Для родителей пятиклассников.
Предварительный просмотр:
ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЯТЫЙ КЛАСС
(Родителям будущих и настоящих пятиклассников)
Очень важный период в школьной жизни – переход из начальной в среднюю школу. От вашей поддержки ребенка зависит многое; насколько быстро приспособится он к новым нагрузкам и новой обстановке, останется ли прежней его самооценка…
Вполне естественно, что с этим новым периодом и у нас, и у наших детей связаны определенные опасения и надежды. Кто-то гораздо комфортнее чувствовал себя в прежнем постоянном уютном классе. Для другого переход к кабинетной системе – долгожданная свобода, желанное разнообразие. Кто-то остро переживает расставание с любимой учительницей. Другой пятиклассник, возможно, рассчитывает на более позитивное, непредвзятое отношение к себе новых учителей.
Также необходимо обратить на некоторые моменты.
- Происходит “смена статуса”: в начальной школе четвероклассники были самыми старшими и умелыми, а теперь вновь оказываются в позиции самых маленьких.
- Расширяется круг изучаемых предметов, объем и сложность материала, который нужно усваивать. То, что раньше давалось легко, теперь может потребовать гораздо больших усилий и времени.
- Прежний постоянный учитель хорошо знал ученика, его сильные и слабые стороны, учитывал индивидуальные особенности – например, особый темп работы или боязнь отвечать у доски. Понимал практически с полуслова. С новым учителем - предметником ученик может встречаться раз – два в неделю – тут трудно рассчитывать на скорое понимание твоих особенностей и возможностей.
- Сами учителя очень различаются по своим особенностям – стилю общения, темпу речи, требованиям. Одному нравится, когда ученик при ответе высказывает собственное мнение. Другой требует буквально придерживаться текста учебника. Один постоянно снижает оценки за небрежность, другой не придает особого значения аккуратному ведению тетради.
- Практически каждый учитель средней школы считает, что в пятый класс ребенок пришел со сформированной способностью самостоятельно работать и на уроке и дома.
Именно в этот период у ребенка еще есть время, чтобы стать самостоятельным в учении, определить свои учебные интересы. Он более объективно начинает оценивать свои возможности. По-другому строятся отношения с педагогами и сверстниками.
Естественно, что через какое-то время наиболее острые моменты перехода останутся позади. Большинство детей преодолевают эти трудности к концу первой четверти в пятом классе. Но некоторым детям требуется большая помощь взрослых, чем другим. Если период адаптации затянулся необходимо обратиться к психологу.
Конец младшего школьного возраста в условиях традиционной системы обучения знаменуется глубоким мотивационным кризисом, когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции, исчерпана (учеба превратилась в одну из житейских обязанностей), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют, не сформированы. Симптоматика кризиса; отрицательное отношение к школе в целом и к обязательности ее посещения, нежелание выполнять домашнее задание, конфликты с учителями. Чем менее успешным оказывается ребенок в учебной деятельности, тем более тягостной она им воспринимается.
В школе складывается достаточно устойчивый статус ученика, причем именно неблагополучный статус имеет тенденцию сохраняться при переходе из начальных классов в средние. Нерешенные и неустраненные вовремя трудности в обучении, вызванные недостаточным уровнем знаний, навыков, неразвитым умением учиться, обостряются. Перед ребенком встают новые задачи, проблемы, которые он вынужден решать (проверка себя и сравнение с другими, адаптация к новым условиям обучения, к требованиям множества разных учителей).
Основным психологическим содержанием предподросткового кризиса является, по мнению К.Н. Поливановой, рефлексивный «оборот на себя». Сформированное в предшествующий стабильный период рефлексивное отношение к мере собственных возможностей в учебной деятельности переносится в сферу самосознания.
Во время перестройки всей социальной ситуации развития ребенка возникает «ориентировка на себя», на свои качества и умения как основное условие решения разного рода задач. Поведение детей не просто теряет непосредственный характер, в это время наблюдается стремление к нарочитой взрослости. Общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного развития.
Постоянный поиск условий для саморазвития в школьной среде младшим подростком, неизбежно сопровождается чувством тревоги, без этого невозможно его взросление. Возникает ситуация, когда влияние травмирующих условий школьной среды увеличивается, это также порождает у младшего подростка состояние тревоги.
Тревожность возрастает, если ребенок попадает в длительную ситуацию возможного неприятия со стороны сверстников, учителя.
Тревожность ситуативная и личностная переживается младшим подростком как состояние дискомфорта, в соответствии со степенью ее выраженности, провоцирует возможность возникновение у ребенка отрицательного отношения к школе, учителю, учению.
В подростковый период расширение социального окружения положительно влияет на развитие личности, но ряд таких факторов, как:
отставание в учебе,
страх плохой отметки
внутренний конфликт потребностей и способов реализации цели могут искажать внешнюю оценку, данную подростку окружением и как следствие, формировать неадекватную самооценку.
Значит, для детей этого возраста очень важно создавать в школьной среде условия не только для развития познавательной мотивации, но и для социальной успешности. Такой цели могут отвечать занятия в группе сверстников проводимые психологом, так как на них может быть организован креативный процесс, где у младшего подростка формируется конструктивные навыки поведения в трудных ситуациях. Он обучается доступным способам снятия излишней тревоги, напряжения, учится расслабляться, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности и доверять собственным оценкам и т.д.
Комментарии
Для родителей