Программа реализации направления "Формирование здоровьесберегающей среды в ОУ"

Беликова Ирина Александровна

 

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании» (24.06.99).

 Программа включает управленческие мероприятия по направлениям:

-    информационно – аналитическое;

-    мотивационно – целевое;

-    планово-прогностическое;

-    организационно-исполнительское;

-    контрольно-диагностическое;

-    регулятивно-коррекционное

Управление по сохранению развития и здоровья в образовательном процессе предусматривает:

*   осмысление направлений деятельности всеми субъектами образовательного процесса;

*   поэтапный анализ реализации направлений деятельности;

*   создание организационных условий для реализации мероприятий;

* определение спонсорских источников финансирования программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

                                           

                                                                               

                                                                                                         

                                                               

 

 

Программа реализации направления

«Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»

на 2009-2012 годы

 

 

         

 

 

                               

СОДЕРЖАНИЕ:

1.  Введение.

2.  Теоретическое обоснование программы.

3.  Проблемно – ориентированный анализ. Актуальность темы.

4.  Цели и задачи программы.

5.  Реализация программы.

6.  Содержание программы.    

6.1.Направления деятельности школы по сохранению и развитию здоровья.

6.2. Приоритетные направления работы программы

7. Паспорт общеобразовательного   учреждения

8. Воспитательная работа школы по сохранению и   развитию здоровья учащихся.

8.1 Психологическое здоровье

8.2.Социальное здоровье

8.3.Физкультурно-спортивная деятельность

8.4.Охрана труда и здоровья участников образовательного процесса

8.5.Пропаганда здорового образа жизни

9.План работы Управляющего  совета

10.  Ожидаемые результаты и прогноз реализации

11.  Мониторинг.

12.Авторы программы

1. Введение

 Программа разработана в соответствии с Федеральным законом РФ

 «Об образовании» (24.06.99)

 Программа включает управленческие мероприятия по направлениям:

-    информационно – аналитическое;

-    мотивационно – целевое;

-    планово-прогностическое;

-    организационно-исполнительское;

-    контрольно-диагностическое;

-    регулятивно-коррекционное

Управление по сохранению развития и здоровья в образовательном процессе предусматривает:

*   осмысление направлений деятельности всеми субъектами образовательного процесса;

*   поэтапный анализ реализации направлений деятельности;

*   создание организационных условий для реализации мероприятий;

* определение спонсорских источников финансирования программы.

2. Теоретическое обоснование программы

Статья 51 Закона РФ «Об образовании» указывает: «образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Однако в последние годы отчётливо проявляются тенденции ухудшения социального положения и здоровья детей. По данным Минздравсоцразвития и Госкомэпиднадзора России, лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - органов пищеварения, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств.

Статистические данные о заболеваниях детей на начало 2009-2010 уч г. показывают:

Характер заболевания

Диспансерный учёт

ЖКТ

Заболевания нервной системы

Заболевания эндокринной системы

Костно-мышеч-ной

Кариес ротовой полости

% учащихся

71,3

27

43

17

13

89

Анализ ситуации за последние три года показал следующее.

Среди школьников, заканчивающих 1 класс, в структуре заболеваемости на первом месте – нарушение осанки, на втором – заболевания уха, горла, носа, на третьем месте – болезни органов дыхания.

В конце четвёртого класса обучения в структуре заболеваний на первом месте – заболевания ЖКТ, на втором – эндокринные отклонения (в основном нарушения питания), и на третьем месте – костно-мышечные заболевания.

В конце 9 класса в структуре заболеваемости на первом месте – болезни нервной системы (вегетодистония), на втором месте – заболевания ЖКТ, на третьем месте – эндокринная патология (лидирует диффузное увеличение щитовидной железы).

В конце 11 класса в структуре заболеваемости на первом месте – болезни нервной системы, на втором месте – ЖКТ, на третьем месте – эндокринная патология.

Положительным моментом является то, что за последние 3 года снижается заболеваемость ОРВИ. В сезон заболеваемости нет массовой статистики проявления, как было в предыдущие годы, реже стали встречаться осложнения ОРВИ. Свою положительную роль сыграла система работы с учащимися и родителями, витаминизация третьего блюда в школе, вакцинация против гриппа, соблюдение температурного режима в школе.

За период обучения в школе здоровье детей ухудшается, количество патологий возрастает. Ребенок, как правило, не знает, как вести здоровый образ жизни. Этому его надо учить.  

      Большое значение имеет физическое воспитание, которое способствует становлению таких личных качеств, как: активность, воля, правильность социальной ориентировки, вырабатывает навыки правильной личной и общественной жизни. Главной особенностью физического воспитания является его коррекционно-оздоровительная направленность. Подвижные игры, занятия в кружках и спортивных секциях, участие в спортивной жизни школы  активизирует психическую деятельность школьников.

        Все что мы делаем для сохранения и укрепления здоровья школьников, войдёт в школьную программу «Здоровье»,  которая объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни учащихся, из родителей и учителей, что выходит за рамки  физического воспитания. Она охватывает многие вопросы социальной подготовки, санитарии и гигиены, туризма, борьбы с вредными привычками, досуга детей и подростков

3. Проблемно-ориентированный анализ.

Актуальность темы.

          Разработка эффективных мер по укреплению здоровья школьников имеет исключительное значение для современного процесса образования и воспитания. Установление гармоничной связи между обучением, воспитанием и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности воспитательного процесса.

        Изучение состояния здоровья подрастающего поколения является важнейшей социально-педагогической проблемой, обостренной в настоящее время сложными экономическими и экологическими условиями здоровья; кроме того, забота о здоровье не является потребностью каждого ребенка и педагога.

       Для более эффективной организации оздоровительных и профилактических мероприятий требуется организация мониторинга состояния здоровья всех воспитанников и педагогов для своевременного выявления отклонения в их здоровье, более четкой организации медико–педагогического обслуживания, качество воспитательного процесса, углубленная работа социального педагога с детьми.

       Учитывая, что проблема сохранения здоровья ребенка предполагает органическое соединение усилий разных специалистов необходимых профилей, подход к ее решению должен быть комплексным.

      Предпосылки успешной работы школы – это квалифицированный педагогический коллектив, современная материально – техническая база.

       В области воспитательной работы можно говорить о многих сложившихся традициях. Наиболее значительными из них являются: проведение Дней здоровья, проведение школьных и внешкольных спортивных соревнований, спортивных соревнований между семьями «Папа, мама, я - спортивная семья», участие в районных соревнованиях различного направления, товарищеские встречи с командами близлежащих школ,  театральные вечера, традиционные торжественные линейки в честь знаменательных дат. Связь с учреждениями дополнительного образования, учреждениями социальной защиты,  учреждениями медицинского обслуживания и другими. Работают следующие секции: баскетбол, ОФП (общая физическая подготовка), бокс.

       Большое значение имеет  деятельность по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма.

4. Цели и задачи развития программы

Цель программы:

Создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Задачи программы:

1.  Совершенствование нормативно-правовых условий организации образовательного процесса.

2.  Создание комплекса управленческих условий, включающих: организационно-содержательные, информационно-аналитические, мотивационно-целевые, планово-прогностические, организационно-исполнительские, контрольно-диагностические.

3.  Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся.

4.    Привитие навыков здорового образа жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей.

5. Реализация физического потенциала через спортивную деятельность школьного и районного значения; формирование силы, выносливости, пластичности и красоты человеческого тела.

5. Реализация программы «Здоровье»

1 этап – подготовительный -   сентябрь 2009- январь 2010 г.

·    Диагностика уровня заболеваемости воспитанников, предварительное тестирование по определению физической подготовки и объема двигательной активности воспитанников.

·    Освещение вопроса на педагогическом совете  с педагогами «Здоровьесберегающие технологии».

·    Внедрение здоровьесберегающих методик.

2 этап – январь 2010 –май 2011 года

·    Наблюдение за практическим использованием здоровьесберегающих технологий.

·    Изучение затрат времени на организации спортивной, реабилитационно-оздоровительной работы.

3 этап – сентябрь 2011– август 2012 года

·    Проведение конференций, деловой игры, педсовета.

·    Создание банка данных МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка» по результатам срезов определения уровня здоровья, качества знаний, умений и уровня воспитанности детей.

·    Подведение итогов анализа на совещаниях, педсоветах, консилиумах.

·    Обобщение опыта работы коллектива школы по применению здоровьесберегающих технологий в форме конференций.

6. Содержание программы

Функционирование и развитие школы в рамках данной программы предполагает органичное соединение усилий всех специалистов необходимых профилей.

Поэтому реализация программы подразделяется на следующие службы:

1.  Школьный коллектив и обслуживающий персонал школы.

2.  Руководители кружков, секций, руководитель  физ. воспитания.

3.  ММУ «Вязовская участковая больница».

4.  Коллектив СДК, ДЮСШ, ДШИ, «Молодёжь +»

5.  Взаимодействие с правоохранительными органами

6.1. Направления деятельности школы по сохранению и развитию здоровья.

1.  Совершенствование нормативно-правовых условий организации образовательного процесса

Наименование содержания        

Сроки                                                                  

Ответственны

1.      

Анализ состояния здоровья учащихся Оформление аналитических и статистических  отчетов о состоянии

здоровья учащихся в школе.                                                                                    

Каждое полугодие              

ЗДВР, Мед. сестра                                                                                          

2.

Издание и анализ локальных и нормативных актов по сохранению и развитию здоровья обучающихся.        

Январь февраль 2010 г.

Директор

3.

Утверждение режима питания, средней стоимости питания на заседании управляющего совета.

Сентябрь2009 г.

Директор

2.  Создание комплекса управленческих условий, включающих: организационно-содержательные, информационно-аналитические, мотивационно-целевые, планово-прогностические, организационно-исполнительские, контрольно-диагностические.

Наименование содержания        

Сроки                                                                  

Ответственны

1.

Организация оздоровительных режимных моментов в организации занятий в первой половине дня (зарядка, физкультминутки)        

Ежедневно        

Учителя-предметники

2.

Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся (неподвижная поза на уроке, отсутствие живых чувственных ощущений, преобладание словесно-информационного принципа учебного процесса,   отсутствие чувственно-эмоционального фона на уроке)        

Ежедневно        

Учителя-предметники

3.

Составление расписания уроков, предусматривающее чередование предметов с высоким балом по шкале трудности с предметами, которые позволяют частичную релаксацию учащихся.        

Начало полугодия        

Зам. директора по УВР

4.

Составление расписания работы кружков и спортивных секций

Начало учебного года

ЗДВР

5.        

Своевременное информирование субъектов образовательного процесса о состоянии здоровья учащихся и условиях, способствующих сохранению и развитию здоровья.        

Один раз в полугодие

Директор, завуч, мед.сестра

6.        

Мониторинг физического здоровья учащихся по итогам медосмотра

Один раз в год        

мед.сестра

7.

Анализ состояния психического здоровья учащихся

один раза в год

Педагог-психолог, кл. руководители

8.

Проведение иммунопрофилактики гриппа

Ежегодно

мед.сестра

9.

Проведение общешкольных родительских собраний по актуализации ценности здоровья

Два раза в год        

Директор,

 кл. руководители

10.

Организация отдыха учащихся в период летних каникул

Ежегодно        

ЗДВР

11.

Контроль за приёмом детей в 1-й класс по критериям медико-педагогической готовности к обучению в школе

Май-август ежегодно

Педагог-психолог, мед.сестра,

9.

Секминар тему «Учёт индивидуальных особенностей детей»        

Сентябрь, май        

Зам. директора по ВР

10.

Круглый стол «Модель здорового ученика»

апрель

Зам. директора по ВР

3.  Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся.

Наименование содержания        

Сроки                                                                  

Ответственный

1.

Обеспечение  спортзала необходимым спортивным инвентарем

По мере поступления

Директор

2.

Оборудование спортивной площадки        

2010-2011г.

Зам. по ХЧ

учитель физкультуры

3.

Обеспечение кабинетов школы необходимым оборудованием

По мере поступления

Директор

4.

Обеспечение научно-методической литературой        

По мере поступления

Директор,

Библиотекарь, учителя-предметники

6.2. Приоритетные направления работы программы

-     Совершенствование работы школы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся, и привитие им навыков здорового образа жизни.

-     Создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми заинтересованными службами.

-     Проведение мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев.

-     Комплекс мероприятий по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения.         

7.  Паспорт образовательного учреждения

Наименование учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка»              

Адрес:    

 412181, Саратовская область ,

 Татищевский район, с.Вязовка,

ул. Пролетарская, д.1

Фамилия, имя, отчество руководителя

Бугреева Инна Васильевна

Количество учащихся в образовательном учреждении: 218 учащихся.                      

Краткая информационная справка ОУ.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка » - одна из крупных школ в микрорайоне  по количеству обучающихся и численности педагогических кадров, имеет два структурных подразделения – филиал «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка» в с. Б.Каменка и филиал «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка» в  с.Нееловка. Из сел  Неёловка и Хлебновка осуществляется подвоз учащихся в школу.

На базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка » во главе с педагогами школы работают кустовые методические объединения учителей математики, начальных классов, русского языка и литературы.

В своей работе школа тесно сотрудничает с сельским Домом культуры, библиотекой, филиалом районной детской школы искусств, планируя и осуществляя совместные мероприятия. Учащиеся  школы принимают активное участие в жизни села: занимаются благоустройством, участвуют в сельских праздниках, конкурсах.

Образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнями образовательных программ трех ступеней образования. 1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения – 4 года)

Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.

2 ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения – 5 лет)

Основное общее образование является базой для получения среднего  (полного) общего образования.

3 ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения – 2 года) .

Организация образовательного процесса в учреждении по согласованию  с Учредителем регламентируется учебным планом (разбивкой содержания  образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам, по годам обучения.), годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемым и утверждаемым школой самостоятельно на основе государственных базисных учебных планов и примерных программ, курсов, дисциплин.

Управление школой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом школы и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления являются: Управляющий совет, педагогический совет, родительский комитет, общее собрание трудового коллектива.  

Школа осуществляет основное общее образование  по учебным программам, утвержденным Министерством образования РФ, в соответствии с действующим базовым стандартом образования, и дополнительное образование в форме кружковой работы по учебным предметам и различным направлениям (техническое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, спортивное, художественного творчества).

В 1-4 классах реализуется программа развивающего обучения под ред. Виноградовой «Школа XXI в.»,  в 9-х классах – предпрофильная подготовка, в 10 классе реализуются программы профильного обучения     по истории, обществознанию, литературе.

В остальных классах реализуются базовые учебные программы.

Режим работы школы:                                        

·        шестидневный

·        начало занятий в 8-15

·        продолжительность урока 45 минут, перемены между уроками 10 минут.  Три перемены по 20 минут на обед

Для учащихся  школы организована группа продленного дня.

Режим работы ГПД:

7.00-8.00- приём детей

9.00- завтрак

12.00 ч. – 12.20 ч. -горячий завтрак

12.25ч. – 13.10 ч. - прогулка

13.10ч. – 13.45 ч. – самоподготовка

13.45ч. – 14.30 ч. –клубный час

14.30- 15.00ч. –прогулка

15.00-16.00-  уход домой

Характеристика особенностей организации педагогического процесса в школе:

·        начало учебного года – 1 сентября

·        продолжительность учебного года:

1 кл., 9 кл, 11 кл. – учебные занятия до 25 мая

2- 8кл,  10 кл.- учебные занятия до 30 мая

Продолжительность каникул:

осенние-8 дней,

зимние- 13 дней,

весенние – 8 дней.

Расписание занятий составлено с опорой на санитарно-гигиенические нормы.

В 1- 11 классах уроки проходят в 1 смену.

Форма обучения – классно – урочная.

2-11 классы – шестидневная учебная неделя, продолжительность урока – 45 минут

1-й класс – пятидневная учебная неделя, продолжительность урока – 35 минут.

Сведения об обучающихся.

Сведения об обучающихся

1 ступень

2 ступень

3 ступень

Всего по школе

Количество классов комплектов

4

7

2

13

Средняя наполняемость

19

17

11

16

Кол-во уч-ся на начало 2009-2010 учебного года

75

119

23

 217

Характеристика социального статуса семей обучающихся.

Всего семей  - 187

 Образование родителей %

- количество полных семей -151;

- неполных  семей -36;

- многодетных семей -16;

- количество семей, имеющих опекуна -7;

- количество семей  находящихся в трудной жизненной  ситуации - 4;

- количество семей воспитывающих детей инвалидов -2;

- количество малообеспеченных семей -29;

- количество семей, воспитывающих детей-сирот -0;

По социальному статусу преобладают рабочие семьи.

Характеристика педагогических кадров.

В соответствии с тарификационным списком школа укомплектована кадрами на 100%.            

Всего педагогов-23

     Высшая категория- 8 чел.(33 %)

     Первая категория-10 чел. (42 %)

АУП – 4 чел. первая категория (100 % )

УВП –8 чел.

Сведения о материально-технической базе школы и её состоянии.

Национальный проект «Образование» предусматривает внедрение современных образовательных технологий. Школа получила современного оборудования  более, чем на 2 млн. рублей.

         Произведена частичная замена школьной мебели, приобретена компьютерная техника с программным обеспечением в кабинет географии, математики, истории, интерактивное оборудование в кабинет физики, биологии, информатики, химии, истории.

Введено в эксплуатацию оборудование для пищеблока- 2 холодильных шкафа, плита,  мармит,  жарочный шкаф.

Количество рабочих мест для педагогов,  оборудованных компьютерами, составляет  38 %.

Школьная библиотека:

Фонд          учебной литературы

Фонд  художественной литературы

Фонд      справочной литературы

Медиаресурсы

2486

5210

164

43

Все учащиеся 1-9 классы обеспечены учебниками.

Количество читателей –223

Готовится к лицензированию медицинский кабинет.

Произведен капитальный ремонт кровли.

        В школе есть столовая на 76 посадочных мест.. Стоимость горячих завтраков 15 (пятнадцать рублей). Удешевление школьного питания происходит за счет выращенных овощей на школьном огороде.    

  Питание  осуществляется:  

                 За счет средств областного бюджета в соответствии с Законом Саратовской области «Об образовании» ст.11 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в период получения образования»:

                   ГПД 25 человек (двухразовое питание), из них 1из семьи  СОП, 1 ребенок –инвалид, 18 –детей из малообеспеченных и многодетных семей, которые подтвердили статус малообеспеченной семьи, 5 опекаемых. Льготным питанием пользуются 27 обучающихся.    

        В среднем охват горячим питанием составляет 84% обучающихся. По сравнению с предыдущим периодом процент охвата горячим питанием возрос на 35 %. Это способствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся.  Для 36% школьников в возрасте от 6 до 10 лет  

реализуется программа «Школьное молоко».

    Деятельность школы финансируется в соответствии с законодательством РФ, осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов Саратовской области.

        Финансовое обеспечение  школы осуществляется через смешанное финансирование за счет  бюджета (средства Учредителя), внебюджетные средства

( Управляющего совета)

8. Воспитательная работа школы по сохранению и развитию здоровья учащихся     Воспитание в целом и воспитательную деятельность школы, мы представляем как целенаправленную и педагогически управляемую деятельность по актуализации и мотивации потребности ребенка к саморазвитию, самостоятельной выработке гуманных ценностей и мотивов. Привитие навыков здорового образа жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей, реализация физического потенциала через спортивную деятельность местного и районного значения; формирование силы, выносливости, пластичности и красоты человеческого тела.

Цель воспитательной работы школы – создание условий для развития высокообразованной, гуманистически направленной личности, ориентированной на творчество и саморазвитие

Воспитательная работа в школе ведется по следующим направлениям:

1.Познавательная деятельность

2.Нравственно-правовое воспитание

3.Патриотическая деятельность

4.Художествено –эстетическое воспитание

5.Физкультурно-оздоровительная деятельность

6.Трудовое и экологическое воспитание

7.Профориентационная работа

8. Взаимодействие с родителями

План реализации программы «Здоровье»

                  8.1. Психологическое здоровье

Наименование содержания        

Сроки                                                                  

Ответственны

1.

Помощь психолога школы в решении проблем взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса (тестирование, тренинги)

Постоянно        

Педагог-психолог

2.

Оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций, переживаемых детьми

Постоянно

Педагог-психолог, соц.педагог

3.

Психологическая коррекция и диагностика отклоняющегося поведения

Постоянно

Педагог-психолог, соц.педагог

4.

Выявление неблагоприятных факторов воздействия со стороны окружения, приводящих к нарушению поведения

Постоянно

Педагог-психолог, соц.педагог

5.

Организация работы «Школы для родителей» по вопросам общения с ребёнком        

Ежегодно

ЗДВР, педагог-психолог, соц.педагог

6.

Цикл лекций по теме «Психология здоровья»:

Психическое здоровье.

Секрет нервной системы.

Эмоции человека и здоровье

Нервное истощение, нервная депрессия, нервное напряжение, развитие неврастении.

Способы создания мощной нервной силы.

 Формирование индивидуального способа саморегуляции.

Духовно-нравственное здоровье человека и его взаимосвязь с другими компонентами здоровья.

Отношение к себе, окружающим людям и здоровье.

Кризисные состояния у подростков. Тренинг по разрешению конфликтных ситуаций в школе, в семье.

Правила общения        

По графику

ЗДВР, педагог-психолог, соц.педагог, мед. сестра

              8.2.Социальное здоровье

Задачи:

1.     Выявление интересов и потребностей обучающихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде. Своевременное оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся в них школьникам.

2.     Посредничество между личностью учащегося и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомственными и административными органами.

3.     Принятие мер по социальной защите, помощи и поддержке обучающихся, реализация прав и свобод личности.

4.     Содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся в учреждении, в семье, в окружающей среде.

5.     Профилактика асоциального поведения и правонарушений, охрана жизни и здоровья.

6.     Координация взаимодействия учителей родителей, представителей административных органов для оказания помощи учащимся.

№ п\п

Наименование содержания        

Сроки                                                                  

Ответственны

1.

Оказание адресной помощи детям из малообеспеченных семей

Постоянно

Соц. педагог

2.

Обеспечение бесплатным питанием в школьной столовой

Постоянно

Соц. педагог

3.

Посещение учащихся, которые находятся под опекой, с целью контроля расходования получаемых средств и ведения здорового образа жизни

ежемесячно

Соц. педагог

4.

Обследование детей из неблагополучных семей с целью выявления негативного влияния и его устранения        

1 раз в четверть

Соц. педагог

5.

Выявление детей «группы риска»

постоянно

Соц. педагог

6.

Помощь в разрешении конфликтных ситуаций, переживаемых детьми        

Постоянно        

Соц. педагог

             8.3.Физкультурно-спортивная деятельность

Цель работы: создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся

Задачи:

1.     Реализация физического потенциала на уроках физической культуры и во внеурочное время.

2.     Привитие навыков здорового образа жизни.

3.     Формирование силы, выносливости, пластичности и красоты человеческого тела.

4.      Задачи спортивно-оздоровительная деятельности в данном учреждении решаются посредством классных и внеклассных занятий физической культуры. На уроках учащиеся осваивают  основные виды деятельности занятия спортом: игра, сдача нормативов, выполнение различных развивающих упражнений и т.д. Во время внеклассной работы каждый пытается реализовать себя в том направлении, которое наиболее ему близко.

Наименование содержания        

Сроки                                                                  

Ответственны

1.

Организация урока физической культуры с учётом мониторинга уровня физического  здоровья и индивидуальных особенностей учащихся

Постоянно

Учитель физкультуры

2.

Методическая консультация «Методика проведения утренней зарядки  до занятий, игр на переменах и способы внедрения утренней гимнастики в быт каждого школьника»        

1 раз в четверть

Учитель физкультуры

3.

Выпуск информационных бюллетеней спортивных событий школы

1 раз в четверть

Учитель физкультуры,

сектор по информации

4.

Проведение бесед и лекций в классных коллективах на темы здорового образа жизни

1 раз в четверть

Кл. руководители

План традиционно-массовых мероприятий

Наименование содержания        

Сроки                                                                  

Ответственны

1.

Кросс «Золотая осень» среди учащихся 2-11-х классов.

Месячник  гражданской защиты  

Районная игра «Зарница»

Сентябрь

Учитель физкультуры

2.

Общешкольный День здоровья

Матчевые встречи по футболу учащихся 6-9-х

классов

Октябрь

Учитель физкультуры

3.

Международный день отказа от курения.

«Весёлые старты» 1-4 кл.

Первенство школы по волейболу среди учащихся 8-11-х классов.

Товарищеская встреча команд учителей и учащихся по волейболу        

Ноябрь

Учитель физкультуры

4.

Международный день борьбы со СПИДом

Конкурс спортивных танцев (7-11-е классы)

Первенство школы по пионерболу (5-6 кл), баскетболу (7-11 кл.)                                                                  

Декабрь

Учитель физкультуры

5.

Папа, мама, я – спортивная семья. Совместный праздник с участием родителей (1-11 кл.)

Личное первенство по настольному теннису.

Январь

Учитель физкультуры

6.

Месячник ко Дню защитника Отечества

Неделя лыжного спорта (1-11-е классы).

Спортивно-военизированная эстафета «А ну-ка, парни!» (8-11 -й класс), «А ну-ка, мальчики»( 2-4 кл, 5-7 кл.)

 «Богатырские потехи» (1-е классы).        

Февраль

Учитель физкультуры

7.

Конкурс «Самый спортивный класс»

Спортивный праздник с участием родителей

Март

Учитель физкультуры

8.

Лёгкоатлетическое четырёхборье

«Мы спортивные ребята»(1-4 кл.)

«Весёлые старты» (5-7 кл.),

Общешкольный кросс. Всемирный день здоровья

Апрель

Учитель физкультуры

9.

Комбинированная эстафета к Дню защиты детей (1-11 кл.)

Итоговый спортивный вечер.

Май

Учитель физкультуры

8.4.Охрана труда и здоровья участников образовательного процесса

Наименование содержания        

Сроки                                                                  

Ответственны

1.

Соответствие режима работы школы Уставу школы и гигиеническим требованиям        

Постоянно

Администрация школы

2.

Контроль за состоянием учебных кабинетов, мастерских, спортзала        

По графику

Администрация школы

3.

Разработка и пересмотр инструкций по охране труда работников и -учащихся

1 раз в 5 лет

Администрация школы

4.

Проведение инструктажа по технике безопасности обучающихся, педагогов

постоянно

Администрация школы

5.

Соблюдение техники безопасности всеми сотрудниками и учащимися школы при организации учебно-воспитательного процесса

Постоянно

Администрация школы

6.

Обеспечение достаточной освещённости искусственным светом всех учебных кабинетов

Постоянно

Заместитель директора по ХЧ

7.

Обеспечение оптимального воздушно-теплового режима        

Постоянно

Заместитель директора по ХЧ

8.

Обеспечение кабинетов повышенной опасности медицинскими аптечками

Ежегодно

учителя

9.

Осуществление образовательного процесса с учётом специфики курса основ безопасности жизнедеятельности        

постоянно

учителя

10.

Использование ТСО с соблюдением правил их эксплуатации

постоянно

учителя

11.

Выполнение требований к организации питания учащихся

постоянно

12.

Организация изучения Правил дорожного движения с детьми

Ежегодно

Классные руководители

13.

Проведение встреч с работниками ГИБДД

Постоянно        

ЗДВР

14.

Оформление уголка по безопасности дорожного движения

Ежегодно        

ЗДВР

15.

Обсуждение на родительских собраниях вопросов по профилактике ДТП

Постоянно

ЗДВР

             8.5.Пропаганда здорового образа жизни

Организация постоянно действующего лектория по плану:

Наименование содержания        

Сроки                                                                  

Ответственны

1.

Значение режима питания

Сентябрь

Школьная мед. сестра

2.

Возрастные особенности детей. Организация труда и отдыха в семье (1-3-и кл.).

Укрепление здоровья, предупреждение утомляемости, инфекционных заболеваний у подростков. Профилактика детского травматизма (5-7-е кл.).

Возрастные и психологические особенности старших подростков (8-1 1-е кл.)

Октябрь        

Школьная мед. сестра

Педагог-психолог

3.

Режим дня. Организация свободного времени Соблюдение подростками правил личной и общественной гигиены (8-1 1-е кл.)

Ноябрь

Мед. Сестра

Зам.директора по ВР

4.

Закаливание. Профилактика простудных и инфекционных заболеваний (1-7 кл.).

Физическое воспитание школьников (1-7кл.)

Курение, алкоголь, наркотики. Их отрицательное влияние (8-1 1-е кл.)

Декабрь

Мед. Сестра

Кл.руководители

Педагог-психолог

5.

Соблюдение правил личной и общественной гигиены (1-7 кл.) Физическая подготовка. Её необходимость в жизни (8-11-е кл.)        

Январь        

Мед. Сестра

Учитель физультуры

6.

Физкультура и спорт. Значение занятий спортом для здоровья детей (1-3-и кл.). Здоровье и выбор профессии (8-11-е кл.)

Февраль

Учитель физкультуры,

мед. сестра

педагог-психолог

соц.педагог

7.

Роль родителей в выработке правильной осанки у учащихся (1-3-и кл.). Алкоголь - его отрицательное влияние на воспитание детей.

Возрастные особенности детей, и их учёт в семейном воспитании (5-7-е кл.).

Вопросы полового воспитания (8-11-е кл.).

Март

Мед. Сестра

Педагог-психолог

8.

Здоровый образ жизни и его составляющие (5-7-е кл.). Физическое воспитание старшеклассников в семье (8-11-е кл.)        

апрель

Мед. Сестра, кл. руководители

9.

Организация труда и отдыха в период  каникул

Ноябрь, январь, март, май

Зам.директора по ВР

Соц.педагог

9.План работы  Управляющего совета школы

 

Наименование содержания        

Сроки                                                                  

Ответственный

1

Организация спортивных мероприятий с родителями (посещение спортивных секций, участие в соревнованиях

В течение года

комиссия по связи с общественностью

Мызрова З.Н.

2

Наблюдение за успеваемостью учащихся, посещение уроков, помощь неуспевающим учащимся (по просьбе администрации)        

В течение года

Смыслова Г.Ф.

3

Посещение, проводимых в школе спортивных мероприятий и праздников.        

в течение года        

ЗДВР

           10. Прогнозируемые результаты

1.  Создание безопасных условий жизнедеятельности обучающихся и охране труда работников.

2.  Формирование  валеологической  образовательной среды, способствующей сохранению и развитию здоровья физического, психического, социального и формирующей способность к творчеству.

3.  Сохранение здоровья обучающихся на уровне поступления в 1-й класс.

4.  Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья детей

5.  Уменьшение количества детей, склонных к вредным привычкам.

6.  Стимулирование повышения внимания школьников и их родителей к вопросам здорового образа жизни.

                 

                    11. Мониторинг

    Диагностика изучения заболеваемости обучающихся, результаты  психического и  физического здоровья и развития учащихся прослеживается с помощью различных методик.

Состояние здоровья обучающихся  по медицинским показателям определяется 2 раза в год при прохождении мед. осмотра.

Оценка физической подготовленности обучающихся прослеживается по результатам тестирования,   выполнение определённого вида физических упражнений: бег, прыжки, наклоны.

11.1 Оценка психо-эмоционального состояния по уровню выраженности школьного стресса и уровню тревожности по шкале самооценке Спилбергера.

  Шкала самооценки Спилбергера (реактивная- ситуативная тревожность)

Ф.И_____________________________________________________________

Класс________Дата_________

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру  справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент.

 

Ваше чувство  в данный момент.

Нет, это не так

Пожалуй , так

верно

Соершенно верно

1.

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничего не угрожает

1

2

3

4

3.

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4.

Я испытываю сожаление

1

2

3

4

5.

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6.

Я расстроен

1

2

3

4

7.

Меня волнует возможные неудачи

1

2

3

4

8.

Я чувствую себя отдохнувшим

1

2

3

4

9.

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11.

Я уверен в себе

1

2

3

4

12.

Я нервничаю

1

2

3

4

13.

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14.

Я взвинчен

1

2

3

4

15.

Я не чувствую скованности, напряженности

1

2

3

4

16.

Я доволен

1

2

3

4

17.

Я озабочен

1

2

3

4

18.

Я слишком возбуждён и мне не по себе

1

2

3

4

19.

Мне радостно

1

2

3

4

20.

Мне приятно

1

2

3

4

Для того , чтобы подсчитать  реактивную (ситуативную) тревожность необходимо подсчитать сумму ответов на вопросы   3,4,6,7,9,12,13,14,17,18   (∑1 )  и сумму ответов    на вопросы 1,2,5,8,10,11,15,16,19,20    (∑2). Расчёт реактивной тревожности производит по формуле

RT =∑1 - ∑2 + 35. Если полученное значение меньше 30, то реактивная тревожность оценивается как низкая; от 31 до 45- умеренная; если   46 и более –высокая.

                  Шкала самооценки Спилбергера ( личностная  тревожность) 

Ф.И_____________________________________________________________

Класс________Дата_________

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру  справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент.

 

Ваше чувство  в данный момент.

 Почти никогда  

Иногда

часто

 Почти всегда

21.

 Я испытываю удовольствие

1

2

3

4

22

 Я очень быстро устаю

1

2

3

4

23.

 Я легко могу заплакать

1

2

3

4

24.

 Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие

1

2

3

4

25.

 Нередко я проигрываю из-за того, что не достаточно быстро принимаю решение

1

2

3

4

26.

 Обычно я чувствую себя бодрым

1

2

3

4

27.

 Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28.

Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня

1

2

3

4

29.

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30

Я вполне счастлив

1

2

3

4

31.

Я принимаю всё близко к сердцу

1

2

3

4

32.

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

33.

Обычно я чувствую себя в безопасности

1

2

3

4

34.

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

35.

У меня бывает хандра (нет настроения)

1

2

3

4

36.

Я доволен

1

2

3

4

37.

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

38.

Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу  о них забыть

1

2

3

4

39.

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40.

Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

Для того , чтобы подсчитать  реактивную ( личностную) тревожность необходимо подсчитать сумму ответов на вопросы    22,23,24,25,28,29,31,32,34,35,37,38,40   (∑1 )  и сумму ответов    на вопросы  21,26,27,30,33,36,39    (∑2). Расчёт реактивной тревожности производит по формуле LT =∑1 - ∑2 + 35. Если полученное значение меньше 30, то реактивная тревожность оценивается как низкая; от 31 до 45- умеренная; если   46 и более –высокая.

Результаты вносят в протокол исследования.

Протокол  исследования  ситуативной и личностной тревожности у школьников

(по СПИЛБЕРГЕРУ)    

Класс                         Дата 

п/п

                Фамилия, имя  

                  учащихся

             RT

              LT

∑1

∑2

RT

∑1

∑2

LT

Результаты по ситуативной тревожности

Низкий уровень

тревожности

Средний уровень

тревожности

Высокий уровень

тревожности

<31

От 31 до 45

>46

Результаты по личностной тревожности

Низкий уровень

тревожности

Средний уровень

тревожности

Высокий уровень

тревожности

<31

От 31 до 45

>46

11.2.Изучение фукционального состояния учащихся начальных классов

         

        В течение  недели понаблюдать за ребёнком  и  заполнить таблицу

Анализ анкеты № 1 (проводится педагогом, психологом, врачом) Проинструктируйте родителей, как заполнять анкету, объясните, что она заполняется по результатам наблюдений за ребенком в течение недели. По каждой анкете подсчитывается суммарный балл. Если суммарный бал меньше 15 – состояние ребенка не вызывает тревоги, он справляется с учебной нагрузкой, напряжение отсутствует. Если суммарный балл от 15 до 20 – у ребенка наблюдается умеренное напряжение организма. В таких случаях следует обратить внимание на режим дня, проанализировать дополнительные нагрузки, выявить трудности, которые возникают у учащегося. Если суммарный балл больше 20, это свидетельствует о значительном функциональном и эмоциональном напряжении, ухудшении психологического состояния. В этом случае рекомендуется обратиться за консультацией к психологу и врачам-специалистам.

11.3Изучение  напряженности учащихся средних и старших классов

                     Ответьте, согласны ли вы с этими утверждениями

Анализ анкеты №3 (проводится педагогом, психологом) 

Оценка результатов анкеты проводится следующим образом: подсчитать количество ответов «нет» с 1-го по 10-й вопрос; подсчитать количество «да» с 11-го по 30-й вопрос; подсчитать количество «не знаю» по всей анкете и разделить на два. Сложить все три числа, полученную сумму сравнить со шкалой для оценки.

Шкала оценок анкеты №3

       11.4  Методика удовлетворенности учащихся школьной жизнью(разработана доцентом Л.Л. Андреевым)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (про слушать) утверждения и оценить степень согласия с их со держанием по следующей шкале:

4 — совершенно согласен,  3 — согласен;  2 — трудно сказать;  1 — не согласен;

0 — совершенно не согласен.

1. Я иду утром в школу с радостью.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5. У меня есть любимый учитель.

6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8. У меня есть любимые школьные предметы.

9.  Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10. На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка полученных данных. Показателем удовлетво ренности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3, то можно кон статировать о высокой степени удовлетворенности, если же У больше 2, но меньше 3 или 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворен ности учащихся школьной жизнью.

      11.5  Изучение отношения учащихся к вредным привычкам (алкоголю, курению, наркотикам) 

11.6.Методика «  Удовлетворенность   учащихся и родителей   образованием»

                                                                       Анкета  

 Инструкция:  Уважаемые родители!Внимательно прочитайте и поставьте галочку ответа, соответствующую Вашему мнению.

                                Утверждения

да

нет

Затруд-няюсь

1

Мне нравится школа, в которой обучается мой ребёнок

2

В школу мой ребёнок ходит с удовольствием

3

Учителя поощряют успехи моего рёбёнка

4

Мой ребёнок всегда питается в школьной столовой

5

Занятия в школе помогают моему ребёнку вести здоровый образ жизни

6

После уроков ребёнок не испытывает чувства усталости

7

Если бы Вы переехали в другой город, то отправили бы ребёнка в такую же школу, в которой он учиться сейчас

8

Я часто посещаю родительские собрания

9

Мне интересно участвовать вместе с ребёнком в школьных делах

10

Моему  ребёнку  интересно  учиться

11

У ребёнка остается время на отдых после уроков

12

Я прислушиваюсь к мнению  учителя по поводу моего ребёнка

13

Я благодарна(ен)  учителям за отношение к моему ребёнку

14

В школе мой ребёнок чувствует себя безопасно

15

Мой  ребёнок с удовольствием занимается на уроках физической культуры

16

Школа для ребёнка – место общения с друзьями

17

Моему ребёнку хватает время на выполнение домашнего задания

18

К концу  недели ребёнок обычно не устает

19

В школе для моего ребёнка есть возможность выбора кружков, спортивных секций, клубов, факультативов

20

Школа, где учится мой ребёнок, очень уютная

                                                          АНКЕТА

 Инструкция:   РЕБЯТА!Внимательно прочитайте и поставьте галочку ответа, соответствующую Вашему мнению.

                                Утверждения        

да

нет

Затруд-няюсь

1

Мне нравится школа, в которой я обучаюсь

2

В школу  я хожу с удовольствием

3

Учителя поощряют  мои  успехи

4

Я  всегда питаюсь в школьной столовой

5

Занятия в школе помогают мне  вести здоровый образ жизни

6

После уроков я не испытывает чувства усталости

7

Если бы Вы переехали в другой город, то  пошли  бы  в такую же школу, в которой  учишься сейчас

8

Мои родители часто посещают  родительские собрания

9

Мне интересно участвовать в школьных делах

10

Мне  интересно  учиться

11

У  меня  остается время на отдых после уроков

12

Я прислушиваюсь к мнению  учителя

13

Я благодарна(ен)  учителям за отношение ко мне

14

В школе я  чувствую себя безопасно

15

Я с удовольствием занимаюсь на уроках физической культуры

16

Школа для  меня – место общения с друзьями

17

Мне  хватает времени на выполнение домашнего задания

18

К концу  недели  я обычно не устаю

19

В школе для мня  есть возможность выбора кружков, спортивных секций, клубов, факультативов

20

Школа, где  я учусь, очень уютная

Обработка и интерпретация данных.

Подсчитывается количество ответов в графе «Да» и определяется

Низкий уровень удовлетворенности образовательным процессом-7-9 ответов «да»;

Средний уровень удовлетворенности образовательным процессом-9-11 ответов «да»;

Высокий уровень удовлетворенности образовательным роцессом-12 и выше ответов «да».

Результаты, полученные по всей группе обследованных родителей и детей, заносятся в сводный оценочный лист.

Оценка качества образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующему показателю:

Количество учащихся и родителей с высоким уровнем удовлетворенности образовательным процессом.

            12. Авторы программы

  Директор школы: Бугреева Инна Васильевна

  Заместитель директора по воспитательной работе: Ефимова Ирина Владимировна                                                                                                                                                                                

  Педагог-психолог: Беликова Ирина Александровна