Философская культура педагога
Проект программы курса :"Философская культура педагога",написана коллективно инициативной группы молодых и энергичных ученых)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_filosofskaya_kultura_pedagoga.doc | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области
Педагогическая академия последипломного образования
Философская культура педагога
(проект программы)
Составители:
О.В. Покосовская, Н.В. Ермолина,
Н.Г. Евдокимова, В.Е. Гурбани,
Е.Е. Гилева, аспиранты 1 курса специальности 13.00.01 - «Общая педагогика, история педагогики и образования».
Рецензент
В.М.Шепель, доктор философских наук, профессор Педагогической академии, академик, заслуженный деятель РФ, основатель имиджелогии, президент Лиги профессиональных имиджмейкеров.
2012 г.
Пояснительная записка
В современных условиях философская культура педагога – необходимый элемент его профессиональной компетентности. Жизнь в педагогике немыслима без определенного уровня философской подготовки. Философская культура педагога – сложное и многогранное проявление духовного мира его личности.
В силу профессиональных функций философская культура учителя становится основой современного типа образования: педагог, передающий знания на основе готовых, однозначных логических схем, сам не ориентирующийся на понимание и не способный к нему, может воспроизвести в учащемся эрудита, но не образованного, т.е. умеющего мыслить и творить человека.
Философская культура состоит в той или иной степени овладения культурными смыслами, накопленными человечеством, в методологической подготовке, в способности к мировоззренческому самоопределению. Она способствует самостоятельной личностной ориентации в окружающем мире, помогает определить оптимальные формы общенияслюдьми: общениевсегдапредполагаетреализацию определенной системы ценностей, осознание своих ценностей, умение соотнести их с чужими – основу позитивного общения. Без осознанного мировоззренческого самоопределения трудно выбрать направления и способы социальной, профессиональной иличностной самореализации. Философская культура современного учителя – необходимая и обязательная основа его педагогической культуры. Поэтому мы рассматриваем эти понятия вместе.
В профессиональном поведении учителя, в том, как он общается с учащимися, коллегами, родителями учеников, отражается активно освоенное им культурное наследие и сложившаяся на этой основе его система педагогических, социальных, нравственных, интеллектуальных ценностей. Это проявляется в понимании целей общения, в оценке ситуации, в выборе конкретных способов профессионального поведения от тех или иных педагогических методик и технологий до личностной, индивидуальной позиции в конкретной педагогическойситуации.
Таким образом, философская культура педагога - необходимый элемент его профессиональной компетентности. “Она поддерживает жизнь в нас”, - писал Л.С.Выготский, и жизнь в педагогике немыслима без определенного уровня философской подготовки. К сожалению, существующее ныне образование по-прежнему характеризуется предметоцентризмом, узкопрофильным делением единогокорпусазнаний, утратойцелостной картины мира, ее дроблением на отдельные, не связанные между собой фрагменты. Вот почему вопрос о формировании философской и педагогической культуры учителя в современных условиях становится актуальным. В своей деятельности педагоги школы практически ориентируются на «определенную совокупность взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности».
Поэтому, в современных условиях модернизации образования усиление личного потенциала в практической педагогической детальности является одной из главных задач. Педагог должен владеть философской культурой для постижения целей воспитания и образования на современном этапе развития педагогического знания. Теория познания даст ему возможность опосредованно определить законы учебно-познавательной деятельности и способы управления ею. Философские категории необходимости, общего, единичного и особенного, закономерности взаимосвязи и взаимозависимости и т. д. способствуют развитию познавательной педагогической мысли.
Основная цель курса: формирование философской культурыпедагога через анализ педагогической действительности и рефлексии собственной образовательной деятельности в условиях переходного инновационного общества.
Задачи курса:
- предоставить слушателям доступное изложение материала по вопросам философской культуры;
- раскрыть роль и значение философской культуры для профессиональной деятельности учителя;
- привить на выки рефлексивного мышления (философствования);
- показать сущность и значение философской культуры педагога как составной части его профессиональной подготовки и методологической основы практической деятельности.
Требования к уровню освоения содержания курса.
В результате изучения дисциплины слушатели должны:
- знать философско - мировоззренческие основы важнейших отечественных и зарубежных образовательных систем, учений и концепций, определивших главные стратегические линии исторического развития педагогики;
- понимать сущность, закономерности и логику развития образования как исторического и современного феномена; органическую взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего в историко-педагогическом процессе, различных образовательных культур и ценностей; роль философской культуры в профессиональной культуре учителя.
В результате освоения курса философская культура учителя слушатели должны приобрести научно- исследовательские умения и навыки:
- видеть причинно-следственные связи между историко-педагогическими, а также образовательными явлениями, тенденции и направления их развития;
- выявлять их генетические корни, социокультурные и мировоззренческие основы;
- раскрывать связь целей, содержания, организации воспитания с уровнем и особенностями развития общества в целом, его культуры и науки в каждую историческую эпоху;
- мыслить и оперировать категориями философии при анализе историко-педагогических, философско-педагогических и собственно-педагогических явлений, соединять педагогические, исторические и философские подходы при этом;
- ориентироваться в разнообразии историко-педагогических и образовательных ценностей, выявлять среди них наиболее значимые и перспективные при одновременном учете принципов историзма и культуросообразности;
- использовать элементы историко-педагогического опыта в своей образовательной деятельности.
Курс предназначен для учителей и педагогических работников общеобразовательных школ, дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования и других типов образовательных учреждений.
Формы контроля.
Итоговый контроль.
Для контроля усвоения курса «Философская культура» предусмотрены:
- Контрольная работа. Основы философских знаний.
- Творческая работа на тему: «Философское осмысление оснований педагогической деятельности».
Текущий контроль.
Проводится анализ и оценка работы слушателей на практических занятиях (доклады, участие в обсуждении):
- Выполнение исследовательского проекта «Философские воззрения великих философов мира»
- Практикум.
Тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Аудиторные часы | Вне- аудитор- ные часы | ИТОГО | ||
Лекции | Семинары | КСР | ||||
Введение. Актуальность формирования философской культуры учителя. | 2 | 1 | 3 | |||
Раздел 1. Основы философских знаний необходимые для формирования философской культуры | 12 | 2 | 8 | 22 | ||
1. | Тема 1. Теория познания (гносеология). | 6 | 1 | 4 | 11 | |
2. | Тема 2. Логика - фундамент философии. | 6 | 1 | 4 | 11 | |
Раздел 2. Искусство полемики как поиск истины. | 6 | 6 | 10 | 22 | ||
3. | Тема. 1. Теория полемики | 6 | 4 | 10 | ||
4. | Тема 2. Практика полемики. Философские воззрения и педагогика. | 6 | 6 | 12 | ||
Раздел 3. Философская культура научно- исследовательской деятельности педагога. | 6 | 3 | 9 | |||
5. | Тема 1. Структура и форма науч ного познания. Сознание и познание. Эмпирический и теоретические уровни научного познания. Философское мышление. | 2 | 1 | 3 | ||
6. | Тема 2. Методология педагогического исследования. Объект и предмет научного исследования. Средства и методы научного познания. Наблюдение и эксперимент, роль приборов в познании. Общелогические методы познания, моделирование, измерение. | 2 | 1 | 3 | ||
7. | Тема 3. Научная картина мира и основ ные этапы ее эволюции. Современные представления о механизмах развития научного знания. Социальное познание и его особенности. Наука и техника. | 2 | 1 | 3 | ||
Практикум. Компоненты профессиональной компетенции через призму философской культуры.. | 12 | 4 | 16 | |||
8. | Специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины. | 3 | 1 | 4 | ||
9. | Методическая компетентность в области способов формирования знаний, учений, навыков. | 3 | 1 | 4 | ||
10. | Психолого-педагогическая в области мотивов, способностей, направленности обучаемых. | 3 | 1 | 4 | ||
11. | Рефлексия педагогической деятельности (аутопсихологическая компетенция). | 3 | 1 | 4 | ||
ЗАЩИТА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ | 6 | 6 | 12 | |||
ВСЕГО: | 26 | 24 | 2 | 32 | 84 |
Содержание курса.
Введение. Актуальность формирования философской культуры учителя.
Особенности, предмет, цель и задачи курса, связь с другими дисциплинами.
Предмет философской культуры.
Место и роль философской культуры в развитии педагогической культуры педагога.
Раздел 1. Основы философских знаний необходимые для формирования философской культуры.
Тема 1. Теория познания (гносеология).
"Гносеология" - происхождение слова и содержание понятия. Гносеология как раздел философских знаний. Предмет гносеологии. Проблемы гносеологии. «Гносеология» и «Эпистемология».
Место гносеологических проблем в философии. Взаимосвязь гносеологии с другими проблемами философских знаний. Взгляды различных философов на гносеологию. Эпистемология как составная часть гносеологии.
Проблемы гносеологии в различных типах мировоззрения. Решение гносеологических проблем на уровне наивного реализма, мифологии, религии, здравого смысла. Специфика постановки и решения гносеологических проблем в философии.
Тема 2. Логика - фундамент философии.
Под логикой будем понимать единство формальной и диалектической логик. Формальная логика – наука о законах и формах правильного мышления, о логических операциях мышления. Диалектическая логика — учения о средствах познания объективного мира, о способах приобретения, формирования, развития знаний и использования их в практической деятельности – формальная логика направлена на прояснение структуры готового знания.
Предметом изучения формальной логики являются формы абстрактного мышления – понятие, суждение, умозаключение – и логические основы теории аргументации.
Под логическим мышлением понимается правильное мышление – мышление по законам логики, т.е. закону тождества, закону непротиворечия, закону исключенного третьего, закону достаточного основания. В соответствии с этими законами логическое мышление – это мышление последовательное, непротиворечивое, определенное, обоснованное.
Мыслить логически – значит уметь верно выстраивать умозаключения, доказательно рассуждать, устанавливать связи и отношения между понятиями, событиями, разрешать противоречия и обнаруживать новые, находить наиболее благоприятные условия приобретения знаний и сообщения их другим, рациональные способы решения проблем и т.д.
Под развитием логического мышления понимается приобретение навыков практического владения логическими операциями мышления умения устанавливать связи и отношения между понятиями, событиями, осмысленно воспринимать и запоминать информацию, обнаруживать и разрешать противоречия и т.д. Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, ограничение, классификация, конкретизация – это и основные мыслительные операции, среди которых большинство – логические, и важнейшие общеинтеллектуальные умения, а в философии некоторые из них являются методами познания.
Логическая культура характеризуется степенью развития логического мышления, знанием законов логики как формальной, так и диалектической. Воспитание логической культуры способствует эффективности преподавания учебного материала и продуктивности его усвоения.
Раздел 2. Искусство полемики как поиск истины.
Тема 1. Теория полемики.
Доказательство и его структура. Структура аргументации. Правила доказательства и аргументации.
Полемика как искусство убеждения. Полемика и ее структура Отличие полемики от других разновидностей диалога. Виды полемики.
Дискуссия и спор. Причины и цели полемики Типы полемики. Теория полемики. Общие принципы полемики: принцип демократизма; объективность арбитров; тщательность отбора слов и выражений; ложные аргументы недопустимы.
Полемика и ее структура. Стратегия и тактика познавательной полемики.
Основные функции полемики: социальная функция полемики; информационная функция полемики; интеллектуальная функция полемики
Тема 2. Практика полемики. Историческое развитие философских взглядов на образование и педагогику.
Исследовательские проекты в форме мультимедийных презентаций:
- Философские воззрения Сократа. "Знание не есть ум."
- Философские воззрения Платона."Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нём соединились два порока."
- Философские воззрения Аристотеля. "Об учении он говорил: «Корни его горьки, но плоды сладки». На вопрос, что быстро стареет, он ответил: «Благодарность».
- Философские воззрения Ф.Аквинского."Правители нуждаются в мудрецах значительно больше, чем мудрецы в правителях."
- Философские воззрения Д.Локка. "Великое искусство научиться многому — это браться сразу за немногое."
- Философские воззрения Декарта."Сомневайся во всём."
- Философские воззрения И.Кант. "Постоянно давать детям награды не годится. Через это они становятся себялюбивыми, и отсюда развивается продажный образ мыслей."
- Философские воззрения Ф. Ницше. "Вернейший способ испортить молодое поколение — научить их выше ценить единомышленников, чем тех, кто думает иначе."
- Философские воззрения Ф.Гегеля. "Всё действительное — разумно, всё разумное — действительно"
- Философские воззрения А.Энштейна. "Выдающиеся личности формируются не посредством красивых речей, а собственным трудом и его результатами".
- Философские воззрения Л.Толстого. "Кто усовершенствовался, тот не может верить тому, чтобы это усовершенствование кончилось."
- Философские воззрения Бердяева. "Знание — принудительно, вера — свободна."
- Философские воззрения В.Соловьева. "Свобода — это когда не нужно выбирать."
- Философские воззрения А.Макаренко. "План заключается не только в том, сколько нужно сделать столов и стульев. План — это тонкое кружево норм и отношений."
Требования к содержанию проекта. В проекте должен быть указан исторический период жизни философа или философская школа, к которой он принадлежал; определены исторические факты, оказывающие влияние на его философские воззрения; раскрыто содержание высказывания и определено отношение автора к данному высказыванию.
Каждую тему выполняет два слушателя индивидуально. При проверке работы один выступает, другой оппонирует.
Раздел 3. Философская культура научно-исследовательской деятельности педагога.
Структура и форма науч ного познания. Сознание и познание. Эмпирический и теоретические уровни научного познания. Философское мышление.
Методология педагогического исследования. Объект и предмет научного исследования. Средства и методы научного познания. Наблюдение и эксперимент, роль приборов в познании. Общелогические методы познания, моделирование, измерение.
Научная картина мира и основ ные этапы ее эволюции. Современные представления о механизмах развития научного знания. Социальное познание и его особенности. Наука и техника.
Практикум. Компоненты профессиональной компетенции через призму философской культуры.
Работа с первоисточниками. Наблюдение явлений и фактов. Анализ явлений и фактов. Выявление проблемы (цели, задач) и ее решение. Формулировка гипотезы.
Разработка и проведение эксперимента (расчеты, теоретическое исследование), обработка и обобщение результатов.
Обобщение результатов исследования, формулировка общих выводов. Использование достижения смежных наук.
Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.) (Браже Т. Г.)
Н.В. Кузьмина определяет компетентность как способность педагога превращать специальность, носителем которой он является в средство формирования личности учащегося с учетом ограничений и предписаний, накладываемых на учебно-воспитатальный процесс требованиями педагогической нормы, в которой он осуществляется.
-специальная (в области преподаваемой дисциплины);
-методическая (в области способов формирования знаний, учений, навыков);
-психолого-педагогическая (в области мотивов, способностей, направленности обучаемых);
- рефлексия педагогической деятельности (аутопсихологическая компетенция).
Профессиональные умения связанные с философской культурой (И.Исаев, В. Сластенин):
– умение переводить содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: исследование личности и коллектива с целью определения уровня готовности к активному овладению знаниями проектирование на этой основе процесса развития; выделения комплекса образовательных, развивающих и воспитательных задач и определение доминирующей задачи;
– умение создать и привести в движение логично завершенную педагогическую систему; комплексное планирование учебно-воспитательных задач; обоснованный от-бор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его реализации;
– умение устанавливать взаимосвязь между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий; активизация личности ученика, развитие его деятельности, регуляция внешних непрограммируемых воздействий;
– умение оценивать результаты педагогической деятельности, анализировать образовательное пространство, определять новые задачи [4, с. 134]
Задания для формирования философской культуры:
- на основе анализа заданной педагогической ситуации самостоятельно сформулируйте проблему (вопрос);
-по заданной ситуации дайте психолого-педагогическую характеристику объектов и субъектов воспитания и их взаимоотношений;
- решите сформулированную педагогическую задачу на основе строгого применения законов и правил формальной логики;
- решите педагогическую задачу на основе педагогических знаний, диагностики и прогнозирования поведения участников ситуации;
-осуществите поиск или моделирование педагогической ситуации, используя научную литературу или факты реальной педагогической практики (в частности, своей собственной);
-проведите классификацию ситуаций из практики воспитательной работы (подобранных или заданных): по месту возникновения и протекания; по сущности педагогического процесса; по взаимодействующим субъектам и объектам воспитания; по заложенным воспитательным перспективам (стратегические, тактические, оперативные);
-осуществите профессионально-педагогический самоанализ личности в условиях конкретной ситуации и наметьте план самовоспитания;
- проанализируйте педагогическую ситуацию, используя различные сочетания творческих заданий и т.п.
Перечень заданий:
- Философские аспекты понятия «информация».
- Урок как аналитический продукт.
- Философско-педагогические исследования на основе анкетирования.
- Составление рекомендаций для учащихся (творческого проекта, реферата, сочинения и т.д.).
- Анализ аналитического продукта учащихся (проекта, реферата и т.д).
- Гуманистическая философия образования и воспитания как норма современного общества.
- Организация диалога (полемики, спора, дискуссии) в условиях современного урока
Творческая итоговая работа эссе/реферат/зарисовки на тему: «Философское осмысление оснований педагогической деятельности». Рекомендуется ознакомиться с книгой Николая Александровича Бердяева «Самопознание».
Используемая литература.
- Шепель В.М. Философская культура исследователя. Конспект лекций.
- Беляев В.И. История и философия науки (педагогики): учебное пособие для аспирантов. – Магадан: Издательство СВГУ, 2011. – 242 с.
- Родос В. Б. Теория и практика полемики. – Томск: Томский государственныйуниверситет им. В. В. Куйбышева, 1989. – 55 с.
- Послевузовское профессиональное образование: содержание обучения в аспирантуре по педагогическим специальностям [Текст] : методическое пособие / авт.-сост. А. Н. Бакушина. – СПб.: СПбАППО,2008. – 273 с.
- Гетманова А.Д. Учебник по логике. — М.:Владос., 1994.
- Ярославский педагогический вестник № 1–2010