доклад по дипломной работе
тема: Проблема неуспеваемости младших школьников и пути её решения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_nohrina_farida.docx | 17.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Здравствуйте Уважаемые члены аттестационной комиссии! Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа (ВКР)Нохриной Фариды Рафаиловны на тему «Проблема неуспеваемости младших школьников и пути её решения».
Актуальность темы заключается в том, чтобы неуспеваемость младших школьников была низкой, учителю необходимо знать ее причины. Проблема неуспеваемости младших школьников может быть следствием различных причин: семейно-бытовые условия, педагогическая запущенность, образование родителей, так и психологические недостатки: в познавательной, мотивационной сфере, индивидуально психологические особенности учащихся. Ведущие педагоги и психологи пытаются найти способы борьбы с неуспеваемостью.
При изучении психолого-педагогической литературы мною было выявлено противоречие между большим количеством психолого-педагогической литературы по проблеме неуспеваемости младших школьников, с одной стороны, и недостаточной обоснованности педагогических условий решения этой проблемы, с другой стороны.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия снижения уровня неуспеваемости младших школьников.
Объект исследования: неуспеваемость младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия решения проблемы неуспеваемости младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем выявить эффективность педагогических условий решения проблем неуспеваемости у младших школьников.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: устранение проблем неуспеваемости младших школьников будет осуществляться успешнее, если реализуется ряд педагогических условий: а) своевременно проводить педагогическую и психологическую профилактику, психодиагностику проблем неуспеваемости младших школьников; б) осуществлять совместное с семьей воспитательное воздействие на неуспевающих школьников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи.
1. Проанализировать научную и методическую литературу по проблеме неуспеваемости младших школьников.
2. Теоретически обосновать и выявить педагогические условия решения неуспеваемости детей младшего школьного возраста.
3. Экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий решения неуспеваемости младших школьников.
Теоретико-методологическая основа исследования: методические и научные исследования неуспеваемости младших школьников в работах П.П. Блонского, А.М. Гельмонта, Н.И. Мурачковского.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; наблюдение, интервьюирование учеников и учителя, анализ продуктов деятельности учащихся, сравнение, изучение документации. Организация и проведение эксперимента с целью проверки гипотезы.
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось в МАОУ - «СОШ №15» города Альметьевск РТ. В исследование участвовали учащиеся 3 "Б" класса в составе 10 учащихся.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап - постановочный - выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.
Второй этап - собственно-исследовательский - разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.
Третий этап - интерпретационный - обработка и систематизация материала.
Научная новизна исследования: исследования состоит в том, что неуспеваемость младших школьников рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; экспериментально проверена эффективность мероприятий по решению неуспеваемости младших школьников.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты дипломной работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.
Опытно- экспериментальное исследование проводилось в 3 «Б» классе в составе 10 учащихся:
В 3 «Б» классе проводилась опытно-экспериментальная работа по решению проблемы неуспеваемости детей младшего школьного возраста.
В результате опытно-экспериментальной работы с неуспевающими детьми автор определила не только выполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать. В ходе формирующего этапа эксперимента была осуществлена нейтрализация проблем неуспеваемости решения отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов. Была определена проблема неуспеваемости младших школьников и разработаны пути её решения через проведения ряда занятий, что подтверждает гипотезу данной работы.
В результате проведенного экспериментального исследования я выявила в экспериментальной группе неуспевающего ученика, который устаёт после уроков, у него недостаточно развит навык чтения, говорения и пересказа. Новый материал они часто не понимают с первого раза, с заданиями для самостоятельной работы справляются плохо.
В ходе формирующего этапа эксперимента мною была проведена коррекционная работа по решению неуспеваемости этих младших школьников.
Для этого я создала особо благоприятные условия для неуспевающих младших школьников. Разрабатывала отдельные меры психологического воздействия, распространяющиеся на всех учащихся; они служат для общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе. Занятия формирующего этапа были направлены на то, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся и их самостоятельность, усиливать творческие элементы в ней, стимулировать развитие интересов. С этой целью использовала игровую и практическую деятельность. В данном случае педагогическая деятельность заставила учащихся понять ценности знаний, критически отнестись к своим занятиям в школе.
Таким образом, задачи, поставленные мною в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Определив проблему неуспеваемости младших школьников, я разработала пути её решения через проведение ряда занятий:
1. Методика «Определение продуктивности и устойчивости внимания».
2. Методика «Определение объёма кратковременной зрительной памяти».
3. Методика «Оценка объёма кратковременной слуховой памяти».
4. Методика «Диагностика опосредованной памяти».
5. Методика «Определений понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах».
6. Задание на определение сформированности мотивов учения (П.И. Пидкасистый).
7. Анкета на изучение мотивации учения и адаптации ребёнка в школе ( Лускалова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. – М., 1993).
8. Задания на проверку знаний учащихся самостоятельно работать на занятии (П.И. Пидкасистый).
9. Тест «Как ты делаешь уроки?»
10. Методика «Отношение детей к обучению в школе».
11. Анкета для родителей.
12. Тест школьной тревожности Филлипса.
В целом можно сказать, что благодаря эффективно построенной мною коррекционно-развивающей работе, я достигла всех поставленных целей. Где-то эти цели были достигнуты полностью, а в некоторых аспектах мне удалось добиться хоть незначительных, но улучшений в поставленных мною целей.
Комплексная и глубокая диагностика по выявлению причин, вызывающих трудности в учении, грамотно составленная коррекционно-развивающая работа, позволили достичь значительных улучшений как в работе с неуспевающим учеником, так и со всеми участниками эксперимента.
В ходе формирующего этапа эксперимента мною была проведена коррекционная работа по решению неуспеваемости этих младших школьников.
Для этого я создала особо благоприятные условия для неуспевающих младших школьников. Разрабатывала отдельные меры психологического воздействия, распространяющиеся на всех учащихся; они служат для общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе. Занятия формирующего этапа были направлены на то, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся и их самостоятельность, усиливать творческие элементы в ней, стимулировать развитие интересов. С этой целью использовала игровую и практическую деятельность. В данном случае педагогическая деятельность заставила учащихся понять ценности знаний, критически отнестись к своим занятиям в школе.
Таким образом, задачи, поставленные мною в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Благодарю за внимание!!!