8. ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ
Опубликовано 08.07.2012 - 8:45 - ГУБАРЕВА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА
8. ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ
ЛЕКЦИЯ 8. ОНТОГЕНЕЗ СЛОВАРЯ
Онтогенез словаря
Словарь и лексика – синонимы. Словарная работа и лексическая работа – синонимы.
Словарь – словарный запас отдельного человека = лексикон
Словарь активный – те слова, которые употребляет в речи. Словарь пассивный – те слова, которые понимает, но не употребляет в собственной речи
В возрасте около года, родители могут решить, что их ребенок знает больше слов, чем указано по статистике (см. ниже). На самом деле нельзя говорить об усвоении ребенком слова, пока он не начнет на него одинаково реагировать во всех ситуациях и при различных интонациях. То есть на вопрос: «Где собачка?» если ребенок реагирует правильно дома и не реагирует на улице, значит «собачка» для него это еще не слово, а только звуковой компонент той ситуации, которая разыгрывается дома. Этому ребенку нужно еще немного времени, чтобы «собачка» стала словом.
Первоначально, примерно до возраста 2-х лет почти все слова-существительные при их усвоении проходят стадию связи с действием. То есть при назывании предмета, если ребенок его опознал на слух, начинается ориентировочная реакция. Малыш ищет этот предмет и стремится выполнить с ним привычные действия (кружка – пить).
Следующий этап в освоении ребенком слова эта работа подражательного рефлекса – ребенок, услышав слово пытается многократно его проговорить, испытывая при этом удовольствие. (бака-бака-бака = собака).
Первые слова, появившиеся у ребенка носят функцию слов предложений. Ребенок говорит с разной интонацией и выражением лица «мама» и это может означать: я рад тебя видеть; или где ты была, мне без тебя плохо было, или иди сюда; или хочу есть; или спаси меня от вон того страшного зверя; или не отдавай меня на ручки этой тете Маше. Смысл слов-предложений полностью зависит от ситуации и потребностей ребенка на момент их произнесения.
Состав словаря у каждого ребенка глубоко индивидуален и зависит от образа жизни семьи, её культурного уровня, стиля материнского общения (императивный – словарь формируется позже, глаголов больше, чем у ребенка с комментирующей матерью, при комментирующей матери словарь формируется раньше, в нем существительных больше, чем у ребенка с императивной матерью. Затем разница в словаре исчезает). В возрасте 4 лет и позже словарь ребенка начинает отражать круг его интересов (география, космос, динозавры, машины), но круг интересов ребенка, так же зависит от образа жизни семьи. Императивный стиль – много молчим, даем указания. Похвалу и замечания только по делу. Комментирующий стиль – постоянно проговариваем что делаем сами, что делаем с ребенком, что делает сам ребенок.
Около 1 года – 12-20 слов. 80% составляют существительные. Глаголы (бух- падать, ам- кушать);.
– прилагательные, местоимения, наречия, служебные части речи отсутствуют.
– Первая степень обобщения слов*. Чтобы ребенок усвоил слово требуется 50-70 повторений с совпадением слова и предмета.
– Слова-предложения.
– Пассивное усвоение словаря (что рядом с ребенком произнесли, то и усвоил, те слова, которые чаще произносили, те быстрее освоил)
Около 2 лет – 200 - 300 слов. существительные – 75%, глаголы составляют 20% от общей речи. Прилагательные - 5%, появляются такие слова, как: хорошо, плохо. Местоимения также 5%.
– Активное расширение словаря – теперь ребенок сам спрашивает «Что это?».
– Появляется эффект «растяжения лексики» - одним словом называет все похожее («кися» - кошка, любая пушистая плюшевая игрушка, шапка, стрижка).
– Первая степень обобщения, начинает формироваться 2-ая степень обобщения. На вопрос: «Что такое стол» ребенок может ответить: «На нем едят». Для усвоения слова требуется 10 совпадений при проговаривании слова и предмета.
Около 3 лет – 1000 –1500 слов.
– местоимения и наречия часто путают при употреблении. Появляются служебные части речи. Простые предлоги и союзы: на, в, под, из.
– Вторая степень обобщения слов*.
– Начинает уменьшаться проявление растяжения словаря.
– Статистика по трехлетним детям – 36 % слов – бытовые слова; 16 % - объекты природы; 15 % - средства и способы передвижения. 1/3 от всех употребляемых за день слов = глаголы.
4 года – 1900 слов. есть сравнительная степень* больше, меньше. Появляются сложные союзы: потому что, чтобы, если б.
– Третья степень обобщения слов*. На вопрос: «Что такое стол?», ребенок может ответить: «Это мебель».
– Происходит уточнение словаря по типу освоения синонимов (веселый радостный, грустный – больной – по внешнему виду для детей это одинаково; и по типу разбора предметов на часть и целое (чайник – донышко, носик, ручка, крышечка).
5 лет – 2000-2500 слов. Четвертая степень обобщения слов*. Уточнение словаря.
6 лет – 3500 – 4000 слов (перечислить все) (шутка). Уточнение словаря
7 лет – 7 000 слов. Уточнение словаря
Словарь, сформировавшийся в дошкольном возрасте является ядром, которое мало меняется у человека в течении жизни. У среднего взрослого человека в активном словаре – 9 000 слов (у Пушкина 21 000 слов в активном словаре).
«Любимые слова детей дошкольного возраста»
- Я
- Хочу
- Буду
- Люблю
- Слова обозначающие людей*.
- Слова, обозначающие размер*.
- Слова, обозначающие цвет*.
- Сравнительная степень прилагательных*.
- Слова, обозначающие отрицательные оттенки*.
Всего за день ребенок произносит около 11 000 слов. Конечно многие слова повторяются.
Степени обобщения.
1 степень обобщения – слово обозначает только один предмет (кошка – только эта кошка, все остальные кошки – что-то неизвестное, чему названия нет)
2 степень обобщения – слово обозначает ряд однородных предметов (все кошки имеют право называться кошками, ребенок с этим согласен).
3 степень обобщения – появляются слова, объединяющие несколько групп предметов (ребенок понимает, что кошка входит в понятие животные).
4 степень обобщения – высшая степень обобщения всех предыдущих понятий (кошка – животные – фауна земли).
Литература
- Алексеева М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.
- Белякова Л.И., Заикание.
- Бородич А.М., Методика развития речи детей.
- Винарская В.Н., Возрастная фонетика, 2005 г.
- Жукова Н.С., Логопедия.
- ИНТЕРНЕТ ! ! !
- Малыш учится говорить, О.Жукова, 2007 г.
- Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / под ред М.Ф. Фомичевой.
- Основы логопедической работы с детьми / под ред. Г.В. Чиркиной.
- Поваляева М.А., Справочник логопеда.
- Программы воспитания и обучения детей «Радуга», «Детство», «Развитие» и др.
- Теория и методика развития речи дошкольников, Стародубова Н.А., 2007 г.
- Филичева Т.Б., Основы логопедии.
- Язык и сознание, Лурия А.Р., 1998 г.
http://subscribe.ru/catalog/socio.edu.logoped - здесь можно подписаться на еженедельную логопедическую рассылку.
Сайт о педагогике и логопедии http://nsportal.ru/olga-gubareva
Женский блог http://idi-k-nam.ru/profile
Блог о логопедии http://www.liveinternet.ru/users/4701016/
Дружественная группа в «Одноклассниках» - «Логопеды, логопедия»