Игра "Давайте учиться спорить"

Эту игру можно использовать для профилактики спорных ситуаций, предотвращения конфликтов между воспитателями и обучающимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_davayte_uchitsya_sporit..doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Давайте учиться спорить»

                                                                                         

                                                                               Выполнила: Кваскова Светлана Викторовна,

                                                                                                      воспитатель        обшежития

                                                                                                      БОУ СПО «ОТСЛХ»  г. Омск

Цели:

      Выявить знания правил поведения, правил этикета  и культуры поведения во время спора.

      Познакомить с правилами поведения во время спора, дискуссии.

      Профилактика спорных ситуаций среди обучающихся, предотвращение конфликтных ситуаций между воспитателями и обучающимися.

Приготовить плакаты:

Спор – не ссора, бойся ложного задора! (Пословица)

В споре побеждает не тот, кто горячится, а тот, кто думает.                                                                                                                      

                                                                                            (Народная мудрость)

 

Ход игры:

 

1. Подготовка к игре.

Задание на карточках раздать по комнатам.

1. Нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак воспитанного человека.

 (от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и обучающиеся по очереди записывают характеристики воспитанного человека)

2. Нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак невоспитанного человека.

 (от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и обучающиеся по очереди записывают характеристики невоспитанного человека)

3.  В левой части записаны начала народных высказываний. В правой части – окончание пословицы. Необходимо сопоставить начала и окончания, перетаскивая фразы в правой части в соответствующие строки.

Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения:

У себя как хочешь,                                                       да навек ссора.

Не дорог подарок –                                                       по делам гляди.

О пустяках спорить –                                                   молчание – золото.

По одежде не суди,                                                       а в гостях – как велят

Слово – серебро,                                                              дорога любовь.

Хоть не богат,                                                                 дело упустить.

От слова спасенье,                                                         не припасена и ложка.

На незваного гостя                                                          и от слова погибель.

В деревню, где живут одноногие,                                а гостям рад.

От одного слова,                                                             надо идти на одной ноге.

2. Вводное слово воспитателя.

            Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности. Только человеческий социум может стать основой для развития личности, для развития "я” каждого человека. И таким социумом может стать не только крупное объединение людей, но и всякая другая группа. Что такое группа? Группа - объединение людей, где "я” каждого превращается в общее "мы”. И нужно чтобы каждое отдельное "я” чувствовало себя в этом большом "мы” комфортно. И чтобы "я” каждого не подавляло "я” своего соседа. Для этого необходимо существование определенных правил поведения, которые дали бы возможность каждому "я” полноценно развиваться.    

            Давайте посчитаем, со сколькими людьми мы встречаемся ежедневно. В общежитии мы общаемся с воспитателями, комендантом, библиотекарем, дежурными по вахте,с соседями, техничкой ; в техникуме  – с мастерами, с одногруппниками, администрацией, социальными педагогами, библиотекарем; в магазине - с продавцом, кассирами, незнакомыми людьми; на улице – с прохожими; старыми и молодыми людьми, взрослыми и сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь; с одними только поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, техникуме, на улице, в магазине, в кино, в библиотеке и т.д. Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Очень много времени мы с вами проводим в общежитии, поэтому сегодня будем говорить о правилах поведения в общежитии, а также о моментах неуважительного отношения, то есть такого, после которого возникают обиды. Как правило, обиды взаимны.

            К сожалению, не во всех коллективах утверждаются правила вежливости, приветливости, деликатности. Надо задуматься над своими ошибками в поведении. Ровный дружный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют отношения. И наоборот, бесцеремонность или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова не безобидны. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях: "От одного слова да навек ссора”, "Бритва скребет, а слово ранит”, "Ласковое слово – это вешний день”.

3.  О том, что существуют этикетные правила ведения спора, по-видимому, не знали ребята из сценок, которые вы подготовите. Давайте посмотрим сценку

Итак, предлагаю вам в группах выполнить следующую работу: в течение 5 минут придумать, точно, кратко и выразительно разыграть сценки типичных ситуаций соблюдения или нарушения норм культуры поведения и общения в различных ситуациях. Например:  "Как мы возражаем взрослым, ”,  О спорах без причины,  о ведении спора достойно.  и т. д.

(Как нужно и как не нельзя).

Совместное обсуждение сценок и совместное определение правил ведения диалога- спора

 Вот некоторые из них (правила вывешиваются на доску последовательно).

- НЕ СПОРЬ ПО ПУСТЯКАМ, т.е. БЕЗ ПРИЧИНЫ

- ПОМНИ ВСЕГДА,  О ЧЁМ СПОРИШЬ, т.е. О  ПРЕДМЕТЕ СПОРА.

- ИМЕЙ ВСЕГДА В СПОРЕ ПРИМЕРЫ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.

- ВЕДИ СПОР ДОСТОЙНО: БУДЬ СПОКОЕН, ВЕЖЛИВ, УВАЖАЙ ЧУЖОЕ МНЕНИЕ.

Итог:         Вежливый человек во время спора не обидит, а тем более не оскорбит другого.

    Чтобы высказать свою точку зрения и не обидеть собеседника,   употребляют  специальные слова и обороты речи.

- Прочитайте обороты речи, записанные на плакате.  Выберем только те из них, которые будем мы использовать во время дискуссии:

Я думаю, что ты прав (не прав)… Ты говоришь чепуху… Мне кажется, что ты ошибаешься… Ты думаешь, когда говоришь?… Ну что ты говоришь?… Я согласен (не согласен) с тобой… Ты что, с приветом?… Извини, я не могу с тобой согласиться… Давай подумаем вместе… Это каждый дурак знает!…

Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести.