Конспект и презентация к уроку по дисциплине Педагогика «Функции и проблемы современной семьи»
Данный конспект занятия разработан на основе применения активных методов обучения (АМО) в образовательном процессе, что способствует повышению мотивации студентов на уроках. Данные методы дают возможность решения проблемы повышения качества учебной деятельности, эффективное усвоение учебного материала, формирование у обучающихся собственного мнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funkcii_i_problemy_sovremennoy_semi.doc | 86.5 КБ |
funkcii_i_problemy_sovremennoy_semi.ppt | 514.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Функции и проблемы современной семьи»
Количество часов: 2 ч.
Вид занятия: комбинированный.
Цели:
1. Уточнить и закрепить знания о формах (типах) семьи.
2. Получить знания о функциях семьи.
3. Развивать мыслительные процессы: мышление, воображение, речь, память, умение проектировать цели обучения, работать в нужном темпе.
4. Воспитывать чувство коллективизма, умение работать в малых группах. Воспитывать культуру умственного труда; умение слушать товарищей, при необходимости дополнять ответ.
Оборудование: учебник Т.А.Куликова Семейная педагогика и домашнее воспитание - М., 2000., карточки с заданием для выполнения практического задания, тестовые задания в двух вариантах, бланки ответов, таблицы для заполнения «Функции семьи», МСО, ватман, фломастеры, стикеры, нарисованный дом на ватмане, песочные часы, колокольчик.
Используемые технологии: информационно-развивающая, личностно-ориентированная, деятельностная, развивающая технологии, а так же технология сотрудничества. В занятии используются активные методы обучения: «Дом мечты», « Спроектируй цели», «Машина времени – возврат в прошлое», «Смотри на слайд», «Карта группового сознания», «Что ты думаешь о…?», «Выполни сам, помоги другому».
План занятия:
1.Организационный момент: приветствие, сообщение темы занятия, выяснение причин отсутствия (инициация)
2. АМО - «Дом мечты» (формирование ожиданий учащихся) – проектирование целей занятия.
3.Актуализация знаний: АМО: «Машина времени – возврат в прошлое» (вхождение или погружение в тему)
- тестовый опрос по предыдущим темам «Семья как субъект педагогического взаимодействия и социально культурная среда развития ребенка». «Формы (типы) семьи».
4. Сообщение нового материала по плану: (интерактивная лекция)
1) Функции семьи. АМО: «Смотри на слайд».
2) Проблемы современной семьи. АМО: «Карта группового сознания».
3) Сотрудничество семьи с образовательными учреждениями.
4. Закрепление изученного материала. АМО: «Что ты думаешь о…?»
5. Заключительная часть
а) выставление отметок,
б) домашнее задание. АМО: «Выполни сам, помоги другому».
Ход занятия:
1. Организационный момент: приветствие, сообщение темы занятия (инициация)
Наша тема: «Функции и проблемы современной семьи»
2. АМО - «Дом мечты» (формирование ожиданий учащихся)
Цель: создание положительного настроя на предстоящее занятие; умение проектировать цели обучения и воспитания. Закреплять умение высказывать свою мысль, слушать мнение других, обеспечить настрой учащихся на достижение целей.
В связи с изучением данной темы, у вас конечно же возникли ожидания того, что вы хотите узнать. Каждая семья у нас ассоциируется с понятием – дом, который каждый строит сначала в своем сознании на основе родительского опыта, традиций, быта, знаний. Перед нами – дом, который нам надо обжить за время нашего урока. Мы должны продумать по каким правилам, законам, вы будете строить семейный дом, чтобы он был теплым, уютным и самое главное благополучным для воспитания и развития детей. Что для этого нужно знать? Какие вопросы вы хотели бы изучить, уточнить, обсудить на уроке. Это и будут ваши ожидания от сегодняшней встречи.
Напишите их на стикере и прикрепите к нашему дому.
Я думаю, что ваши ожидания воплотят ваши лучшие мечты, поэтому мы назовем наш дом – «Дом мечты». Приступайте.
Предлагаю по мере прикрепления стикера зачитать ожидания некоторым студентам.
Сравните ваши ожидания с планом работы на слайде (МСО).
Мы будем рассматривать следующие вопросы: обратите внимание на слайд. (МСО). Запишите в лекционной тетради
Из наших ожиданий вытекают цели, и нашу работу мы так и назовем «Спроектируй цели»- предлагаю вам в течение 2 минут, молча подумать, какие цели должен каждый из вас поставить на данном занятии. Напоминаю, что каждый должен выразить обучающую, развивающую и воспитывающую цели, а так же цели, которые ставит каждый лично для себя.
3. АМО: «Спроектируй цели»
Цель: спроектировать цели обучения и воспитания, подумать над тем, как цели взаимосвязаны, дополняют ли они друг друга, связаны ли они с предыдущим занятием? Закреплять умение высказывать свою мысль, слушать мнение других, обеспечить настрой учащихся на достижение целей.
Спроектированные цели предлагаю записать в тетради. Затем вызванные студенты по очереди зачитывают цели, обмениваются мыслями, аргументируют выбранную цель. В ходе диалога и обсуждения выбирается наиболее значимая цель.
После обсуждения предлагаю сравнить с целями, представленными на слайде (МСО). - А теперь посмотрите на слайд – на слайде представлены цели.
1. Уточнить и закрепить знания о формах (типах) семьи.
2. Получить знания о функциях семьи;
3. Развивать мыслительные процессы: мышление, воображение, речь, память; умение проектировать цели обучения, работать в нужном темпе.
4. Воспитывать чувство коллективизма, умение работать в малых группах. Воспитывать культуру умственного труда; умение слушать товарищей, при необходимости дополнять ответ.
Те цели, которые совпадают или близки по определению предлагаю выделить ярким маркером, именно над их достижением мы и будем работать.
4. Актуализация знаний:
АМО: «Машина времени – возврат в прошлое»- (вхождение или погружение в тему)
Цель: закрепление пройденной темы, развитие мыслительных процессов.
- А сейчас предлагаю вам зайти в машину времени и вернуться в прошлое, к нашему прошлому уроку. У вас на столах лежат тестовые задания, бланки для ответов. Будьте внимательны, напоминаю, ответы должны содержать буквенное обозначение. Время выполнения задания – 5 минут.
Обратите внимание на слайд, внимательно проверьте и выставьте отметки в соответствии с критериями (самопроверка).
5. Сообщение нового материала:
АМО: «Смотри на слайд» (интерактивная лекция)
Цель: концентрация внимания учащихся, развитие общеучебных умений и навыков.
По ходу лекции на слайде представлен материал, необходимый для записи в лекционную тетрадь, используется эффект визуализации.
А) Функции семьи.
Семья – специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции (от лат. – действие), важные для общества, необходимые для жизни каждого человека.
Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.
На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными: появляются новые функции, отмирают или наполняются иным содержанием ранее возникшие.
В настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи. Надо отметить, что между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении другой.
Ученые выделяют различные функции семьи, основными из которых являются следующие: • репродуктивная (функция продолжения рода);
• воспитательная функция ( духовное воспроизводство населения);
• хозяйственная функция (экономическая и хозяйственно-бытовая);
•функция организации досуга (восстановительная, первичной социализации); (МСО)
Репродуктивная функция (функция продолжения рода)- это биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода. В настоящее время демографическая ситуация в России складывается таким образом, что уровень смертности превышает уровень рождаемости. Поэтому в наше время одна из важнейших задач государства - это восстановление репродуктивной функции семьи.
Воспитательная функция – важнейшая функция семьи, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. «Семья – воспитательная колыбель человека» (Н.Я.Соловьев).
Родители - первые воспитатели ребенка. Воспитание в семье - сложный социально-педагогический процесс, который включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка.
Хозяйственная функция обеспечивает многообразные хозяйственные потребности собственной семьи. Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. Одна из предпосылок существования нормальной семьи – ее экономическая общность. Семейная экономика требует планирования, учета, бережливости, контроля. Поэтому каждая семья сразу после своего образования создает свой самостоятельный семейный бюджет, в котором сбалансированы доходы и расходы семьи, потребности и возможности их удовлетворения. Хозяйственная функция была связана с накоплением богатства для членов семьи. Те социально-экономические изменения, которые происходят в нашем обществе, вновь активизируют экономическую функцию семьи в вопросах накопления имущества, приобретения собственности, приватизации жилья, наследования и т. д.
Функция организации досуга имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворения различных духовных потребностей.
Особая роль в восстановительной функции семьи принадлежит умело организованному досугу. Под досугом понимается внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. Содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и способностей.
Дополнительные функции семьи:
Рекреационная и психотерапевтическая функция семьи заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть принятым, несмотря на его статус, внешность, успехи (или их отсутствие), финансовое положение и т. д.
Семья выполняет также функцию сексуального регулирования. Не случайно религия благословляет брак и не одобряет разводы, а государство ввело особый институт брака. Данная функция тесно связана с репродуктивной и воспитательной функцией, поскольку ни репродуктивная функция, предполагающая обеспечение детей необходимым для их выживания, ни воспитательная функция не могут нормально выполняться в рамках неупорядоченных сексуальных отношений.
Рождаясь в определенной семье, ребенок автоматически наследует от родителей или приобретает некоторые наиболее важные статусные характеристики: национальность, религиозная принадлежность, принадлежность к определенному социальному слою. Следовательно, семья выполняет статусную функцию.
Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни. Каждая из функций может быть с большим или меньшим успехом реализована вне семьи, но совокупность их может осуществляться только в семье.
Хорошая семья - это всегда группа людей, которые испытывают по отношению друг к другу привязанность и поддерживают друг друга в сложных ситуациях. Именно семья является (или должна являться) основным источником любви, понимания и поддержки. Опыт семейной жизни, как считают ученые, определяет то, каким образом человек будет относиться к другим людям, как он будет строить с ними отношения. Если этот опыт был неудачным, это может привести к некоторым серьезным психологическим проблемам.
Б) Проблемы современной семьи.
АМО: «Карта группового сознания» (работа в подгруппах)
Цель: анализ существующей проблемы, поиск решений.
Сейчас вам необходимо объединиться в небольшие подгруппы по 5-6 человек. На листе ватмана создайте графический, схематический образ, определяющий проблемы современной семьи. Постарайтесь, чтобы образ был четкий, ясный, лаконичный. Для этого вы должны максимально быстро согласовать свои действия и знания. Время работы – 5 мин.
По окончанию работы в группах, каждая группа вывешивает свои «карты группового сознания» на доску и представляет ее.
По ходу представления одной из групп своей карты, остальные делают записи в тетрадях.
Сравните с теми проблемами современной семьи, которые на современном этапе выделяют социологи. Определите подгруппу, в которой наибольшее число совпадений.
- Низкий экономический уровень.
- Низкая культура общественной жизни.
- Высокий процент разводов.
- Бытующее общественное мнение.
- Обострение конфликтов между поколениями.
- Разрушение многопоколенных семей.
- Изменение в распределении ролей между мужчиной и женщиной. (МСО)
6. Упражнение «Ассоциации» (эмоциональная разрядка) (МСО)
Цель: эмоционально и когнитивно включаться в процесс саморазвития и совершенствования будущих семейных отношений.
Материал: лист бумаги, ручка.
Необходимо выбрать один из предложенных вариантов ответа.
Вопросы-задания: (на слайде)
«Если семья - это постройка, то она ... (шалаш, домик, многоэтажный дом, крепость);
«Если семья - это цвет, то она ... (черно-белая как зебра, нежно-розовая, синяя, зеленая);
«Если семья - это музыка, то она ... (романс, классика, рэп, рок);
«Если семья - это геометрическая фигура, то она ... (круг, квадрат, треугольник, многоугольник);
«Если семья - это фильм, то она ... (комедия, мелодрама, триллер, трагедия);
«Если семья - это настроение, то она ... (радость, постоянный стресс, блаженство, тревога).
- Даже если ваш дом, не совсем крепкий, помните, что всегда есть надежда на укрепление его фундамента, обживание своего гнездышка, чтобы всем в нем было уютно, чтобы семья – это была может быть крепостью, чтобы в ней всегда звучали классическая музыка или романс, чтобы не встречались на пути острые углы, это была комедия и постоянно присутствовало чувство радости и блаженство.
7. Сотрудничество семьи с образовательными учреждениями.
Цель выполнения задания: формирование знания о сотрудничестве семьи с
образовательными учреждениями; развитие умения работать с учебником (находить нужный раздел, быстро читать, выбирать главное и записывать его в тетради, составлять граф-схему прочитанного текста).
Задание: выполнить граф - схему «Семья и другие образовательные учреждения», выписать краткую характеристику сотрудничества семьи и других образовательных учреждений.
Руководство к выполнению задания:
1. Прочитать раздел «Семья и другие воспитательные институты».
2. Выполнить граф-схему «Семья и другие воспитательные учреждения». (В граф-схеме можно использовать графические обозначения и текст).
3. Прочитать текст «Новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения».
4. Выписать признаки сотрудничества и взаимодействия семьи с дошкольным учреждением.
8. Заключительная часть.
АМО: «Что ты думаешь о…?» (подведение итогов)
Цель: выяснить отношение учащихся к прошедшему занятию, подведение итогов занятия.
- Наш дом построен. - Пришло время проверить, что мы построили, то к чему стремились или нет?! И эта часть занятия называется – Что ты думаешь о…..?
- О том, все ли ожидания были достигнуты? В чем это выражается?
- Давайте еще раз посмотрим на те ожидания, которыми мы наполнили наш дом. Подойдите к своим стикерам и снимите те ожидания, которые осуществились. Что осталось не реализованным? Зачитайте.
- Оставшиеся не проработанные ожидания это и будет темой вашей самоподготовки.
9. Рефлексия.
При подведении итогов студенты отвечают на вопросы: - Я сегодня получила знания о….. - Я хотела бы на следующих занятиях узнать о….
- В дальнейшем я собираюсь……
- Сегодня получили отметки следующие студентки: ____________________.
10. Домашнее задание.
АМО: «Выполни сам, помоги другому»
Цель: настроить на предстоящее занятие, уметь выполнять опережающее задание, подбирать необходимую научно-методическую литературу, умение пользоваться Интернет ресурсами, развитие творческого потенциала студентов.
1) Выучить тему по учебнику (стр. 27-30; 43-45). 2) Подготовиться к опросу.
3) выполнить СРС. Подготовить сообщения, используя дополнительную литературу, средства массовой информации, Интернет - ресурсы по вопросу «Трудности, с которыми встречаются современные родители в воспитании детей», быть готовым к выступлению. Интернет-ресурсы:
- Педагогика – yandex.ru://pedagogy.ru
- Менеджер образования - http://www.menob.ru
Текущий опрос по темам: «Семья как субъект педагогического взаимодействия и социально культурная среда развития ребенка». «Формы (типы) семьи».
Вариант 1
1. Вставьте пропущенные слова в определение, используя нижеприведенные слова.
Семья – это ________ социально -__________ группа, члены которой связаны ___________ или родственными отношениями.
а) большая е) незначительная
б) педагогическая ж) брачные
в) общественные з) социальные
г) психологическая и) малая
д) демографическая
2. Выберите верное утверждение: нуклеарная семья -
а) один родитель (ранее состоял в браке) и ребенок,
б) большая по численности, где в одном «гнезде» проживает разное поколение родственников,
в) один родитель (ранее не состоящий в браке) и ребенок,
г) состоит из двух поколений – из супругов и детей, до вступления в брак последних.
3. Выберите верное утверждение: патриархальная семья -
а) один родитель (ранее состоял в браке) и ребенок,
б) большая по численности, где в одном «гнезде» проживает разное поколение родственников,
в) состоит из двух поколений – из супругов и детей, до вступления в брак последних.
г) один родитель (ранее не состоящий в браке) и ребенок,
За каждый правильный ответ в заданиях 1,2.3 студент получает - 1 балл.
Вариант 1 Критерии оценивания:
1. - и, г, ж «5» - за 5 набранных балла
2. – г «4» - за 4 набранных балла
3.б «3» - за 3 набранных балла
«2» - за 2 набранных балла
Текущий опрос по темам: «Семья как субъект педагогического взаимодействия и социально-культурная среда развития ребенка». «Формы (типы) семьи».
Вариант 2
1. Вставьте пропущенные слова в определение, используя нижеприведенные слова.
Семья - это ____________ институт, характеризующийся устойчивой формой ___________ между людьми, в рамках которого осуществляется ________ часть повседневной жизни людей.
а) взаимоотношения е) незначительная
б) педагогический ж) брачные
в) общественные з) социальный
г) психологический и) основная
д) демографическая
2. Выберите верное утверждение: материнская семья -
а) один родитель (ранее состоял в браке) и ребенок,
б) состоит из двух поколений – из супругов и детей, до вступления в брак последних.
в) один родитель (ранее не состоящий в браке) и ребенок,
г) большая по численности, где в одном «гнезде» проживает разное поколение родственников,
3. Выберите верное утверждение: неполная семья –
а) большая по численности, где в одном «гнезде» проживает разное поколение родственников,
б) один родитель (ранее состоял в браке) и ребенок,
в) один родитель (ранее не состоящий в браке) и ребенок,
г) состоит из двух поколений – из супругов и детей, до вступления в брак последних.
Критерии ответов на текущий опрос по темам: «Семья как субъект педагогического взаимодействия и социально культурная среда развития ребенка». «Формы (типы) семьи».
За каждый правильный ответ в заданиях 1,2.3 студент получает - 1 балл.
Вариант 2 Критерии оценивания:
1. - з, а, и «5» - за 5 набранных балла
2. – в «4» - за 4 набранных балла
3.б «3» - за 3 набранных балла
«2» - за 2 набранных балла
Бланк ответов Фамилия __________________________ Группа ___________ Дата ________ | |
Вариант 1 | |
1. - | Итого баллов: |
2. - | |
3. - | Оценка: |
Литература: Т.А. Куликова. Семейная педагогика и домашнее воспитание. [Текст]- М., 1998. С. 148-150. С. 150-154.