СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИК УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕ-РИАЛА
Усиление требований к знаниям абитуриентов высшей школы привели к необходимости проведения совместно с учащимися анализа структуры учебного материала. При этом выделяются главные и второстепенные элементы знаний. Главныеэлементы образуют содержание функционирующей системы знания, а второстепенные связывают их в логически целое образование. Следует иметь в виду, что понятия «главный» и «второстепенный» являются в применении к элементам учебного материала относительными. Такой подход можно применить при освоении студентами тем самостоятельного изучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usvoenie_materiala.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Совершенствование методик усвоения учебного материала
Дунай В.Л., МКОУ «СОШ №2», г. Изобильный, Ставропольский край
Безгина Ю.А., ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный
агарный университет»
Усиление требований к знаниям абитуриентов высшей школы привели к необходимости проведения совместно с учащимися анализа структуры учебного материала. При этом выделяются главные и второстепенные элементы знаний. Главные элементы образуют содержание функционирующей системы знания, а второстепенные связывают их в логически целое образование. Следует иметь в виду, что понятия «главный» и «второстепенный» являются в применении к элементам учебного материала относительными. Такой подход можно применить при освоении студентами тем самостоятельного изучения.
Главными элементами знания считаются те, которые вводятся впервые и без которых невозможно усвоение последующих элементов знания. Каждый новый элемент вводится с помощью целого ряда вспомогательных, связующих элементов. Но многие из этих связующих элементов были, в свою очередь, главными на предыдущих занятиях, когда они только вводились. С другой стороны, каждый функционально доминирующий на данном занятии элемент на следующих уроках превратится во второстепенный. Каждый элемент знания лишь на одном уроке, где он вводится впервые, может быть главным. На всех последующих уроках он используется для образования новых элементов знания и превращается в связующий. Выделив главные «доминирующие элементы знания» (ДЭЗ) на каждом из последовательных уроков, можно организовать относительно автономную систему обучения, в максимальной степени способствующую осмысленному и прочному запоминанию учебного материала.
Для реализации функции дискретного подхода разработаны методические приёмы составления системы вопросов и их использования в учебном процессе. Мы рассматриваем самостоятельное овладение учебным материалом посредством выделения элементов знания как один из основных методов изучения дисциплины. На начальных стадиях реализации этого метода требуется кропотливое обучение анализу учебного материала, выделению элементов знания и представлению их в виде системы вопросов и ответов. На первых занятиях педагог может больше уделять внимание содержанию учебника и спрашивать, что нового обучающиеся узнали из каждого фрагмента. Далее педагог учит ставить вопросы, которые бы вынуждали воспроизвести выделенный новый элемент знания.
В учебной работе, основанной на дискретном подходе, могут использоваться две системы фиксации ДЭЗ. В первой эти элементы записываются в отдельной тетради на протяжении всего периода обучения. У ученика при этом всегда под рукой весь набор элементов знания, и он может пользоваться ими по мере необходимости. Но содержание оторвано от других материалов изученной темы: структурных схем, математических выводов, лекционных записей и задач, т.е. от всего, что ученик нарабатывает в своей рабочей тетради на уроках.
Итак, для анализа структуры учебного материала и выделения ДЭЗ могут быть использованы различные методические приёмы.
Прием первый. Учащиеся на занятии самостоятельно изучают тему и выделяют ДЭЗ, составляют и записывают систему вопросов. Затем педагог организует беседу, выявляет состояние дел по выполнению работы, выясняет, кто и как составил вопросы. Коллективно обсуждаются вопросы и ответы к ним. В ходе этой работы преподаватель производит подготовленный по теме демонстрационный эксперимент, корректирует и дополняет знания учащихся. Если же времени на занятии для составления ответов не хватает, то задание выполняется дома. Рядом с вопросом в специальной графе можно указать страницу учебника, где можно найти самостоятельно нужный ответ.
Прием второй. Учащиеся обычным порядком самостоятельно изучают материал учебника, составляют систему вопросов в рабочей тетради. На следующем (или на том же) уроке анализируется составленная система вопросов, выбирается приемлемый вариант, записываются вопросы для последующего составления ответов дома.
Прием третий. Преподаватель, после изложения нового материала, диктует необходимую систему вопросов.
В практике обучения на занятиях чаще применяется комбинация всех трёх приёмов. В зависимости от конкретных обстоятельств выбирается тот или иной. В итоге у учащихся накапливается система вопросов и ответов на них, которая представляет собой логический остов курса учебного предмета с выделением ДЭЗ.
Дискретный подход представляет собой самостоятельную дидактическую подсистему со своими методами и средствами, достоинствами и недостатками. Решая вопрос о её широком применении, необходимо проанализировать сильные и слабые стороны этой системы. К её достоинствам следует отнести, прежде всего, возможность включать всех учащихся в деятельность по усвоению программного материала в строгой логической последовательности. Здесь удачно реализуется принцип систематичности обучения.
При традиционной системе обучения слабо заинтересованные ученики имеют возможность не работать над рядом параграфов учебника, выжидая время опроса. Дискретный подход полностью исключает такое явление. Достоинством системы является и приобретение учащимися умений и навыков самостоятельного анализа учебного материала, выделения его элементов и функций этих элементов, что является основой систематизации. Дискретный подход создаёт благоприятные условия для сочетания понимания и прочного запоминания учебного материала. Проверка тетрадей даёт гарантированный минимум накопления оценок и является стимулом для систематической работы учащихся.
К недостаткам системы следует отнести следующие. Требуется дополнительное время для заполнения тетрадей. Правда, этот недостаток обнаруживается, если дискретный подход рассматривать как дополнительную работу в традиционной системе обучения. Если же дискретный подход сделать основным методическим направлением в обучении, то данный недостаток автоматический снимается и превращается в достоинство. Не отказываемся же мы от решения задач по дисциплине по той причине, что оно требует дополнительного времени!
Следующим недостатком является то, что учащиеся с пониженным интересом к обучению стараются избежать обязанности изучать тексты для их последовательного пересказа, а зачастую ограничиваются лишь поисками ответов и их заучиванием. Данный недостаток должен быть компенсирован соответствующим сочетанием форм контроля знаний.
Не следует противопоставлять данный подход проблемному обучению и другим творческим подходам по двум причинам. Во-первых, анализ состава знания, выделение его элементов, постановка вопросов и поиск ответов является активным творчеством. А во-вторых, данный подход не исключает всех других подходов - он развивает их, дополняет, создаёт лучшие условия. Прочное знание основ наук является необходимым условием всякого творчества.
В процессе многолетнего опыта внедрения дискретного подхода мы пришли к выводу, что его успешность гарантирована, если внедрение подхода начинается одновременно с началом изучения учебного предмета и осуществляется одновременно на нескольких учебных дисциплинах.