Рабочая программа по ИЗО 5-7 классы

Суглобова Лариса Геннадьевна

Рабочая программа разработана на основе рабочей программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство" 5-9 классы, изд. "Просвещение", 2011.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                 Календарно-тематическое планирование

№№ п/п п/п

№ в теме

         Тема урока

Тип урока

Осваиваемые

учебные действия

                                  (умения)

Домашнее задание

Дата

план

Дата факт

Приме-чание

                                                                                 Тема 1. Древние корни народного искусства  ( 8 часов).

1

1

Древние образы в народном искусстве.

Ознакомление с

новым материалом

Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства.

        

Выполнение рисунка на тему древних образов в резьбе по дереву, росписи.

стр. 12-19 (1)

2

2

Убранство русской избы.

Ознакомление с

новым материалом

Понимать взаимосвязь пользы и красоты в предметах быта и труда крестьян, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения, раскрывать символическое значение знаков - образов в декоративном убранстве избы.

Рисунок эскиза декоративного убранства избы.

стр.20-29 (1).

3

3

Внутренний мир русской избы.

Ознакомление с

новым материалом

Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома, объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.

Рисунок внутреннего убранства избы.

стр. 30-35 (1).

4

4

Конструкция и декор предметов народного быта.  

Применение знаний и умений

Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта. Уметь выстраивать декоративную композицию, используя выразительные средства прикладного искусства: плоскостность, обобщенность и лаконичность изображения, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы

Выполнить эскиз выразительной формы предмета крестьянского быта и украсить его орнаментальной композицией (прялка, посуда). Материалы: гуашь, кисти, ножницы, бумага.

стр. 36-43 (1).

5

5

Русская народная вышивка.

Ознакомление с

новым материалом

Понимать особенности образного языка народной вышивки. Создавать варианты орнамента вышивки с опорой на народную традицию.

Рисунок вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

стр. 44-49 (1).

6

6

Народный праздничный костюм.

Ознакомление с

новым материалом

Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России.

Осознавать значение традиционного праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.

стр. 50-59 (1).

7

 7

Народный праздничный костюм. Создание образа костюма.

Применение знаний и умений

Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов. Уметь работать с выбранным материалом, используя выразительные возможности языка ДПИ: символика цвета и орнаментальных мотивов, целостность художественного образа.

Выполнить эскиз народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов.

8

8

Народные праздничные обряды.

Урок обобщения.

Контроль знаний.

Иметь представление о роли декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа. Находить общие черты в разных произведениях народного прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.

Подбор загадок, пословиц, прибауток, народных песен к празднику.

 стр. 60-63 (1).

Тема 2. Связь времен в народном искусстве ( 8 часов).

9

1

Древние образы в современных народных игрушках.

Ознакомление с

новым материалом

Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов. Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции. Осваивать характерные для каждого промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

Создание игрушки из пластилина.

стр. 66-75 (1).

10

2

Искусство Гжели.

Комбинированный

Освоить приемы гжельского мазка – « мазка с тенями». Владеть навыками работы в конкретном материале (акварель). Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета.

Вырезать из бумаги развертку посуды (чашка, чайник, тарелка), склеить и украсить их росписью с использованием традиционных приемов письма. Материалы: бумага, ножницы, клей, акварель, кисти.

Стр. 76-81 (1).

11

3

Городецкая роспись.

Комбинированный

Определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Уметь применять художественные материалы (гуашь). Знать язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) и применять его в творческой работе.  

Выполнить фрагмент росписи по мотивам Городецкой росписи. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти

стр. 82-85 (1).

12

4

Хохлома. 

Комбинированный

Иметь представление о видах хохломской росписи ( «травка», роспись «под фон», «кудрина»). Уметь применять художественные материалы (гуашь). Знать язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) и применять его в творческой работе.  

Выполнить фрагмент росписи по мотивам хохломской  росписи. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти

стр. 86-91(1).

13

5

Жостово. Роспись по металлу.

Комбинированный

Осваивать основные приемы жостовского письма, многоцветье цветочной росписи на подносах. Уметь применять художественные материалы (гуашь). Знать язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) и применять его в творческой работе.  

Выполнить фрагмент по мотивам жостовской  росписи. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти.

стр. 92-95(1).

14

6

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

Комбинированный

Знать характерные особенности мезенской деревянной росписи. Уметь различать изделия из бересты по названию.  Уметь изготовить карандашницу в стиле изделия из бересты.

Изготовить карандашницу из бумаги в технике изделий из бересты.

стр. 99-103(1).

15

7

Роль народных художественных промыслов в современной жизни ( обобщение темы).

Применение знаний и умений

Знать общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Уметь различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов. Уметь выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции.

Подготовка работ к презентации.

16

8

Роль народных художественных промыслов в современной жизни ( обобщение темы).

Презентация работ.

Обобщение и систематизация знаний. Контроль знаний.

Знать и объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Уметь представить свои работы.

Презентация работ учащихся.

Тема 3. Декор – человек, общество, время (12 часов).

17

1

Зачем людям украшения.

Ознакомление с

новым материалом

Понимать смысл декора как социального знака, определяющего роль хозяина вещи. Знать особенности украшений воинов, древних охотников, царей и т. д. Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора.

стр.106-107(1).

18

2

Зачем людям украшения.

Образный строй вещи.

Применение знаний и умений

Овладеть навыками декоративного обобщения в процессе выполнения творческой работы. Уметь создавать форму и украшение ее в предметах повседневного быта.

Рисунок царского трона.

19

3

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Ознакомление с

новым материалом

Давать эстетическую оценку произведениям декоративного искусства Древнего Египта. Понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина.

стр. 108-117(1).

20

4

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда.

Применение знаний и умений

Характеризовать особенности одежды разных сословий Древнего Египта. Овладеть навыками выполнения творческой работы.

Рисунок одежды египтянина.

21

5

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Символика украшений.

Применение знаний и умений

Овладеть навыками декоративного обобщения в процессе выполнения творческой работы. Уметь работать с выбранным материалом, передавать цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения украшения.

Выполнить эскизы орнаментального украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта. Материалы: белая и цветная бумага, фольга, ножницы, кисти

22

6

Одежда «говорит» о человеке.

Ознакомление с

новым материалом

Знать о декоре в одежде народов разных стран и разных сословий. Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая и Западной Европы ХV11века. Соотносить образ одежды с положением ее владельца.

Выполнить костюм человека восточных стран (Япония, Китай). Материалы: гуашь, ткань, фольга, бумага.

стр. 118-124(1).

23

7

Одежда «говорит» о человеке.

Костюм - знак положения человека в обществе.

Применение знаний и умений

Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ, соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.

Работа над проектом «Бал во дворце».

24

8

Одежда «говорит» о человеке.

Работа над проектом.

Применение знаний и умений

Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ, соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.

Продолжение работы над проектом «Бал во дворце».

25

9

О  чем рассказывают нам гербы и эмблемы.

Ознакомление с

новым материалом

Знать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов. Уметь находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.

стр.134-139(1).

26

10

О  чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Создание герба.

Применение знаний и умений

Уметь создать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения.

Выполнить проект собственного герба или эмблемы своей семьи.

27

11

О  чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Продолжение работы.

Применение знаний и умений

Уметь работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; ограниченность цветовой палитры, композиция

Уметь создавать условное, символическое изображение, работать с выбранным материалом

Выполнить проект собственного герба или эмблемы своей семьи.

28

12

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

Урок обобщения.

Контроль знаний.

Участвовать в итоговой викторине по ДПИ. Понимать роль декоративно-прикладного искусства в повседневной жизни человека.

Решение тестов.

        Тема 4. Декоративное искусство в современном мире (7 часов).

29

1

Современное выставочное искусство. Керамика.

Ознакомление с

новым материалом

Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения. Знать виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ.

Подготовить сообщение по ДПИ «Керамика».

Стр.142-147(1).

30

2

Современное выставочное искусство. Художественное стекло.

Ознакомление с

новым материалом

Знать особенности произведений из стекла, связь стеклянной формы с изображением.

Подготовить сообщение по ДПИ «Художественное стекло».

стр.148-151(1).

31

3

Современное выставочное искусство. Металл.

Ознакомление с

новым материалом

Знать особенности произведений из металла, техники и приемы его обработки.

стр.152-155(1)

32

4

Современное выставочное искусство. Гобелен и батик.

Ознакомление с

новым материалом

Знать особенности произведений декоративного искусства гобелен и батик. Различать технику исполнения гобелена и батика.

стр.156-167(1).

33

5

Ты сам – мастер.

        

Применение знаний и умений.

Владеть практическими навыками использования выразительных возможностей материала, принципами декоративного обобщения в творческой работе

Выполнить витраж.

(витражные краски и оборудование для витража или цветная бумага, ножницы, клей).

стр.180-183(1).

34

6

Ты сам – мастер.

Создание декоративной работы в материале.

        

Применение знаний и умений.

Пользоваться языком ДПИ в процессе выполнения творческой работы. Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

Изготовить декоративную вазу для украшения интерьера. Материалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бутылка, клей, плотная бумага.

Стр.184-186(1).

35

7

Ты сам – мастер.

Продолжение работы.

Применение знаний и умений.

Пользоваться языком ДПИ в процессе выполнения творческой работы. Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

Изготовить декоративную вазу для украшения интерьера.

График проверочных работ

дата

Вид работы, ее название

Тема курса

Практическая работа

Народные праздничные обряды

Презентация работ

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Тестирование

Роль декоративного искусства в жизни человека.

                             РАССМОТРЕНО                                                                                                        СОГЛАСОВАНО                          

                             на заседании ШМО

                             учителей                                                                                                              Зам. директора по УМР                

                             Протокол № 1                                                                                                      _______   /О. А. Шкунова /                      

                             от 28 августа  2012г.                                                                                            30 августа 2012г.                                                                                              

                            Руководитель ШМО

                             _______   /А. В. Левова /

                                                                                           



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


гимназия №2 города Чехова Московской области


УТВЕРЖДАЮ

Директор гимназии             М.В.Тарасова

Приказ  № __

от ________2012  года

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

                           По  искусству (изобразительному искусству)

                                                 

      Ступень обучения:  5 а, б, в, г классы, основное общее образование   

                         

      Количество часов : 35             Уровень:  базовый

                                                                                                                               

      Учитель :  Суглобова Л. Г.

 Программа разработана на основе        программы Б. М. Неменского «Изобразительное         искусство», 5-9 классы.  «Просвещение», 2011г.



Пояснительная записка.

Программа "Изобразительное искусство" создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная рабочая программа составлена на основе рабочей программы «Изобразительное искусство» под редакцией и руководством Б.М. Неменского для 5-9 классов (издательство «Просвещение», 2011 г.).

 Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, сотворчество учителя и ученика. Цель предмета - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Учебный предмет "Изобразительное искусство" в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащегося как неотъемлемой части культуры духовной. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие в социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и утверждения своей уникальной индивидуальности.

Обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся: знание культуры своего народа, формирование ответственного отношения к учению, развитие морального сознания, формирование коммуникативной компетентности в общении, осознание значения семьи в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной практической творческой деятельности: умение самостоятельно определять цели своего обучения, умение самостоятельно планировать пути к достижению целей, осуществлять контроль своей деятельности, владеть основами самоконтроля, самооценки, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности,  который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: развитие визуально-пространственного мышления, освоение художественной культуры, ее жанров, воспитания уважения к истории культуры своего отечества, приобретение опыта работы с различными художественными материалами и в разных техниках, развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, развитие индивидуальных творческих способностей.

Тема 5 класса - "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Настоящая программа предусматривает изучение курса изобразительного искусства в объеме одного учебного часа в неделю.

Основное содержание программы

 

Древние корни народного искусства (8 ч.)

Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство - уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца.

Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идея вечного развития и обновления природы.

Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.

Связь времен в народном искусстве (8 ч.)

Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.

Главные отличительные признаки изделий, традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.

Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях художественных промыслов.

Декор - человек, общество, время (12 ч.).

Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе.

Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.

Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века.

Декоративное искусство в современном мире (7 ч.)

Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и т.д.). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.

Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с современным материалом, формой, цветом, фактурой.

Коллективная работа в конкретном материале - от замысла до воплощения.  

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что обучающиеся

должны знать:

- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);

семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

- несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).

должны уметь:

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы);

- различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, батик и т.д.);

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках обучающиеся должны:

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

- передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

- создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;

- владеть навыками работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т.п.).

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Горяева Н. А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник по ИЗО для 5 класса; Н. А. Горяева, О. В. Островская, - М: Просвещение, 2003.

2. Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта; М. В. Короткова, - М: Дрофа, 2006.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


гимназия №2 города Чехова Московской области


УТВЕРЖДАЮ

Директор гимназии             М.В.Тарасова

Приказ  № __

от ________2012  года

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

                           По  искусству (изобразительному искусству)

                                                 

      Ступень обучения:  6 а, б, в, г  классы, основное общее образование   

                         

      Количество часов : 35             Уровень:  базовый

                                                                                                                               

      Учитель :  Суглобова Л. Г.

 Программа разработана на основе   программы Б. М. Неменского «Изобразительное         искусство», 5-9 классы.  «Просвещение», 2011г.



Пояснительная записка.

Программа "Изобразительное искусство" создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная рабочая программа составлена на основе рабочей программы «Изобразительное искусство» под редакцией и руководством Б.М. Неменского для 5-9 классов (издательство «Просвещение», 2011 г.).

 Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, сотворчество учителя и ученика. Цель предмета - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Настоящая программа предусматривает изучение курса изобразительного искусства в объеме одного учебного часа в неделю.

Учебный предмет "Изобразительное искусство" в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащегося как неотъемлемой части культуры духовной. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие в социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и утверждения своей уникальной индивидуальности.

Обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся: знание культуры своего народа, формирование ответственного отношения к учению, развитие морального сознания, формирование коммуникативной компетентности в общении, осознание значения семьи в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной практической творческой деятельности: умение самостоятельно определять цели своего обучения, умение самостоятельно планировать пути к достижению целей, осуществлять контроль своей деятельности, владеть основами самоконтроля, самооценки, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности,  который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: развитие визуально-пространственного мышления, освоение художественной культуры, ее жанров, воспитания уважения к истории культуры своего отечества, приобретение опыта работы с различными художественными материалами и в разных техниках, развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, развитие индивидуальных творческих способностей.

Тема 6 класса "Изобразительное искусство в жизни человека" посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразовать жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, требующая и знаний и умений.

Настоящая программа предусматривает изучение курса изобразительного искусства в объеме одного учебного часа в неделю.

Основное содержание программы.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 ч.)

Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, является изобразительным способом выражения содержания. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведения искусства через сопереживания его образному содержанию.

Мир наших вещей. Натюрморт (8 ч.)

История развития жанра "натюрморт" в контексте развития художественной культуры.

Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника.

Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи.

Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, объем, форма, свет).

Вглядываясь в человека. Портрет (12 ч.)

Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета – интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.

Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет).

Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.

Человек и пространство. Пейзаж (7 ч.)

Жанры в изобразительном искусстве.

Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника.

Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа.

Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажей.

Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что обучающиеся

должны знать:

- о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;

- основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

- называть имена выдающихся  художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива);

должны уметь:

- пользоваться красками, графическими материалами, обладать навыками лепки;

- видеть конструктивную форму предмета, уметь пользоваться правилами линейной и воздушной перспективы;

- видеть соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

-  обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

-   конструктивно видеть формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного его изображения, а также группы предметов;

- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать свое восприятие.

Перечень учебно-методического обеспечения.

1.  Неменская Л. А. Изобразительное искусство 6 класс. « Просвещение», 2011 г.

2.  Неменский  Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.

3.  Павлова О. В. Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.



Предварительный просмотр:

                                                                           Календарно-тематическое  планирование.

№№ п/п п/п

№ в теме

         Тема урока

Тип урока

Осваиваемые

учебные действия

                                  (умения)

Домашнее задание

Дата

план

Дата факт

Приме-чание

Тема 1. Изображение фигуры человека и образ человека (8 часов)

1

1

Изображение фигуры человека в истории искусства

Ознакомление с новым материалом

Знать представление людей разных эпох о красоте человека.  Уметь определять людей разных эпох по изображениям на иллюстрациях и репродукциях.

стр.6-12(2)

2

2

Пропорции и строение фигуры человека

Ознакомление с новым материалом

Знать конструкцию фигуры человека
и основные пропорции; пропорции, постоянные
для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость; схемы движения  человека.

Зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека.

стр.12-16(2)

3

3

Пропорции и строение фигуры человека. Схема.

Применение знаний и умений

Уметь изображать фигуру человека с учетом пропорций статично и в движении.

Объемные прорисовки  фигуры человека

стр.16(2)

4

4

Лепка фигуры человека

Ознакомление с новым материалом

Знать  изображение фигуры человека
в истории скульптуры; пластику и выразительность фигуры человека; скульптурное изображение человека
в искусстве Древнего Египта,
в античном искусстве,
в скульптуре Средневековья, эпохи Возрождения (работы Донателло, Микеланджело); новые представления
о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве
конца XIX – начала XX века.

стр.16-18(2)

5

5

Лепка фигуры человека. Фигура в движении.

Применение знаний и умений

Уметь представлять в пространстве скульптурный образ. Уметь вылепить фигуру человека в движении, используя каркас. Обретать навыки лепки и работы пластилином.

Лепка фигуры
человека в движении
на сюжетной основе (темы балета, цирка, спорта).

стр.18-19(2)

6

6

Набросок фигуры человека с натуры

Ознакомление с новым материалом

Знать набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков; главное и второстепенное
в изображении, деталь, выразительность детали, образная выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.

стр.19-21(2)

7

7

Набросок фигуры человека с натуры. Рисунок фигуры.

Применение знаний и умений

Уметь выполнить набросок фигуры в одежде.

Наброски с натуры одетой сидящей фигуры человека (школьника).

стр.21-22(2)

8

8

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

Урок обобщения и контроль знаний.

Знать  как проявляется внутренний мир человека в его внешнем облике, пути поиска красоты человека, понимание красоты человека в античном искусстве,
в искусстве Средних веков, Византийском искусстве,  
и готическом искусстве Европы, драматический образ человека
в европейском и русском искусстве, суть поиска счастья
и радости жизни, проявление сострадания к  человеку и воспевание его духовной силы, в чем заключается к интерес
к жизни конкретного человека, потеря высоких идеалов человечности в европейском искусстве конца XX века.

Создание образа (фигуры) человека
по впечатлению (например,  любимого литературного героя). Портрет-фигура.

стр.22-26(2)

Тема 2.Поэзия повседневности (8 часов)

9

1

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов

Ознакомление с новым материалом

Иметь представление о  древнеегипетских фризовых росписях, сюжетах древнегреческой вазописи, фресках Помпеи, персидской миниатюре, японской гравюре. Работы Венецианова, В. Перова, К. Коровина «На террасе», А. Пластова, Ю. Пименова.

стр.25-27(2)

10

2

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Рисунок сюжета по теме.

Применение знаний и умений

Уметь работать с оригиналом произведения искусства.

Выполнить персидскую миниатюру или японскую гравюру (копию с оригинала)

11

3

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.

Ознакомление с новым материалом

Знать определение термина «жанр» в искусстве, виды жанра в живописи, графике, скульптуре. Понимать суть бытового и исторического жанров. Уметь различать жанры в искусстве

Выполнить распечатку картины бытового или исторического жанра

стр.27-31(2)

12

4

Сюжет и содержание в картине.

Ознакомление с новым материалом

Знать понятия сюжет, картина, виды тематической (сюжетной) картины. Владеть навыками определения сюжета и содержания в картине.

Картина с сюжетом из своей жизни («Завтрак», «Прогулка в парке» и т. д.)

стр.31-33(2)

13

5

Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве.

Ознакомление с новым материалом

Понимать значение выражения ценностной картины мира в произведениях бытового жанра. Умение видеть значимость каждого момента жизни в произведениях искусства.

        

Картина с сюжетом о жизни семьи или о жизни людей на улице

 (« Поездка к бабушке», «На бульваре»)

стр.33-41(2)

14

6

Жизнь в моем городе в прошлых веках

Применение знаний и умений

Знать историю своего города. Иметь представление о истории и укладе жизни своего города и  народа.

Создание композиции (или композиции-эскиза) на темы жизни людей своего города в прошлом  

стр.41-45(2)

15

7

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве.

Ознакомление с новым материалом

Знать особенности праздников у разных национальностей. Иметь представление о сюжетах праздника в изобразительном искусстве.

стр.45-47(2)

16

8

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве.

(тема праздника в бытовом жанре).

Применение знаний и умений

Уметь передать настроение праздника в творческой работе, работать в коллективе, быть коммуникабельным.

Создание композиции  на тему праздника (индивидуальная или коллективная работа).

Тема 3. Великие темы жизни (12 часов).

17

1

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.

Ознакомление с новым материалом

Знать о историческом и мифологическом жанрах искусства. Владеть навыками восприятия произведений изобразительного искусства

(примеры монументальных фресок эпохи Возрождения художников Т. Мазаччо, А. Мантеньи, Пьеро делла Франчески, С. Боттичелли, Рафаэля; исторические и мифологические картины Д. Веласкеса, П.)

стр.48-51(2)

18

2

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох. Восприятие произведений изобразительного искусства

Применение знаний и умений

Уметь анализировать произведения изобразительного искусства.

Кратко описать произведение в историческом или мифологическом жанре. Анализ одной из картин.

19

3

Тематическая картина в русском искусстве Х1Х века.

Ознакомление с новым материалом

Знать роль тематической картины в русском искусстве Х1Х века. Понимать значение живописной картины как события общественной жизни. Узнавать и характеризовать основные исторические картины

(эскизы В. Сурикова к картине «Боярыня Морозова», К. Брюллов «Последний день Помпеи», И. Репин «Бурлаки на Волге»)

стр.52-56(2)

20

4

Тематическая картина в русском искусстве Х1Х века. Рисунок по теме.

Применение знаний и умений

Уметь передать тематику народной жизни Х1Х века.

Картина на тему «Народная жизнь Х1Х века»

21

5

Процесс работы над тематической картиной.

Ознакомление с новым материалом

Знать этапы создания картины, понятия «тема», «сюжет», «содержание». Уметь обобщать и детализировать в процессе работы над картиной.

Картина на тему «Народная жизнь Х1Х века»

(продолжение)

стр.56-57(2)

22

6

Процесс работы над тематической картиной.

Живописное исполнение произведения

Применение знаний и умений

Уметь самостоятельно подобрать материал для эскиза. Уметь выполнять эскизы, прорабатывая детали и фон работы.

1-3 эскиза на тему «История нашей Родины».

23

7

Библейские темы в изобразительном искусстве.

Ознакомление с новым материалом

Знать о библейской теме в изобразительном искусстве, ее ценности и нравственном выражении в произведениях искусства разных времен.

Выполнить распечатку гравюры к Библии

стр.57-66(2)

24

8

Библейские темы в изобразительном искусстве. Создание композиции.

Применение знаний и умений

Владеть навыками выполнения творческой работы библейского сюжета.

Выполнить рисунок на библейскую тему.

25

9

Монументальная скульптура и образ истории народа.

Ознакомление с новым материалом

Понимать роль монументальных памятников в истории народа. Уметь узнавать и называть наиболее значимые памятники, знать их авторов и объяснять назначение этих монументов.

стр. 66-72(2)

26

10

Монументальная скульптура и образ истории народа.

Героические образы в скульптуре

Применение знаний и умений

Владеть навыками поэтапного создания проекта памятника.

 

Создание проекта памятника, посвящённого выбранному историческому событию или историческому герою

27

11

Место и роль картины в искусстве ХХ века.

Ознакомление с

новым материалом

Иметь представление о многообразии направлений и языков изображения в искусстве ХХ века. Уметь анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства ХХ века.

стр. 72-77 (2)

28

12

Место и роль картины в искусстве ХХ века. Работа над композицией.

Применение знаний и умений

Уметь передать в творческой работе любое событие ХХ века, коснувшееся нашей страны.

Композиция на заданную и проработанную на предыдущих уроках истории тему

        Тема 4. Реальность жизни и художественный образ (7 часов).

29

1

Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

Урок обобщения

Знать значение иллюстрации как формы взаимосвязи слова с изображением. Уметь подбирать необходимый для иллюстрирования материал в соответствии с литературным произведением.

Знать известных иллюстраторов книги.

Выбрать литературное произведение и ряд интересных материалов из него; собрать необходимый для иллюстрирования материал (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные бытовые детали и т. д.), стр.78-81(2)

30

2

Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Сочинение эскизов.

Применение знаний и умений

Уметь создавать иллюстрации к литературному произведению, учитывая связь слова с изображением.

Выполнить эскизы иллюстраций к литературному произведению.

31

3

Зрительские умения и их значение для современного человека.

        

Урок обобщения

Знать о разных уровнях понимания произведений изобразительного искусства, культуре зрительского  восприятия. Уметь проводить глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства.

Составить письменно глубокий и системный аналитический разбор любого произведения изобразительного искусства

стр.83-84(2)

32

4

История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве

Применение знаний и умений

Иметь представление о стиле и направлении в изобразительном искусстве. Уметь анализировать произведение с точки зрения принадлежности их стилю и направлению.

Составить письменно разбор любого произведения изобразительного искусства с точки зрения принадлежности его стиля и направления.

стр.84-89(2)

33

5

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

Урок обобщения

Знать историю становления Эрмитажа, Третьяковской галереи. Понимать роль художественного музея в национальной и мировой культуре.

стр.103-135(2)

34

6

Художественно-творческие проекты.

Применение знаний и умений

Уметь самостоятельно определять цели своей деятельности, сотрудничать в совместной деятельности с учителем и сверстниками, использовать полученные знания о средствах художественной выразительности изображения в собственном творчестве.

Работа над проектом

35

7

Художественно-творческие проекты. Выставка работ.

Контроль знаний.

Знать метод создания творческого проекта, использовать полученный творческий опыт в разработке собственной идеи.

Работа над проектом

График письменных работ

дата

Вид работы, ее название

Тема курса

Практическая работа

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве

Защита творческих работ

Художественно-творческие проекты. Выставка работ.

                            РАССМОТРЕНО                                                                                                СОГЛАСОВАНО                          

                           на заседании ШМО

                           учителей искусства                                                                                             Зам. директора по УМР                

                           Протокол № 1                                                                                                      _______   /О. А. Шкунова /                    

                           от 28 августа 2012г.                                                                                            30 августа 2012г.                                                                                              

                            Руководитель ШМО

                            _______   /А. А. Левова  /

                                                                                           



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


гимназия №2 города Чехова Московской области


УТВЕРЖДАЮ

Директор гимназии             М.В.Тарасова

Приказ  № __

от ________2012  года

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

                           По  искусству (изобразительному искусству)

                                                 

      Ступень обучения:  7 а, б, в, г классы, основное общее образование   

                         

      Количество часов : 35             Уровень:  базовый

                                                                                                                               

      Учитель :  Суглобова Л. Г.

 Программа разработана на основе        программы Б. М. Неменского «Изобразительное         искусство», 5-9 классы.  «Просвещение», 2011г.



Пояснительная записка.

Программа "Изобразительное искусство" создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная рабочая программа составлена на основе рабочей программы «Изобразительное искусство» под редакцией и руководством Б.М. Неменского для 5-9 классов (издательство «Просвещение», 2011 г.).

 Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, сотворчество учителя и ученика. Цель предмета - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Учебный предмет "Изобразительное искусство" в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащегося как неотъемлемой части культуры духовной. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие в социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и утверждения своей уникальной индивидуальности.

Обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся: знание культуры своего народа, формирование ответственного отношения к учению, развитие морального сознания, формирование коммуникативной компетентности в общении, осознание значения семьи в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной практической творческой деятельности: умение самостоятельно определять цели своего обучения, умение самостоятельно планировать пути к достижению целей, осуществлять контроль своей деятельности, владеть основами самоконтроля, самооценки, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности,  который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: развитие визуально-пространственного мышления, освоение художественной культуры, ее жанров, воспитания уважения к истории культуры своего отечества, приобретение опыта работы с различными художественными материалами и в разных техниках, развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, развитие индивидуальных творческих способностей.

Тема 7 класса "Изобразительное искусство в жизни человека" посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы граммотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразовать жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, требующая и знаний и умений.

Настоящая программа предусматривает изучение курса изобразительного искусства в объеме одного учебного часа в неделю.

Основное содержание программы.

Изображение фигуры человека и образ человека (8 ч.)

Изображение человека в графике, живописи, скульптуре. Пропорции строения фигуры человека. Изображение человека в истории искусства разных эпох. Образ человека в европейском и русском искусстве в современном мире.

Поэзия повседневности (8 ч.)

Изображения обыденной жизни людей в истории искусства.

Бытовой жанр в изобразительном искусстве и его значения в понимании истории человечества и современной жизни человека. Выражение мировоззрения и общественных идеалов в изображении повседневной жизни в искусстве разных эпох и народов. Поэзия понимания мира и себя в этом мире.

Углубление и развитие композиционного мышления: представления о целостности композиции, об образных возможностях изобразительного искусства и особенностях его метафорического строя.

Развитие наблюдательности и интереса к жизни людей, образного видения обыденных сюжетов окружающей повседневной жизни.

Знакомство с классическими произведениями, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства.

Великие темы жизни (12 ч.)

Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в жизни общества.

Мифологические библейские темы в искусстве и их особое значение в развитии самосознания общества.

Тематическая картина как обобщенный целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью.

Историческая картина в европейском и русском  искусстве. Значение исторической картины в становлении национального самосознания.

Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве ХХ века. Проблемы современного развития изобразительного искусства.

Реальность жизни и художественный образ (7 ч.)

Обобщение и систематизация полученных знаний и представлений об искусстве. Главная задача обучения искусству - живое эмоциональное глубокое восприятие произведений изобразительного искусства ради нового понимания и богатого переживания жизни.

Создание коллективных или индивидуальных творческих проектов.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что обучающиеся

должны знать:

- о жанровой системе в изобразительном искусстве;

- о роли и истории тематической картины и ее жанровых видов (бытовой, исторический и т.д.);

- понимать процесс работы художника над картиной, роль эскизов и этюдов;

- о композиционном построении произведения, соотношении целого и детали;

- чувствовать поэтическую красоту в повседневности в каждом моменте жизни человека;

- о роли искусства в создании памятников истории;

- о разнице сюжета и содержании в картине, о роли конструктивного изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре, понимать роль художественной иллюстрации;

- о российском и мировом изобразительном искусстве ХХ века;

должны уметь:

- пользоваться красками, графическими материалами, обладать навыками лепки;

- видеть конструктивную форму предмета, уметь пользоваться правилами линейной и воздушной перспективы;

- видеть соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

- передавать пропорции и движения фигуры человека с натуры и по представлению;

- владеть материалами живописи, графики и лепки;

- наблюдать, образно видеть окружающую ежедневную жизнь;

- строить творческие тематические композиции, формировать авторскую позицию по выбранной теме, поиске способа ее выражения.

Перечень учебно-методического обеспечения.

     

1.  Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тесты, задачи. – М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999.

2.  Гусева О.М. Поурочные разработки по изобразительному искусству 7 класс. «Просвещение», 2012 г.

3. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1995.

4. Программы средней общеобразовательной школы с краткими методическими рекомендациями: изобразительное искусство и художественный труд. 1–8 классы. – М.: Просвещение, 1990.

 5. Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. – Искусство. – 2002. – № 20 (260).

 6. Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура: тесты. – М.: ВЛАДОС, 2000