доклад по дипломной работе

тема: Проблема неуспеваемости младших школьников и пути её решения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_nohrina_farida.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Здравствуйте Уважаемые члены аттестационной комиссии! Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа (ВКР)Нохриной Фариды Рафаиловны на тему «Проблема неуспеваемости младших школьников и пути её решения».

Актуальность темы заключается в том, чтобы  неуспеваемость младших школьников была низкой, учителю необходимо знать ее причины. Проблема неуспеваемости младших школьников может быть следствием различных  причин: семейно-бытовые условия, педагогическая запущенность, образование родителей, так и психологические недостатки: в познавательной, мотивационной сфере, индивидуально психологические особенности учащихся.  Ведущие педагоги и психологи пытаются найти способы борьбы с неуспеваемостью.

При изучении психолого-педагогической литературы мною было выявлено противоречие между большим количеством психолого-педагогической литературы по проблеме неуспеваемости младших школьников, с одной стороны, и недостаточной обоснованности педагогических условий решения этой проблемы, с другой стороны.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия снижения уровня неуспеваемости младших школьников.

Объект исследования:  неуспеваемость младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия решения проблемы неуспеваемости младших школьников.

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем выявить эффективность педагогических условий решения проблем неуспеваемости у младших школьников.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: устранение проблем неуспеваемости младших школьников будет осуществляться успешнее, если реализуется ряд педагогических условий: а) своевременно проводить педагогическую и психологическую профилактику, психодиагностику проблем неуспеваемости младших школьников; б)  осуществлять  совместное с семьей воспитательное воздействие на неуспевающих  школьников.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи.

1.        Проанализировать научную и методическую литературу по проблеме  неуспеваемости младших школьников.

2.        Теоретически обосновать  и выявить  педагогические условия  решения неуспеваемости  детей младшего школьного возраста.

3.        Экспериментальным путем проверить эффективность  педагогических условий решения неуспеваемости  младших школьников.

Теоретико-методологическая основа исследования: методические и научные исследования неуспеваемости младших школьников в работах П.П. Блонского, А.М. Гельмонта, Н.И. Мурачковского.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; наблюдение, интервьюирование учеников и учителя, анализ продуктов деятельности учащихся, сравнение, изучение документации. Организация и проведение эксперимента с целью проверки гипотезы.

Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось в МАОУ - «СОШ №15» города Альметьевск РТ. В исследование участвовали учащиеся 3 "Б" класса в составе 10 учащихся.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап - постановочный - выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.

Второй этап - собственно-исследовательский - разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.

Третий этап - интерпретационный - обработка и систематизация материала.

Научная новизна исследования: исследования состоит в том, что неуспеваемость младших школьников  рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; экспериментально проверена эффективность мероприятий по решению неуспеваемости младших школьников.

Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты дипломной работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.

Опытно- экспериментальное исследование проводилось в 3 «Б» классе в составе 10 учащихся:

В 3 «Б» классе проводилась опытно-экспериментальная работа по решению проблемы неуспеваемости детей младшего школьного возраста.

В результате опытно-экспериментальной работы с неуспевающими детьми  автор  определила не только выполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать. В ходе формирующего этапа эксперимента была  осуществлена нейтрализация проблем неуспеваемости решения отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов. Была определена проблема неуспеваемости младших школьников  и разработаны пути её решения через проведения ряда занятий, что подтверждает гипотезу данной работы.

В результате проведенного экспериментального исследования я выявила в экспериментальной группе неуспевающего ученика, который устаёт после уроков, у него недостаточно развит навык чтения, говорения и пересказа. Новый материал они часто не понимают с первого раза, с заданиями для самостоятельной работы справляются плохо.

В ходе формирующего этапа эксперимента мною была проведена коррекционная работа по решению неуспеваемости этих младших школьников.

Для этого я создала особо благоприятные условия для неуспевающих младших школьников. Разрабатывала отдельные меры психологического воздействия, распространяющиеся на всех учащихся; они служат для общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе. Занятия формирующего этапа были направлены на то, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся и их самостоятельность, усиливать творческие элементы в ней, стимулировать развитие интересов. С этой целью использовала игровую и практическую деятельность. В данном случае педагогическая деятельность заставила учащихся понять ценности знаний, критически отнестись к своим занятиям в школе.

Таким образом, задачи, поставленные мною в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.

Определив проблему неуспеваемости младших школьников, я разработала пути её решения через проведение ряда занятий:

1.        Методика «Определение продуктивности и устойчивости внимания».

2. Методика «Определение объёма кратковременной зрительной памяти».

 3.  Методика «Оценка объёма кратковременной слуховой памяти».

 4.  Методика «Диагностика опосредованной памяти».

 5.  Методика «Определений понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах».

 6. Задание на определение сформированности мотивов учения (П.И. Пидкасистый).

 7. Анкета на изучение мотивации учения и адаптации ребёнка в школе                  ( Лускалова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. – М., 1993).

 8. Задания на проверку знаний учащихся самостоятельно работать на занятии (П.И. Пидкасистый).

  9.   Тест «Как ты делаешь уроки?»

  10.  Методика «Отношение детей к обучению в школе».

  11.  Анкета для родителей.        

  12. Тест школьной тревожности Филлипса.

В целом можно сказать, что благодаря эффективно построенной мною коррекционно-развивающей работе, я достигла всех поставленных целей. Где-то эти цели были достигнуты полностью, а в некоторых аспектах мне удалось добиться хоть незначительных, но улучшений в поставленных мною целей.

Комплексная и глубокая диагностика по выявлению причин, вызывающих трудности в учении, грамотно составленная коррекционно-развивающая работа, позволили достичь значительных улучшений как в работе с неуспевающим учеником, так и со всеми участниками эксперимента.

В ходе формирующего этапа эксперимента мною была проведена коррекционная работа по решению неуспеваемости этих младших школьников.

Для этого я создала особо благоприятные условия для неуспевающих младших школьников. Разрабатывала отдельные меры психологического воздействия, распространяющиеся на всех учащихся; они служат для общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе. Занятия формирующего этапа были направлены на то, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся и их самостоятельность, усиливать творческие элементы в ней, стимулировать развитие интересов. С этой целью использовала игровую и практическую деятельность. В данном случае педагогическая деятельность заставила учащихся понять ценности знаний, критически отнестись к своим занятиям в школе.

Таким образом, задачи, поставленные мною в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.

Благодарю за внимание!!!