"Быть внимательным - это войти в положение другого человека и умение проявить заботу"
Данный материал учит детей быть внимательными к окружающим людям, заботиться о других, воспитывает отзывчивость, доброту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Быть внимательным - это войти в положение другого человека и умение проявить заботу" | 21.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Быть внимательным - это войти в положение другого человека и умения проявить заботу.
Цель: учить детей быть внимательными к окружающим людям, заботиться о других, воспитывать отзывчивость, доброту.
Оборудование: плакаты: «Делая добро – себе помогаешь», «Быть внимательным - это проявлять доброту и милосердия», сострадание, помочь в чем – либо, проявить великодушье к другому человеку; журнальный столик с журналами, газетами, магнитофон.
Ход занятия.
В русском языке есть слова внимание и внимательный. Внимание это значит, обратить на кого то, на его внешний вид или на лицо, внимание то есть посмотреть. Внимательность- это уже знать потребности, желания человека и заботиться об этом, о его здоровья.
Внимание и внимательность, хотя они разные по значению слова, но между собой связаны. Если я не буду обращать внимание на то, что творится вокруг меня, если я не увижу рядом сидящего человека, тогда я не смогу оказать внимание и внимательность.
Например, в воскресенье утром ваши родители ушли в магазин. В это время приезжают к вам родные из Тамбова. Вы встретили его вежливо, помогли снять одежду, предложили сесть. Скажите, что ещё предложите гостю, чтобы обратить внимание и оказать внимательность.
Ученик. Я ему должен предложить пить чай, а потом показать место, где можно было отдохнуть.
Учитель. А до чаепития, что можно предложить?
Ведь человек приехал издалека.
Ученик. Предложить ему помыться.
Учитель. Правильно. А как бы вы это сделали?
Ученик. Может, вы помоетесь? Вот, пожалуйста, мыло и полотенце.
Учитель. Очень хорошо! А откуда мы знаем, что ему надо помыться, почему мы не предложили послушать музыку, когда гость разделся.
Ученик. С дороги дальней – он проголодался и устал. Разве в такой момент охота слушать музыку?
Учитель. Да, если что – то ему понадобится, может и сам спросить, зачем нам зря ломать голову.
Ученик. Он может постесняться, не захочет беспокоить нас. Мы сами должны знать, в чем нуждается человек, приезжий из дальней дороги.
Учитель. Правильно. А для этого нужно уметь войти в положение другого человека. Быть внимательным – это войти в положение другого человека, знать его потребности и нужды, и оказав свою услугу, умение помочь ему. Быть внимательным – это умение предложить свою помощь человеку вовремя, не ожидая его просьбу.
Например, учитель на уроке сломал карандаш, и он попросил у ученика кортик. Ученик падает кортик со словом «пожалуйста». Если бы ученик раскрыл и отдал кортик, тогда бы ученик сказал: «Разрешите, я сам почищу вам карандаш» - здесь проявилась большая внимательность. Но на данном этапе не проявляется внимание. Для этого, что нужно было делать?
Ученик. Когда у учителя сломался карандаш, надо было свой отдать, а его карандаш очистить.
Учитель. Правильно. Просьбу надо знать заранее, для этого увидев , что человек в трудном положении, нужно подать помощь, прежде чем он попросит вас.
Иногда мы не задумываемся о своих словах и поступках, которые в некоторых случаях приводят к уныниям и переживанием.
Например, одна девочка всегда переживала из-за своего косоглазия. Она очень переживала, когда её обзывали косой. А некоторые ребята часто повторяли это слово и не задумывались, как влияет оно на девочку. Потому, ребята, нужно подумать хорошенько, прежде чем сказать какое-то слово или совершить какой-то поступок. Обдуманность своего поведения просто необходимо, чтобы не попасть в очень неприятные ситуации или позже дома об этом переживать и жалеть, что так поступил. Всегда надо свой поступок обдумать.
Вот думай пример. Целая гурьба ребят пошли в лес. Двое из них вечером не возвратились. Побеспокоившиеся матери всех людей поднимают на ноги. Их целую ночь искали. А «потерявшейся» утром сами появились. Они после леса пошли к знакомому мальчику, чтобы рано утром половили рыбок. Эти ребята думали только о себе, о своих прихотях. Такое их отношение к окружающим некогда не годиться. Они не задумались, какие переживания и влияния подвергли взрослых.
А вы, ребята, когда уходите надолго из дома предупреждаете своих родителей? И как вы это делаете?
Ученик. Сначала надо спросить разрешения у родителей, можно мне сходить к другу или ещё куда-то, если задержишься, то обязательно нужно предупредить их.
Учитель. Правильно. Уходя из дома нужно спросить разрешение у родителей, если задержитесь или останетесь ночевать, то обязательно их предупредить, чтобы они не волновались, не беспокоились за вас.
А вы своих воспитателей предупреждаете или отпрашивайтесь у них?
А ведь воспитатели как бы вторые ваши родители, они тоже тревожится за вас, заботятся о вашем здоровье. Будьте внимательны к своим воспитателям. Они желают вам только добра и стараются, чтобы не было ошибок в вашем поведении.
Теперь вам предстоит найти ошибки в поведении людей.
1.В школьном коридоре разговаривают учителя. Олег увидел среди них классного руководителя и вежливо сказал: «Здравствуйте, Игорь Семенович». (Надо здороваться со всеми учителями).
2. Родители ушли в кино. Они скоро придут. Наташа дома одна. Звонок. В дверях Николай Иванович. Он работает вместе с отцом.
-Здравствуйте, Наташа. Папа дома?
-Папы нет, - Наташа нетерпеливо смотрит на гостя. Её рука на щеколде задвижки.
- Жаль. До свидания. (Нужно пригласить в дом; сказать, что папа скоро придёт, дать посмотреть журнал).
3. В дверь постучали. Сергей, продолжая, есть, крикнул: «Войдите, открыто! Вошла. Марина, она пришла за книгой. (Надо встретить; помочь раздеться; если есть возможность - предложить поужинать; если нет - отложить ужин; предложить Марине какое- либо занятие, пока Сергей будет искать книгу)
4. Вскоре в школу. Уроки еще не сделаны. А мама просила начистить картошки и протереть пол. Но Игорь никак не возьмется за дело. С утра к нему пришли два брата соседа и все не уходят. Что делать? (Надо вежливо сказать, что у него есть дела, попросить извинения и пригласить гостей прийти в другой раз.)
5. Товарищ привел меня в шахматный кружок и говорит: «Знакомься». Я стал каждому руку подавать и называть себя по имени. А они смеются, что я 9 раз сказал «Руслан». Как же тогда знакомиться? (Надо было товарищу представить Руслана и затем назвать имена ребят.)
Молодцы, ребята, с заданиями справились, на вопросы ответили правильно. Вы умеете правильно вести себя.
А теперь проверим, всегда ли вы себя правильно ведете? Предлагаю тест, а вы на листочке ставите + или – при ответе на вопрос.
ВОПРОСЫ ТЕСТА:
Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным запиской или по телефону?
Бывают ли случаи, что родители заняты какой – то большой работой (генеральной уборкой, ремонтом), а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами?»
Отложи книжку на минутку и осмотри квартиру. Нет ли в комнате вещей, которые лежат на месте?
Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, братьев, бабушки?
Известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда они собираются ее приобрести?
Случается ли, что, помимо маминого поручения, ты выполняешь еще какую–нибудь работу «от себя», по свой инициативе (например, тебя просили протереть пол в прихожей, а ты еще и всю обувь привел в порядок.)
Мама угощает тебя апельсином, пирожным, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?
У родителей свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое желание не оставаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча, сидишь с кислым и недовольным лицом?)
У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться каким – то делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в разговор?
Стесняешься ли ты дома, в гостях в музее подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?
А теперь подсчитайте свой результат. С большим количеством «+» и «-» написали 8 учеников , получается, что они правильно ведут себя, «-» больше у « учеников, вам следует подумать над своим вниманием.
Учитель. Предлагаю разыграть несколько ситуаций. Как вы себя будете вести себя в такой ситуации?
Взрослый и ребенок. Пока родителей нет дома, приходит коллега с маминой работы, а ты в это время делаешь уроки.
Два друга. Друг уговаривает пойти гулять, а тебе мама дала задание по дому.
Ученик. В первой ситуации ребенок правильно поступил, он встретил коллегу мамы, помог раздеться, показал место, где можно было отдохнуть.
Ученица. Во втором случае друг вежливо попросил прийти его чуть позже; можно было помочь своему другу и вместе войти погулять.
Учитель. Молодцы ребята, в обеих ситуациях сумели оказать внимание и внимательность.
Раз мы коснулись о внимательном отношении к окружающим. Я хочу привести пример из жизни ни нашей школы. Ваши товарищи по группе Равшан и Миша помогли несколько раз тем людям, которые остались в беде. Первый раз помогли вахтеру Наилю, на работе у него был приступ, ребята вызвали и встретили скорую и отправили его в больницу. Во второй раз мужчине, который возвращался с работы и сломал ногу, рядом никого не было. Помогли ему добраться до школы, здесь медсестры оказали первую медицинскую помощь и отправили в больницу.
- Миша, Равшан, большое вам спасибо, за то, что вы совершаете добрые поступки, отзывчивые.
- Как вы понимаете значение пословицы: « Делая добро, помогаешь себе».
Ученик. Если ты сделал кому – то добро, то о тебе скажут, что ты хороший.
Учитель. Правильно. Совершая добрые дела, вы меняетесь в лучшую сторону, становитесь воспитанными к окружающим людям.
Ребята, всегда будьте (еще раз повторяю) внимательными, чуткими ко всем людям, особенно старикам и детям, инвалидам и больным, и всегда подавайте им руку помощи.