Использование педагогических технологий в обучении

 

Примеры использования педагогических технологий в обучении

Рассмотрим несколько примеров организации учебных занятий, разработанных в рамках различных педагогических технологий в условиях обучения.

1. Технология развития критического мышления

Основные цели занятия с применением технологии развития критического мышления:

  • развитие критического мышления;
  • развитие творческого потенциала  будущего исследователя;
  • развитие умений сотрудничать и работать в группе;
  • развитие умений самостоятельно систематизировать информацию;
  • развитие умения решать учебные проблемы.

Учебное содержание,   изучаемое при помощи данной технологии:

  • информационные  учебные тексты;
  • повествовательные тексты;
  • проблемные тексты.

 

Этапы реализации технологии развития критического мышления.

1.Вызов.

Учащиеся «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (высказывают  предположения), систематизируют информацию до ее изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируют собственные цели.

2.Осмысление.

Учащиеся читают, (слушают) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают  понимание при работе с изучаемым материалом, активно конструировать (корректируют) цели своего учения

3.Рефлексия.

Учащиеся соотносят получаемую новую информацию  с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации сформулированной ранее индивидуально цели учения. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинноследственные связи.

Уточнение: важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию

 

Пример  1

Цитируется по книге «Опыт применения технологии развития критического мышления на уроке 21 века: методические  материалы для учителя» / Под общ. редакцией Крыловой  О.Н. СПб.: «Аграф», 2004. 100с.

Урок химии.

Учитель Буянова Е.В.

Тема Научные принципы организации химического производства

Задачи учебного занятия:

  • ознакомить с принципами организации химического производства. Развивать представления о закономерностях протекания реакций;
  • развивать коммуникативные навыки кадет при изучении нового материала;
  • воспитывать ответственность за выполнение учебного задания;
  • изучить возможность стратегии «обучение сообща» – чтение – суммирование в парах.

Технологическая карта урока

 

Вызов

Осмысление

Рефлексия

Концептуальное колесо

Чтение–суммирование в парах

Презентация результатов работы

 

  1. Вызов

Подумайте, что необходимо для проведения химического опыта?

Как вы думаете, в чем заключается различие проведения химического опыта от организации химического производства?

Какие задачи необходимо решить при организации химического производства?

Высказанные учащися предположения  учитель записывает на доске.

Форма записи – концептуальное колесо.

 

 

 

 

 

                                     Безопасность                                                    Экология    

 

 

 

Химическое производство

 
 image
 

 


imageimage                                      

              Сырье                                                                                 

 

 

 

 

 

 

Химическая                                                                      реакция    

 

 

    
 image image
 

                               

 

Скорость                                      Аппарат

                                          реакции   

 

Комментарии: Этот прием дает возможность привлечь внимание учащихся к изучаемой теме, наметить план занятия. При этом такой план не декларируется преподавателем, а становится результатом совместного размышления.

 

  1. Осмысление.

Работа с текстом будет проводиться в парах. Так как количество пар  учащихся на занятии больше, чем число учебных текстов, учитель отбирает учеников с помощью карточек с номерами от 1 до 4.

Затем  учитель подчеркивает, что по окончании занятия ученики должны будут знать содержание всего параграфа целиком, а для чтения – каждая пара получит только небольшой фрагмент параграфа. Это необходимо сделать для повышения ответственности каждой пары за свою работу, а также сохранения высокой активности в течение всего занятия.

Следует отметить целесообразность работы нескольких разных пар над одним и тем же фрагментом текста. Разные пары по-своему будут представлять классу свои работы, дополняя друг друга, обращая внимание на различные, с их точки зрения, аспекты.

Комментарии: перед началом чтения текста необходимо разъяснить учащимся, какие роли они будут выполнять.

Каждый фрагмент параграфа разбит на две части А и Б. Чтение фрагмента происходит последовательно каждым участником пары. В процессе чтения и обсуждения каждый ученик из пары выполняет две роли: докладчика и корреспондента. Докладчик читает свою часть, а потом рассказывает ее содержание партнеру своими словами. Корреспондент слушает  слушание докладчика и формулирует вопросы для прояснения смысла прочитанного, а так же выявление аспектов, на которые особо обращал внимание учитель при формулировке задания. Сами вопросы корреспондент готовит в процессе доклада, используя таблицу «тонких» и «толстых» вопросов, такая таблица должна быть на столе у каждой пары.

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

 

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните почему …?

Почему вы считаете …?

В чем различие …?

Предположите, что будет если …?

Кто?  Что? Когда? Где? Как?

Может …?

Будет ли …?

Было ли …?

Согласны ли вы …?

Верите ли вы …?

 

Учащиеся сами договариваются, в какой последовательности они будут выступать в роли докладчика и корреспондента. После того, как оба прочли отрывок А, один из пары рассказывает другому содержание прочитанного, второй задает вопросы. После чтения отрывка Б ученики меняются ролями. (Текст § 30. Общие научные принципы химического производства из  учебника Ивановой Р.Г. Химия 10, М.Просвещение, 1999, с. 88)

После того как пары прочитали свой текст полностью, они готовят его презентацию для всего класса.

  • Рефлексия.

На первом этапе каждая из пар проводит презентацию своей работы у доски. Так как с одинаковыми фрагментами работало несколько пар, то их функции делятся. Одна пара – докладывает содержание, следующая – дополняет и отвечает на возникшие у учащихся вопросы, третья – задает вопросы учащимся.

На втором этапе учащиеся оценивают работу своих товарищей: отмечая лучших докладчиков, пары, которые составили лучшие вопросы.

Домашнее задание:  Составить по 2 «толстых» вопроса к тем фрагментам параграфа, с которыми учащиеся не работали.

Комментарии: работа в парах имеет свои преимущества. В каждой паре сложится свой темп работы, который будет способствовать лучшему усвоению материала. Проговаривание материала своими словами способствует его лучшему пониманию. В процессе парной работы проясняется большое количество вопросов, режим «чтение – суммирование в парах» позволяет не упустить из вида большее число аспектов, которые могли и не быть замечены при индивидуальной и коллективной деятельности. Важной стороной работы в предложенном режиме является использование основных процедур и операций мышления (запоминание, воспроизведение, применение, анализ, синтез, оценка).


2. Технология игрового обучения

Основные задачи, реализуемые на уроках в рамках технологии игрового обучения:

  • развитие и закрепление навыков самостоятельной работы;
  • умение позитивно мыслить;
  • организовать взаимодействие;
  •  принимать решение и организовывать его  выполнение.

Средства обучения, используемые на уроках в рамках технологии игрового обучения:

  • система учебных проблем и подпроблем;
  • учебные задания, моделирующие профессиональную деятельность.

 

Этапы технологии игрового обучения:

1 этап: введение в игру:

определение содержания данной игры;

анализ полученной информации;

формирование игровых групп;

распределение ролей.

2 этап:конструирование описания разрабатываемого объекта

ролевое общение в группах;

форматное описание объекта изучения.

3 этап:оценка проектов групп

обсуждение представленных проектов (дискуссия).

4 этап: экспериментальная реализация представленных проектов

оценка проектов и деятельности игроков;

анализ игры.

 

 

Пример 2 (Разработан Соколовой И.И., д.п.н., проф. РГПУ им. А.И.Герцена)

Урок астрономии (естествознания, физики, элективный курс)

 

Деловая игра «Институт космических исследований».

Имитационная модель.

Содержания этапов деловой игры «Институт космических исследований»

 

Этап

Время

Содержание этапа

1.

5 минут

Распределите роли:

  1. Начальник отдела (организует работу отдела).
  2. Научные сотрудники (выполняют конкретные задания).
  3. Инженер (готовит рассказ об инструментах, методах исследования, космическом аппарате, с помощью которого исследуется проблема, о программе полета).
  4. Эксперт (задает вопросы после выступления других отделов – по одному вопросу каждому отделу).

2.

25 минут

Организуйте работу отдела по подготовке научного доклада по избранной теме. Для этого изучите материал в папке, используйте подготовленный дома материал. Не забудьте проиллюстрировать доклад (в этом Вам поможет независимый эксперт).

 3.

10 минут.

 

Прорепетируйте выступление, договоритесь о его форме.

4.

10 минут

Перемена.

 

 

5.

По 7 минут

Доклады отделов. Не забудьте заполнить таблицу!

 

6.

+ 3 минуты

Ответы на вопросы.

 

7.

10 минут

Начальники отделов заполняют рейтинговые листы.

Подведение итогов игры.

 

Организация доклада.

  1. Доклад должен быть представлен как отчет по теме исследования отдела за год. Тему можете выбрать произвольно, однако, она должна быть не слишком широкой и не слишком узкой. Организуйте работу по подготовке доклада. Поручите всем представителям   отдела разработать и написать отдельную часть доклада, а начальнику отдела – все обобщить и представить как целостный доклад.
  2. Доклад должен длиться не более 7 минут. Поручите одному из научных сотрудников проиллюстрировать доклад (подобрать слайды, рисунки).
  3. Предупредите докладчика, что после доклада ему будут заданы вопросы.
  4. Подготовьте заранее учащихся, которые должны будут задавать вопросы.

Оценка доклада.

(С)  (до 5 баллов) - содержание доклада (научность, качество подачи материала)

(У)   (до 3 баллов) - уровень подачи доклада (речь, коллективность участия в докладе, иллюстративность).

(О)   (до 3 баллов) - ответы на вопросы.

Рейтинг = С+У+О

Комментарий:  каждый участник игры должен в ходе докладов заполнить в своей тетради таблицу, где кратко отразить содержание доклада соседнего отдела.


Пример таблицы для заполнения учеником

        

Физика планет земной группы

Физика планет – гигантов

Физика малых тел Солнечной системы

 

 

 

 

 

Пример рейтингового листа отдела

РЕЙТИНГОВЫЙ ЛИСТ ОТДЕЛА ___________________________

 

 

№ п\п

Ф.И.О.

Роль

a -

коэффициент  сложности

работы

1-3

К1-качество научной работы

1-5

Э – эрудиция

1-3

П –

подготовка дома

1-3

А – активность

1-3

R =

aК1+Э+П+А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Оценочный лист отдела _________________________________.

 

Отметьте главные достижения отделов, представленные в ходе деловой игры, дайте оценку работе отделов по пятибальной системе.

 

Физика Солнца

 

Физика звезд

Исследование галактик

 

 

 

 

ОЦЕНКА:

 

 

ОЦЕНКА:

ОЦЕНКА:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3. Технология обучения на примере конкретных ситуаций

Особенностью технологии обучения на примере конкретной ситуации является  работа с сase studies (с «кейсами»), которая включает  анализ или решение конкретных ситуаций по определенному сценарию.

Этапы организации работы с кейсами:

самостоятельная работа;

«мозговой штурм» в рамках малой группы;

публичное выступление (презентация решения) с представлением и защитой предполагаемого решения.

Отличительные особенности технологии обучения на примере конкретной ситуации:

работа в малых группах (3–5 человек);

в сжатые сроки учащиеся должны провести анализ конкретной ситуации, принять решение, выработать рекомендации.

Применение в профильном обучении технологии обучения на примере конкретной ситуации позволит сформировать высокую мотивацию к учебе; развить  такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства; сформировать основы  деловой этики. 

Впервые работа с "кейсами" в рамках учебного процесса была реализована  в Гарвардской школе бизнеса, поэтому нередко ее называют гарвардским методом. В ведущих школах бизнеса Западной Европы кейсы стали активно использоваться в 60-е гг. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3 - 4 года.

 


Функции, типы и примеры кейсов

 

название доминирующей функции кейса

тип кейса

характеристика функций кейса

примеры:

тренинг

тренировочный

тренировка обучаемых навыков деятельности в изменяющихся ситуациях

химия: тренировка практических навыков получать разный результат в химических реакциях в зависимости от разных условий

обучение

обучающий

овладение знаниями относительно динамичных развивающихся объектов

анатомия: организм человека и животного

 

анализ

аналитический

выработка умений и навыков аналитической деятельности

анализ явлений и объектов любой науки и практики

исследование

исследовательский

получение нового знания относительно развивающихся объектов

исследовательский проект

систематизация

систематизирующий

систематизация ситуационного знания

разнообразные статистические материалы,

география: анализ  средних температур за определенный период времени в каком-либо регионе.

прогнозирование

прогностический

получение сведений о развитии данной системы

прогноз событий,

литература:

прогноз развития событий в литературном произведении,

экология: возможные последствия решения экологических проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы организации обучения учащихся с использованием технологии обучения на конкретных ситуаций

 

Этапы

Раунды

Содержание деятельности в аудитории

подготовительный

подготовка текста кейса и  предварительное знакомство учащихся с его содержанием

  • формулировка  домашнего задания учащимся; определение сроков выполнения задания;
  • ознакомление  учащихся с системой оценивания решения кейса;
  • определение технологической модели занятия;
  • проведение консультаций.

основной аналитический)

ознакомительный

  • вступительное слово преподавателя;
  • распределение обучаемых по  малым группам (не более 4-6 человек в каждой)
  • организация работы обучаемых в малых группах: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; распознавание и формулирование проблем

второй

Первый раунд дискуссии –

обсуждение решения проблем  по  заданиям кейса

третий

Второй раунд дискуссии – Представление результатов анализа. Подведение итогов дискуссии и найденных решений

итоговый

 

  • обобщающее выступление педагога, его анализ ситуации;
  • оценивание педагогом учащихся
  • Дополнительное задание: написать эссе по  материалам кейса.

 

Комментарий: регламент времени может изменяться в зависимости от конкретной учебной ситуации.


Пример  3.

Урок биологии с использованием технологии обучения на примере конкретных ситуаций по теме «Генетика» в 10-м классе.

Кейс «Модифицированный друг».

 Разработан магистром  2 курса факультета биологии     РГПУ им. А.И.Герцена           Берестецкой С.О. в 2005 году под руководством к.п.н., доц.  Даутовой О.Б.

1. Подготовительный этап.

            Педагог подготавливает ситуацию, дополнительные информационные материалы, определяет место урока  в системе предмета,  задачи урока

2. Ознакомительный этап.

На данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реаль­ной профессиональной ситуации.

2.1. Введение в ситуацию.

Действие разворачивается на молочном комбинате «Ленмол». Действующие лица:

-директор «Ленмола»

-рабочий Уваров Константин Николаевич

-два друга К. Н. Уварова, сотрудники института питания Российской академии медицинских наук

-компания «ММ»

-компания «Монсанто»

2.2. Описание ситуации.

Один из сортов трансгенного картофеля «Ньюлиф», полученного компанией «Монсанто», был закуплен для производства крахмала компанией «ММ». Полученный модифицированный крахмал был продан затем молочному комбинату «Ленмол» для использования его в производстве новых йогуртов, однако в накладной умалчивалось о происхождении исходного материала.

Молочный комбинат в этот момент готовился к выпуску по современной технологии новой серии йогуртов «Летняя сказка». День презентации был уже назначен. Ожидалось, что в этот день комбинат посетят городские чиновники во главе с губернатором А. А. Сергиенко, иностранные гости и простые горожане, что будет способствовать формированию имиджа предприятия и продвижению новой продукции предприятия на внутреннем и внешних рынках, а также привлечению иностранных инвестиций. Поэтому проведения презен­тации являлось очень важным событием для предприятия.

За неделю до презентации один из рабочих «Ленмола» Уваров Констан­тин Николаевич предложил своему директору провести экспертизу йогурта «Лет­няя сказка», чтобы представить сертификат качества новой продукции. Так как у Уварова были личные связи с сотрудниками института питания РАМедН (там рабо­тали два его друга детства), он пообещал проведение оценки в наикратчайшие сро­ки. Директор с трепетом ждал результатов анализа. Конечно, как любому предпри­нимателю, ему не чужды были слова опасение, риск, сомнение, однако здесь он был уверен на 90% в успехе предстоящей кампании. Каково же было его удивление, когда он прочитал в заключении о качестве йогурта «Летняя сказка» о том, что в этом йогурте обнаружен генетически модифицированный крахмал (генетически мо­дифицированный компонент составлял 1,1%).

Директор был хорошо осведомлен о современных достижениях генной инженерии, проблемах биобезопасности и имею­щейся законодательной базе в данной области, но также он прекрасно понимал, что такие результаты анализа его новой продукции могут негативно повлиять на даль­нейшее продвижение не только этого продукта, но и всей продукции предприятия, так как ученые до сих еще не пришли к единому мнению относительно влияния генетически модифицированных компонентов на организм человека, общественное мнение явно склоняется не в пользу их использования в продуктах питания.

Рабочий Уваров, несмотря на свои добрые отношения с учеными из Института питания, был некомпетентен в данном вопросе и искренне удивлялся озабоченности своего шефа. Заметив это, директор принял окончательное решение: он попросил сотрудников института питания через Константина Николаевича о сохранении конфиденциальности (оба сотрудника, будучи нравственными людьми, негативно отнеслись к такого рода просьбе, но из-за уважения к другу согласились), а что касается этикеток, то решил ничего не менять в описании состава йогуртов серии «Летняя сказка» и оставить все на прежних местах.

Проанализируйте описанную ситуацию. Выявите моменты, когда действующие лица преступают закон и моральные принципы. Аргументируйте свой ответ. Как бы Вы поступили на месте директора «Ленмола»? Какие бы внесли изменения в работу пред­приятия?

2.3. Информационный материал.

Последние два десятилетия характеризуются выдающимися достижениями биотехнологий, в частности по конструированию трансгенных растений. Как и всякое новое достижение человечества, трансгенные растения привносят в нашу жизнь, как пользу, так и определенные опасения возможных негативных последствий для окру­жающей среды и здоровья человека.

Преимущества трансгенных растений:

1) устойчивость к пестицидам, инсектицидам, вредителям, болезням - обеспечивается снижение потерь сельхозпродукции при выращивании, хра­нении и улучшении качества;

2) создаются продукты с улучшенной или измененной пищевой ценностью, ус­тойчивых к воздействию климатических факторов, имеющих улучшенные вкусовые качества.

Опасения ученых:

1) Наличие во многих генетически модифицированных продуктах (ГМП) генов устойчивости к антибиотикам. Считают, что эти гены могут передаваться в желудке человека эндогенной флоре, в том числе и патогенной, в результате чего она приоб­ретает устойчивость к данному антибиотику. В настоящее время разрабатываются новые подходы, которые исключают применение маркерных генов устойчивости к антибиотикам на другие, безопасные для человека.

2) Возможность проявления у потребителей аллергических реакций, которые могут проявляться в виде сенной лихорадки, бронхиальной астмы, крапивницы и др. В настоящее время проводится предварительное выявление аллергических свойств организма - источника гена.

3) Источники генов часто являются микроорганизмами, а сам процесс осущест­вляется посредством патогенных бактерий, особенно агробактерий.

4) Сообщения о неблагоприятном воздействии трансгенных растений, содер­жащих ген инсектицидности от бацилл (Bacillusthuringiensis), на пищеварение жи­вотных, подавление иммунитета и другие расстройства.

5) ГМП недавно начали использовать в пищу, поэтому еще мало фактов об от­даленных последствиях потребления ГМП на здоровье детей, которое может про­явиться через несколько лет.

6) Известный ученый сэр Пол Нерс считает, что "дефекты" ДНК могут стать од­ной из причин дискриминации общества, так как примерно через 20 лет появится возможность выяснить полный набор генов у каждого новорожденного. Это, конечно, "+", так как люди будут вести более здоровый образ жизни, но и "-": при поступлении на работу предпочтительны будут люди без дефектов. В случае расшифровке гено-ма в частном порядке, т. е. теми, кто может финансово это себе позволить, возникнет ге­нетически низший класс.

В настоящее время изучением и испытанием генетически модифицированных (ГМ) растений занимаются сотни коммерческих фирм во всем мире с совокупным доходом более 100 млрд. долларов в год.

Одной из ведущих мировых компаний является компания «Монсанто» (США), образованная в 1901 году. С начала 80-х годов ученые компании работают над по­лучением трансгенных растений (первые трансгенные растения были созданы в США, Германии и Бельгии в 1983 году). Одним из новых растений компании «Мон­санто» является картофель «Ньюлиф», который не повреждается колорадским жуком. Трансгенный картофель разрешен для выращивания и применения в пищу в США, Канаде, Мексике, Японии, Румынии. Два сорта картофеля «Ньюлиф» проходят испы­тания в России для получения разрешения на выращивание в соответствии с требо­ваниями российских законов.

Все пищевые продукты, впервые разрабатываемые и внедряемые в производ­ство, а также впервые ввозимые на территорию России подлежат государственной регистрации, ключевым этапом которой для ГМП является проведение комплексной санитарно-эпидемиологической экспертизы. Безопасность ГМП, поступающих на российский рынок обеспечивают 4 научных центра: институт питания и институт вакцин и сы­вороток РАМедН, научный центр «Биоинженерия» РАН и Московский государствен­ный институтт прикладной биотехнологии. Контроль за пищевыми продуктами, поступив­шими на прилавки магазинов, осуществляет Госсанэпиднадзор.

В России и странах ЕС введена обязательная маркировка: при содержании в продуктах питания более 0,9% ГМ компонентов необходимо указывать их наличие.

2.4. Глоссарий.

Агробактерии - почвенные бактерии, природные генные инженеры. Умеют встраивать свои гены в геном двудольных растений. Ученые "обманывают" бакте­рию, заменяя часть ее генов на те, которые хотят ввести в растение.

Бактерии Bacillusthuringiensis широко распространены в природе и вырабаты­вают кристаллы белкового токсина против насекомых.

Маркерный (селективный} ген - ген, благодаря которому отбирают трансфор­мированные экспланты.

Трансгенные (генетически модифицированные) растения - растения с изме­ненной наследственностью, вызванной включением в их геном чужеродных генов из любых организмов с помощью генно-инженерных методов.

Трансгенез (трансгеноз) - это целенаправленный перенос генов от одних ор­ганизмов к другим. При конструировании трансгенных растений посредниками являются микроорганизмы, а также они могут быть, на ряду с растениями и животными, донорами "полезных" генов.

Эксплант - кусочек ткани растения, культивируемого в стерильных условиях для последующей регенерации.

3. Основной (аналитический) этап.

3.1. Раунды.

1) вступительное слово учителя;

распределение учащихся по группам (4-5 человек в каждой);

организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение док­ладчиков.

2) первый раунд дискуссии - обсуждение проблемных моментов в малых груп­пах, поиск аргументов и решений.

3) второй раунд дискуссии - представление результатов анализа, общегруппо­вая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений.

3.2. Указания по проведению анализа конкретной ситуации

«Модифицированный «друг».

После знакомства учащихся с предоставленными фактами начинается их ана­лиз в групповой работе. Этот процесс выработки решения, составляющий сущность метода, имеет временные рамки, которые определяет учитель.

Продуктивность групповой аналитической работы обеспечивается путем сле­дования определенному алгоритму:

анализ ситуации – целесообразно начинать с выявления и формулировки про­блемы;

выработка различных способов действия в данной ситуации - альтернатив;

выбор лучшего решения (альтернативы) с опорой на анализ по­ложительных и отрицательных последствий каждого, а также на анализ необходи­мых ресурсов для их осуществления;

составление программы деятельности с ориентацией  на перво­начальные цели и реальности их реализации.

4. Итоговый этап.

заключительная презентация результатов аналитической работы (учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы);

обобщающее выступление учителя –  анализ ситуации;

оценивание учителем учащихся.