Непосредственно образовательная деятельность в первой младшей группе"Ягодка"

Екатерина Геннадьевна Руснак

       Непосредственно образовательная деятельность в первой младшей группе "Ягодка" - Познание интегрировано с художественным творчеством с использованием национально-регионального компонента согласно "Основной общеобразовательной программы «Буратино». Вниманию детей представлены быт, жилище, одежда народов Крайнего Севера - ханты, угольки, которые рисуют, природа, ягоды, животные Ямала. Воспитатель: Ирина Валентиновна Богданова, апрель 2012 г. Фотографии: Екатерины Геннадьевны Руснак, заведующего МБДОУ, Татьяны Дмитриевны Миннегалиевой, заведующего хозяйством МБДОУ.

 

Непосредственно образовательная деятельность - рисование нетрадиционным способом с элементами экологического воспитания (ознакомление с окружающим в интеграции с развитием речи)

1 младшая группа

Тема: «Путешествие в тундру по следам оленя»

 

Ход занятия

Цель:

  • Расширять знания детей о родном крае;
  • Воспитывать толерантность;
  • Познакомить с картой мира;  расположением на карте города Салехард;
  • Познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования через трафарет с помощью природного материала-уголька;
  • Сформировать представление о животном тундры - северном олене;
  • Показать значение оленя в жизни северных народов;
  • Введение новых слов: тундра, ягель;
  • Знакомить с подвижной  игрой Севера «Прокачусь на нартах;
  • Обогащать словарный запас, развивать мышление, память, речь, внимание;
  •  Закрепить знания  о национальной одежде народов ханты;
  • Закрепить знания детей об особенностях климата в районах Крайнего Севера;
  • Закрепить знания о цвете, форме.

Материалы: карта мира, мольберт, плотная бумага (ватман), трафареты со следами оленя, природный материал-угольки, влажные тряпочки (по количеству детей).

Развивающая среда: декорация зимней тундры, мягкая игрушка-олень, ягель, чум, нарты, ягоды брусники. Прослушивание музыкального диска «Музыка Ямала», «Гимн Ямала», «Суляко».

Звучит аудиозапись: «Гимн Ямала».

В.: я пришла к вам в гости из чума, где живут коренные жители Севера-ханты. Это очень трудолюбивый народ. Они занимаются оленеводством. На мне одета национальная хантыйская женская ягушка.  Посмотрите, какая красивая ягушка, на ней вышит орнамент из сукна.

     Ребятки, я хочу поговорить с вами о нашем родном крае. Скажите мне, пожалуйста, в каком городе мы живем?

Предполагаемый ответ детей: в городе Салехард.

В.: правильно, молодцы.

На стене висит карта мира.

 В.:детки, посмотрите на карту мира. Вот здесь располагается наш родной город-Салехард. Салехард находится на Севере. На Севере долгая, снежная,  холодная и суровая зима, а лето короткое.  Наш город окружает тундра. Ребятки, давайте скажем вместе-тундра.

(Дети повторяют-тундра)  В тундре мало деревьев, цветов и травы, но зато в тундре растет ягель. 

Звучит аудиозапись песни «Суляко».

     Ребята, а вы знаете, кто из животных тундры питается ягелем?

Предполагаемые ответы детей: олень.

 В.:правильно, молодцы. Олень живет в тундре рядом с людьми и питается ягелем. А сейчас отгадайте загадку:

Словно царскую корону,

Носит он свои рога,

Ест лишайник, мох зеленый,

Любит снежные луга. (Олень)

Предполагаемый ответ детей: олень.

В.:ребятки, я предлагаю  отправиться в тундру к нашему другу оленю. Его зовут Айхо. Вы согласны?

Предполагаемые ответы детей: да, согласны.

     Но тундра очень большая и мы можем заблудиться. Чтобы этого не произошло,  нам нужно нарисовать оленьи следы, по которым мы попадем в тундру.

     Воспитатель просит детей подойти к мольберту: на мольберте расположена плотная бумага, к которой приложен трафарет с овальными  следами оленя. Детки, давайте следы оленя переведем через трафарет. Следы будут овальной формы. Использовать будем уголек черного цвета, который я взяла в чуме. Сейчас я покажу, как это можно сделать быстро и просто. Далее, воспитатель показывает, как правильно взять в руки уголек (приготовленный заранее), приложить к трафарету, перевести и закрасить следы оленя угольком. Затем осторожно поднять трафарет, на ватмане остается яркий оттиск (овальный след оленя).

         К рисованию приступают дети. Воспитатель каждый этап действия сопровождает объяснением, следит за последовательностью и качеством выполнения действий, в случае необходимости помогает и исправляет ошибки. По окончании рисования  дети вытирают руки влажными тряпочками.

В.:детки, полюбуйтесь своей работой! Какие вы молодцы! Что вы сейчас нарисовали?

Предполагаемые ответы детей:  следы оленя.

В.:а какой формы получились следы?

Предполагаемые ответы: овальной формы.

     Чем мы рисовали?

Предполагаемые ответы детей: угольком.

     Каким цветом получились следы?

Предполагаемые ответы детей: черным цветом.

     А как мы сейчас рисовали?

Предполагаемый ответ детей: через трафарет.

В.:молодцы, у вас получились красивые, овальной формы, черного цвета следы оленя.

     Детки, а теперь представим, что мы маленькие оленята и поиграем рожками и копытцами (физкультминутка с элементами пальчиковой игры):

Вот это случай очень редкий,                  

На голове растут две ветки.  

Устал копытом бить олень,

Ох, под снегом спрятан мох!                                           

     Ребятки, а теперь по следам мы сейчас попадем в тундру к оленю. Садитесь скорей в нарты и поехали!

Проводится подвижная игра «Прокачусь на нартах».

Подъезжаем к чуму, останавливаемся.

 В.:мы приехали к чуму, здесь живут ханты. А где же наш друг-олень Айхо? Давайте поищем. Дети находят оленя под елочкой возле чума. Олень здоровается с каждым ребенком. Рассматриваем оленя: большие, ветвистые рога, коротенький хвостик, широкие копыта, чтоб не проваливаться в снег, а главное мягкий, теплый мех,  из которого шьют теплую одежду и утепляют зимний чум.

 В.:детки, а где живет олень?

Предполагаемые ответы: на Севере, в тундре.

 А чем питается олень?

Предполагаемые ответы: олень питается ягелем, мхом.

 А что мы сегодня переводили угольком через трафарет?

Предполагаемый ответ детей: следы оленя.

Воспитатель объясняет, что оленей нужно беречь, ухаживать за ними, не обижать, ведь олень для коренных народов Севера-ханты и пища, и одежда, и дом.

 В.:Обращается к оленю: «Айхо, мы так долго к тебе шли, устали, замерзли и хотим отдохнуть. И я, на правах хозяйки хантыйского чума хочу пригласить вас отведать лесную ягоду клюкву.

     Детки  вместе с оленем усаживаются за накрытый стол, с приготовленной заранее в тарелочках ягодой. Малыши едят клюкву с сахаром, оленя угощают ягелем и ягодами.

Воспитатель: Ирина Валентиновна Богданова.

Место работы: МБДОУ «Детский сад №11 «Буратино» для детей раннего возраста»

Электронный адрес: mdou11@edu.shd.ru

Рабочий телефон: 8(34922), 4-83-76, т.факс: 4-80-87

Дата рождения: 18.02.1977 г.

Адрес проживания: ЯНАО, г. Салехард, ул. Чапаева, д. 32, кв. 5. Индекс: 629003.

Даю согласие на редактирование и сокращение материалов.

Используемая литература:

  1. Из Книги радуг ( http://m-p-detyam.narod.ru/)
    Пантелеева М. Седой Ямал //Ямальский меридиан.- 2000.-№6.- С.48
  2. Салдаева И. О Ямале //Вкус ягоды ямальской. Выпуск второй. ОАО «Внешторгиздат».- Москва. –2000.- С.85
  3. Циваш О. Новая планета//Красный Север.- 2001.- 13 декабря (№135).- С.20
  4. С.Н.Теплюк  Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет.М.:Мозаика-Синтез,2008.
  5. Соломенникова О.А.Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет.-3-е изд., испр. и доп.- М.:Мозаика-Синтез, 2008.
  6. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»./Под ред. В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.-3-е изд., испр. И доп.-М.: «Мозаика-Синтез», 2008.
  7. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий.-М.:Мозаика-Синтез, 2008.
  8. Фотографии (приложение №1) Е.Г.Руснак, заведующего, Т.Д.Миннегалиевой, заведующего хозяйством.
 

Комментарии

Екатерина Геннадьевна Руснак

Нафотография представлены: - развивающая среда - животные тундры - трафаретики посредством чего дети с легкостью нарисовали угольком следы оленя - воспитатель 1 мл. группы "Ягодка" Ирина Валентиновна Богданова - автор фотографий Татьяна Дмитриевна Миннегалиева, заведующий хозяйством МБДОУ - педагогический коллектив МБДОУ
Екатерина Геннадьевна Руснак

Мы закрепили знания детей в реальных действиях на детской площадке. Спасибо начальнику департамента образования МО Администрации г.Салехард Татьяне Николаевне Савоськиной, "Ямалтуру", Юрию Новопольцеву и Герману Романовичу за организацию приезда олененка в МБДОУ и установки чума.