Рекомендации родителям детей с СДВГ синдромом (Доклад)

Малышко Наталья Борисовна

 

1 Роль семейного воспитания в психическом развитии ребенка

2.Рекомендации родителям

3.Режим дня и питание

4.Помощь в домашней работе

5. Как быть в хороших отношениях с учителем вашего ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendacii_roditelyam_detey_s_sdvg_sindromom.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям детей с СДВГ синдромом

1. Введение. Роль семейного воспитания в психическом развитии ребенка

 Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — одно из наиболее распространенных психоневро логических расстройств. СДВГ — это самая частая причина нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем в отношениях с окружающи ми людьми и, в итоге, — заниженной самооценки.

 Синдром дефицита внимания — это неврологическое, поведенческо-возрастное расстройство, которое расстраи вает механизмы, несущие ответственность за диапазон вни мания, умение сконцентрироваться, контроль над побуж дениями и т.д.

 Импульсивность выражается в том, что ребенок неред ко действует, не подумав; в классе во время уроков выкри кивает ответ, не дослушав вопроса; перебивает других; бывает не в состоянии дожидаться своей очереди в играх и во время занятий; без специального умысла может совер шать непродуманные поступки (например, ввязываться в драки, выбегать на проезжую часть дороги).

 Выделяют три типа СДВГ:

  1. Смешанный тип: гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания. Это самая распространенная форма СДВГ.
  2. Невнимательный тип: превалируют нарушения внимания. Гиперактивный тип: доминирует гиперактивность. Это наиболее редкая форма СДВГ.

 Рекомендации родителям, которые прозвучат в докладе составлены для детей  с ДВГ синдромом, но эти же рекомендации могут быть использованы родителями детей с другими отклонениями в развитии.

  В воспитании главное то, что человек не просто усваивает общественно-исторический опыт, но и преобразовывает его в систему собственных ценностей, установок и убеждений. Воспитание предполагает активность воспитуемого и преемственность в усвоении социального опыта, каковой он в своей взрослой жизни поднимет на новый уровень.

  Чрезвычайно важной стороной психолого-педагогической ситуации при семейном воспитании являются взаимоотношения, которые существуют в семье. Неодинаковые отношения родителей к разным детям, неодинаковое внимание к ним и требования, семейные конфликты, тяжелая и длительная обстановка семейного разлада часто жестоко уродуют характер ребенка и болезненно отражаются на его нервной системе.

 Многочисленные исследования, подтверждают отрицательное воздействие конфликтных ситуаций на детей и подростков из  неблагополучных семей,  в особенности на формирование невротических расстройств и на их антисоциальное поведение. Социально-психологическая ситуация, в которой находится ребенок, нарушает его взаимоотношения с окружающими, и в связи с  длительным напряжением, нарушается его нервно-психическая динамика, повышается возбудимость.

  По мнению многих исследователей, важную роль в происхождении и течении как СДВГ, так и ММД в целом, наряду с биологическими факторами играют социально-психологические факторы, в том числе внутрисемейные.

  Гиперактивному ребенку больше всех грозит непонимание со стороны окружающих. В результате неправильного воспитания такой ребенок ожесточается, у него развивается отрицательная, а часто агрессивная реакция на окружающих, он становится неуправляемым, «трудным» ребенком.

 Дети с СДВГ вносят в семью ряд сложностей, у родителей добавляется хлопот, ребенок не оправдывает их ожиданий. Родители как можно раньше должны быть ознакомлены с проблематикой и со специфическими особенностями развития своих детей. Они как можно раньше должны понять, что будут воспитывать ребенка в сложных условиях, и сознательно подойти к этой трудной работе.

 Правильное отношение к ребенку проявляется в полном понимании недостатков ребенка, в понимании тех его особенностей, которые, например, не позволяют ему в течение длительного времени сосредоточенно работать или выполнить задание так, как требуется, терпение при работе с ним, готовность ему помочь всегда, когда это требуется. Важным условием, серьезно влияющим на результаты и жизненные успехи таких детей, является продуманная система требований, которые родители предъявляют ребенку, начиная с самого раннего возраста, но всегда с учетом возможностей ребенка.     Многие ошибки в семейном воспитании у детей допускаются из-за недостаточного знания всей проблемы. Родители, желающие помочь своему ребенку, часто в этом желании остаются одинокими, без необходимого профессионального руководства.

 Таким образом, семейное воспитание ребенка с СДВГ является составной частью системы заботы о нем. Оно вместе с врачебной, психологической и специальной педагогической помощью способствует оздоровлению ребенка и вовлечению его в жизнь общества.

 Задачей психологов и педагогов становится изменение отношения близких родственников и прежде всего матери к ребенку, с тем чтобы лучше его понять и снять излишние напряжения, формирующиеся вокруг него.

 Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гипе рактивного (или имеющего отклонения в развитии) ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности — зна чит изменить взаимоотношения его с близким взрослым, и прежде всего с мамой. Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленные на уг лубление контактов, их эмоциональное обогащение.

 Матери нужно объяснить, что улучшение состояния ре бенка зависит не только от назначаемого специального лечения, даже если таковое нужно, но в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.

 При воспитании гиперактивного ребенка мать (и другие близкие) должна избегать двух крайностей:

  1. с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
  2. с другой — постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).

2.Рекомендации родителям

 Первая группа рекомендаций относится к внешней сто роне поведения близких ребенку взрослых людей.

  1. Старайтесь по возможности сдерживать свои бур ные аффекты, особенно если вы огорчены или не довольны поведением ребенка. Эмоционально под держивайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначитель ными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
  2. Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упрёков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» — лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.
  3. Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.

Вторая группа рекомендаций касается организации сре ды и окружающей обстановки в семье.

  1. Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную «территорию»). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
  2. Организация всей жизни должна действовать на ре бенка успокаивающе. Для этого вместе с ним со ставьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.
  3. Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

 Третья группа рекомендаций направлена на активное вза имодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.

 И здесь совершенно незаменима самая важная для де тей деятельность — игра, поскольку она близка и понят на ребенку. Использование же эмоциональных воздей ствий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жес тах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.

3. Режим дня и питание

 Гиперактивному ребенку очень сложно сконцентриро ваться на соблюдении определенных норм и правил. Са мые первые четкие указания образа жизни, с которыми встречается в своей жизни маленький человечек, — это распорядок дня. Если взрослые члены семьи возьмут на себя обязанности по четкому соблюдению режима, то из этого процесса можно извлечь пользу. Соблюдение строгого ре жима дня позволит вашему ребенку не переутомляться, легковозбудимые детки обычно поздно засыпают. Им свойственно долго крутиться в кроватке. Малыш может ста новиться «мостиком», петь песни, играть, задавать массу вопросов и долго не засыпать. Поэтому такого ребенка бывает сложно добудиться утром. А если все-таки вам это удалось, полдня он может быть раздраженным и агрессив ным. Как же быть? Для начала постарайтесь установить оптимальное время подъема. Если ребенок посещает садик или школу, то вставать нужно с расчетом на то, чтобы ус петь собраться и не опоздать (такого ребенка необходимо с раннего детства приучать к пунктуальности). Если же ма лыш после пробуждения остается дома, то время подъема должно быть произвольным, но разумным и всегда при мерно одинаковым. Не будите ребенка громкими призыва ми вставать, не вынимайте его из постели, пока он сам этого не захочет. Идеальный вариант пробуждения такой. Подойдите к кроватке своего крохи, погладьте его по го лове, поцелуйте, пожелайте доброго утра. Только после этого переходите к тому, что уже пора вставать. Хорошо, если у вас выработается определенная система начала дня с какими-нибудь символами. Это может быть утренний рас слабляющий массаж; песенка, которую поет мама; просмотр любимого мультфильма; 15 минут лежания в родительской постели или что-нибудь другое.

 В вашем распорядке дня должно быть четко определе но время еды. Для того чтобы установить время завтрака, пронаблюдайте за своим ребенком. Обратите внимание на то, какие у него суточные биоритмы. Если Ваш малыш дол го отходит ото сна, с утра вялый и менее подвижный, то, скорее всего, его организм будет готов к первому приему пищи не раньше, чем через 1-1,5 часа. Так же симптомами неготовности к приему пищи могут быть тошнота во время завтрака, полное отсутствие аппетита. В таком случае не заставляйте его есть раньше этого времени. Если есть воз можность, чтобы ребенок первый прием пищи получал в садике или школе, — это будет лучшим решением пробле мы. Если же ребенок остается дома, займите его на этот час каким-нибудь спокойным, но обязательно интересным делом. Если же, напротив, ваш малыш с раннего утра про являет максимум активности, то его первый прием пищи должен быть в первые полчаса после просыпания.

 Далее остановимся более подробно на питании ребенка.

 В современной педиатрии имеется мнение, что одной из причин гиперактивности может стать неправильное пита ние ребенка. Достаточно проанализировать сегодняшний рост заболеваемости СДВГ и продукты, которые в наше время попадают на стол ребенку. Ведь, как известно, в большинстве из них заключаются разнообразные консер ванты, ароматизаторы, искусственные наполнители, пище вые красители, которые отрицательно влияют на нейрохимические процессы. А гиперактивность, патология внима ния, беспокойство — все это проявления в том числе химического дисбаланса мозга. Кроме того, опасным в данном случае может стать любой продукт, который вызы вает аллергию у ребенка.

 Теперешние дети неразлучны с бутылками колы, фанты, спрайта и прочих «превосходных» напитков. Помимо нема лого количества сахара, в них содержится столько пище вых красителей и ароматизаторов, что они просто не по спевают выводиться природным путем. Это вызывает боль шую концентрацию шлаков, биохимически отравляющих организм. И ребенок каждый день подвергается долговре менной атаке отравляющими веществами — токсикозу. Хорошо, если у него механизмы детоксикации  работают без перебоев. А если нет? Вот тогда и начинаются сбои всех систем. Даже безвредный, вроде бы, апельсиновый баночный сок может нанести нешуточный удар по организму.

 Особенно непозволительно кормить ребенка «взрослы ми» консервами. Они перенасыщены солью и консерванта ми (нитритами, глутаматами и др.), которые, как известно, далеко не безопасны. Они плохо перевариваются, раздра жают слизистые оболочки желудочно-кишечного тракта, содействуют возникновению кишечных заболеваний и ал лергии. Кофе, да и черный чай, для детей младшего возраста вообще следует исключить. И исключить на долгое время. Известно, что в этих душистых напитках содержится сильнодействующее вещество — кофеин, который активизиру ет возбудимость сосудодвигательных центров головного мозга. Кроме того, он опасен для работы сердца, так как приумножает силу и частоту сокращений сердечной мышцы, содействует повышению артериального давления. Кофеин, заключающийся в кофе и черном чае, разрушает витамины группы В, уменьшает содержание железа, калия, кальция и цинка, то есть тех ингредиентов, без которых ребенок с синдромом гиперактивности попросту не может существовать. В кофе содержатся также смолы и кислоты, которые вредны для пищеварительного тракта.

 Теперь о сахаре и углеводах. Все это — конфеты, мороженое, прохладительные напитки, булочки, хлопья для завтрака, пицца, макароны, чипсы — пища, которая стремительно наполняет организм человека глюкозой.

 Одно время  преследованию врачей, про тивоборствующих синдрому гиперактивности, подвергался рафинированный сахар. Но на данный момент доказано, что сахар может быть как опасным, так и совершенно без вредным. Например, если употреблять его с белками, то никаких нарушений не последует, а вот если с крахмалами (как в кондитерских изделиях), то он может инициировать патологию поведения даже у спокойных детей.

 Внимательно надо относиться и к продуктам, которые могут инициировать аллергию. Как правило, это яйца, ко ровье молоко, помидоры, цитрусовые, экзотические для нашего ребенка фрукты типа киви, манго, ананаса и т. д.

 Обследование детей дошкольного возраста с диагнозом «гиперактивность» обнаружило, что полное изъятие из их рациона продуктов с искусственными консервантами, красителями, ароматизаторами, а также глутамата натрия шоколаде и кофеина в течение 10 недель приводило к cущесвенному улучшению поведения приблизительно у половины детей. Они легче засыпали по вечерам, реже про буждались по ночам.

 Отношение между пищевой аллергией и гиперактивнос тью отвергать невозможно. На сегодняшний день уже счи тается нормой начинать лечение с отыскивания возможно го аллергена. Им может очутиться не только синтетический краситель, но и совершенно натуральное коровье молоко или пшеница. В любом случае жесткое исключение аллер гена разрешает многим детям обойтись без лекарств.

 И еще одно важное обстоятельство. Гиперактивность уве личивается (это не причина появления болезни, но фак тор, воздействующий на ее течение), если у ребенка от мечается избыточное образование солей, преимущественно оксалатов и уратов. Именно они резко увеличивают воз будимость человека. Чтобы прояснить ситуацию, нужно сделать анализ мочи. Если эти соли обнаружены в избыт ке, необходимо безотлагательно принимать меры. Во-пер вых, давать ребенку побольше жидкости, во-вторых, ог раничить продукты, которые в процессе обмена дают об разование этих солей.

 Образованию уратов содействуют мясо, колбаса, сосис ки; оксалатов — копчености, сельдь, шоколад, щавель, шпинат; тех и других — любые фабричные консервы.

 Родителям, имеющим ребенка с аналогичными пробле мами, неплохо бы завести дневник, в котором они должны регистрировать взаимосвязь между продуктами питания и поведением сына или дочки, а также скрупулезно проана лизировать, достаточно ли поступает в организм ребенка питательных веществ, витаминов, микроэлементов.

 Лечение с помощью рационального питания продолжи тельное, волокитное, нелегкое, но делать это надо всенеп ременно! Естественно, подключив (по рекомендации врача) и другие необходимые медикаменты.

Питание нервов

 Холин и лецитин — защитники и строители нервной си стемы. Продукты, обеспеченные этими веществами (яйца, печень, рыба, а также молоко), слывут «пищей для мозга». Не каждый ребенок соглашается есть печень или рыбу, но большинство обожает яйца и молоко. Если же у ребенка невосприимчивость к молоку и при этом он ест немного мяса и терпеть не может рыбу, родителям, может статься, придется покупать в аптеке добавки лецитина или холина и изобретать блюда, в которые можно было бы их добавить.

Аминокислоты. Все самое важное в организме соору жено из белков, в том числе и те нейротрансмиттеры (ве щества, обеспечивающие трансляцию нервных импульсов от одной клетки к другой), с которыми у гиперактивных детей немалые проблемы. Они должны получать полноцен ное белковое питание. Однако порой это легче сказать, чем сделать: часто у таких детей дурной или нестабильный аппетит, многие из них отказываются есть утром и всего ничего едят днем, а вечерняя трапеза не компенсирует су точной потребности в питательных веществах. В этом случае помогут коктейли из белковых концент ратов, которые можно купить в спортивных магазинах. Сама идея спортивного питания заманчива для детей, особенно для мальчиков. Однако попытайтесь при этом оставить в рационе ребенка и нормальные белковые продукты: тво рог, яйца, мясо. Чем естественнее, тем лучше. Любая «фаб ричная» пища содержит те или иные добавки. Они есть в колбасе и сосисках, мороженом и многих йогуртах.

 Дрожжевые бактерии. Одним из факторов, способству ющих гиперактивности, может быть разрастание дрожже вых бактерий в кишечнике в результате продолжительного или частого употребления антибиотиков. Единственное дей ственное средство от этой напасти — возродить нормаль ную микрофлору кишечника. Для этого необходимы «жи вые культуры». Некоторые фабричные кисломолочные про дукты, если полагаться на производителей, их содержат. А еще можно приобрести в аптеке препараты этих полезных бактерий и давать их ребенку или добавлять в особенно любимые им продукты. Родителям детей с непереносимостью кисломолочных продуктов придется потрудиться чтобы найти замену нужным живым культурам. Скорее всего, им не обойтись без аптечных препаратов.

Недостаток питательных элементов

  Исследования показали, что многие гиперактивные дети страдают от дефицита совершенно определенных витами нов, микроэлементов и основных жирных кислот.

Витамины

 Преимущественно — это витамины группы В, причем практически все. Но особенно заметен дефицит витамина В12. Цианкобаламин (витамин В12) относится к веществам с высокой биологической активностью. Этот витамин необ ходим для всех животных организмов. Он участвует в син тезе метионина, нуклеиновых кислот, процессах кроветво рения и т. д.  Тиамин (витамин В1) играет основополагающую роль в обмене углеводов: чем выше уровень их потребления, тем больше требуется тиамина. Рибофлавин (витамин В2) принимает участие в процес сах роста, в обмене белков, жиров и углеводов. Никотиновая кислота (витамин РР, ниацин, витамин В3) принимает участие в реакциях клеточного дыхания, в белковом обмене и повышает использование в организме растительных белков, нормализует секреторную и двига тельную функции желудка, работу печени, улучшает сек рецию и состав сока поджелудочной железы. Пиридоксин (витамин В6) обеспечивает нормальное ус воение белков и жиров, играет существенную роль в азо тистом обмене. Пантотеновая кислота (витамин В5) имеет важное зна чение для обмена веществ. Она оказывает нормализующее воздействие на нервную систему, функции надпочечников и щитовидной железы. Фолиевая кислота (витамин В9) принимает участие в обмене и синтезе некоторых аминокислот, в синтезе нук леиновых кислот, активизирует кроветворную функцию костного мозга, содействует лучшему усвоению витамина В12.

 Витамины группы В. Натуральные молочные и мяс ные продукты снабжают организм нужным количеством этих витаминов, особенно значительных для нервной системы. Гиперактивным детям их чаще всего недостаточно. Если ребенок не принимает каждый день хороший поли витамин, стоит давать ему как минимум комплекс В-витаминов. В некоторых опытах одна лишь эта добавка суще ственно повышала способность детей к обучению. Иногда при этом без остатка исчезали серьезные проблемы с поведением.

Микроэлементы

 Магний. Один из главных элементов, нехватка которо го может привести к развитию гиперактивности. Магний отвечает за работу нервной системы, помогает бороться со стрессами, тушит излишнюю эмоциональность. Родителям нужно серьезно позаботиться о том. чтобы в рационе гипе рактивных детей хватало магния, ибо этот минерал необ ходим и для безмятежного сна, и для нормального мета болизма глюкозы. Дефицит магния чрезвычайно распрост ранен, особенно среди тех, кто через край ест сладостей и «грязной пищи». Да и лекарства, включая антибиотики, также истощают резервы магния в организме.

Исключая из рациона ребенка «мусорную пищу», лучше всего заменить ее на богатую магнием — такую, как орехи и семечки. Дети, как правило, не проти воречат такой замене.  Большое количество магния содержат какао, гречка, рожь, овес и зародыши пшеницы, бобовые, включая арахис, а также печеный картофель, бананы, шпинат и другая зелень. Тарелка гречневой каши доставляет поло вину суточной нормы магния, миска овсянки или печеная картофелина — приблизительно пятую часть нормы, а если приобретать весь магний из бананов, их придется слопать 3 штук. В районах с жесткой, богатой минералами водой люди компенсируют значительную часть потребности в магнии за счет воды. Там, где она мягкая, есть смысл при обретать минеральную.

 Цинк. Его не хватка задерживает важнейшие жизненные процессы, в ча стности, цинк корректирует характер и поведение челове ка, помогает ему усваивать информацию. Железо. С этим элементом чрезвычайно важно соблю дать золотую середину. С одной стороны, нехватка железа — распространенная проблема и у детей, и у взрослых. Невысокое содержание железа в организме активизирует апатию, слабость, неспособность сосредоточивать внима ние, что довольно специфично для синдрома дефицита внимания и способности к обучению. С другой стороны, слишком высокое содержание железа приводит к агрес сивному или гиперактивному поведению, то есть опять-таки к симптомам СДВГ.

 Полиненасыщенные жирные кислоты (Омега-3, Оме-га-б). Они не синтезируются в организме человека и жи вотных (время от времени их называют витамином F) и формируют группу так называемых незаменимых жирных кислот, жизненно необходимых для человека. Эти кислоты отличаются от настоящих витаминов тем, что не обладают способностью усиливать обменные процессы, однако, потребность организма в них существенно выше, чем в истинных витаминах.

 Основным биологическим свойством полиненасыщенных жирных кислот является их участие в качестве непремен ного компонента в образовании структурных элементов (клеточных мембран, миелиновой оболочки нервного во локна, соединительной ткани). Группа продуктов, содержащая максимальное число био логически активных кислот, — это растительные масла (под солнечное, соевое, кукурузное и др.). Менее насыщенная группа — свиное сало, гусиный и куриный жир; еще менее насыщенная — бараний и говяжий жир, а также сливочное масло и другие молочные масла.

 Исследования обнаружили, что гиперактивные дети ис пытывают острую нехватку основных жирных кислот. Внеш не это может проявляться следующими симптомами: ре бенок часто просит пить, у него сухие волосы, сухая кожа, частое мочеис пускание. Следует заподозрить дефицит жирных кислот, если у малыша появилась астма или экзема, то есть аллергические реакции на внешние раздражители.

 В случае, когда у ребенка обнаружен недостаток каких-либо пита тельных элементов, используется специальная диета и дополнитель но — прием витаминов и препаратов, содержащих необ ходимые микроэлементы.

Как глотать таблетку

 Многим детям трудно глотать таблетки. Причины могут быть самыми разными.

 Некоторые дети не умеют полностью контролировать мышцы рта и горла, чтобы проглотить твердую таблетку. Это заметно у маленького ребенка, а также у ребенка, страдающего задержкой развития, которая влияет на его спо собность глотать или говорить. Если ребенок не может проглотить среднюю порцию воды без того, чтобы вода не пролилась или капала из его рта, у него может быть физи ческая проблема с глотательным рефлексом. Если вы не уверены, достаточно ли созрел ваш ребенок, чтобы гло тать таблетки, проконсультируйтесь с его врачом или лого педом.

 Детские проблемы с таблетками могут быть также выз ваны эмоциональными причинами. Дети могут связать таб летки с пугающим медицинским опытом. Таблетка может символизировать болезнь или слабость. Ребенок может неправильно понять, для чего предназначена таблетка. У него могут быть опасения, что это изменит его характер или вызовет страшные побочные эффекты. Из-за таблетки может начаться борьба за контроль между родителем и ребенком. В таких ситуациях ребенок может напрочь отка заться глотать пилюлю. Если ребенок испытывает смешан ные чувства по отношению к таблетке, он может сперва согласиться принять ее, но потом зажмет рот и будет не способен проглотить ее.

 Иногда выяснение смешанных чувств ребенка, связан ных с таблеткой, может помочь решить проблему глота ния. Ребенок, возможно, неспособен выразить в словах свои переживания.

 Если ваш ребенок испытывает смешанные чувства по отношению к таблеткам:

  1. Поговорите с ним о лекарстве и зачем оно ему нужно.
  2. Попросите врача или специалиста, который занимается с ребенком, объяснить ему его проблему (расстройство) и действие лекарства. Некоторым детям помогают диаграммы и наглядные средства, особенно если есть возможность взять их домой.
  3. Найдите подходящие ребенку книги о его проблеме или о приеме лекарств.
  4. Если проблема с глотанием таблетки кажется частью борьбы за контроль, обратите внимание на то, как в вашей семье решаются конфликты. Проверьте, есть ли другие способы, которыми ваш ребенок или подросток мог бы выразить свою независимость.

 Некоторые дети более чувствительны к новым видам пищи. Они достаточно хорошо умеют контролировать гло тание, но нуждаются в некоторой дополнительной трени ровке. Возможно, им необходимы определенные инструк ции, чтобы постепенно привыкнуть к таблеткам. Пойдите в кондитерский отдел гастронома и найдите сладкие укра шения. Купите около пяти наименований различных разме ров, от самого крошечного (мелкое разноцветное драже) до более крупного (конфеты «Тик-так»). Помогите вашему ребенку потренироваться в глотании маленьких сладостей. Положите одну ему на язык и дайте ему стакан воды. Как только он сможет проглотить сладость четыре-пять раз подряд, переходите к большему размеру. Не забудьте  ограничивать количество съеденных сладостей!

 Некоторые таблетки можно растворить в определенных видах жидкости. Перед тем, как раскрошить или раство рить таблетку, проконсультируйтесь с вашим врачом и фар мацевтом. Растворение и измельчение некоторых таблеток могут изменить их действие.

 Прогулки

В жизни вашего ребенка важную роль играют ежеднев ные длительные прогулки на свежем воздухе. Они способ ствует улучшению работоспособности мозга, что приводит к улучшению внимания, памяти ребенка, а это так необхо димо гиперактивному малышу! Дайте ребенку на улице максимум свободы. Пусть он бегает и прыгает, пачкается, ходит по лужам (в холодное время года — в резиновых сапогах), стучит палкой по столбу. Если ему свойственны агрессивные состояния, то лучше всего разряжать агрес сию на улице. Чаще всего дети сами выдумывают способы снятия своего напряжения. Но если у вашего крохи это не получается — подскажите ему. При этом не упустите воз можности поговорить с ним о том, что избавляться от аг рессивных состояний можно только на неживых предметах (детской горке, фонарном столбе, камнях, асфальте и т. д.). При этом нельзя причинять вред другим детям, замахи ваться (даже в шутку) на взрослых, бить и ломать растения и обижать животных.

 Во время прогулки вы преследуете несколько целей: обо гащение кислородом, разрядка напряжения, удовлетворе ние гиперактивных процессов, социализация ребенка в есте ственных условиях — на детской площадке. Так же на про гулке у вас появляется намного больше возможности для смены деятельности. Дайте малышу сначала побегать, по скакать. Затем переключите его внимание на что-нибудь интересное, но спокойное. Рассмотрите птичку, изучайте цвета по проезжаю щим автомобилям, расскажите ребенку о марках машин, посчитайте деревья в саду и др. Предложите ребенку про гулку в том направлении, которое он выберет сам. А потом с любого места пусть он, руководя вами, отыщет дорогу домой. Старайтесь переключать своего детку с активных игр на более спокойные и обратно с частотой в 15—30 минут.

Даже в младшем школьном возрасте гиперактивным де тям обязательно нужен дневной сон. Его продолжитель ность должна составлять от 2-х до 4-х часов. Для того чтобы процесс укладывания ребенка проходил с наимень шими сложностями, постарайтесь выработать определен ный ритуал. Например, после обеда отнесите малыша на ручках (обнимая и целуя) в ванную, где вместе вымойте руки. Позвольте ему самому закрыть кран и выключить свет. Расстелите вместе его постель. Пока малыш засыпа ет, посидите рядом, почитайте сказку, погладьте по руке, возьмите с собой спать любимую игрушку. Можно сделать перед сном расслабляющий массаж.

Разрабатывая режим дня для своего ребенка, учтите не сколько моментов: этот режим не должен меняться дли тельное время; он должен быть удобен вам, вашему ребен ку и не мешать посещать детские учреждения; режим дол жен учитывать индивидуальные биоритмы ребенка и его интересы.

 

 4.Некоторые приемы поведения

В целом приемы модификации поведения детей с гипе рактивностью можно свести к следующим:

  1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это укрепляет уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самоценность.
  2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
  3. Разговаривайте с ребенком всегда сдержанно, спокойно, мягко.
  4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
  7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать установленному режиму.
  8. Избегайте, по возможности, скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в рестора нах и т.д. оказывает на такого ребенка чрезмерно стимулирующее, возбуждающее воздействие.
  9. Во время игр ограничивайте ребенка одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
  10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  11. Предоставьте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры.
  12. Постоянно учитывайте недостатки ребенка.

Двадцать альтернатив наказанию

1.        Ищите скрытые потребности.

Например, пока вы ожидаете своей очереди, дайте ре бенку во что-то поиграть.

  1. Дайте информацию и объясните причины.

Например, если ваш ребенок разрисовал стену, объясните ему, почему рисуют только на бумаге.

3.        Ищите скрытые чувства.

Признавайте, принимайте и выслушивайте чувства.

Например, если ваш ребенок бьет младшую сестренку, побудите его выражать свой гнев и ревность способами, не причиняющими боль другим. Возможно, он должен кри чать или злиться.

4.        Измените окружающую среду.

Иногда это легче, чем пытаться изменить ребенка.

Например, если ваш ребенок постоянно вынимает вещи из кухонных шкафов, закройте их так, чтобы он не мог открыть (есть специальные приспособления).

5.        Найдите приемлемые альтернативы.

Направьте поведение вашего ребенка в другое русло.

Например, если вы не хотите, чтобы ваш ребенок стро ил крепость в столовой, не говорите только «нет». Скажи те ему, где он может строить ее.

6.        Покажите ребенку, как вы хотите, чтобы он себя вел.

Например, если ваш ребенок тянет кота за хвост, пока жите ему, как погладить кота. Не полагайтесь на одни слова.

7.        Желательно давать выбор, а не указания. Принятие решения укрепляет детей; указания вызывают противодействие.

Например, «Ты хочешь почистить зубы до или после того, как наденешь пижаму?»

8.        Идите на маленькие уступки.

Например, «Я разрешаю тебе не чистить зубы сегодня вечером, потому что ты сильно устал».

9.        Дайте время на подготовку.

Например, если вы ожидаете к ужину гостей, скажите ребенку, как вы хотите, чтобы он себя вел. Будьте конк ретны. Ролевая игра может помочь подготовить детей к возможным сложным ситуациям.

10.        Позвольте случиться тому, что должно случиться (когда это возможно).

Не слишком оберегайте и исправляйте.

Например, ребенок, который не повесил свой купаль ный халат и полотенце, может найти их назавтра все еще влажными.

11.        Сообщайте ваши собственные чувства.

Дайте детям знать, как их поведение влияет на вас.

Например, «Я очень устаю от собирания крошек в гос тиной комнате».

12.        Применяйте действие, когда это необходимо.

Например, если ваш ребенок хочет упрямо бегать по улице во время совместной прогулки, держите его за руку (при этом объясняя опасности).

13.        Держите вашего ребенка.

Ребенок, который ведет себя агрессивно или несносно, может извлечь пользу, если вы будете крепко держать его, но одновременно с любовью и поддержкой. Это позволит направить его скрытые чувства в слезы облегчения.

14.        Удалите ребенка из конфликтной ситуации и останьтесь с ним.

Используйте это время, чтобы выслушать, разделить чув ства, поддержать и разрешить конфликт.

15.        Делайте вместе, играйте.

Много конфликтных ситуаций можно превратить в игру. Например, «Пока мы убираем, давай представим, что мы семь гномов», «Давай почистим друг другу зубы».

16.        Разряжайте конфликт со смехом.

Например, если ваш ребенок сердится на вас, предло жите ему выплеснуть свою злость в подушечной войне с вами. Играйте вашу роль, драматично сдаваясь. Смех по могает высвободить гнев и чувство беспомощности.

17.        Заключайте сделку, ведите переговоры.

Например, если вы готовы уйти с игровой площадки, а ваш ребенок все еще хочет играть, договоритесь, сколько раз он может спуститься с горки перед уходом.

18.        Принимайте обоюдное решение конфликта.

Обсудите с ребенком нынешнюю конфликтную ситуа цию, заявите о ваших собственных потребностях и попро сите его помощи в поиске решения. Вместе установите пра вила. Ведите семейные встречи.

19.        Пересмотрите ваши ожидания.

Маленькие дети обладают сильными чувствами и потреб ностями, и поэтому для них естественно быть шумными, любопытными, неряшливыми, упрямыми, нетерпеливыми, требовательными, творческими, забывчивыми, пугливыми, эгоистичными и полными энергии. Постарайтесь принимать их такими, какие они есть.

20.        Делайте себе перерыв.

Выйдите из комнаты и сделайте то, что поможет вам восстановить самообладание и ровное суждение (напри мер: позвоните другу, поплачьте, помедитируйте, примите душ).

Модификация поведения

 Модификация поведения — это программа, которая ос новывается на поощрении позитивного поведения ребенка с целью достичь того, чтобы такое поведение стало более частым и привычным. Претворение этой программы в жизнь требует от родителей осторожного планирования, обяза тельства, терпения и взаимодействия со всеми теми, кто заботится о ребенке.

  1. Оцените и восстановите ваши отношения

 Посвятите время оценке ваших отношений. Напряжен ные отношения, которые формировались в течение долго го времени, могут разрушить любую новую программу. Если вы привыкли раздражаться и сердиться каждый раз, когда ваш ребенок плохо себя ведет, или если вы все чаще кри чите и наказываете его, но безрезультатно, попытайтесь сначала постепенно восстановить отношения. Несколько раз в день обратите внимание на то, что ребенок делает хоро шо. Если необходимо, создайте для вашего ребенка такую ситуацию, чтобы он повел себя хорошо, и похвалите его. Изменение способа выражения ваших мыслей в разговоре с ребенком может иметь огромный эффект. Если вы по слали ребенка навести порядок в его комнате, через 15 минут заходите в комнату и замечаете, что почти ничего не убрано, разве вы немедленно не укажете ребенку на то, что он ничего не сделал? Попробуйте изменить свою точку зрения: похвалите ребенка за любую мелочь, которую он уже сделал, и дайте указания, что делать дальше. Напри мер, вместо того, чтобы сказать: «Ты все еще ничего не сделал. Разве я не просил тебя убрать в комнате? Что ты делал все это время?», — вы можете сказать: «Ого, похо же, ты собрал все кубики, что были разбросаны на полу. Теперь давай собери остальные игрушки и сложи их в ящик. Я вернусь через 5 минут, чтобы посмотреть, как ты справ ляешься». Каждые 5 минут вы возвращаетесь, чтобы похвалить и дать следующие указания. Если за эти 5 минут была убрана только одна игрушка, покажите ребенку, что вы заметили его старание. И даже если ребенку потребует ся 3 часа для того, чтобы навести порядок, который вы, возможно, смогли бы сделать за 10 минут, в конце концов перед вами будет ребенок, который может с гордостью смотреть на свою комнату.

 По мере того, как будет меняться ваше отношение к ребенку и вы начнете видеть «полную половину стакана», вы заметите, как меняется отношение к вам вашего ребен ка. Ребенок, у которого когда-то не было ни одной причи ны понравиться родителю, теперь будет пытаться найти способ заслужить вашу похвалу.

  1. Выберите поведение

 Дети с СДВГ склонны к «информационной перегрузке». Чтобы помочь им вырабатывать лучшие привычки и пове дение, вам необходимо выбрать одно определенное пове дение, над которым вы хотите работать в данный момент. Позже, по мере продвижения вашей программы, можете добавить еще один или два вида поведения, но в начале работайте только с одним.

 Возможно, вы хотите выбрать «не огрызайся», «не бе гай по дому», «не будь агрессивным с братьями», «закан чивай домашнюю работу» и т.д. Начните с поведения, ко торое имеет наибольший отрицательный эффект на жизнь вашего ребенка и его самооценку.

 Как только вы выбрали поведение, удостоверьтесь, что оно является конкретным. Возможно, вы должны разбить задачу на меньшие части. Например, если вы хотите, чтобы ребенок не огрызался, что именно вы имеете в виду? Кон кретно объясните ребенку, чего вы от него ожидаете. Вы подразумеваете, чтобы ваш ребенок не огрызался с вами, вашим супругом, его учителями, соседями, или вы хотите начать с одного человека? Что именно вы считаете огрызанием? Что ваш ребенок может сказать вместо того, что обычно вылетает из его уст? Запишите приемлемые и не приемлемые фразы.

 Смотрите на свои цели реально. Удостоверьтесь в том, что выбранная вами цель достижима. Если возможно, на стройте вашего ребенка на несколько ближайших успехов. Создайте ситуации, в которых вы сможете похвалить ваше го ребенка за то, как он реагировал и как говорил.

  1. Выберите способ поощрения

 Поощрение не должно быть денежным, однако, возмож но, вы захотите включить материальное вознаграждение за продолжительный период соответствующего поведения. Меньшие достижения можно поощрять наклейками, звез дочками или только словами: «Ты замечательно справил ся». Поощряйте как можно чаще. Вначале вы можете реа гировать на поведение по многу раз в день. (Отмечайте каждый раз, когда ваш ребенок разговаривает с кем-то уважительно.) Соответственно постройте систему вознаг раждений. Если вы даете наклейки, вы можете начать с наклейки за каждые 15 минут, за которые ребенок не ог рызался. После определенного количества наклеек он мо жет получить более ощутимую награду, например, видео кассету напрокат или посещение друга.

  1. Выберите ответную реакцию

 Спокойно реагируйте на результаты. Как только вы по зволите себе расстроиться из-за поведения ребенка, он будет знать, что все еще может вызвать у вас такую реак цию. Используйте перерывы. В течение перерыва не прово дите никаких бесед с ребенком, он не должен участвовать ни в каких мероприятиях или обсуждениях. Ребенка следу ет мягко отдалить от окружения и оставить в покое на не сколько минут.

Часто, как только программа поведения уже настроена, родители жалуются, что поведение становится хуже. Это в общем-то нормально. Дети научились полагаться на вашу ответную реакцию. Они привыкли понимать и связывать ваше реагирование с вашей заботой. Поэтому вполне есте ственно, что им необходима ваша реакция. Будьте настой чивы, и скоро ребенок воспримет вашу новую реакцию как единственно правильную. Ребенок начнет пытаться полу чить вознаграждение, зная, что реакции на плохое поведе ние больше не существует.

  1. Будьте последовательны

 Последовательность — это ключ. Если вы не будете при держиваться вашей системы поощрений, то у ребенка не будет достаточной мотивации правильно себя вести. Если вы будете непоследовательно реагировать, то ваш ребенок будет по-прежнему плохо себя вести, рискуя, что на сей раз вы не сдержитесь.

  1. Вносите разнообразие

 Вы можете разнообразить вашу программу поведения, не меняя правил. Вы можете каждый день менять способ вознаграждения. Один раз это может быть разрешение позже идти спать, в другой — фруктовое мороженое пос ле обеда, в третий — посещение друга. Старшие дети, воз можно, захотят поработать, чтобы иметь деньги для каких-то своих целей. Внося разнообразие, вы позволите ребен ку не скучать на новом пути. Правила должны остаться теми же, но перемена реакции может помочь поддержать их «свежими».

  1. Продолжайте работать над другим поведением

 Как только вы почувствуете, что ваш ребенок справился с начальным поведением, двигайтесь дальше. Используйте те же самые ступени, чтобы выстроить определенную сис тему целей, поощрения и реагирования.

 Хотя этот процесс эффективен со всеми детьми, но по хоже, что особенно хорошо это получается с детьми с СДВГ. Программа модификации поведения обеспечивает структуру, необходимую детям с СДВГ, чтобы преуспеть. Кроме того, дети с СДВГ склонны испытывать затруднения, если реакция на их действие не происходит одновременно или вскоре после того. Обеспечение немедленной реакции и вознаграждений помогает удержать ребенка сосредоточен ным и на правильном пути. Наконец, помогает использова ние краткосрочных целей. Ребенку намного легче хорошо вести себя в течение 15 минут, чем на протяжении всего дня. Разделение дня на короткие интервалы может помочь в создании у него желания преуспеть.

Как беседовать с ребенком о его проблеме дефицита внимания?

 Детям с СВДГ нужно куда больше информации, чем они обычно получают. Они могут регулярно заниматься с тру дотерапевтом, посещать психолога, получать помощь от на ставника и т.д. без объяснения причин. Поскольку эти дети — люди творческие и непосредственные, они склонны за менять отсутствующую информацию собственными измыш лениями. Они предполагают, что они плохие, ленивые или глупые. Как еще девятилетний ребенок может объяснить, почему он запинается при чтении, тогда как все его одно классники уже свободно читают перед классом? Как лучше объяснить, почему младший брат куда более эрудирован?

 Если мы не способны восполнить имеющуюся у детей информацию, мы тем самым оказываем им медвежью услу гу. Открытая позитивная информация обеспечивает ребенка средствами, необходимыми ему для понимания и умения пре одолевать его трудности. Как только ребенок получает за верение, что он имеет по крайней мере средний интеллект, возрастает его способность выслушать более подробное объяснение о его сильных и слабых сторонах в обучении. Он охотнее согласится стать частью команды, которая вклю чает его учителей, родителей и школьного психолога, рабо тающих вместе каждый учебный год над созданием макси мально приемлемой для него программы. Информирован ные ученики, имеющие реальное понятие, кто они, будут гораздо лучше сотрудничать, чем те, которые имеют всего лишь туманное представление о своих проблемах.

 Ознакомление ребенка с определением и характером его собственного типа СДВГ очень помогает в поддержа нии его самооценки. Когда мы называем проблему по име ни и предлагаем множество способов, как с ней справить ся, мы зачастую можем восстановить ощущение хорошего самочувствия ребенка, который начинает погружаться в море ошибок и неудач. Кроме того, открытое, честное описание конкретных трудностей, пережитых ребенком, и их связи с СДВГ вызовут обсуждение того, как их преодолевать на практике. Обеспечив ребенка перспективой и ощущением контроля, мы позволим ему собрать необходимые силы для преодоления препятствий.

 Цель этих бесед состоит в том, чтобы информировать ребенка и помочь ему поверить в себя. Частые, короткие обсуждения всегда предпочтительнее длинных лекций. Надо поощрять детей вносить их собственные идеи, выражать бес покойство и задавать вопросы. Представленные термины и понятия должны соответствовать уровню познаний ребенка. Взрослые должны быть осторожны, чтобы избежать слов, которые воспринимаются как осуждающие и негативные, типа «медленный», «ленивый», «не имеющий мотивации» или «безразличный». Необходимо поощрять детей задавать их собственные вопросы, чтобы выяснить, чего они боятся, что воспринимают ошибочно. Краткое подведение итогов в конце каждой беседы поможет дать ребенку ощущение завер шенности. Иметь СДВГ не стыдно. Надо помочь детям четко уяснить это. Свободно и открыто обсуждая эту тему с деть ми, мы тем самым даем им пенять, что мы верим в их воз можности.

 

5. Беспорядок и порядок

В жизни ребенка (и взрослого) с СДВГ порядок являет ся чрезвычайно важным элементом.

Чем лучше организовано физическое пространство, чем больше оно упорядочено, гармонично и спокойно, тем меньше в нем раздражителей, притягивающих взгляд и отвлекающих внимание. Поэтому так важно не только приводить комнату в порядок, но и заранее позаботиться о такой системе организации, которая уменьшит обилие раздражителей.

 Наведение порядка и его соблюдение должны быть ча стью ежедневных дел. Ниже даны установки, применимые в любой области, будь то игрушки, одежда, кухонная ут варь и т.д.

  1. Прежде всего решите, как должна выглядеть приве денная в порядок комната.

а)        Установите пружины в дверцах шкафов, чтобы они всегда были закрыты.

б)        Оборудуйте в комнате полки и поставьте на них большие коробки для игрушек.

в)        В каждую коробку складывайте только один вид игрушек.

г)        Желательно, чтобы коробки были одного цвета (лучше светлого и неяркого).

д)        На каждую коробку можно наклеить картинку с изображением ее содержимого. Например, на коробку с машинками наклейте рисунок машинки, на коробку с лего — рисунок кубика лего и т.п.

е)        Точно так же подготовьте коробки для ручного труда, для карточек и т.д.

ж)        Если есть место в шкафу, освободите нижние полки и превратите их в полки для игрушек и книг.

з)        Придерживайтесь одного и того же расположения коробок.

  1. Отсортируйте игрушки и позаботьтесь о том, чтобы в комнате было умеренное их количество. Избыток игрушек не рекомендуется. Приспособьте содержимое комнаты к потребностям ребенка, постарайтесь избежать хранения в комнате вещей, имеющих историческую или сентиментальную ценность, которые не важны вашему ребенку лично.
  2. Определите систему наведения порядка.

а)        Самый простой метод — установить, что каждую игру следует вернуть на место перед тем, как взять следующую. Это — закон.

б)        Дополнительный способ — положить все игрушки в одно место, например, на кровать, разобрать их и затем разложить по своим коробкам.

в)        Установите процедуру «на крайний случай», которую можно применить в случае большого беспорядка и дефицита времени на уборку. Например, поставьте большой ящик, в который собираются все разбросанные игрушки, пока не будет достаточно времени разложить их по местам.

г) Установите время наведения порядка. В лю бом случае, не позволяйте ребенку спать в не убранной комнате. Позаботьтесь о том, чтобы перед сном комната была приведена в поря док.

  1. Раз в неделю (и без ребенка) разберите все игрушки и выкиньте все поломанные, лишние, старые, неиспользуемые игрушки, рисунки, фломастеры без колпачков и т.п. Делайте это в один и тот же день недели и не пренебрегайте этим правилом. Все ото бранные вещи немедленно вынесите из дома. Если вы хотите передать их дальше — сделайте это в тотже день. Если вы хотите на время припрятать игрушки, с тем чтобы дать их ребенку позднее, сложите их в закрытую коробку и уберите коробку подальше от глаз ребенка.
  2. Убирайте комнату в одно и то же время вместе с ребенком. В процессе уборки давайте ребенку четкие указания и вместе с ним выполняйте их. Наглядно покажите ребенку, как надо наводить порядок. Не возлагайте на ребенка самостоятельное выполнение заданий. Наводите порядок вместе, постоянно объясняя, пока он не скажет: «Хочу сам». Но и тогда всего лишь «ослабьте поводок» и дайте ребенку небольшие поручения для самостоятельного выполнения. Со временем увеличьте число и размер поручений, и ребенок научится быть более самостоятельным. В результате этого процесса у ребенка выработается привычка к порядку в комнате.
  3. Ограничьте время, которое вы тратите на уборку комнаты. Используйте таймер и установите 15 минут на весь комплекс действий. По истечении 15 минут сде лайте перерыв на 10—15 минут (снова при помощи таймера) и вернитесь к уборке. Таймер позволяет установить рамки работы по наведению порядка. Применение таймера может оказать помощь в вы полнении самых разных заданий в жизни ребенка.
  4. В дополнение к этому возьмите себе в привычку «окинуть взглядом» комнату ребенка и посвятить несколько минут утром и вечером для маленькой уборки — без помощи ребенка.
  5. Избегайте агрессивности, гнева, выговоров, сравнения с другими детьми. Вместо этого будьте нежны и спокойны, и главное — поощряйте, пооощряйте и еще раз поощряйте. Это трудно. Найдите для себя поддержку, которая необходима вам, чтобы у вас хватало сил делать это.

Помошь в домашней работе

 Чтение, письмо, счет. Это ядро учебного плана началь ной школы — но зачастую проклятие для ребенка с СДВГ. Вы можете в этом помочь своему ребенку. Подскажите ему творческие учебные приемы, и вы увидите взлет трех базовых умений: чтения, письма и счета.

Чтение

  1. Следить пальцем. Предложите ребенку читать, ведя указкой или пальцем. Это может помочь избежать потери места, пропуска и повторения строк и слов.
  2. Делать пометки. Пускай ваш ребенок помечает значками важные абзацы, таким образом потом он сможет найти их. Обозначайте каждую тему особым значком: например, «смайликом» — информацию о персонаже, домиком — описание обстановки, звездочкой — важные идеи.
  3. Задать темп чтения вслух. Предложите вашему ребенку делать короткий вдох на каждой запятой и обычный вдох в конце каждого предложения. Это улучшит темп его чтения и понимание прочитанного.
  4. Найти шесть вопросов. Во время чтения сосредоточьтесь на вопросах «кто», «что», «когда», «где», «почему» и «как». Помогите вашему ребенку отслеживать их по схеме.
  5. Представить себе это. Помогите вашему ребенку мысленно представлять сюжет, смотря его, как кино. По мере его чтения кино должно меняться. Это поможет ему запоминать образы, факты и идеи.

Письмо

  1. Составить схему. Пускай ваш ребенок расскажет, что он собирается написать, Затем постройте карту или схему. Пусть он напишет главную тему в кружке в центре листа, затем напишет подтемы в других кружках и соединит их ступеньками с главным кружком. Это позволит ему ясно сформулировать мысли и соответственно связать их, независимо от порядка, в котором они появились.
  2. Использовать организатор рассказа. Это годится и для чтения, и для письма. Ваш ребенок должен составить список, который включает образы, обстановку (время и место), проблему, цель, действие и решение. Под каждым заголовком вписать подробности.
  3. Нарисовать это. Пользуйтесь схемами или рисунками, чтобы составить план и рассказать историю.

Математика

  1. Использовать игры. Вот пример умножения на 9. Положите руки ровно на стол ладонями вниз и напишите на каждом пальце слева направо числа от 1 до 10. Умножая 5 на 9, загните внутрь палец номер 5. Числа перед ним будут десятками, а после него — единицами. Четыре пальца слева, пять справа — получается 45.5x9 = 45.
  2. Использовать подручные средства. Делайте вычисления на практике — с помощью кубиков, костяшек домино, даже игральных карт.
  3. Нарисовать рисунок. Например, если задача состоит в том, чтобы разделить 48 печений среди 12 учеников, нарисуйте для каждого ученика тарелку и разделите печенье по тарелкам. Видение задачи помогает детям, которые изо всех сил пытаются учить математику традиционными способами.
  4. Видеть знак. Пускай ваш ребенок выделит в каждой задаче знак действия (+, —, х, /) перед тем, как приступит к вычислениям. Это закрепляет модель требуемого вычисления.

6.Как быть в хороших отношениях с учителем вашего ребенка

 Многие учителя говорят, что у них больше стимулов учить ребенка, чьи родители актив но участвуют в учебном и воспитательном процессе, чем того, чьи родители обычно безразличны. Если учитель не хочет, чтобы вы в этом процессе участвовали, вам необхо димо построить позитивные конструктивные взаимоотно шения с ним. Похвалите учителя за то, что он хорошо де лает, и поддерживайте с ним связь через записки, посеще ния класса, собраний и т.д. Помните: вы имеете право на участие, но оно должно быть конструктивным. С учителем надо постоянно и регулярно поддерживать связь, а не встре чаться один-два раза в год. Вам могут помочь некоторые подсказки:

  1. Составьте список того, что вы хотите обсудить с учителем.
  2. Когда это уместно, похвалите учителя за то, что вам нравится.
  3. Если у вас есть проблема, обсудите конкретные вопросы, которые вас беспокоят, поскольку они касаются вашего ребенка. Не обобщайте, Другими словами, не говорите учителю: «Вы не учите моего ребенка. Этот год будет потрачен впустую». Вместо этого скажите: «Программа по математике, похоже, не подходит моему сыну. Можно ли как-нибудь изменить ее в соответствии с его потребностями?»
  4. Подойдите поближе к учителю, чтобы обсудить эти вопросы спокойно и без угроз.
  5. Сосредоточьтесь на вашем ребенке, а не на недостатках учителя. Например, объясните конкретно, как и почему определенные способы коррекции поведения не подходят вашему ребенку, вместо того, чтобы жаловаться на плохое ведение учителем программы модификации поведения.
  6. По мере возможности предложите помощь в классе. Решите вместе с учителем, подходит ли такое участие вашему ребенку.
  7. Предложите ваше время и умения. Например, когда это возможно, вызовитесь помочь в классе. Когда вы подаете просьбу или предложение, дайте учителю четко понять, как их можно осуществить.
  8. Посещайте все собрания.