом | Знать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов. Уметь находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. | стр.134-139(1). | |||
26 | 10 | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Создание герба. | Применение знаний и умений | Уметь создать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения. | Выполнить проект собственного герба или эмблемы своей семьи. | |||
27 | 11 | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Продолжение работы. | Применение знаний и умений | Уметь работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; ограниченность цветовой палитры, композиция Уметь создавать условное, символическое изображение, работать с выбранным материалом | Выполнить проект собственного герба или эмблемы своей семьи. | |||
28 | 12 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). | Урок обобщения. Контроль знаний. | Участвовать в итоговой викторине по ДПИ. Понимать роль декоративно-прикладного искусства в повседневной жизни человека. | Решение тестов. | |||
Тема 4. Декоративное искусство в современном мире (7 часов). | ||||||||
29 | 1 | Современное выставочное искусство. Керамика. | Ознакомление с новым материалом | Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения. Знать виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ. | Подготовить сообщение по ДПИ «Керамика». Стр.142-147(1). | |||
30 | 2 | Современное выставочное искусство. Художественное стекло. | Ознакомление с новым материалом | Знать особенности произведений из стекла, связь стеклянной формы с изображением. | Подготовить сообщение по ДПИ «Художественное стекло». стр.148-151(1). | |||
31 | 3 | Современное выставочное искусство. Металл. | Ознакомление с новым материалом | Знать особенности произведений из металла, техники и приемы его обработки. | стр.152-155(1) | |||
32 | 4 | Современное выставочное искусство. Гобелен и батик. | Ознакомление с новым материалом | Знать особенности произведений декоративного искусства гобелен и батик. Различать технику исполнения гобелена и батика. | стр.156-167(1). | |||
33 | 5 | Ты сам – мастер.
| Применение знаний и умений. | Владеть практическими навыками использования выразительных возможностей материала, принципами декоративного обобщения в творческой работе | Выполнить витраж. (витражные краски и оборудование для витража или цветная бумага, ножницы, клей). стр.180-183(1). | |||
34 | 6 | Ты сам – мастер. Создание декоративной работы в материале.
| Применение знаний и умений. | Пользоваться языком ДПИ в процессе выполнения творческой работы. Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. | Изготовить декоративную вазу для украшения интерьера. Материалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бутылка, клей, плотная бумага. Стр.184-186(1). | |||
35 | 7 | Ты сам – мастер. Продолжение работы. | Применение знаний и умений. | Пользоваться языком ДПИ в процессе выполнения творческой работы. Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. | Изготовить декоративную вазу для украшения интерьера. |
График проверочных работ
дата | Вид работы, ее название | Тема курса |
Практическая работа | Народные праздничные обряды | |
Презентация работ | Роль народных художественных промыслов в современной жизни. | |
Тестирование | Роль декоративного искусства в жизни человека. |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
учителей Зам. директора по УМР
Протокол № 1 _______ /О. А. Шкунова /
от 28 августа 2012г. 30 августа 2012г.
Руководитель ШМО
_______ /А. В. Левова /
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №2 города Чехова Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор гимназии М.В.Тарасова
Приказ № __
от ________2012 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По искусству (изобразительному искусству)
Ступень обучения: 5 а, б, в, г классы, основное общее образование
Количество часов : 35 Уровень: базовый
Учитель : Суглобова Л. Г.
Программа разработана на основе программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство», 5-9 классы. «Просвещение», 2011г.
Пояснительная записка.
Программа "Изобразительное искусство" создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная рабочая программа составлена на основе рабочей программы «Изобразительное искусство» под редакцией и руководством Б.М. Неменского для 5-9 классов (издательство «Просвещение», 2011 г.).
Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, сотворчество учителя и ученика. Цель предмета - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Учебный предмет "Изобразительное искусство" в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащегося как неотъемлемой части культуры духовной. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие в социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и утверждения своей уникальной индивидуальности.
Обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся: знание культуры своего народа, формирование ответственного отношения к учению, развитие морального сознания, формирование коммуникативной компетентности в общении, осознание значения семьи в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной практической творческой деятельности: умение самостоятельно определять цели своего обучения, умение самостоятельно планировать пути к достижению целей, осуществлять контроль своей деятельности, владеть основами самоконтроля, самооценки, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: развитие визуально-пространственного мышления, освоение художественной культуры, ее жанров, воспитания уважения к истории культуры своего отечества, приобретение опыта работы с различными художественными материалами и в разных техниках, развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, развитие индивидуальных творческих способностей.
Тема 5 класса - "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Настоящая программа предусматривает изучение курса изобразительного искусства в объеме одного учебного часа в неделю.
Основное содержание программы
Древние корни народного искусства (8 ч.)
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство - уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца.
Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идея вечного развития и обновления природы.
Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.
Связь времен в народном искусстве (8 ч.)
Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.
Главные отличительные признаки изделий, традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.
Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях художественных промыслов.
Декор - человек, общество, время (12 ч.).
Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе.
Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.
Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века.
Декоративное искусство в современном мире (7 ч.)
Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и т.д.). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.
Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с современным материалом, формой, цветом, фактурой.
Коллективная работа в конкретном материале - от замысла до воплощения.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что обучающиеся
должны знать:
- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).
должны уметь:
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы);
- различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, батик и т.д.);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках обучающиеся должны:
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
- передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;
- владеть навыками работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т.п.).
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Горяева Н. А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник по ИЗО для 5 класса; Н. А. Горяева, О. В. Островская, - М: Просвещение, 2003.
2. Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта; М. В. Короткова, - М: Дрофа, 2006.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №2 города Чехова Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор гимназии М.В.Тарасова
Приказ № __
от ________2012 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По искусству (изобразительному искусству)
Ступень обучения: 6 а, б, в, г классы, основное общее образование
Количество часов : 35 Уровень: базовый
Учитель : Суглобова Л. Г.
Программа разработана на основе программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство», 5-9 классы. «Просвещение», 2011г.
Пояснительная записка.
Программа "Изобразительное искусство" создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная рабочая программа составлена на основе рабочей программы «Изобразительное искусство» под редакцией и руководством Б.М. Неменского для 5-9 классов (издательство «Просвещение», 2011 г.).
Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, сотворчество учителя и ученика. Цель предмета - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Настоящая программа предусматривает изучение курса изобразительного искусства в объеме одного учебного часа в неделю.
Учебный предмет "Изобразительное искусство" в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащегося как неотъемлемой части культуры духовной. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие в социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и утверждения своей уникальной индивидуальности.
Обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся: знание культуры своего народа, формирование ответственного отношения к учению, развитие морального сознания, формирование коммуникативной компетентности в общении, осознание значения семьи в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной практической творческой деятельности: умение самостоятельно определять цели своего обучения, умение самостоятельно планировать пути к достижению целей, осуществлять контроль своей деятельности, владеть основами самоконтроля, самооценки, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: развитие визуально-пространственного мышления, освоение художественной культуры, ее жанров, воспитания уважения к истории культуры своего отечества, приобретение опыта работы с различными художественными материалами и в разных техниках, развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, развитие индивидуальных творческих способностей.
Тема 6 класса "Изобразительное искусство в жизни человека" посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразовать жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, требующая и знаний и умений.
Настоящая программа предусматривает изучение курса изобразительного искусства в объеме одного учебного часа в неделю.
Основное содержание программы.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 ч.)
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, является изобразительным способом выражения содержания. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведения искусства через сопереживания его образному содержанию.
Мир наших вещей. Натюрморт (8 ч.)
История развития жанра "натюрморт" в контексте развития художественной культуры.
Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника.
Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи.
Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, объем, форма, свет).
Вглядываясь в человека. Портрет (12 ч.)
Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета – интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.
Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет).
Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.
Человек и пространство. Пейзаж (7 ч.)
Жанры в изобразительном искусстве.
Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника.
Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа.
Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажей.
Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что обучающиеся
должны знать:
- о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
- основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива);
должны уметь:
- пользоваться красками, графическими материалами, обладать навыками лепки;
- видеть конструктивную форму предмета, уметь пользоваться правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
- конструктивно видеть формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного его изображения, а также группы предметов;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать свое восприятие.
Перечень учебно-методического обеспечения.
1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство 6 класс. « Просвещение», 2011 г.
2. Неменский Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.
3. Павлова О. В. Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование.
График письменных работ
дата | Вид работы, ее название | Тема курса |
Практическая работа | Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве | |
Защита творческих работ | Художественно-творческие проекты. Выставка работ. |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
учителей искусства Зам. директора по УМР
Протокол № 1 _______ /О. А. Шкунова /
от 28 августа 2012г. 30 августа 2012г.
Руководитель ШМО
_______ /А. А. Левова /
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №2 города Чехова Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор гимназии М.В.Тарасова
Приказ № __
от ________2012 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По искусству (изобразительному искусству)
Ступень обучения: 7 а, б, в, г классы, основное общее образование
Количество часов : 35 Уровень: базовый
Учитель : Суглобова Л. Г.
Программа разработана на основе программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство», 5-9 классы. «Просвещение», 2011г.
Пояснительная записка.
Программа "Изобразительное искусство" создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная рабочая программа составлена на основе рабочей программы «Изобразительное искусство» под редакцией и руководством Б.М. Неменского для 5-9 классов (издательство «Просвещение», 2011 г.).
Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, сотворчество учителя и ученика. Цель предмета - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Учебный предмет "Изобразительное искусство" в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащегося как неотъемлемой части культуры духовной. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие в социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и утверждения своей уникальной индивидуальности.
Обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся: знание культуры своего народа, формирование ответственного отношения к учению, развитие морального сознания, формирование коммуникативной компетентности в общении, осознание значения семьи в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной практической творческой деятельности: умение самостоятельно определять цели своего обучения, умение самостоятельно планировать пути к достижению целей, осуществлять контроль своей деятельности, владеть основами самоконтроля, самооценки, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: развитие визуально-пространственного мышления, освоение художественной культуры, ее жанров, воспитания уважения к истории культуры своего отечества, приобретение опыта работы с различными художественными материалами и в разных техниках, развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, развитие индивидуальных творческих способностей.
Тема 7 класса "Изобразительное искусство в жизни человека" посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы граммотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразовать жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, требующая и знаний и умений.
Настоящая программа предусматривает изучение курса изобразительного искусства в объеме одного учебного часа в неделю.
Основное содержание программы.
Изображение фигуры человека и образ человека (8 ч.)
Изображение человека в графике, живописи, скульптуре. Пропорции строения фигуры человека. Изображение человека в истории искусства разных эпох. Образ человека в европейском и русском искусстве в современном мире.
Поэзия повседневности (8 ч.)
Изображения обыденной жизни людей в истории искусства.
Бытовой жанр в изобразительном искусстве и его значения в понимании истории человечества и современной жизни человека. Выражение мировоззрения и общественных идеалов в изображении повседневной жизни в искусстве разных эпох и народов. Поэзия понимания мира и себя в этом мире.
Углубление и развитие композиционного мышления: представления о целостности композиции, об образных возможностях изобразительного искусства и особенностях его метафорического строя.
Развитие наблюдательности и интереса к жизни людей, образного видения обыденных сюжетов окружающей повседневной жизни.
Знакомство с классическими произведениями, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства.
Великие темы жизни (12 ч.)
Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в жизни общества.
Мифологические библейские темы в искусстве и их особое значение в развитии самосознания общества.
Тематическая картина как обобщенный целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью.
Историческая картина в европейском и русском искусстве. Значение исторической картины в становлении национального самосознания.
Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве ХХ века. Проблемы современного развития изобразительного искусства.
Реальность жизни и художественный образ (7 ч.)
Обобщение и систематизация полученных знаний и представлений об искусстве. Главная задача обучения искусству - живое эмоциональное глубокое восприятие произведений изобразительного искусства ради нового понимания и богатого переживания жизни.
Создание коллективных или индивидуальных творческих проектов.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что обучающиеся
должны знать:
- о жанровой системе в изобразительном искусстве;
- о роли и истории тематической картины и ее жанровых видов (бытовой, исторический и т.д.);
- понимать процесс работы художника над картиной, роль эскизов и этюдов;
- о композиционном построении произведения, соотношении целого и детали;
- чувствовать поэтическую красоту в повседневности в каждом моменте жизни человека;
- о роли искусства в создании памятников истории;
- о разнице сюжета и содержании в картине, о роли конструктивного изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре, понимать роль художественной иллюстрации;
- о российском и мировом изобразительном искусстве ХХ века;
должны уметь:
- пользоваться красками, графическими материалами, обладать навыками лепки;
- видеть конструктивную форму предмета, уметь пользоваться правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- передавать пропорции и движения фигуры человека с натуры и по представлению;
- владеть материалами живописи, графики и лепки;
- наблюдать, образно видеть окружающую ежедневную жизнь;
- строить творческие тематические композиции, формировать авторскую позицию по выбранной теме, поиске способа ее выражения.
Перечень учебно-методического обеспечения.
1. Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тесты, задачи. – М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999.
2. Гусева О.М. Поурочные разработки по изобразительному искусству 7 класс. «Просвещение», 2012 г.
3. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1995.
4. Программы средней общеобразовательной школы с краткими методическими рекомендациями: изобразительное искусство и художественный труд. 1–8 классы. – М.: Просвещение, 1990.
5. Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. – Искусство. – 2002. – № 20 (260).
6. Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура: тесты. – М.: ВЛАДОС, 2000