материалы Всероссийской научно-практической конференции –Воронеж: -ВОИПКиПРО, 2012.-240с.
Актуальные подходы в вопросах здоровьесберегающей и инновационной деятельности образовательных учреждений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_vserossiyskoy_nauchno-prakticheskoy_konferencii_2012g.docx | 17.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальные подходы в вопросах здоровьесберегающей и инновационной деятельности образовательных учреждений: материалы Всероссийской научно-практической конференции –Воронеж: -ВОИПКиПРО, 2012.-240с.
Здоровье, обучение и воспитание – неотъемлемые части единого процесса формирования полноценной личности.
О.А. Бовкун
МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 78, Железнодорожный район г. Воронеж
Одной из наиболее острых проблем современного образования является то, что многие педагоги недостаточно глубоко понимают, почему и каким образом следует внедрять в учебный процесс технологии сбережения здоровья учащихся, зачем и как создавать здоровьесберегающую среду образовательного учреждения.
На наш взгляд, создание здоровьесберегающей среды образовательного учреждения, а также обучение учащихся навыкам сохранения здоровья, является одной из первостепенных задач современной общеобразовательной школы.[1]
Возможности школ по сохранению и укреплению здоровья учащихся не ограничиваются введением в школьную программу уроков, посвященных ЗОЖ. Школы обладают огромным потенциалом, который нужно реализовать в полном объеме.
По данным исследований, проведенных НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, уровень здоровья школьников за время обучения снижается в 4-5 раз, практически здоровыми оканчивают школу не более 2- 4 %. Дефицит знаний по вопросам здорового образа жизни способствует распространению вредных привычек и факторов риска, провоцирующих возникновение заболеваний.[2,3]
По этим причинам в школах остро ощущается необходимость создания здоровьесберегающей среды, реализация эффективных программ сохранения и укрепления здоровья учащихся, обеспечивающих получение ими систематизированных знаний, умений и навыков, усиливающих мотивацию, стремление к здоровому образу жизни.[4]
Российский физиолог академик А.А. Ухтомский считал: чем больше человек трудиться в благоприятных условиях, тем он больше поглощает энергии из внешней среды и вовлекает её в сферу своей деятельности. На создание таких условий труда учащихся и педагогов и нацелено здоровьесберегающее образование. В его основе лежат принципы природосообразности и доступности, целесообразности и безопасности, утверждение позитивного морально-психологического климата в коллективе, доверительных отношений педагогов и учащихся.[5]
Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения представляет собой комплекс социально- психологических, воспитательно- учебных и физиолого –гигиенических условий, направленных на формирование, укрепление и сохранение здоровья участников образовательного процесса.
Создание таких условий необходимо рассматривать как комплексную систему, включающую следующие направления здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях: воспитательно- образовательное; оздоровительно- профилактическое; физкультурно-оздоровительное; коррекционно –развивающее; а также мониторинг состояния здоровья и развития учащихся. Для создания здоровьесберегающей образовательной среды необходима высокая компетентность педагогов в этой области. Поэтому в основу педагогической деятельности современного учителя должны быть положены принципы здоровьесберегающих образовательных технологий. А именно: 1) Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; 2) индивидуализация; 3) связь теории с практикой; 4) наглядность) 5) системность и последовательность; 6) непрерывность; 7) повторение; 8) цикличность; 9) сознательность и ответственность; 10) всестороннее и гармоничное развитие личности; 11) комплексный междисциплинарный подход к обучению и воспитанию школьников.[6]
Таким образом, знание и применение принципов здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе позволит педагогам сделать обучение более легким для школьников и эффективным, положительно влияющим на общее состояние здоровьесберегающей образовательной среды школы. А внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, позволит по –новому подойти к решению школьных проблем сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Список литературы
- Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.
- Ляхович А.В. , Маркова А.И. Здоровый образ жизни – альтернатива наркомании: учебное пособие для врачей и педагогов/ А.В. Ляхович, А.И. Маркова. – Москва – Воронеж, 2004.
- Мирская Н.Б. нарушение осанки. Типичные ситуации: брошюра (учебное издание) / Н.Б. Мирская. М: Чистые пруды, 2005.
- Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / под ред. И.А. Баевой. – СПб: Современный учебник, 2006.
- Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006. С. 147
- Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.