«Использование творческих заданий по истории математики в обучении будущих учителей»
Научная статья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tvorcheskih_zadaniy_po_istorii_matematiki_v_obuchenii_budushchih_uchiteley.docx | 582.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ В ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
(Н.Г.Калмыкова)
Обучение истории науки является важной составной частью подготовки учителей математики. Его значение особенно возрастает в настоящее время в связи с повышением роли математики во всех сферах человеческой деятельности. Современное математическое образование в школе невозможно без подготовки учителя, способного его осуществить. Математика должна им пониматься в контексте всей культуры. Знания не только математики, но и знания о математике становятся профессионально необходимыми. Поэтому совершенно необходимо включение в учебный план подготовки учителя профессионально направленного курса истории математики. [1]
В методической литературе описаны различные формы ис пользования исторических сведений в процессе обучения в школе: сообщения, справка, беседа, решение исторических задач, доказа тельство именных теорем, доклады учащихся, математические ве чера, выпуск тематических газет и др. При этом подчеркивается творческий характер их применения и необходимость конструирования собст венной методической системы с включением таких форм работы. Практическая подготовка студентов к такой работе осуществляется в форме лабораторных занятий с показом фрагментов уроков, со ставления тематических и поурочных планов, сценариев и про грамм внеклассных мероприятий, составления библиографии к творческим работам учащихся, изучения и обсуждения научно-методических статей и др.[2]
Формирование творческой личности будущего педагога является сегодня одной из актуальных проблем, определяющих качественное отличие современного личностно-ориентированного образования. Подготовка будущего учителя математики к профессиональной деятельности достигает цели, если в результате удается сформировать инициативного, творчески активного педагога, способного в свою очередь формировать творческую личность учащегося. [3]
Для формирования у будущих учителей предметных знаний и умений по курсу «История математики», профессионального интереса и привития навыков самосовершенствования и самообразования, в процессе изучения дисциплины им предлагаются творческие задания, имеющие практическую направленность, то есть такие задания, в ходе выполнения которых формируется определенный «продукт», обладающий объективной или субъективной новизной. Чтобы выполнять подобные задания, от будущего педагога требуется, во-первых, более широкие, по сравнению с имеющимися, знания в области истории математики и смежных с ней областях, что создает необходимость и потребность работать с дополнительной литературой/информацией, а во-вторых, поиск нестандартных решений, порождающий оригинальные идеи и способствующий формированию у студента творческой активности, которая, как отмечалось выше, на современном этапе развития математического образования является одним из ведущих компонентов становления его как творческой личности.[4]
При разработке творческих заданий необходимо руководствоваться следующими требованиями:
- формулировка задания должна учитывать специфику изучаемого предмета;
- задания должны представлять собой различные типы самостоятельных работ;
- каждое последующее задание взаимосвязано с предыдущим заданием;
- задания должны способствовать формированию глубоких, прочных знаний, профессиональных умений и навыков;
- задания должны быть максимально приближены к будущей специальности студентов;
- задания должны давать возможность студентам проявить свои способности и развивать их.[5]
В качестве примера таких заданий рассмотрим следующие творческие задания.
Задание 1. Провести анализ использования историко-математического материала в одном из школьных учебников и результаты оформить в виде методических рекомендаций для учителей по использованию данного школьного учебника.
Задание 2. Изучить содержание одного/нескольких школьных учебников и выяснить, какая информация о великих математиках в них присутствует и в каком виде. Разработать цифровой образовательный ресурс (ЦОР) по персоналиям.
Задание 3. Подобрать (желательно первоисточник) и перевести на современный язык исторические задачи (одну или несколько) по любой теме школьного курса математики. Продумать возможные сферы использования задач в учебной или внеурочной деятельности.
Задание 4. Подобрать задачи, которые можно перевести с алгебраического языка на геометрический и наоборот.
Задание 5. Ознакомьтесь с подборкой «Занимательные факты из жизни знаменитых людей», представленных в одноименном ЦОР. (рис.1) Дополните подборку и составьте мини-тест по представленным в данном ЦОР фактам.
Рис. 1
Эффективность развития у будущего учителя математики творческих способностей, формирования у него профессиональных знаний, умений и компетенций в значительной степени зависит от результативности поиска новых форм и средств обучения. При выполнении творческих заданий по курсу «История математики» происходит активизация познавательных способностей и творческих сил будущих учителей математики, их более глубокое проникновение в сущность изучаемых вопросов, реализуется большая самостоятельность студентов в ходе выполнения ими исследовательской деятельности, формируется новизна их суждений и выводов. Литература
- Гильмуллин М.Ф. История математики. Учебное пособие – Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2009.
- Гильмуллин М.Ф. Новые понятия методики обучения истории математики // Современное математическое образование и проблемы истории и методологии математики: Международ.науч. конференция: 6-я Всероссийская школа по истории математики. – Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2006.
- Дорофеев С.Н. Основы подготовки будущих учителей математики к творческой деятельности. Пенза, Инф.-изд. центр Пенз. гос. университета, 2002.
- Кучугурова Н.Д. Самостоятельная работа как средство формирования личности будущего учителя математики. http://wap.pspu.ru/sci_conf_pech_kuchu.shtml
- Трифонова В.А. (Казанская АВМ им. Н.Э. Баумана) Совершенствование уровня образования путем формирования исследовательских умений и навыков http://www.nsau.edu.ru/images/vetfac/images/ebooks/pages/2004/s477.htm