Холокост- трагическая страница в истории Второй мировой войны

Воспитательное мероприятие, направленное на профилактику экстримизма и национализма в подростковой среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия

«Холокост - трагическая страница истории Второй мировой войны»

Цель: формирование толерантного сознания, развитие сочувствия к жертвам холокоста, профилактика экстремизма и национализма в подростковой среде.

Оборудование: оборудование для показа презентации, экземпляры документов, книги соответствующей тематики, иллюстрации, распечатанные экземпляры всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года.

Ученик  читает стихотворение:

Засыпал снег сегодня Бабий Яр.
Прикрыл собою братскую могилу.
Сто тысяч в ней взывают молча к миру,
чтоб в нём не вспыхнул вновь войны пожар!
Там, где фашисты сваливали в ад
убитых и живых, растут берёзы.
Смотрю на них и плачу… Эти слёзы
погибших не вернут уже назад.
Но слёзы скорби нашей не напрасны.
Они, как мудрость, над душою властны:
они её печальный, вечный плод.
Они напоминают тем, кто молод,
как будет страшен войн грядущих Молох,
что  в гневе уничтожит людской род.

Наша сегодняшняя встреча не случайно  началась со стихотворения Фридриха Золотковского «Бабий Яр. Память», которое раскрывает страшные события одной из самых известных трагедий XX века  - преднамеренной попытке полного истребления целой нации, включая мужчин, женщин и детей, приведшей  к уничтожению более 6000000 евреев.

Слайд №1.Тема нашего сегодняшнего мероприятия «Холокост- трагическая страница истории Второй мировой войны».

Кто знает, что означает слово «холокост»?

 Возможно,  некоторые из вас впервые слышат слово «холокост» и не знают его значения. Для определения данного понятия обратимся за помощью к большому энциклопедическому словарю.

Слайд №2. Холокост (от греческого holocaustos- сожженный целиком)- гибель значительной части еврейского населения Европы в ходе систематических преследований и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-1945 гг.

Холокост отличается от остальных известных в  истории случаев массовых убийств людей по масштабу преступлений и  по изощренности убийств.

        Основанием для массового уничтожения людей стали расовые теории нацистов. Которые привели к  уничтожено еврейского, цыганского, белорусского населения, поляков, чернокожих, душевно больных и не трудоспособных.

В 1933 году к власти Германии пришел Адольф Гитлер, который утверждал, что немецкая нация имеет превосходство над остальным народами. Евреи, негры и цыгане относились, по его мнению, к неполноценным, «низшим расам».

В 1935 году  были приняты Нюрнбергские законы, которые разделили население Германии на две части: немцев и не немцев. Последние были лишены права голоса, политических и иных прав. Они стали не гражданами.

Слайд №3. На слайде и распечатанных репродукциях вы можете увидеть страницу книги  «Ядовитый гриб» для немецких школьников, на которой явно прослеживается угнетение еврейского народа: изгнание учителей и еврейских детей из школы. Данный факт свидетельствует о том, непринятие и враждебное отношение к представителям  еврейской расы закладывалось в сознание немецких детей с раннего возраста. Уроки расизма в школах Германии были не редкостью.

Сейчас мы заслушаем свидетельства еврейских школьниц о том, как изменилась их жизнь после принятия нацистского «Постановления о мерах по борьбе с переполнением немецких школ».

Ученик 1. «От дружелюбной атмосферы не осталось и следа… Никто больше не хотел со мной дружить. А некоторые соседи даже боялись разговорить. Некоторые, когда мы сами к ним заходили, говорили напрямик: «Больше к нам не ходите, мы боимся. Нам нельзя больше общаться с евреями» (Хильма Геффен- Людомер).

Ученик 2. «С каждым новым днем нацистского правления пропасть между нами и нашими соседями становилась все шире. Мальчики и девочки, с которыми мы много лет были в самых теплых отношениях, отвернулись от нас. Вдруг выяснилось, что мы другие» (Марта Аппель).

Чтобы вызвать в людях негативные чувства, использовались все источники: религиозные, политические, экономические, культурные. Охота на евреев становилась легальной. Против них разрешалось применять любые действия, даже те, которые в нормальном обществе считаются преступными.
Не только помогать евреям, но даже просто выказывать им симпатию и сочувствие было смертельно опасно.

Слайд №4. 9 ноября 1938 года  по всей Германии прокатилась война насилия: сотни евреев погибли, были разграблены тысячи магазинов, хозяевами которых были евреи, десятки представителей данной расы были брошены в лагеря. Организованный Гитлером погром печально знаменуется «Хрустальная ночь».

События этой ужасной ночи описал в своем стихотворении «Хрустальная ночь» Валерий Агаронов

Ученик читает фрагменты стихотворения:

Дождик льет, протяжно плачет,

Блюз играет патефон.

Память никуда не спрячет

Ночи той хрустальный звон,

Где разбитые витрины,

Груда трупов, детский плач,

Вой толпы...оскал звериный

Демонстрирует палач!...

Этот грех впечатан в Лету!

Звон разбитого стекла

Нам напомнит век за веком

Ночь в осколках хрусталя!

Это была первая массовая акция прямого физического насилия по отношению к евреям на территории Германии. Так начался геноцид, который стал одной из главных целей гитлеровской агрессии в других странах.

Как вы думаете, что такое геноцид?

Слайд № 5. Обратите внимание на экран. Геноцид- это истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а так же умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.

В Варшаве 15 октября 1941 г. вышел приказ о смертной казни любого, кто поможет еврею. Очень скоро люди поняли, что такая помощь означает риск не только для собственной жизни, но и для жизни близких.
Нацисты заявили, что все имущество евреев принадлежит Германии. Нееврейское население Германии и оккупированных стран получало в свое распоряжение дома и собственность евреев, занимало их рабочие места. За каждого пойманного или убитого еврея платили деньгами или дефицитными продуктами. Участвовавшим в этой охоте, а также членам их семей полагались продовольственные пайки и денежное довольствие. В условиях экономической разрухи военного времени очень многие не могли устоять перед таким соблазном.

Массовый геноцид совершался в расположенных на территории Польши лагерях смерти. Там использовались газовые камеры и газовые автомобили.

Кроме этого, от 1 до 2 миллионов евреев немцы уничтожили в ходе массовых расстрелов в России. Десятки тысяч человек были уничтожены в Бабьем Яру под Киевом и в Змиевской балке около Ростова-на-Дону. Массовые убийства совершали специальные войска, так называемые «оперативные группы».

Только на территории СССР было уничтожено около 750 тысяч человек. Не менее полумиллиона евреев умерло от плохого обращения, болезней и голода  в рабочих лагерях и гетто (изолированных районах крупных городов, где содержались евреи).

Перед вами документальные свидетельства, повествующие о трагических событиях холокоста.

Всмотритесь в лица этих людей, рассмотрите условия, в которых они  содержались. (Самостоятельная работа учащихся 5 минут).

Как вы думаете, что чувствовали эти люди?

Какие мысли были у заключенных лагерей перед гибелью?

Что чувствуете вы, рассматривая подлинные доказательства человеческой жестокости?

Слайд № 6. Наиболее печальную известность получил лагерь Саласпилс из-за отдельного содержания детей, которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали. Многие заключенные подвергались различным медицинским опытам. Часто так называемые «врачи» делали свои опыты без наркоза, не обращая внимания на крики и боль человека. По свидетельским показаниям, в лагере было уничтожено более 100 000 человек.

Хочется отметить, что  нацистам несмотря на постоянные агитации и угрозы не удалось вовлечь в преследование евреев  всех местных жителей. Знакомые, сослуживцы, школьные друзья нередко пытались хотя бы морально поддержать тех, кто в один день стали изгоями. Сделать это в особых условиях террора было не просто. Особенно страшный выбор стоял перед ближайшими родственниками обреченных: пойти на смерть вместе с близкими или отречься от них.

Многие, несмотря на грозящую опасность, открывали двери голодным, замерзшим, раздетым, испачканным кровью людям, которым удавалось бежать, выбраться из могил, где лежали расстрелянные.  Часто бежавшим евреям помогали люди, знавшие их многие годы, - няньки, домработницы, товарищи по работе, священнослужители.

Известен случай, как немка Ирена Сандлер  во время Второй мировой войны, работая сантехником в Варшавском Гето на дне сумки для инструментов выносила от туда детей. Тем самым спасла   2500 детских жизней.  Её поймали; нацисты сломали ей ноги и руки, жестоко избили. Ирена вела запись имён всех вынесенных ею детей, списки она хранила в стеклянной банке, зарытой под деревом в её заднем дворе. После войны она попыталась отыскать всех возможно выживших родителей и воссоединить семьи. Но большинство из них окончило жизнь в газовых камерах.

Таких случаев проявленного гуманизма было не мало. Свыше 100 граждан России носят звание, «Праведник Народов мира», присваиваемого тем, кто, рискуя жизнью, спасал евреев от смерти.

Слайд № 7. На экране снимки Петра и Татьяны Меленчуки, которые прятали в своем доме еврейскую семью из 6 человек. Все они спаслись. Их сыну Ивану Меленчуку в 1998 г. была вручена Медаль и грамота Праведника Народов Мира. 

Слайд № 8. 27 января в России и во всем мире отмечается Международный День памяти Холокоста, установленный резолюцией ООН в 2005 году и приуроченный ко дню освобождения Красной Армией лагеря смерти Освенцим в 1945 году.

Чудовищные последствия второй мировой войны послужили толчком к созданию Организации Объединенных наций, которая призвана защищать  права всех людей без различия в отношении расы, пола, языка или религии.

Мы не случайно сегодня вспомнили страшные события холокоста, так как сегодня в мирное время мы так же сталкиваемся с деятельностью экстремистских группировок, притеснением представителей других национальностей и вероисповеданий.

Скажите, почему нам необходимо помнить о трагических событиях  второй Мировой войны и жертвах холокоста?

Слайд №9. Израильский историк, ведущий специалист по холокосту Иегуда Бауэр писал: «Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями".  

Согласны ли вы с утверждением И. Бауэра?

Вы молодое поколение и именно от вас зависит, какой будет жизнь в 21 веке. Страшные события второй мировой войны никогда не должны повториться. Вы должны помнить, что каждый человек имеет одинаковую ценность.  Терпимое, уважительное отношение к представителям других национальностей, вероисповедания, умение понимать друг друга, оказание помощи  товарищам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации- это основа Вашего будущего благополучия, уверенность в завтрашнем дне.

Сейчас я предлагаю вам выполнить одно упражнение и окунуться в удивительный мир, который не наполнен ужасами войны. Сядьте поудобнее, закройте глаза. Тихо звучит медленная классическая музыка.

«Представьте себе мир, в котором нет войн и террора. Мир, в котором человек имеет право на реализацию своих лучших устремлений. Где достаточно свободы, чтобы творить добрые дела. Где люди поступают друг с другом в духе братства, ведут себя разумно и по совести. Где человек имеет право на  уважение, свои убеждения, на свою религию, на свои слова. Представьте мир, где нет дискриминации ни по каким признакам.  Где мужчины и женщины могут основывать семью по собственному согласию, чтобы создать, воспитать и обеспечить новое поколение. Где нет брошенных детей или беспризорников, где достаточно школ, чтобы дать образование каждому ребенку. Представьте мир, в котором каждый человек за свой упорный труд получает удовлетворительную оплату такого уровня, который позволяет обеспечить себе и своей семье достойную жизнь. Представьте мир, в котором существуют только справедливые суды. В котором не торгуют женщинами, детьми и оружием. В котором нет наркотиков и безнравственных телепрограмм.       Представьте этот лучший мир, в котором соблюдаются права человека. Соблюдаются полностью, так, как они были записаны 10 декабря 1948 года, чтобы обеспечить мир, свободу, процветание и справедливость для каждого отдельного человека и для всего человечества в целом».

         Откройте глаза. Скажите, удалось ли вам представить такой мир? Какими красками он был окрашен? Было ли вам уютно в нем? Что необходимо сделать людям, чтобы наш мир стал таким?

Замечательно, ребята, большое вам спасибо за работу. В завершение сегодняшнего мероприятия я хочу пригласить вас к участию в конкурсе рисунков: «Мир, в котором соблюдаются права человека». Я хочу вручить каждому из вас всеобщую декларацию прав человека, которая поможет не только подготовиться к конкурсу, но и укрепит вашу правовую грамотность. Благодарю всех за участие и с нетерпением жду ваших творческих работ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА: «Холокост - трагическая страница истории Второй мировой войны»

Слайд 2

Холокост (от греческого holocaustos - сожженный целиком)- гибель значительной части еврейского населения Европы в ходе систематических преследований и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-1945 гг.

Слайд 3

Фрагменты немецкой книги для детей «Ядовитый гриб», опубликованной в 1938 г.

Слайд 4

Хрустальная ночь

Слайд 5

Геноцид- это истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а так же умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.

Слайд 6

Саласпилс- лагерь смерти

Слайд 7

Петр и Татьяна Меленчуки Медаль праведника мира

Слайд 8

27 января -Международный День памяти Холокоста, установленный резолюцией ООН в 2005 году

Слайд 9

«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями« Иегуда Бауэр Мемориал памяти убитых евреев Европы, расположенный в Берлине