ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВЫХ КЛАССАХ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
Игровые технологии я использую в основном в 5-6-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Мне как учителю русского языка и литературы приходится решать такую задачу почти каждый день. Программа предусматривает 5 часов (как и в 6-ом классе) русского языка в неделю (больше, чем отводится на другие дисциплины), обилие новых тем и орфограмм. Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры, уроки - путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_.doc | 150.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Иваненкова Е.В.
«ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВЫХ КЛАССАХ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
Выполнила: Иваненкова Елена Викторовна
учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 215
Санкт – Петербург
Введение.
В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады.
Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках русского языка.
Я систематически совершенствую и углубляю знания по теории и методике преподаваемого мной предмета, обновляю методическую литературу, стараюсь использовать новые технологии в своей работе.
Игровые технологии я использую в основном в 5-6-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Мне как учителю русского языка и литературы приходится решать такую задачу почти каждый день. Программа предусматривает 5 часов (как и в 6-ом классе) русского языка в неделю (больше, чем отводится на другие дисциплины), обилие новых тем и орфограмм. Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры, уроки - путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.
Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.
Использовать игровые технологии можно не только в 5-6-ых классах, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит, с каким азартом работают дети.
Цель моей работы обобщить опыт по внедрению игровых технологий в учебный процесс, показать эффективность метода.
Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра. Й.Хейзинга
Не секрет, что на современном этапе большое значение уделяется проблеме развития речи. В соответствии с этим вся работа на уроках русского языка и литературы направлена на овладение школьниками связной речью (как устной, так и письменной), поскольку это способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.
Данная работа особенно необходима нашим учащимся, которые имеют различные проблемы в речевом развитии. В силу своих особенностей эти дети менее подготовлены, зачастую у них очень скудный словарный запас; некоторые с трудом могут передавать свои мысли в устной форме, не говоря уже о письменной.
Работа на уроках проходит по-разному, с использованием разных методик, приемов и технологий, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребят, а также то, что в классах учатся дети с разными возможностями.
Одной из технологий, которая достаточно часто присутствует на уроках, является ИГРА.
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Значение игры невозможно исчерпать. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования уча щихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций проис ходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед уча щимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятель ность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игро вым результатом.
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.
Ролевые игры, инсценирование повышают интерес к чтению и к уроку литературы, развивают воссоздающее воображение, помогают учащимся почувствовать атмосферу определённой исторической эпохи и войти в художественный мир изучаемого литературного произведения.
Но и увлекаться играми тоже не стоит. Они уместнее всего в 5–7 классах, что соответствует возрастной психологии.
На уроках русского языка я использую разного вида игровые задания. Это решение кроссвордов, «Четвертое лишнее», Составь слово, восстанови слово, фразу, предложение; анаграммы, ребусы и т.д. Нередко эти задания даются с учетом индивидуальных особенностей учащихся, то есть по уровням сложности. Такая работа проходит по определенным правилам.
На уроках литературы мы делаем иллюстрации к произведениям и рисуем портреты героев, сочиняем сказки и стихи, проводим конкурсы и викторины, пытаемся инсценировать отрывки из произведений, совершаем путешествия во времени и т.д. Эти виды работы проходят как индивидуально, так и по группам.
Большим подспорьем на уроках являются тетради на печатной основе. Я использую на уроках русского языка «Рабочую тетрадь» и «Тесты» к учебнику М.Т.Баранова, «Комплексный анализ текста» и «Тесты» Малышкина, а также ряд рабочих тетрадей, которые были выпущены в предыдущие годы. На уроках литературы мы периодически используем рабочие тетради Нелькина.
Еще один вид работы, который можно отнести к игровым технологиям – это использование информационных технологий и различных видов ТСО (видео, аудио, DVD). Собрана достаточно большая подборка художественных и мультипликационных фильмов, которые можно использовать при работе над произведением, а также разнообразные презентации, которые я достаточно часто использую на уроках литературы, а также русского языка.
Согласно концепции личностно-ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со своими особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру, субъектным опытом. В условиях личностно-ориентированного подхода каждый ученик для учителя предстает как уникальное явление. Учитель помогает каждому ученику реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения.
Наиболее значимые принципы личностно-ориентированного урока:
- Использование субъектного опыта ребенка.
Актуализация имеющегося опыта и знания является важным условием, способствующим пониманию и введению нового знания. Понимание в целом тесно связано с личным опытом субъекта и осуществляется на базе прошлого опыта, знаний, правил и других знаний (о своих возможностях, факторах понимания и т.п.). Понимание является основным компонентом процесса учения.
- Вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала.
- Накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества.
- Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.
При реализации этих принципов информационная база урока становится подлинно развивающей.
Варианты использования игровой технологии на уроках русского языка и литературы
- Задание. Закончите предложение, исключая иностранные буквы.
- Тип урока: урок оrбjоsбnщzеfнgиrя и сwиvсzтlеnмgатrиsзvаjцwиrи
Соотнесите данные предложения со схемами. Найдите лишнюю схему.
У нарядной сороки по бокам пёрышки белые.
А голова, крылья и хвост черные.
Очень красив у неё длинный, прямой хвост.
Перья на нём зеленоватые.
Составь слово:
Поговорить - выделить приставку
Страда – корень пострадали
Писать – первый суффикс
Читал – второй суффикс
Пели – окончание
Образуйте слова с данными морфемами:
- –СЯ, -БЛИЖ- , ПРИ-, -А-, -Л-, (приближался)
- –ЫЙ, -ОСТ-, -ЖАЛ-, БЕЗ-, -Н- (безжалостный)
- –СЬ, -КАЗ-, -А-, ПО-, -Л-, -О (показалось)
Составьте предложение по данной схеме:
. . . ое . . . е . . .ет из-за . . .а.
Восстановите предложение:
Незнайка, из, вышли, и, Луны, шлюзовой, на, Пончик, камеры, и, поверхности, очутились.
Абревиатуры:
Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов. Пример: МАИЗ - ЗИМА.
В сложных случаях буквы, являющиеся в окончательном варианте первыми, подчеркиваются.
Пример: НЯНААВ — ВАННАЯ
Пропущенная буква.
На доске написаны с пропущенными буквами столбики слов, по одному столбику для каждой команды. Представители из каждой команды выходят к доске по очереди и вставляют пропущенную букву в слова по порядку. Выигрывает команда, которая быстрее и без ошибок справилась с заданием:
сп...ртивный з...лёный ст...лбовая
дес...ть цв...тной ш...рстяной
бе...заботный ра...свет бе...цветный
рису...шь пиш...шь чита...шь
к...пуста т...атр ап...льсин
Карточка.
В каком примере неправильно названа буква?
1) Книга - кэ, эн, и, гэ, а.
2) Палец - пэ, а, эль, е, цэ.
3) Марка - эм, а, эр, ка, а.
Ответ:1 – кэ
Карточка. Игра «Справочное бюро»
Использовать словарь.
Выбери слово, соответствующее лексическому значению.
Колорит, компонент, комфорт, компромисс. («Составная часть чего-либо»).
«От каждой буквы - столбик - слово»
Учитель пишет на доске одно и то же слово столько раз, сколько команд будет участвовать в игре. Представители команд по очереди подходят к доске и пишут по вертикали слова, начинающиеся с букв, составляющих написанное слово.
Условия:
1) Это должны быть слова, например, только II-склонения;
2) Слова не должны повторяться;
3) Слова должны быть написаны правильно.
К о р п у с к о р п у с к о р п у с
р к о у к у р б а о с а о р е у р ю
о н г с р г а р з л п п с е к л о р
т о к о р н ы б ё е о т х о ь к п
п о в о т х г ю р т р
б р м д и
Кто больше прочитает слов по часовой стрелке и против часовой стрелки.
( око, лес, лесок, сок, сокол, кол, колесо, село, осел).
Найди «лишнее слово»
Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.
МАК | РОМАШКА | РОЗА | ЛУК |
КОШКА | СОБАКА | ВОРОБЕЙ | КОРОВА |
БЕРЕЗА | ДУБ | МАЛИНА | ОСИНА |
КОРОВА | ЛИСА | ВОЛК | МЕДВЕДЬ |
Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?
Заменить словосочетания одним словом:
- - промежуток времени в 60 минут,
- - военнослужащий, стоящий на посту,
- - ребенок, любящий сладкое,
- - очень смешной фильм.
Распредели слова на две группы.
- Найди родственные слова. Выдели корень.
Закончи предложения:
У Ромы и Жоры есть ………….
Однажды они пошли ………….
Вдруг из кустов……………..
Потом ребята долго вспоминали как……..
Составь рассказ по опорным словам:
- зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.
Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.
Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.
Инструкция при организации работы с разноуровневыми заданиями.
Выполните одно задание по выбору (из 3).
- Кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал – выбирает задание 1.
- Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно – выбирает задание 2.
- Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности – выбирает задание 3
Оценивание результатов работы разноуровневого упражнения
- 1 уровень – «3» – «4»
(базовый, задания, как правило, репродуктивного характера)
- 2 уровень – «4» – «5»
(задания частично-поискового характера)
- 3 уровень – «5»
(задания творческого характера)
1 задание. Озаглавьте текст. Какова его основная мысль?
- Назовите прилагательные, определите их роль в тексте.
Удивительн.. утро! Пухов.. одеялом укутана сонн.. земля. Над серебрист.. лесом синеет зимн.. небо. В голубоват... снегу причудлив.. узором переплетаются глубок.. следы рыженьк.. лисицы и доверчив.. зайчишки.
2 задание. Инструкция.
- 1. Если вы считаете, что ещё не совсем усвоили тему урока, то выбираете задание № 1.
- 2. Если вы усвоили тему урока и стремитесь закрепить изученное, выбирайте задание № 2.
- 3. Если вы уверенно чувствуете себя, если вы чувствуете, что хорошо усвоили тему урока и хотите проверить свои силы и возможности, выбирайте задание № 3.
- 1 уровень. Спишите, выделяя окончания прилагательных; определите род, число, падеж.
1 вариант.
- Удивительн.. утро! Пухов.. одеялом укутана сонн.. земля. Над серебрист.. лесом синеет зимн.. небо.
2 вариант
- В голубоват.. снегу переплетаются причудлив.. узором глубок.. следы рыженьк.. лисицы и доверчив.. зайчишки.
- 2 уровень. Спишите, выделяя окончания прилагательных. Определите род, число, падеж прилагательных. Выберите строку, в которой дан правильный ответ.
- *Замените прилагательные в тексте так, чтобы текст можно было назвать «Удивительное осеннее утро!»
1 вариант.
- Удивительн.. (1) утро! Пухов.. (2) одеялом укутана сонн..(3) земля. Над серебрист..(4) лесом синеет зимн..(5) небо.
- А. 1 (ср. р., ед. ч., Им. п.), 2 (ср. р. ,ед. ч., Т. п.), 3 (ж. р., ед. ч., Им. п.), 4 (м. р., мн. ч., Т. п.), 5 (ср. р., ед. ч., Им. п.).
- Б. 1 (ср. р., ед. ч., Им. п.), 2 (ср. р., ед. ч., Т. п.), 3 (ж. р., ед. ч., Им. п.), 4 (м. р., ед. ч., Т. п.), 5 (ср. р., ед. ч., В. п.).
- В. 1 (ср. р., ед. ч., Им. п.), 2 (ср. р., ед. ч., Т. п.), 3 (ж. р., ед. ч., Им. п.), 4 (м. р., ед. ч., Т. п.), 5 (ср. р., ед. ч., Им. п.).
- 2 вариант.
- В голубоват.. (1) снегу переплетаются причудлив.. (2) узором глубок.. (3) следы рыженьк.. (4) лисицы и доверчив.. (5) зайчишки.
- А. 1 (м. р., П. п., ед. ч.), 2 (м. р., Т. п., ед. ч.), 3 (м. р., И. п. мн. ч.), 4 (ж. р., Р. п., ед. ч.), 5 (м. р., Р. п., ед. ч.).
- Б. 1 (м. р., П. п., ед. ч.), 2 (м. р., Т. п., ед. ч.), 3 (И. п. мн. ч.), 4 (ж. р., В. п., ед. ч.), 5 (м. р., В. п., ед. ч.).
- В. 1 (м. р., П. п., ед. ч.), 2 (м. р., Т. п., ед. ч.), 3 (И. п. мн. ч.), 4 (ж. р., Р. п., ед. ч.), 5 (м. р., Р. п., ед. ч.).
- 3 уровень. Допишите текст, используя опорные слова (1 – 2 предложения). Определите род, число и падеж прилагательных. Постарайтесь поставить прилагательные во всех родах и в разных падежах.
- 1 вариант. Слова для справок: хрустальный, морозный, золотистый, яркий, легкий.
- 2 вариант. Слова для справок: веселый, волшебный, звонкий, высокий, еловый.
Разноуровневое упражнение
1 вариант
1 уровень. Спишите, выделяя окончания прилагательных; определите род, число, падеж.
Удивительн.. утро! Пухов.. одеялом укутана сонн.. земля. Над серебрист.. лесом синеет зимн.. небо.
2 уровень. Спишите, выделяя окончания прилагательных. Определите род, число, падеж прилагательных. Выберите строку, в которой дан правильный ответ. *Замените прилагательные в тексте так, чтобы текст можно было назвать «Удивительное осеннее утро!»
Удивительн.. (1) утро! Пухов.. (2) одеялом укутана сонн..(3) земля. Над серебрист..(4) лесом синеет зимн..(5) небо.
А. 1 (ср. р., ед. ч., Им. п.), 2 (ср. р., ед. ч., Т. п.), 3 (ж. р., ед. ч., Им. п.), 4 (м. р., мн. ч., Т. п.), 5 (ср. р., ед. ч., Им. п.).
Б. 1 (ср. р., ед. ч., Им. п.), 2 (ср. р., ед. ч., Т. п.), 3 (ж. р., ед. ч., Им. п.), 4 (м. р., ед. ч., Т. п.), 5 (ср. р., ед. ч., В. п.).
В. 1 (ср. р., ед. ч., Им. п.), 2 (ср. р., ед. ч., Т. п.), 3 (ж. р., ед. ч., Им. п.), 4 (м. р., ед. ч., Т. п.), 5 (ср. р., ед. ч., Им. п.).
3 уровень. Допишите текст, используя опорные слова (1 – 2 предложения). Определите род, число и падеж прилагательных. Постарайтесь поставить прилагательные во всех родах и в разных падежах.
Слова для справок: хрустальный, морозный, золотистый, яркий, легкий.
Список литературы
- Журнал «Справочник классного руководителя», г.Москва, № 2, 2009 г.
- Амбушева Т.М. Виноградова К.Е. Пташкина В.Н. «Урок в современной школе», Учитель, 2009г.
- П.М. Баев. «Играем на уроках русского языка», Москва, «Русский язык», 1989 г.
- Л.С. Выготский. «Педагогическая психология». Москва, «Педагогика», 1991 г.
- В.А. Крутецкий. «Психология», Москва, «Просвещение», 1986 г.
- Н.М. Лебедев. «Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку», Москва, «Просвещение», 1991 г.
- «Дошкольное воспитание», 1985 г., №8
- «Русский язык в школе», 1989 г., №4
- «Русский язык в школе», 1992 г., №5
- «Русский язык в школе», 1993 г., №3
- http://www.rusedu.info
- http://www.ukazka.ru
- http://festival.1september.ru
- http://schools.keldysh.ru