Непосредственно образовательная деятельность в первой младшей группе"Ягодка"
Непосредственно образовательная деятельность в первой младшей группе "Ягодка" - Познание интегрировано с художественным творчеством с использованием национально-регионального компонента согласно "Основной общеобразовательной программы «Буратино». Вниманию детей представлены быт, жилище, одежда народов Крайнего Севера - ханты, угольки, которые рисуют, природа, ягоды, животные Ямала. Воспитатель: Ирина Валентиновна Богданова, апрель 2012 г. Фотографии: Екатерины Геннадьевны Руснак, заведующего МБДОУ, Татьяны Дмитриевны Миннегалиевой, заведующего хозяйством МБДОУ.
Непосредственно образовательная деятельность - рисование нетрадиционным способом с элементами экологического воспитания (ознакомление с окружающим в интеграции с развитием речи)
1 младшая группа
Тема: «Путешествие в тундру по следам оленя»
Ход занятия
Цель:
- Расширять знания детей о родном крае;
- Воспитывать толерантность;
- Познакомить с картой мира; расположением на карте города Салехард;
- Познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования через трафарет с помощью природного материала-уголька;
- Сформировать представление о животном тундры - северном олене;
- Показать значение оленя в жизни северных народов;
- Введение новых слов: тундра, ягель;
- Знакомить с подвижной игрой Севера «Прокачусь на нартах;
- Обогащать словарный запас, развивать мышление, память, речь, внимание;
- Закрепить знания о национальной одежде народов ханты;
- Закрепить знания детей об особенностях климата в районах Крайнего Севера;
- Закрепить знания о цвете, форме.
Материалы: карта мира, мольберт, плотная бумага (ватман), трафареты со следами оленя, природный материал-угольки, влажные тряпочки (по количеству детей).
Развивающая среда: декорация зимней тундры, мягкая игрушка-олень, ягель, чум, нарты, ягоды брусники. Прослушивание музыкального диска «Музыка Ямала», «Гимн Ямала», «Суляко».
Звучит аудиозапись: «Гимн Ямала».
В.: я пришла к вам в гости из чума, где живут коренные жители Севера-ханты. Это очень трудолюбивый народ. Они занимаются оленеводством. На мне одета национальная хантыйская женская ягушка. Посмотрите, какая красивая ягушка, на ней вышит орнамент из сукна.
Ребятки, я хочу поговорить с вами о нашем родном крае. Скажите мне, пожалуйста, в каком городе мы живем?
Предполагаемый ответ детей: в городе Салехард.
В.: правильно, молодцы.
На стене висит карта мира.
В.:детки, посмотрите на карту мира. Вот здесь располагается наш родной город-Салехард. Салехард находится на Севере. На Севере долгая, снежная, холодная и суровая зима, а лето короткое. Наш город окружает тундра. Ребятки, давайте скажем вместе-тундра.
(Дети повторяют-тундра) В тундре мало деревьев, цветов и травы, но зато в тундре растет ягель.
Звучит аудиозапись песни «Суляко».
Ребята, а вы знаете, кто из животных тундры питается ягелем?
Предполагаемые ответы детей: олень.
В.:правильно, молодцы. Олень живет в тундре рядом с людьми и питается ягелем. А сейчас отгадайте загадку:
Словно царскую корону,
Носит он свои рога,
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга. (Олень)
Предполагаемый ответ детей: олень.
В.:ребятки, я предлагаю отправиться в тундру к нашему другу оленю. Его зовут Айхо. Вы согласны?
Предполагаемые ответы детей: да, согласны.
Но тундра очень большая и мы можем заблудиться. Чтобы этого не произошло, нам нужно нарисовать оленьи следы, по которым мы попадем в тундру.
Воспитатель просит детей подойти к мольберту: на мольберте расположена плотная бумага, к которой приложен трафарет с овальными следами оленя. Детки, давайте следы оленя переведем через трафарет. Следы будут овальной формы. Использовать будем уголек черного цвета, который я взяла в чуме. Сейчас я покажу, как это можно сделать быстро и просто. Далее, воспитатель показывает, как правильно взять в руки уголек (приготовленный заранее), приложить к трафарету, перевести и закрасить следы оленя угольком. Затем осторожно поднять трафарет, на ватмане остается яркий оттиск (овальный след оленя).
К рисованию приступают дети. Воспитатель каждый этап действия сопровождает объяснением, следит за последовательностью и качеством выполнения действий, в случае необходимости помогает и исправляет ошибки. По окончании рисования дети вытирают руки влажными тряпочками.
В.:детки, полюбуйтесь своей работой! Какие вы молодцы! Что вы сейчас нарисовали?
Предполагаемые ответы детей: следы оленя.
В.:а какой формы получились следы?
Предполагаемые ответы: овальной формы.
Чем мы рисовали?
Предполагаемые ответы детей: угольком.
Каким цветом получились следы?
Предполагаемые ответы детей: черным цветом.
А как мы сейчас рисовали?
Предполагаемый ответ детей: через трафарет.
В.:молодцы, у вас получились красивые, овальной формы, черного цвета следы оленя.
Детки, а теперь представим, что мы маленькие оленята и поиграем рожками и копытцами (физкультминутка с элементами пальчиковой игры):
Вот это случай очень редкий,
На голове растут две ветки.
Устал копытом бить олень,
Ох, под снегом спрятан мох!
Ребятки, а теперь по следам мы сейчас попадем в тундру к оленю. Садитесь скорей в нарты и поехали!
Проводится подвижная игра «Прокачусь на нартах».
Подъезжаем к чуму, останавливаемся.
В.:мы приехали к чуму, здесь живут ханты. А где же наш друг-олень Айхо? Давайте поищем. Дети находят оленя под елочкой возле чума. Олень здоровается с каждым ребенком. Рассматриваем оленя: большие, ветвистые рога, коротенький хвостик, широкие копыта, чтоб не проваливаться в снег, а главное мягкий, теплый мех, из которого шьют теплую одежду и утепляют зимний чум.
В.:детки, а где живет олень?
Предполагаемые ответы: на Севере, в тундре.
А чем питается олень?
Предполагаемые ответы: олень питается ягелем, мхом.
А что мы сегодня переводили угольком через трафарет?
Предполагаемый ответ детей: следы оленя.
Воспитатель объясняет, что оленей нужно беречь, ухаживать за ними, не обижать, ведь олень для коренных народов Севера-ханты и пища, и одежда, и дом.
В.:Обращается к оленю: «Айхо, мы так долго к тебе шли, устали, замерзли и хотим отдохнуть. И я, на правах хозяйки хантыйского чума хочу пригласить вас отведать лесную ягоду клюкву.
Детки вместе с оленем усаживаются за накрытый стол, с приготовленной заранее в тарелочках ягодой. Малыши едят клюкву с сахаром, оленя угощают ягелем и ягодами.
Воспитатель: Ирина Валентиновна Богданова.
Место работы: МБДОУ «Детский сад №11 «Буратино» для детей раннего возраста»
Электронный адрес: mdou11@edu.shd.ru
Рабочий телефон: 8(34922), 4-83-76, т.факс: 4-80-87
Дата рождения: 18.02.1977 г.
Адрес проживания: ЯНАО, г. Салехард, ул. Чапаева, д. 32, кв. 5. Индекс: 629003.
Даю согласие на редактирование и сокращение материалов.
Используемая литература:
- Из Книги радуг ( http://m-p-detyam.narod.ru/)
Пантелеева М. Седой Ямал //Ямальский меридиан.- 2000.-№6.- С.48 - Салдаева И. О Ямале //Вкус ягоды ямальской. Выпуск второй. ОАО «Внешторгиздат».- Москва. –2000.- С.85
- Циваш О. Новая планета//Красный Север.- 2001.- 13 декабря (№135).- С.20
- С.Н.Теплюк Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет.М.:Мозаика-Синтез,2008.
- Соломенникова О.А.Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет.-3-е изд., испр. и доп.- М.:Мозаика-Синтез, 2008.
- Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»./Под ред. В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.-3-е изд., испр. И доп.-М.: «Мозаика-Синтез», 2008.
- Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий.-М.:Мозаика-Синтез, 2008.
- Фотографии (приложение №1) Е.Г.Руснак, заведующего, Т.Д.Миннегалиевой, заведующего хозяйством.
Комментарии
Фотографии непосредственно образовательной деятельности
Олененок пришел к нам из тундры