Формирование активной гражданской позиции в системе профессиональных компетенций выпускника Ейского педагогического колледжа

В статье представлен краткий обзор форм работы преподавателей социально-экономических дисциплин Ейского педагогического колледжа, направленных на формирование активной гражданской позиции в спектре профессиональных компетенций выпускника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grazhd.pozic_.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Н.Н.Усатая

Формирование активной гражданской позиции в системе профессиональных компетенций выпускника Ейского педагогического колледжа

Общепризнано, что  молодежь, представляя собой наиболее прогрессивную часть общества, тем самым является важнейшим фактором политического,  экономического и духовного обновления российского  общества. Однако сегодня наблюдается  проявление гражданской пассивности молодыми людьми, что негативно может сказаться на развитии общества в целом. Особую тревогу вызывают жестокость, эгоизм, небрежность в соблюдении законов, развитие асоциальных тенденций, преобладание потребительских позиций, перед самостоятельностью, гражданской  ответственностью и  политической активностью.

Поэтому, формирование гражданина -   это  одна из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, так как в ней формируются не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы,  принципы, но  и происходит становление необходимых личностных качеств,  обеспечивающих  жизнедеятельность молодого человека в условиях современного общества.

Особенность   воспитательного процесса в системе  профессионального образования заключается в том, что на фоне  дальнейшего воспитания и развития  личности студента, происходит процесс  воспитания его как субъекта профессиональной деятельности. Современному обществу нужны образованные, духовно-нравственные,  предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора.

Общей  целью гражданско-правового воспитания в Ейском педагогическом колледже  является формирование  активной жизненной позиции личности, высокой гражданской и правовой культуры, способной успешно социализироваться в окружающем мире.

Задачи формирования активной гражданской позиции в спектре профессиональных компетенций выпускника успешно решаются преподавателями  педагогического колледжа в системе:

- преподавания социально-экономических и общественно-политических дисциплин по всем специальностям подготовки (история, обществознание, основы философии, экономики, основы права);

- использования нравственно-воспитательного потенциала гуманитарных дисциплин, дисциплин регионального компонента (литература, русский язык и культура речи, краеведение);

- формирования и развития навыков профессиональной и политической культуры, гражданской компетентности студентов в процессе освоения дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»;

- внеучебной деятельности  колледжа.

Существенным фактором становления личности является его активная социализация, в процессе которой молодой человек должен познать и принять требования общества, а результатом этого процесса является формирование сознания причастности к обществу и способности к успешному осуществлению социальных ролей. Эти навыки решения социально значимых проблем молодежи  реализуются преподавателями колледжа через  применение активных  форм включения студентов в процесс социальной практики.

Это проведение гражданских форумов,  деловых и ролевых игр, социологических исследований.

 Гражданский форум – одна из наиболее эффективных методик гражданского образования. Это форма обсуждения вопросов, которая способна продвинуть студентов на новую ступень гражданского участия в решении важных проблем учебного заведения, города, страны, приобщать их к политическому процессу. Это способ преодоления безразличия, пассивности к тем общественным процессам, которые затрагивают жизнь каждого человека.

В рамках организации такой формы работы преподавателями ПЦК социально-экономических дисциплин были проведены следующие мероприятия:

1. Всекубанский классный час «Земля отцов – родная земля», посвящённая 75-летию образования Краснодарского края (сентябрь 2011 г.)

2. Историческая викторина, посвящённая 200-летию отечественной войны 1812 года «Славными дорогами Отечественной войны 1812 года» (февраль 2012 г.)

3. Конкурс презентационных макетов «Недаром помнит вся Россия!» (февраль 2012 г.)

Стало традицией проводить мероприятия,  приуроченные знаменательным датам и событиям:

- классные часы, посвященные Дню народного единства;

- внеклассное мероприятие, посвящённое Дню Защитника отечества «О доблести, о подвиге, о славе»;

- общеколледжное мероприятие, посвящённое Великой победе: «Поклонимся великим тем годам…».

Такие формы работы, направленные на воспитание гражданственности,  предполагают формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор.

Активная жизненная позиция студента, говорящая о его социальной зрелости, отражает, прежде всего, чувство ответственности и тревоги за дела общества. Гражданский долг проявляется в отношении человека к своим правам и обязанностям.

Об уровне сформированности правовой культуры студентов колледжа говорят итоги студенческой научной конференции, приуроченной к выборам депутатов в ГД ФС РФ «Спектр политических сил в условиях парламентской предвыборной кампании», проведение которой в ноябре 2011 г.

Обсуждение итогов студенческой научной конференции, приуроченной к выборам Президента РФ в марте 2012 г., позволило выявить степень осознания студентами своих прав и обязанностей, убеждения в необходимости их соблюдения и готовности реализовать их на практике.

Таким образом, значимым приоритетом в образовании на современном этапе развития общества является обучение и воспитание человека- гражданина, человека высокой правовой и политической культуры, активного субъекта социальных отношений, способного к духовно- нравственному совершенствованию,  принимать на себя ответственность за свою жизнь и жизнь окружающих.