Тропинка к Есенину
Мной был собран богатый материал по жизни и творчеству поэта. Урок строился на основе стихотворения «Письмо к матери». Был сделан небольшой анализ стихотворения. Также я познакомила детей с синквейном. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mater.k_uroku_uchitel_goda1.rar | 11.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русской литературе "Тропинка к Есенину" в 8 классе.
Нафедзова Людмила Владимировна, учитель русского языка и литературы
Тема: Тропинка к Есенину
Цели урока:
Образовательные. Подготовить учащихся к восприятию мировоззрения Есенина. Пробудить интерес к личности Есенина.
Развивающие: Обучить умению находить “ключ” к пониманию личности поэта, научить создавать текст рассуждения.
Воспитательные. Воспитывать нравственное чувство учащихся, чувство сопереживания к судьбе другого человека.
Эпиграф: “Ни я, ни кто другой не может пройти эту дорогу за вас, вы должны пройти её сами”. Уолт Уитмен
Опережающие задания:
- Посмотреть телевизионный художественный фильм “Есенин”.
- Прочитать стихотворение С. А. Есенина “Письмо матери”.
Оборудование урока: Слайды, видеозапись, томик стихотворений С. А. Есенина.
Ход урока
1. Вводное слово учителя.
Дорогие ребята, каждую неделю мы проводим уроки литературы. Для многих – это форма учебы, для кого-то, смею надеяться, это кусочек вашей школьной жизни. Сегодня я рискну с вашего позволения предложить 25 минут жизни провести со мной и Поэтом. Итак, тема нашего сегодняшнего разговора “Тропинка к Есенину”.
2. Анализ первых впечатлений от просмотра фильма “Есенин”.
(На экране слайд портрет Есенина, эпиграф урока.) В прошлом году страна отмечала 115-летие со дня рождения Сергея Есенина. Отмечают юбилей: (ответы учащихся):
- если человек достоин этого;
- если это великий поэт.
К юбилею были показаны документальные фильмы, художественный фильм “Есенин”. Каковы ваши первые впечатления от фильма, ваши чувства? Ответы учащихся: “Если раньше Есенин был для нас великий русский поэт, то после просмотра фильма в душе царит хаос”. Сложился следующий образ поэта:
- непонятный,
- много пьющий,
- скандальный,
- глубоко любящий свою Родину,
- очень талантливый.
3. Составление синквейна “Есенин”.
Попробуем выразить свои впечатления в синквейнах. (На слайде образец составления синквейна, учащиеся работают в тетрадях).
Синквейн учительницы на слайде.
Есенин.
Непонятный и великий.
Пьет, скандалит, творит.
Вот задача: что за человек?!
Океан.
(Учащиеся читают свои синквейны)
Притча о материнском сердце.
Воспевают все, что вечно ново, И хотя не совсем не гимн пою, Но в душе родившееся слово Обретает музыку свою… Слово это – зов и заклинанье, В этом слове - сущего душа Это искра первого сознанья, Первая улыбка малыша. Слово это сроду не обманет, В нем сокрыто жизни существо. В нем - исток всего, Ему конца нет. Встаньте! Я произношу его: МАМА! (Р.Гамзатов)
Учитель. Мама, мамочка… Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет самого дорогого, близкого, единственного человека. Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится, оберегает нас и всегда ждет. Есть особые произведения в русской литературе, живописи, музыке, дорогие, близкие каждому человеку. Вот сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть эту тему на примере стихотворения С.Есенина «Письмо матери», вспомним правила переписки и попробуем сами написать письмо.
Если мы говорим о маме, какие строки вспоминаются первыми? Запишите 3-5 разных строчек, слов, словосочетаний, которые всплывают в памяти.
Попробуем разобраться вместе в наших чувствах, войти в мир Есенина, проникнуть в его душу, попытаться понять через стихотворение “Письмо матери” (На слайде портрет Матери)
Послушаем притчу о материнском сердце. “Жил на свете юноша. Влюбился в красивую девушку. Красивая девушка потребовала сердце матери в знак доказательства любви. Бедный юноша пришел к матери, рассказал ей о своих страданиях. Мать отдала сыну свое сердце. Сын, дрожа, нёс на ладони сердце матери, споткнулся о камень и упал. Сердце матери спросило: “Тебе больно, сынок?” (Беседа по содержанию притчи)
(На слайде рисунок “Сердце на ладони”)
Высказывание Антуан де Сент – Экзюпери Зорко лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Слова только мешают понимать друг друга” пишут в тетрадях.
Вывод: Матери болеют душой за своих детей, какими бы они ни были. В минуты душевного кризиса каждый человек обращается к самому близкому человеку – матери, как к живительному источнику.
Читая есенинские произведения, видишь: поэт рос вместе со временем. Углубление миропонимания вело к утверждению в его стихах пушкинской простоты, классической ясности художественных средств. Все больше влияние пушкинских произведений чувствуется у С. Есенина в лирике последних лет.
В тяжелые минуты горестных раздумий сердце поэта тянулось к родительскому очагу, к родительскому дому. И, словно возрождая пушкинскую традицию поэтических посланий, С. Есенин обращается с письмом-стихотворением к матери, В русской поэзии не раз звучало задушевное слово о матери, но есенинские произведения, пожалуй, можно назвать самыми трогательными признаниями в любви к "милой, родной старушке". Его строки годны такой пронзительной сердечности, что они вроде бы и не воспринимаются как стихи, искусство, а как сама собою изливающаяся неизбывная нежность:
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
На память приходят опять пушкинская лирика и его задушевное поэтическое произведение "Няне". Оно так же доброжелательно, проникнуто сыновним чувством вины за долгое молчание, признанием того, как много поэт причинил беспокойства родному человеку:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
5. Анализ стихотворения “Письмо матери” с нравственной точки зрения.
(Ученик читает стихотворение Сергея Есенина “Письмо матери”)
Вопрос: Каким вы увидели Есенина в данном стихотворении?
Ответы учащихся:
- он любящий сын,
- остро чувствует тоску, боль матери,
- с тоской вспоминает родной дом, его несказанный свет,
- раскаивается: “Слишком раннюю утрату и усталость испытать мне в жизни привелось”,
- нежно относится к матери: “Не такой уж горький я пропойца, чтоб тебя не видя умереть”.
Беседа по вопросам.
1) Это стихотворение – одно из самых любимых у С.Есенина. О чем оно? Как вы поняли его смысл? («От бесчинной и отравленной жизни, от среди больших пропойц… горько и жалобно льнул он к миру близких и любимых людей… Любовь ко всему родному… - это самая светлая, безнадрывная тема есенинской лирики…» - писал исследователь Марк Щеглов)
2) Что мы узнаем о лирическом герое стихотворения? (Попытка уйти «от тоски мятежной», лирический герой вспоминает старушку-мать и «низенький … дом». Таким образом, в центре внимания автора – возвращение героя к истокам, попытка понять, что с ним стало.)
3) Разберемся в лирическом сюжете. На какие смысловые части можно разделить стихотворение? О чем говорится в каждой из частей? (1 часть (первая – третья строфы) – обращение к матери, воссоздание ее образа (мать тревожится о сыне, выходит встречать его «в старомодном ветхом шушуне»), 2 часть – рассказ о настоящем лирического героя, о внешней его жизни («горький пропойца») и жизни внутренней (он «Нежный», тоскующий, утративший мечты, уставший от жизни, одинокий.)
4) Какие художественные образы используются в стихотворении для характеристики прошлой и настоящей жизни лирического героя? («Над избушкой… вечерний несказанный свет», «низенький дом», «белый сад» - все это напоминает о прошлой жизни, а в настоящем – кабак, финский нож и тоска – контрастные образы.)
5) В чем трагизм положения лирического героя? (В том, что «к старому возврата больше нет». Вера, которая дает силы жить и надежду на будущее, иссякла: «Не буди того, что отмечталось…», «И молиться не учи меня. Не надо!» Причем «не надо!» стоит в сильной позиции – в конце строки – и дополнительно выделено восклицательным знаком.)
6) Итак, лирический герой стоит на распутье. К чему же его тянет? (К матери: «ты одна мне … помощь … отрада… свет», к родному дому: «я вернусь…», т.е. идеалы молодости лирический герой сохранил.)
7) Итак, рассмотрев композицию стихотворения, мы выяснили, что это письмо. А что вы знаете о письме, об эпистолярном жанре? Приведите примеры.
8) А какие правила переписки вам известны? (Правила обсуждаются в группах 3-5 мин., затем зачитываются классу), (смотри приложение №3)
Какие вопросы по анализу стихотворения вы предложили бы своим одноклассникам? (Вопросы обсуждаются в группах и зачитываются на уроке. Другие группы дают ответы на вопросы.)
6. Гармония мира. Доброе и злое начала в человеке.
В Есенине живут два начала: доброе и злое, черное и белое. (На слайде символ гармонии). Зло – это его кабацкие драки.
Злое начало | Доброе начало |
Горький пропойца Кабацкая драка | Не такой уж горький я пропойца, чтоб тебя не видя умереть Я по-прежнему такой же нежный |
(Учащиеся сами заполняют эту таблицу)
7. Последствия “злого” начала. Продолжение анализа стихотворения.
Проследим за последствиями, вытекающими из злого начала
Пропойца | 1. “… в кабацкой драке саданул под сердце финский нож” |
2. Слухи пошли: скандальный поэт | |
3. Страдает мать от этого | |
4. Муки совести. | |
5. “Слишком раннюю утрату и усталость испытать мне в жизни привелось” |
(Учащиеся сами заполняют эту таблицу)
8. Составление синквейна “Письма”
Письмо матери… В минуты отчаяния, одиночества Есенин обращается к матери в надежде быть услышанным, быть понятым…
Письма… В век – телефонизации, факсов мы разучились писать друг другу письма. А ведь письма – это живое общение с близкими, любимыми людьми. Письма… они сохраняют тепло, нежность другого человека. Они остаются с нами. Они согревают нас в любое время. (Учитель читает отрывки из писем дорогих ему людей, в зависимости от того, насколько они воспринимаются тепло учащимися).
Составляем синквейн (коллективно составленный синквейн):
Письма.
Добрые, нежные.
Греют. Ласкают. Любят.
Как мне не хватает вас.
Солнышко.
Выводы: То, что Есенин пил, скандалил – это только внешняя маска. Под этой маской мы увидели глубоко чувствующего усталого человека. Человека, для которого Мать, Земля, Родина – самые высокие нравственные ценности. Самое главное зло, которое сделал Есенин в своей жизни, – это страдание матери, самого близкого человека.
Но общение с нею, даже в мыслях, помогает Есенину преодолевать трудности жизни. Поэт пишет:
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать мне не дает
Как сказали, в человеке живут 2 начала: черное и белое. М. Горький сказал: “Нет людей чисто беленьких, или чисто черненьких – люди все пёстрые”. Главная мудрость жизни – найти точку равновесия. К каждому может прийти в гости неожиданно черный человек. Это как муки совести. Это хорошо, когда черный человек напоминает о себе. Но помни:
Жизнь – возможность, используйте её.
Жизнь – красота, восхищайтесь ею.
Жизнь – блаженство, вкусите его.
Жизнь – мечта, осуществите её.
Жизнь – вызов, примите его.
Жизнь – долг, исполните его.
Жизнь – игра, сыграйте в него.
Жизнь – богатство, дорожите им.
Жизнь – любовь, наслаждайтесь ею.
Жизнь – тайна, изучайте её.
Жизнь – шанс, воспользуйтесь им.
Жизнь – горе, превозмогите его.
Жизнь – борьба, выдержите его.
Жизнь – приключение, решитесь на него.
Жизнь – трагедия, проделайте её.
Жизнь – счастье, сотворите его.
Жизнь слишком прекрасна, не губите её; жизнь это жизнь. Боритесь за неё. (Мать Тереза)
10. Общие выводы по уроку.
Итак, вернемся к эпиграфу урока. (На слайде эпиграф урока)
Любой человек – это мир. А у каждого свой мир. Писатели, поэты – особенные люди. И каждый открывает мир этих необыкновенных людей по-своему. Сегодня мы сделали первые шаги в поэтический мир удивительного Поэта. Пусть сегодняшняя тропинка не прерывается, пусть она перерастет в большую дорогу. И пусть Поэт находит в вашей душе скромное место.
Прослушайте, пожалуйста, песню на стихи поэта.
11. Домашнее задание:
Написать письмо – исповедь самому близкому человеку (матери, другу, учителю …)
Готовить материалы к сочинению “Мой Есенин”
Использованная литература
1. Столбунова С. В. Как построить нетрадиционный урок русского языка. Лекция 3 Технология развития критического мышления через чтение и письмо. – М.,: “Первое сентября ”, “Русский язык” №19 2005, с. 10-15