модуль классное руководство
Разработанный модуль для преподавания в СПО по специальности Преподавание в начальных классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modul_klassnoe_rukovodstvo.docx | 54.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Рязанский педагогический колледж» в г.Касимове
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Классное руководство
2012 г.
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования СПО 050146 Преподавание в начальных классах (углубленной подготовки), утвержденном 5 ноября 2009г. Приказом Министерства образования и науки Российской федерации
Организация-разработчик: Филиал ОГБОУ СПО «Рязанский педагогический колледж» в г. Касимове
Разработчики:
Жильцова Валентина Максимовна – заслуженный учитель РФ, заместитель директора по учебной работе.
Нагейкина Светлана Владимировна - преподаватель
Рекомендована Цикловой методической комиссией психолого-педагогических дисциплин, протокол № от « » г.
Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета № ____________ от «____»__________ 20___ г.
СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр. 4 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 8 |
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | |
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 15 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) | 18 |
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Классное руководство
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050146 Преподавание в начальных классах (углубленной подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Классное руководство и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.
3. Проводить внеклассные мероприятия.
4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.
5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.
6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания.
7. Анализировать результаты работы с родителями.
8. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом.
9. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
10. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
11. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
12. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
13. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по специальностям: 050144 Дошкольное образование, 050148 Педагогика дополнительного образования и др.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов;
- анализа планов и организации деятельности классного руководителя, разработки предложений по их коррекции; определения цели и задач, планирования деятельности классного руководителя;
- планирования, организации и проведения внеурочных мероприятий; определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;
- отдельных мероприятий в диалоге с педагогической практики, мастерами, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
уметь:
- выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы, составлять программу педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты;
- формулировать цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- планировать деятельность классного руководителя;
- оказывать педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения;
- совместно с обучающимися планировать внеурочные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;
- использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеурочных мероприятий;
- организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединения;
- осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий;
- создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;
- помогать обучающимся предотвращать и разрешать конфликты;
- составлять план работы с родителями (лицами, их заменяющими);
- вести диалог с родителями (лицами, их заменяющими);
- организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;
- изучать особенности семейного воспитания младших школьников;
- формулировать цели и задачи работы с семьей с учетом специфики индивидуальных особенностей детей;
- анализировать процесс и результаты работы с родителями;
- использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса;
- анализировать процесс и результаты классного руководства, внеклассные мероприятия (классные часы, организованные досуги, занятия с творческим коллективом);
знать:
- теоретические и методические основы деятельности классного руководителя;
- методику педагогического наблюдения, результатов и формы их представления;
- особенности адаптации младшего школьника к условиям начального общего образования;
- возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;
- основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям
- особенности процесса социализации младших школьников;
- условия развития ученического самоуправления в начальной школе, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;
- особенности работы классного руководителя ссоциально неадаптированными (дезадаптированными) детьми;
- теоретические основы и методику планирования внеурочной деятельности, формы проведения внеурочных мероприятий;
- содержание, формы, методы и средства организации различных видов внеурочной деятельности и общения в начальной школе;
- педагогические и гигиенические требования к организации и проведению различных видов внеурочной работы;
- основы делового общения;
- особенности планирования, содержание, формы и методы работы с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими);
- задачи и содержание семейного воспитания;
- особенности современной семьи;
- содержание и формы работы с семьей;
- способы диагностики результатов воспитания;
- методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, логику анализа деятельности классного руководителя.
2. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы профессионального модуля:
всего – 92 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 138 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 92 часа,
самостоятельной работы обучающегося – 46 часа;
учебной и производственной практики – 72 часа.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Классное руководство, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 3.1. | Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты. |
ПК 3.2. | Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу |
ПК 3.3. | Проводить внеклассные мероприятия. |
ПК 3.4. | Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий |
ПК 3.5. | Определять цели и задачи, планировать работу с родителями. |
ПК 3.6. | Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания |
ПК 3.7. | Анализировать результаты работы с родителями |
ПК 3.8. | Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом |
ПК 4.1. | Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся |
ПК 4.2. | Создавать в кабинете предметно-развивающую среду |
ПК 4.3. | Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов |
ПК 4.4. | Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений |
ПК 4.5. | Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования |
ОК 1.1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 1.2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 1.3. | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях |
ОК 1.4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 1.5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности |
ОК 1.6. | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами |
ОК 1.7. | Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса |
ОК 1.8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 1.9. | Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий |
ОК 1.10. | Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей |
ОК 1.11. | Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих |
ОК 1.12. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Код профессиона-льных компетенций | Наименования разделов профессиональ- ного модуля | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов | ||||||
Всего, часов | в т.ч. лаборатор-ные работы и практические занятия, часов | в т.ч. курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч. курсовая работа (проект), часов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 03 | Раздел 1. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя | 138 | 92 | 36 | - | 46 | - | - | - |
Учебная практика | 36 | - | - | - | - | - | 36 | - | |
Производственная практика
| 36 | 36 | |||||||
Всего: | 210 | 92 | 36 | 46 | 36 | 36 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю «Классное руководство»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел ПМ.03 Классное руководство | 138 | ||
МДК.03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя | 138 | ||
Тема 1.1 Модель современного классного руководителя | Содержание учебного материала | 5 | 2 |
Основные характеристики деятельности классного руководителя | 4 | ||
Воспитательная работа классного руководителя | |||
Практические занятия | 1 | ||
Составление циклограммы деятельности классного руководителя | |||
Тема 1.2. Организаторская деятельность классного руководителя
| Содержание учебного материала | 12 | 2 |
Общая характеристика организаторской деятельности классного руководителя | 9 | ||
Формы организации педагогического процесса | |||
Методы воспитания | |||
Средства воспитания. Приемы и педагогическая техника воздействия в процессе воспитания | |||
Современные технологии воспитания | |||
Воспитательное мероприятие как основной элемент воспитании | |||
Классный час как основная форма воспитательной работы | |||
Подготовка и организация коллективных творческих дел | |||
Взаимодействие классного руководителя с членами педагогического коллектива | |||
Практические занятия | 3 | ||
Определение и выбор методов воспитания | |||
Проектирование коллективного творческого дела | |||
Традиционные и нетрадиционные формы воспитательного мероприятия | |||
Тема 1.3. Организация воспитательного процесса | Содержание учебного материала | 11 | 3 |
Структура и этапы развития воспитательной системы | 10 | ||
Классный руководитель в воспитательной системе школы | |||
Личностно-ориентированная коллективная творческая деятельность и ее организация | |||
Детские общественные объединения в воспитательной системе школы | |||
Воспитывающий характер системы дополнительного образования | |||
Практические занятия | 1 | ||
Моделирование воспитательной системы класса | |||
Тема 1.4. Проектировочная деятельность классного руководителя | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
Сущность, содержание и принципы проектировочной деятельности классного руководителя | 3 | ||
Программа воспитания школьников | |||
Перспективный план воспитательной работы классного руководителя на год | |||
Практические занятия | 3 | ||
Проектирование плана воспитательной работы | |||
Анализ планов воспитательной работы. Работа с методическими пособиями | |||
Тема 1.5. Ученический коллектив: методика его создания и развития | Содержание учебного материала | 8 | 3 |
Коллектив учащихся как средство воспитания | 5 | ||
Признаки коллектива | |||
Уровень развития, структура коллектива | |||
Воспитание толерантности в ученическом коллективе | |||
Ученическое самоуправление в классе | |||
Практические занятия | 3 | ||
Определение развития коллектива | |||
Диагностика воспитанности | |||
Составление программы развития самоуправления в классе | |||
Тема 1.6. Методика изучения личности | Содержание учебного материала | 12 | 3 |
Личность как субъект самовоспитания | 5 | ||
Индивидуальная работа классного руководителя | |||
Педагогический мониторинг в системе работы классного руководителя | |||
Диагностико-прогностическая система классного руководства | |||
Практические занятия | 7 | ||
Диагностика воспитанности | |||
Диагностика адаптации а школе | |||
Составление плана индивидуальной работы в классе | |||
Методика педагогического наблюдения | |||
Методика коллективного творческого воспитания | |||
Тема 1.7. Воспитание и формирование культуры | Содержание учебного материала | 3 | 2 |
Социальная культура личности. Социокультурная среда воспитания | 2 | ||
Технология воспитывающей среды | |||
Практические занятия | 1 | ||
Конструирование воспитывающей ситуации в процессе социальной адаптации | |||
Тема 1.8. Технологии внеурочной воспитательной деятельности | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Основные формы и методы организации жизни и деятельности учащихся. Воспитательные дела | 4 | ||
Педагогические требования к организации деятельности школьников | |||
Социально-ориентированные воспитательные дела | |||
Взаимодействие и общение учащихся в группе продленного дня | |||
Тема 1.9. Методики воспитательного воздействия | Содержание учебного материала | 14 | 2 |
Методика эстетического воспитания | 6 | ||
Методика гражданского воспитания | |||
Методика нравственного воспитания | |||
Методика воспитания культуры поведения и общения | |||
Методика воспитания физической культуры личности | |||
Методика трудового воспитания | |||
Практические занятия | 8 | ||
Задачи, формы и методы воспитания гражданственности в начальной школе | |||
Планирование работы по эстетическому воспитанию | |||
Определение задач, целей и содержания нравственного воспитания младших школьников | |||
Организация воспитывающего диалога | |||
Тема 1.10. Теоретические основы семейного воспитания | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Цели и задачи семейного воспитания | 3 | ||
Структура семьи и ее функции | |||
Формирование личности в семье | |||
Практические занятия | 1 | ||
Диагностики семейных взаимоотношений | |||
Тема 1.11. Взаимодействие классного руководителя и семьи | Содержание учебного материала | 10 | 2 |
Назначение работы образовательного учреждения с родителями учащихся. Формы работы с родителями | 2 | ||
Взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся | |||
Практические занятия | 8 | ||
Планирование работы с семьей | |||
Проектирование родительского собрания | |||
Работа с семьями различных социальных категорий | |||
Индивидуальная работа с родителями | |||
Оформление протокола родительского собрания | |||
Тема 1.12 Анализ деятельности классного руководителя
| Содержание учебного материала | 3 | 3 |
Функции и виды педагогической диагностики | 2 | ||
Оценка результативности воспитательной работы и способы оценки воспитательной деятельности | |||
Контрольная работа | 1 | ||
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 03: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной методической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем), выполнение домашних заданий. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к зачету, комплексному экзамену по профессиональному модулю. Написание рефератов, исследовательских работ. Подбор литературы для оформления и составления методических разработок. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Изучение документации классного руководителя. Личность классного руководителя и его отношения с детьми. Профессиограмма классного руководителя. Педагогическая наука и практика воспитания в современной школе. Разрешение конфликтов. Классное собрание. Поощрение и наказание как прием педагогического воздействия. Ведение документации классного руководителя. План классного руководителя как воспитателя. Календарный план-сетка классного руководителя. Тренинг как активная форма работы с учащимися. Групповые занятия-тренинги по формированию коллектива. Социометрия. Программа психолого-педагогической диагностики одаренных детей. Методика воспитания культуры поведения и общения, воспитание познавательных потребностей и образовательной культуры. Физическая культура личности. Воспитание культуры здорового образа жизни. Игропрактика как воспитывающая технология. Организация трудовой деятельности с детьми. Профориентационная воспитательная работа. Режим дня младших школьников. Организация внеурочной деятельности среди учащихся 1 класса Методическая разработка шоу-программы. Методическая разработка традиционного школьного праздника. Методическая разработка устного журнала по экологическому воспитанию. Воспитание ребенка как будущего семьянина. Семейные традиции обычаи. Воспитание в деятельности. Правовой аспект семейного воспитания. Роль народной педагогики в воспитании личности. Индивидуальная работа с родителями. Просвещение как воспитание. Карта педагогического мониторинга. | |||
Всего | 138 | ||
Учебная практика Знакомство с профессиональной деятельностью Виды работ: - планирование профессиональной деятельности с учетом правовых норм; - анализ и результативность учебно-воспитательного процесса в различных видах деятельности. | 36 | ||
Практика по внеурочной воспитательной работе Виды работ: - планирование и анализ внеурочных мероприятий; - организация и проведение разнообразных форм работы с учащимися, семьей, родителями в различных видах деятельности; - формирование благоприятного климата и сотрудничества обучающихся в классе; - проведение индивидуальной коррекционной и диагностической работы с учащимися, родителями; - анализ работы классного руководителя в различных видах деятельности; - оформление технологической документации. | 36 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов «Педагогики и психологии
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Педагогики и психологии»:
- комплект учебно-методических пособий;
- программы для начальных классов;
- нормативно-правовая документация образовательного учреждения;
- наглядные пособия.
Технические средства обучения: интерактивная доска с лицензионным программным обеспечение и мультимедиа проектор.
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить концентрированно.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
- программное обеспечение общего и профессионального назначения, методические пособия, программы, нормативные документы образовательных учреждений.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Воспитательная деятельность педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [И.А.Колесникова, Н.М.Борытко, С.Д.Поляков, Н.Л.Селиванова] ; под общ. ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой. 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 336 с.
2. Кибальченко И.А. Теория и практика воспитательной деятельности : учеб. пособие / И.А.Кибальченко. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 381 с.
3. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 480 с.
4. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Л.К.Гребенкина, Е.М.Аджиева, О.В.Еремкина и др.] ; под ред. В.А. Сластенина. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 160 с.
5. Стефановская Т.А. Классный руководитель : Функции и основные направления деятельности : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.А.Стефановская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 192 с.
6. Сластёнин В.А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Сластёнин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов ; под ред. В.А.Сластёнина. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 576 с.
Дополнительные источники:
1. Ковынева М.В. Методика активного обучения и воспитания (современный подход к гражданскому образованию и воспитанию). Серия «Здравствуй, школа!». Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.
2. Петрова Л.И. Воспитание младшего школьника : учебно-метод. пособие / Л.И.Петрова. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 347 с.
3. Подласый И.П. Педагогика : в 3-х кн., кн. 3 : Теория и технология воспитания : учеб. для студ. вузов, обучающихся по направлениям подгот. И специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П.Подласый. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. –463 с.
4. Савченко М.Ю., Обухова Л.А. Формирование коллектива класса: Сценарии занятий с учащимися. Работа с родителями. Диагностика учащихся. Занятия, тренинги – 2-е изд. –М.:«5 за знания», 2007.– 256 с.
5. Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. А.В.Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 352 с.
4. Журнал заместителя директора по воспитательной работе. Управление воспитательным процессом в школе. Центр «Педагогический поиск».
6. Воспитание школьников. Теоретический и научно-методический журнал. М. : ООО «Школьная Пресса»
7. .Классное руководство. Воспитание школьников. Классная методическая газета для классных руководителей. М. Издательский дом «Первое сентября»
8. Классный руководитель. Журнал. М.: Центр «Педагогический поиск».
9. Интернет - ресурс. Начальная школа. Формы доступа http://adalin.mospsy.ru; http://detki.sadik-33.ru/.
10.Интернет – ресурс. Классное руководство. http://mon.gov.ru/pro/pnpo/ruk/.
11.Интернет – ресурс. http://rodnik.3dn.ru/index/klassnoe_rukovodstvo/0-21.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Обязательным условием допуска к производственным практикам в рамках профессионального модуля «Классное руководство» является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля «Знакомство с профессиональной деятельностью».
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Классное руководство».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, также общепрофессиональных дисциплин: «Педагогика», «Психология», «Основы педагогического мастерства учителя начальных классов», «Основы организации внеурочной работы», «Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов».
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты. | -подбор методик, правильность оформления протокола и результатов наблюдения | Текущий контроль в форме: - зачеты по практическим занятиям: - контрольных работ по темам МДК; - зачеты по учебной и производственным практикам и по каждому из разделов профессионального модуля. Комплексный экзамен по профессиональному модулю |
Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу. | -план внеклассной работы | |
Проводить внеклассные мероприятия | -организация и проведение внеклассных мероприятий | |
Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий | -алгоритм анализа внеклассного мероприятия | |
Определять цели и задачи, планировать работу с родителями | -проведение и оформление протокола родительского собрания | |
Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания | -эффективность подбора форм и методов работы с родителями, индивидуальные формы работы | |
Анализировать результаты работы с родителями. | -алгоритм анализа работы с родителями | |
Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом. | -эффективность взаимодействия структур образовательного учреждения | |
Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся. | -разработка программ, планов, сценариев, методических разработок по различным видам деятельности | |
Создавать в кабинете предметно-развивающую среду | -картотека игр, наглядный материал, модель оформления кабинета | |
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. | копилка учебно-методического материала | |
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. | -методические разработки, планы, программы, карты | |
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования. | -исследовательские и проектные работы по профессиональному модулю |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | - демонстрация интереса к будущей профессии | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | - организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля | |
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | - разрешение и предупреждение конфликтных ситуаций | |
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - эффективный поиск необходимой информации; - использование различных источников, включая электронные | |
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности | - применение Интернет-ресурсов в профессиональной деятельности обучающегося | |
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами | - самоанализ и коррекция результатов собственной работы | |
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. | - выбор и применение методов и способов обучающегося; - оценка эффективности и качества выполнения профессиональной деятельности | |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | - разработка планов индивидуального самообразования; - повышение педагогического мастерства | |
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. | - анализ инноваций, современных педагогических технологий | |
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. | - соблюдение техники безопасности | |
Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих | - соблюдение нормативно-законодательных актов | |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | - исполнение воинской обязанности |